|
Познавательная деятельность в Сети
Возможности познавательной деятельности в Сети определяется тем, что Интернет изначально представляет собой большой справочник, где представлены самые разные темы. Здесь можно обнаружить свежие новости, материалы газет и журналов, бесплатные объявления, разные базы данных — адреса и телефоны учреждений и граждан, наличие лекарств в аптеках и т.п. [141].
Характеристики Сети как информационной среды для рядового пользователя перечисляются в работе Л. О. Пережогина: безграничность информационных ресурсов частного, научного или общественного характера; возможность получения информации в любой из технически существующих форм — текстовом, аудио, видео и т. д.; возможность для каждого пользователя размещать в Сети и делать доступной для неограниченного числа других пользователей собственную информацию без
| привлечения значительных материальных ресурсов; возможность обратной связи между пользователем и предоставившим информацию субъектом. Одной из основных проблем получения информации в Интернете является ее достоверность. Оценить качество получаемых сведений отчасти позволяет присутствие в Сети имеющих хорошую репутацию систем доступа к информации (газет, телевидения, издательств, радиоканалов), в виде создаваемых ими on-line версий, отчасти — работа администраторов поисковых систем, но в большей степени определение достоверности информации является задачей, решаемой самим пользователем [159].
Становясь орудием познания, киберсреда оказывает влияние на протекание интеллектуальных процессов, формируя особое, адекватное своим свойствам, мышление.
Наиболее полную разработку проблемы специфического Net-мышления мы встречаем в работе Е. Е. Прониной [173].
Автор рассматривает особый тип мышления как отражение специфики сетевого текста. К наиболее значимым отличиям такого текста
2.3. Что мы делаем в Интернете? 45
относятся: наличие в нем гепертекстовых ссылок («линков»), его своеобразная «ассорти-композиция», специфические темпоритм и стилистика.
• Благодаря «линкам» сетевой текст вписывается в многочисленные и разнообразные контексты, задающие в принципе незамкнутое множество его значений. Кроме того, по мере движения по ссылкам, число которых не лимитировано, мысль читателя может переориентироваться, подчинившись побочным импульсам любопытства, или даже непроизвольно перемениться под влиянием новых данных.
• Композиционная специфика отражает ситуацию кристаллизации смыслов в условиях фундаментальной неопределенности, когда на первый план выдвигаются субъективные основания наделения смыслом. При этом композиция упрощается до простого перечня фактов, мнений, прецедентов, цитат, подробностей, привходящий обстоятельств, персоналей, потому что наличие привычных для других видов текстов сюжетных ходов стеснило бы спонтанность выбора информационных элементов и замедлило бы скорость перебора вариантов формирующейся у субъекта информационной картины.
• К темпоритмическим особенностям автор относит сугубую лаконичность, прерывистость изложения, использование эллипса1* в качестве основной стилистической фигуры, благодаря чему Net-мышление по своим характеристикам сопоставимо с феноменом внутренней речи.
• Стилистически интерактивность сетевого текста выражается в его публичной субъективности, проявляющейся в нарочитой смопре-зентации, макароническом словоупотреблении, слэнговой фразеологии, упрощенности и одновременно жеманности синтаксиса, экстравагантности и апломбе суждений как устойчивых типологических признаках. Смыкание «пароксизма публичности... и выплеска субъективности» делает возможным высокоэмоциональное соприкосновение влечений индивидуального бессознательного с архетипами коллективной психики. Элемент самоупоения, характерный для публичной субъективности, раскрепощает сознание: человек мыслит, говорит и действует без оглядки на регламент, субординацию и приличия, следуя собственным интенциям, видя мир в свете личных интересов и ощущая свое прямое воздействие на ситуацию. Его суждения приобретают смелость, прямоту и четкость. Публичная субъективность превращается, тем самым, в универсальный эвристический прием.
