Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование эмоциональной сферы жителей Интернета проективными методами





Один из традиционных способов изучения эмоциональной и комму­никативной сфер связан с применением проективных методик. В нашем исследовании проективные методики использовались как в минимальной степени провоцирующие работу защитных механизмов и не вызывающие протеста со стороны наших испытуемых.

Исследование проводилось на выборке из 67 человек. 40 чело­век — группа жителей Интернета — были отобраны по обсуждавшимся выше критериям: эмоциональная насыщенность Интернет-взаимодей­ствия, ориентация на общение в Интернете, значительные временные и финансовые затраты на Интернет. 27 человек вошли в контрольную группу — это те, кто лишь эпизодически обращается к Интернету и толь­ко с деловым запросом. Испытуемые в обеих группах принадлежали к одной возрастной и социальной группе — студенты московских ВУЗов.

Использовались проективные методики: тест М. Люшера, методика «Рисунок несуществующего животного», методика «Рисунок человека» и методика самооценки Дембо—Рубинштейн.

По методике Люшера было проведено дополнительное исследова­ние на выборке жителей Интернета (46 чел.). Полученные в этой группе данные точно воспроизвели данные основного исследования.




 

154 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития

Рисуночные методики позволили обнаружить, что практически все испытуемые-интернетчики имеют проблемы в сфере общения и образе Я (95%); в контрольной группе испытуемых с явными проблемами оказа­лось значительно меньше (14.8 %). Наиболее ярко проявились в рисунках сложности в принятии своего физического Я (схематичное или аморфное тело, недорисовка нижней части тела у человека) — 55 % в группе жителей Интернета и 11.1 % в контрольной группе; сложности в непосредствен­ном общении (закрытые глаза, очки, непрорисованное лицо, вид с за­тылка) — 35% и 7.4% соответственно; склонность к интеллектуализации (непропорционально большая голова при слабом теле) — 30% и 18.5%; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, возможно связан­ное со сложностями в общении с противоположным полом (животное уникально, не размножается, живет в одиночку, на далекой планете) — 32.5% и 18.5%. Напомним также, что данные рисуночных методик дают основания говорить о низкой агрессивности группы жителей Интерне­та: в рисунках несуществующего животного только у троих испытуемых (7.5 %) можно отметить некоторые признаки речевой агрессии.



Результаты исследования эмоциональной сферы по тесту Люшера также указывают на напряженность и некоторую склонность к негати­визму у жителей Интернета. 85% имеют хотя бы одну фрустрированную потребность (отвержение одного из основных цветов — синего, зеленого, красного или желтого) и 35 % — не менее двух неудовлетворяемых потреб­ностей, при этом только 25 % испытуемых этой группы не используют не­конструктивные компенсации (черный, коричневый или серый на первых позициях). Какого-либо единообразия в переживаемых проблемах не на­блюдается (отвержение каждого из четырех основных цветов встречается приблизительно равное число раз — от 32,5% до 35%), но компенсация тревоги бунтарством и отказом от общепринятых норм (черный в начале ряда) характерно для 55% всех испытуемых-интернетчиков.

Данные, полученные с помощью методики изучения самооценки Дембо—Рубинштейн, подтверждают существование определенных осо­бенностей самооценки жителей Интернета. Испытуемым были предло­жены четыре шкалы — ум, общительность, интересность, независимость. Обнаружилось, что независимость для них выступает как особая ценность: 40 % считают, что их высокие баллы по этой шкале компенсируют недо­статок общительности или интересности, а 12.5% воспринимают свою независимость как чрезмерную (для идеального Я баллы по этой шкале ниже, чем для реального Я). 47.5 % испытуемых имеют недифференциро­ванные и завышенные представления об идеальном Я, еще у 12.5% эти представления нереалистичны (по сравнению с баллами по реальному Я), у 10% самооценка занижена.



Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе жителей Интернета чаще, чем в контрольной встречаются люди со сложностями в близком общении и самораскрытии. Возможной непосредственной при­чиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки,


4.1. Характер и эмоциональная сфера 155

порождающие идеалистические требования и препятствующие формиро­ванию дифференцированных и адекватных представлений о себе.

В эмоциональной сфере такая ситуация приводит к появлению значи­тельной напряженности, попытки снижения которой — при характерном для этой группы отсутствии личностной агрессивности — осуществля­ются с помощью трех основных приемов. Во-первых, это стремление решать любые задачи, в том числе, личностные и межличностные только интеллектуальными средствами, что роднит эту группу с группой хаке­ров и высококвалифицированных программистов. Второй прием связан с формированием таких представлений о мире, в которых подчеркивает­ся уникальность, неповторимость каждого, объясняющая невозможность полного взаимопонимания. Внутреннее одиночество в такой картине мира становится системообразующей категорией, а в общении ведущим оказы­вается информационный компонент. Третий прием — негативизм и от­вержение социальных норм. При низкой агрессивности и затрудненности групповой идентификации этот путь оказывается связан не с асоциаль­ным поведением, а с индивидуальным уходом из сферы нормативного регулирования.

Проведенное исследование эмоционально-коммуникативных особен­ностей жителей Интернета проективными методиками подтвердило вы-

двинутую гипотезу о наличии у них специфических проблем в области непосредственного общения и свя­занным с этим эмоциональным на­пряжением. В этой группе преоб­ладают люди с нереалистическими и недифференцированными требо­ваниями к себе, дискриминирую-1шие собственную телесность, ощу­щающие дистанцию между собой и другими и пытающиеся компен­сировать отсутствие чувства близо­сти и взаимопонимания преувели­ченными представлениями о соб­ственной независимости, а также отказом от следования общепри­нятым нормам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.