Исследование эмоциональной сферы жителей Интернета проективными методами
Один из традиционных способов изучения эмоциональной и коммуникативной сфер связан с применением проективных методик. В нашем исследовании проективные методики использовались как в минимальной степени провоцирующие работу защитных механизмов и не вызывающие протеста со стороны наших испытуемых.
Исследование проводилось на выборке из 67 человек. 40 человек — группа жителей Интернета — были отобраны по обсуждавшимся выше критериям: эмоциональная насыщенность Интернет-взаимодействия, ориентация на общение в Интернете, значительные временные и финансовые затраты на Интернет. 27 человек вошли в контрольную группу — это те, кто лишь эпизодически обращается к Интернету и только с деловым запросом. Испытуемые в обеих группах принадлежали к одной возрастной и социальной группе — студенты московских ВУЗов.
Использовались проективные методики: тест М. Люшера, методика «Рисунок несуществующего животного», методика «Рисунок человека» и методика самооценки Дембо—Рубинштейн.
По методике Люшера было проведено дополнительное исследование на выборке жителей Интернета (46 чел.). Полученные в этой группе данные точно воспроизвели данные основного исследования.
154 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
Рисуночные методики позволили обнаружить, что практически все испытуемые-интернетчики имеют проблемы в сфере общения и образе Я (95%); в контрольной группе испытуемых с явными проблемами оказалось значительно меньше (14.8 %). Наиболее ярко проявились в рисунках сложности в принятии своего физического Я (схематичное или аморфное тело, недорисовка нижней части тела у человека) — 55 % в группе жителей Интернета и 11.1 % в контрольной группе; сложности в непосредственном общении (закрытые глаза, очки, непрорисованное лицо, вид с затылка) — 35% и 7.4% соответственно; склонность к интеллектуализации (непропорционально большая голова при слабом теле) — 30% и 18.5%; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, возможно связанное со сложностями в общении с противоположным полом (животное уникально, не размножается, живет в одиночку, на далекой планете) — 32.5% и 18.5%. Напомним также, что данные рисуночных методик дают основания говорить о низкой агрессивности группы жителей Интернета: в рисунках несуществующего животного только у троих испытуемых (7.5 %) можно отметить некоторые признаки речевой агрессии.
Результаты исследования эмоциональной сферы по тесту Люшера также указывают на напряженность и некоторую склонность к негативизму у жителей Интернета. 85% имеют хотя бы одну фрустрированную потребность (отвержение одного из основных цветов — синего, зеленого, красного или желтого) и 35 % — не менее двух неудовлетворяемых потребностей, при этом только 25 % испытуемых этой группы не используют неконструктивные компенсации (черный, коричневый или серый на первых позициях). Какого-либо единообразия в переживаемых проблемах не наблюдается (отвержение каждого из четырех основных цветов встречается приблизительно равное число раз — от 32,5% до 35%), но компенсация тревоги бунтарством и отказом от общепринятых норм (черный в начале ряда) характерно для 55% всех испытуемых-интернетчиков.
Данные, полученные с помощью методики изучения самооценки Дембо—Рубинштейн, подтверждают существование определенных особенностей самооценки жителей Интернета. Испытуемым были предложены четыре шкалы — ум, общительность, интересность, независимость. Обнаружилось, что независимость для них выступает как особая ценность: 40 % считают, что их высокие баллы по этой шкале компенсируют недостаток общительности или интересности, а 12.5% воспринимают свою независимость как чрезмерную (для идеального Я баллы по этой шкале ниже, чем для реального Я). 47.5 % испытуемых имеют недифференцированные и завышенные представления об идеальном Я, еще у 12.5% эти представления нереалистичны (по сравнению с баллами по реальному Я), у 10% самооценка занижена.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе жителей Интернета чаще, чем в контрольной встречаются люди со сложностями в близком общении и самораскрытии. Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки,
4.1. Характер и эмоциональная сфера 155
порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе.
В эмоциональной сфере такая ситуация приводит к появлению значительной напряженности, попытки снижения которой — при характерном для этой группы отсутствии личностной агрессивности — осуществляются с помощью трех основных приемов. Во-первых, это стремление решать любые задачи, в том числе, личностные и межличностные только интеллектуальными средствами, что роднит эту группу с группой хакеров и высококвалифицированных программистов. Второй прием связан с формированием таких представлений о мире, в которых подчеркивается уникальность, неповторимость каждого, объясняющая невозможность полного взаимопонимания. Внутреннее одиночество в такой картине мира становится системообразующей категорией, а в общении ведущим оказывается информационный компонент. Третий прием — негативизм и отвержение социальных норм. При низкой агрессивности и затрудненности групповой идентификации этот путь оказывается связан не с асоциальным поведением, а с индивидуальным уходом из сферы нормативного регулирования.
Проведенное исследование эмоционально-коммуникативных особенностей жителей Интернета проективными методиками подтвердило вы-
двинутую гипотезу о наличии у них специфических проблем в области непосредственного общения и связанным с этим эмоциональным напряжением. В этой группе преобладают люди с нереалистическими и недифференцированными требованиями к себе, дискриминирую-1шие собственную телесность, ощущающие дистанцию между собой и другими и пытающиеся компенсировать отсутствие чувства близости и взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а также отказом от следования общепринятым нормам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|