Порождаемая перечисленными особенностями текста, специфика новой парадигмы мышления обозначается как его «фрактальность» (фрагментарность). Современный человек, указывает Е. Е. Пронина, — сталкивается с таким количеством разнообразных и часто внешне не связанных фрагментов информации, что у него появляется возможность
Прием пропуска элемента высказывания, легко восстанавливаемого благодаря наличию общего для говорящего и слушающего контекста.
46 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.3. Что мы делаем в Интернете? 47
и необходимость отказаться от установления причинно-следственных отношений, и перейти к декодированию сообщений по принципу подобия собственным влечениям и содержащимся в памяти паттернам («фракталам»). Он невольно переходит на мышление фрагментами, когда вывод является не фиксацией однозначного следствия единой причины, а кумулятивным эффектом множества взаимодействующих, накапливающихся и концентрирующихся случайностей. В Net-мышлении кумулятивная причинность становится фундаментальной категорией сознания. При этом объективное и субъективное, рациональное и иррациональное соотносятся на равных. Фрактал как комплекс информации (и единица мышления) представляет собой сообщение и одновременно является компонентом цельной картины; он принципиально незавершен, структурно раскрыт для интерактивного контакта. Для его освоения требуется собственная активность: «додумывание», привлечение дополнительных сведений, личный опыт, сверка с реальностью. Пульсация внутреннего алгоритма задает ритм самоорганизации фрактала, структура которого остается открытой для поступательного развития, так как число итераций в принципе бесконечно [173, с. 271-288].
Поисковое поведение в Сети ранее всех прочих стало интересовать маркетологов, чьи исследования ориентированы на анализ поведения клиента — посетителя или покупателя с целью улучшения «видимости» сайта в результатах выдачи поисковых систем по поисковым запросам. Об актуальности подобных исследований говорит, например, такой факт: к 2002 г. почти половина европейских пользователей предложения работодателей в случае необходимости искала в Сети [132].
Категорией, операционализируюшей поисковое поведение пользователя, является глубина интереса пользователя — количество времени, проведенное пользователем на сайте в ходе сессии, и количество страниц, просмотренных пользователем на сайте в ходе сессии [58]. В рамках маркетинговых исследований выявлена склонность 70-90% посетителей Интернета искать определенную информацию с помощью поисковых систем (которые также называют поисковыми машинами), при этом просматривать лишь небольшую часть результатов поиска (2-3 страницы) [167].
С. Sherman, анализируя результаты исследований за несколько лет, приходит к выводу о росте «разборчивости» клиентов: если в 2002 г. 81 % пользователей поисковых машин просматривали первые три страницы выдачи, а 48 % пользователей просматривали сайты только с первой страницы результатов поиска, то к настоящему времени эти цифры составляли соответственно 62 % и 90%. 41 % пользователей, из тех, которые продолжают поиски, если не находят удовлетворительного ответа на первой странице, используют другие поисковики или переформулируют запрос; четыре года назад так поступало лишь 28 %. С другой стороны, выявляется рост лояльности: в случае неудачного поиска 82 % делают повторный запрос через тот же поисковик, видоизменяя искомое словосочетание, а в 2002 г. такую лояльность поисковой системе проявляло лишь 68% пользователей.
Из опрошенных британцев, как показало исследование маркетинговой фирмы Harvest Digital, только 24% используют одну поисковую систему, 20% пользуется четырьмя и более поисковиками. Британские пользователи полагаются на поисковые системы как важный источник информации, но в то же время не доверяют полученным результатам. Только 22 % уверено в том, что они всегда получают необходимую информацию. При этом пользователи считают, что это происходит по их вине. Только 8 % заявило, что проблема заключается в плохой работе поисковых машин. Гораздо больше опрошенных считают, что они вводят некорректные запросы (36%) или ищут слишком специализированную информацию (32%). Оставшиеся 24% обвиняют рекламодателей. Для 17 % основным фактором выбора сайта является выдача сайта на первой позиции; 36% пользователей уверено, что те компании, чьи сайты выдаются на верхних позициях, являются лучшими в своей области [148].
Таким образом, маркетологические исследования не только демонстрируют необходимость учета психологических особенностей пользователей для эффективной организации поискового продвижения сайтов, но и выявляют различия отношения посетителей поисковых систем к этим средствам.
Теоретический анализ поискового поведения пользователей Япс1ех'а предпринял Н. Бузикашвили. Автор вводит такие категории описания феномена, как логическая структура и пространство физической реализации поиска, типы отображений (реализаций) логической структуры, типы сессий как проекции реализации на подпространства пространства реализации. Им высказано предположение об ограничениях на реализацию, вытекающих из ограниченности кратковременной памяти; построена процедура автоматического выявления логических сессий и проверены гипотезы об их чередовании; получены стандартные характеристики поискового поведения пользователя русскоязычного Веба [32].
При эмпирических исследованиях внешне измеряемая глубина интереса дополняется такими внутренними переменными, как восприятие сложности поисковой задачи, критерии успешности поиска, основания прекращения поисковой активности [304]. Исследуются объективные и субъективные факторы, определяющие сетевое поисковое поведение.
К группе объективных детерминант можно отнести различия в форме предоставления информации [234,396]. В частности, при использовании наиболее распространенных иерархических поисковых систем пользователь должен обладать достаточно развитыми навыками, которые оказываются базовыми: владение клавиатурой, орфографическая грамотность, установление логических отношений между понятиями в границах логики Буля с целью выделения ключевых слов (что практически определяет возрастной порог доступности таких поисковых систем) [242]. Исследуется также влияние принципа неопределенности [380] и устройства используемых поисковых систем. Так, исследование J. R. Griffiths и Р. ВгорМу выяви-о, что коммерческие сетевые проекты определяют поисковые стратегии, спользуемые студентами британских университетов: если систему Google
48 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.3. Что мы делаем в Интернете?
используют в качестве первичного источника информации 45 % опрошенных, то каталоги университетских библиотек привлекают в том же качестве только 10% [304].
Субъективный фактор описывается как сфера пересечения особенностей субъекта и объекта (пользователя и поисковой задачи) [445]. В качестве важнейшей детерминанты направленного на поиск информации поведения рассматривается задача, стоящая перед пользователем [237, 243, 249,250,310,368,394,502,515]. Оказывается целесообразным выделение типов задач: поиск фактов (информации), интерпретация или исследование; среди параметров, влияние которых на поисковое поведение наиболее значимо, указывается трудность задачи, которая может быть объективной и субъективной; последняя делится в свою очередь на ожидаемую и действительную [368].
Так, в работе J.Gwizdka и l.Spence исследуются связи между операциональными показателями поискового поведения в Интернете, объективной сложностью и субъективно воспринимаемой сложностью выполненного задания. Оказалось, что объективными предикторами субъективных характеристик решаемых в Интернете поисковых задач являются: количество просмотренных для решения веб-страниц, время, затраченное на каждую страницу, степень отклонения от оптимального пути поиска и линейность этого пути [310].
Предметом исследования J. Kim явилась сложность поисковой задачи, связанная с особенностями процессов восприятия и оценивания пользователя; чем больше (судя по времени и количеству затрачиваемых усилий) пользователь вовлечен в решение, тем более сложной представляется ему задача [365].
Обширное общеевропейское исследование спонтанно (в отсутствие специального обучения) формирующихся стратегий поиска информации в Сети [488] показало необходимость рассмотрения объективных (типы сайтов) и субъективных (цели, приемы, критерии оценки) фактов. Вебсайты могут быть трех типов: коммерческие порталы (такие, как Yahoo или MSN), поисковые машины (например, Google или AltaVista), тематические (многочисленные сайты, особенности которых определяется тематикой). Субъективно продукт их деятельности оценивается пользователями по числу ответов на запрос, и при этом ценным может оказаться небольшое количество альтернатив: выявлено, что только в трех случаях из пятидесяти пользователь переходит ко второй странице списка результатов поиска.
По данным опроса пользователей, наиболее важными характеристиками, на основе которых производится выбор поисковых систем, являются: надежность, скорость, качество информации, дизайнерские качества сайта, гарантии конфиденциальности, понятные оформление и язык, возможность использования местных идиом, очевидная связь с решаемой проблемой, отсутствие необходимости предоставлять личную информацию, отзывы других пользователей, друзей или СМИ.
По тому, что является содержанием и итогом поисковой деятельности, исследователями были выделены три группы пользователей:
• использующие пассивную стратегию поиска обращаются к Интернету часто, предпочитают популярные вебсайты (преимущественно коммерческие порталы), просматривают тексты на родном языке. При отборе информации они руководствуются соображениями прямого отношения к запросу. Они доверяют простым и понятным интерфейсам. При отсутствии ответа на запрос они считают, что в Сети такой информации нет;
• использующие стратегию отбора — наиболее типичные посетители Интернета. Обычно они обращаются к вебсайту, когда уже что-либо знают по интересующему их вопросу. Просматривая результаты поиска, они принимают во внимание количество альтернатив, удобна ли навигация и т.д. Отбирая содержание, они предпочитают информацию, представленную в прямой и понятной форме. Они ищут сайты, на которых можно найти исчерпывающую информацию о знакомых предметах;
• использующим динамическую стратегию Интернет предоставляет широкие возможности. Техническая компетентность таких пользователей позволяет им обращаться к разным вебсайтам в зависимости от задачи поиска. Их собственное знание о предмете поиска помогает получать релевантную информацию в более эффективном режиме. Просматривая результаты поиска, они принимают в расчет такие параметры, как количество альтернатив, время и скорость, используемые языки, возможность использования родного языка и удобство интерфейса. При отборе информации учитываются все релевантные факторы: надежность, конфиденциальность, соответствие информации запросу, простота и ясность ее формы и достоверность ее содержания. Такие пользователи достигают наилучших результатов [235,488].
При описании субъектных особенностей пользователей внимание исследователей привлекают такие характеристики, как возраст [242, 261, 309] и пол [381], локализация доступа к Сети (рабочее место или дом) [323], индивидуальные различия [298,364,447], мотивационные и эмоциональные особенности [369,398,464], специфика представлений (организации знаний) [319,370] и поисковые стратегии [309] пользователей; вербальные навыки [321], наличие опыта решения поисковых задач [319,385,405], индивидуальные особенности поискового поведения в физической среде [367] и т. д.
Возрастные особенности пользователей, и прежде всего, связанные с ними естественные ограничения, требуют учета как при решении задачи создания системы эффективной поддержки перевода образования на высокотехнологичную основу [242], так и при обучении пользованию Интернетом людей пожилого возраста [261,473].
Лол: судя по данным наблюдения за поисковым поведением школьников, проведенного канадскими исследователями, можно говорить о том,
50 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
что мальчики формулируют относительно более короткие запросы, тратят меньше времени на частные страницы, просматривают больше гипертекстовых ссылок и, в общем, более активны в Сети по сравнению с девочками [381].
Локализация доступа приобретает значимость в связи с развитием домашнего Интернета. «Диванный» пользователь, как правило, не ищет информацию, связанную с его работой или учебой, он интересуется чем-то совершенно личным. Проведенное американскими учеными исследование, в рамках которого пользователи вели специальный дневник, показало, что домашний поиск отличается от аналогичной активности на рабочем месте: ищут чаще, короче, менее широко и более разнообразную информацию [323]. Пользователи, имеющие домашний доступ к Интернету, характеризуются по результатам европейского исследования как более опытные и более искушенные в поисковой деятельности [488]. С другой стороны, при использовании Интернета оказывается возможным пренебрегать требованиями дисциплины на рабочем месте: судя по опросам европейских пользователей, треть анкетированных признала, что во время работы пользуется услугами Интернет-магазинов или занимается поиском туристических предложений [132].
Опыт: D. Nahl и С. Tenopir использовали при обучении новичков программу, которая постоянно призывала учащихся озвучивать свои мысли; благодаря этому была собрана информация о характеристиках субъектов (цели, мотивация, удовлетворенность поиском), а также возникающих у них в течение обучения вопросах. Среди спонтанных высказываний выделены имеющие отношение к аффективной, когнитивной и сенсомоторной сторонам поисковой активности. Показано, что в основном поиск направлен на информацию, необходимую для работы; при обнаружении релевантных текстов новички стремятся их сохранить или распечатать, а не прочитать или просмотреть; как правило, результатами поиска они удовлетворены [405]. В связи с этим представляет особый интерес замечание С. Holscher и G. Strube, о том, что для опытного пользователя поиск релевантной информации часто является трудоемким и фрустрируюшим занятием [319].
Аффективные особенности: в работе K.-S. Kim, посвященной исследованию связей когнитивных и аффективных характеристик (когнитивные стили и стили разрешения проблем) и поисковых стратегий пользователей, показано, что при факторизации выделяются факторы фокуса контроля и эмоционального контроля. Первый фактор определяет навигационную активность, в том числе, движение по ссылкам и возврат, а второй влияет на поисковую активность, включая поиск по ключевым словам, а также производительность поиска, измеряемую по его точности и тщательности [369]. Любопытно, что R. White и S. M. Drucker выделяют среди пользователей «навигаторов» и «исследователей», указывая на значительные различия в поисковом поведении представителей этих «классов» [515], что может быть связано со специфической траекторией личностного развития пользователей, обладающих определенными аффективными и когнитивными характеристиками.
2.3. Что мы делаем в Интернете? 51
Информацию о текущих исследованиях интеллектуальных и семантически-ориентированных поисковых системах можно получать на научно-образовательном портале «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей» [125].
Обучение как реализация познавательной потребности в Интернете привлекает внимание прежде всего специалистов в сфере среднего, высшего и последипломного образования; исследуются проблемы, связанные с техникой и содержанием образования, влиянием опосредованного Сетью учения на личность и межличностные отношения [37, 252, 290, 348, 373, 384, 386, 398,441,443,444,492, 538].
В русле подобных исследований рассматриваются вопросы, связанные с влиянием увлечения Интернетом на школьную успеваемость, IQ, развитие воображения, чтение в детском и подростковом возрасте. В целом исследования показывают, что такие факторы, как внутрисемейная атмосфера и особенно детско-родительские отношения оказываются более сильными факторами, определяющими развитие интеллектуальных функций [106]. Показано, что пребывание в Интернете может положительно влиять на зрительно-пространственную функцию [469], развитие индуктивного мышления, двигательные функции и способность к концентрации2' [106, с. 234], школьную успеваемость [355]. Продемонстрированы возможности использования в образовательных системах технологий Интернета, способствующих развитию мыслительных, мнемических, аттенционных, имажитивных, сенсорно-перцептивных действий [35]. Использование обучающих Интернет-технологий может решить проблему индивидуализации обучения [134], обеспечения профессионализации при получении высшего образования [528] и профессионального роста после обучения [142].
Одним из примеров использования потенциала Сети в целях образования является проект «Интернет-школа „ Просвещение.ги"» [174]. Приоритетным направлением деятельности Телешколы стали открытое образование, развитие системы дистанционного образования, разработка специализированных сетевых учебных курсов и их использование в учебном процессе в образовательных учреждениях, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Образовательный ресурс Интернет-школы включает в себя разработанные специалистами Телешколы программы по предметам базисного учебного плана для учащихся III ступени общеобразовательных учреждений, банки разноуровневых тестов, заданий тренажера, контрольных и домашних работ, лабораторный практикум удаленного доступа, различные творческие задания и проекты. Образовательный ресурс Интернет-школы позволяет решать задачи дистанционного обучения участников проекта, проживающих как в различных регионах России,
«Люди, играющие постоянно (в видеоигры), похоже, развивают способности к концентрации и в особенности ментальное состояние, прежде регистрируемое лишь у атлетов высшей лиги» [ 106, с.46|.
52 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.3. Что мы делаем в Интернете?
так и за рубежом, организации сетевого взаимодействия школ, внутри-школьной профилизации при профильном обучении старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов, подготовки к единому государственному экзамену.
В связи с широким внедрением Интернета в повседневную жизнь и в практику школьного обучения, совершенствованию его потребительских качеств и ориентации большой части сетевых ресурсов на молодежь возникает эффект преобразования среды обучения: в быту взрослые пользователи (родители и учителя, не использующие Интернет-технологии) уступают детям. Своеобразным следствием интернатизации становится обновление формы старой проблемы отцов и детей, разделяемых теперь отношением к Интернету и вообще современным информационным технологиям [106,366,472,505,521]. Поколение Net быстрее овладевает и эффективнее пользуется ресурсами Сети, нежели взрослые. Исследования показывают, что это связано преимущественно с двумя факторами: большей пластичностью метальных структур ребенка по сравнению со взрослым и предпочтение детьми индуктивного способа обучения в то время как взрослые придерживаются дедуктивного способа, менее эффективного в работе с компьютером 1106,490].
На стыке проблематики поискового поведения и обучения (как приобретения знаний) исследуются факторы и особенности деятельности по поиску информации, связанной со здоровьем [300-302,461,489,508]; некоторые авторы выдвигают задачу формирования эффективных и безопасных стратегий поиска медицинской информации [400,522].
Реализация в Сети познавательной деятельности ближе всего соответствует функциям, изначально определявшим развитие высокотехнологичных информационных устройств. Однако по мере приспособления к нуждам и вкусам широкой публики Интернет приобрел такую толерантность по отношению к совершаемым в нем действиям, что в среднем ни поисковая активность, ни обучение, ни получение консультаций не является, по-видимому, на настоящий момент ведущими формами Интернет-поведения. Даже в тех случаях, когда, судя по внешним условиям деятельности, она должна быть связана с получением в Сети информации, прагматика отступает на задний план: студенты вместо того, чтобы искать необходимые справки и сведения, болтают в чатах, что ведет к снижению академической успеваемости [385]; в какой-то фирме выяснили, что лишь 23 % трафика с рабочих мест приходится на работу [227]; подсчитано, что в среднем организации вынуждены тратить до 6 % от общих расходов на оплату бесполезного блуждания по Сети своих сотрудников, или серфинг ([239], другое название — стемминг [299]).
Хакерство как вариант познавательной деятельности в Интернете
Другим видом искажения познавательной активности, опосредованной Интернетом, является хакерство, которое, с одной стороны, предстает
как яркий пример творческой одаренности в сфере применения информационных технологий, а с другой — как увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки профессиональной или учебной деятельности и необходимости [5,14]. Существуют и гораздо более жесткие определения: в литературе часто встречается представления о том, что хакерство — это связанная с компьютерами и Интернетом преступная деятельность [119, 139,435]. М. Вершинин считает, что «из-за своей децентрализованности и отсутствия единой идеологии, отдельные группы движения хакеров всегда будут являться частью терроризма, криминального мира, радикальных обществ и деструктивных культов» [43].
Однако такой эксперт в сфере борьбы с компьютерной преступностью, как К. Касперски, отмечает: парадоксально, но компьютерные преступники принесли больше пользы, нежели вреда и в экономическом, и в социальном планах. Помимо того, что реальный ущерб, приносимый вандалами, составляет 5-10% от общего числа случаев потери информации (против 50 %, приходящихся на ошибки самих пользователей), их существование обеспечивает рабочие места специалистам по компьютерной безопасности [107, с. 27-28]. Вообще явление хакерства, как можно видеть из излагаемого материала, вызывает противоречивое отношение как в специальной литературе, так и на уровне обыденного сознания.
Термин «хакер» менял свое содержание с течением времени. Если изначально он ассоциировался с деятельностью выдающихся программистов, занимающихся компьютерами на научном уровне [256,490], то в настоящее время критерием хакерства становится удачная или неудачная попытка получить несанкционированный доступ или несанкционированное использование компьютерных систем. Считается, что термин не описывает гомогенную группу; скорее, он служит обозначением, объединяющим субгруппы, различающиеся мотивами и целями [425]. Например, среди крэкеров — людей, которые исследуют компьютерную систему и наносят ей урон, выделяют категории информационных брокеров, метахакеров, darksider'oB, киберпанков [226].
В исследовании деятельности хакеров М. Вершинин [43] выделяет три подхода.
• Первый из них на основе критерия несанкционированного вторжения в информационную систему отождествляет хакерство с преступной деятельностью, классифицируя ее по целям («шутники», «фрикеры», «сетевые хакеры», «взломщики-профессионалы», «вандалы»), средствам (хакеры "software", «сетевые», «почтальоны», «вирусописатели», «вербовщики»), типам мотивации хакерской деятельности (материальная заинтересованность, политические, религиозные мотивы, поиск информации о конкурентах, желание отомстить, стремление доказать свое мастерство).
• Второй подход опирается на критерий мотивации при оценке деятельности хакеров: хакер — человек подсматривающий и ищущий, может быть корыстным взломщиком — кракером (в другой транс-
54 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.3. Что мы делаем в Интернете? 55
крипции — крэкером), или разрушителем-кибертеррористом, ки-берпанком, хактивистом.
• В рамках третьего подхода хакерство рассматривается как истори ческий и социокультурный феномен, имеющий собственные спе цифические признаки на различных этапах своего развития.
Описывая национально (или культурно) специфичные особенности хакерства как субкультурного явления, М. Вершинин дает портреты американского, европейского, азиатского «типа хакера».
Российский тип хакеров отражает, по мнению автора, обшие особенности национальной ментальное™ (неопределенностьсамосознания и поиском культурной идентичности; бинарный характер существования и развития культуры; коллективизм сознания, отрицающего иерархию; отношение к власти и законам как внешнему, чуждому элементу и т. п.); к его характеристикам относятся следующие черты:
• это подросток или мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, как правило, не привлекавшийся к уголовной ответственности;
• владеет компьютером в диапазоне от начального до высокопрофессионального уровня;
• добросовестный работник, но с завышенной самооценкой, нетерпимый к насмешкам, потере социального статуса;
• отличается ярко выраженной индивидуальностью, обычно скрытен, любит уединенную работу, мало общителен;
• в большей степени предрасположен к идеологическому обоснованию взломов, чем его собратья за рубежом [43].
В историческом плане хакерство как социокультурный феномен эволюционировало настолько значительно, что некоторые авторы считают некорректным применять самый термин в отношении современных компьютерных подпольщиков, которых следует считать просто компьютерными террористами или представителями делинквентной молодежи [402].
Схематично выделяют раннее и современное хакерство.
В момент свое го зарождения, по мнению С.Дрейфус [74], движение хакеров служило выражением ряда нерешенных социальных и психологических проблем. Характерными особенностями представителей хакер-ской субкультуры были бунтарское отношение к любым проявлениям власти; высокий интеллект (в основном, технической направленности); семейное неблагополучие; школьная дезадаптированность, развивавшаяся по вине недалеких учителей, «угнетавших» способных детей; наличие признаков душевной болезни или таких симптомов, как одержимость, зависимость, неуравновешенность; отсутствие выраженной алкогольной, а тем более, наркотической зависимости («это противоречило бы сжигающему их желанию знать, притупило бы остроту их восприятия»).
Хакерами первых поколений двигали такие мотивы, как принадлежность к динамичному современному виду деятельности; потребность в уважении и восхищении, которая удовлетворялась благодаря успешно проведенным «операциям»; общение с себе подобными — блестящими, но странными и замкнутыми людьми, интересующимися тонкими техническими компьютерными проблемами; стремление к обретению
индивидуальности, построенной на основе технической подкованности, а не возраста, внешности или социального статуса, что было шансом для тех, кто чувствовал себя изгоем в реальной жизни, не имел «нормальных» друзей в школах и университетах, не смог избавиться от своей подростковой неловкости.
Свойственное юности стремление ко всему новому и неизведанному, сталкиваясь с наличием, с одной стороны, технических и финансовых ограничений, с другой — нерациональным, с точки зрения хакеров, использованием мощных ресурсов, имевшихся у государственных и коммерческих структур, порождало антиавторитарную и антиправительственную направленность идеологии компьютерного андеграунда, в которой, однако, «не было ожесточенности». Золотыми правилами раннего компьютерного андеграунда были следующие: не наносить вреда компьютерным системам, которые ты взламываешь (не говоря уже об их уничтожении); не изменять информации в этих системах (за исключением регистрации, чтобы замести следы); делиться информацией с другими.
S. Levy дает описание «этики настоящих хакеров»: доступ к компьютеру — и всему, что обучает, — должен быть неограниченным и всеобщим; вся информация должна быть свободной; недоверие к власти, провозглашение децентрализации; хакер — это его достижения, а не образование, возраст, раса или социальное положение; компьютер — средство искусства; компьютер изменяет жизнь к лучшему; компьютер дает возможность самому определять правила игры [388].
Организованный по принципу «королевского двора, населенного аристократами и придворными с различными степенями старшинства и духом соперничества» [74], мир хакеров предоставлял возможность «карьеры», продвижения в иерархии, основанной на уважении к «мастерству». Постепенно, однако, основным занятием андеграунда становится фрикинг (взлом телефонных систем) и кардинг (кража номеров телефонных карт и кредитных карт с целью использования для оплаты личных счетов), то есть лишенные флера «аристократизма» откровенно воровские действия. В итоге сообщество распадается, так как стремление к обогащению не может служить идеологической основой для формирования партнерских отношений [74].
Современный хакер может довольно плохо представлять себе, как действуют используемые им технические средства, но это не мешает ему быть достаточно эффективным и заслуживать уважение в своей среде [102]. Возможность имитации хакерской деятельности, воспроизведения чужих находок и приемов ведет к тому, что помимо специалистов высокого уровня к сообществу принадлежат так называемые wannabee («хочу быть как») [14].
Еще одной исторической особенностью современного состояния субкультуры хакеров является тенденция к усилению «андеграундности» и сращению (в частности, работа по найму) групп хакеров с различными криминальными, радикальными и террористическими организациями;
56 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.3. Что мы делаем в Интернете?
на основе такого объединения возникают явления, получившие названия «кибершпионаж», «кибертеррор», «киберпреступление» [43].
Согласно определению G. Weimann, кибертеррористы проникают в государственные и частные компьютерные системы, нанося ущерб военному, финансовому и инфраструктурному секторам развитых экономик. Автор прослеживает историю термина и обсуждает обоснованность объединения разнообразных явлений, наблюдаемых в киберпространстве, под настолько эмоциогенным названием. По его мнению, необходимо различать кибертерроризм и хактивизм, означающий объединение хакерства и политической активности. В отличие от хакеров, не интересующихся политикой, хактивисты используют виртуальные блокады, e-mail атаки, внедрение и разрушение компьютерных программ, компьютерные вирусы В политических целях [512].
Для общественного мнения при формировании образа хакера мифология, созданная усилиями журналистов, является гораздо более значимым материалом, чем реальные поступки и особенности личности [256]. В СМИ и подростковой субкультуре на смену одержимым программистам пришли новые типичные образы: мстительный составитель компьютерных вирусов, любознательный подросток, удачливый жулик, благородный Робин Гуд, гениальный злодей и т.д. |14].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|