|
Особенности Интернет-коммуникации
Существуют различные «списки» свойств Интернет-коммуникации, Интернет-сообществ, «виртуального мира» и др. Так, в диссертации В. П. Ру-комойниковой перечисляются базовые качества виртуального мира, определяющие специфику общения в нем: нематериальность, текстуальность, условность, мифологичность, анонимность [179]. Мы рассмотрим те особенности сетевой коммуникации, которые позволяют ее участникам решать проблемы развития.
Прежде всего, необходимо отметить, что Интернет предоставляет уникальную возможность совместить коммуникацию и автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны и адресату и адресанту. То, что обычно разнесено во времени и соответственно требует разделения ролей, в Интернете реализуется «здесь и сейчас». Появление автокоммуникации (в частности, связанное со взрывным возрождением эпистолярного жанра) принципиально меняет психологические условия для пользователя как личности. Согласно Ю. М. Лотману, «если коммуникативная система Я-ОН обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале Я-Я происходит
ее качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого Я» [130].
Другая особенность Интернет-общения — страсть «жителей Интернета» к дискуссиям, спорам и обсуждениям, что в первую очередь сказывается на развитии самосознания. Л. С. Выготский вслед за Ж. Пиаже отмечал, что «именно возникновение спора приводит ребенка к систематизации собственных мнений» [55].
Следующая особенность коммуникативного процесса в Интернете — использование «ника», — является воплощением опосредующей функции слова. Как в методике двойной стимуляции Выготского—Сахарова псевдослово постепенно наполняется предметным содержанием, так ник выступает средством обобщения текстов, которые им маркируются и за ним со временем и для собеседников и для самого автора начинает проступать его предметная отнесенность — «предметом» в данном случае оказывается личность автора.
У Интернет-коммуникации есть еще одно свойство, неоднократно отмечавшееся в литературе — анонимность. «Граница личности есть граница семиотическая» [130]. В данном случае граница личности жителя Интернета не включает ни телесное Я человека, ни его свойства как субъекта социальных отношений: и физическое, и социальное «лицо» человека как раз и скрыты в Интернете под маской анонимности.
Итак, три особенности Интернета — автокоммуникация, дискуссионная практика и традиция псевдонимов — создают предпосылки для интенсивной работы над образом Я. Интернет как особая культурная среда предоставляет дополнительные средства для развития самосознания как высшей психической функции. Выделенные Л. С. Выготским три ступени в развитии всякой психической функции выглядят здесь следующим образом: Я как автор суждений и выборов, зафиксированных в Интернете — «автор-в-себе»; Я как автор, воспринимаемый другими участниками Интернет-общения — «автор-для-других»; Я как автор, осознающий свое авторство и принимающий точку зрения на себя как на автора своих суждений и выборов — «автор-для-себя». Это позволяет жителю Интернета осуществить себя как личность: «То же, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство» [55].
Четвертая особенность Интернет-общения — анонимность, — накладывает ограничения на само понимание личности в этой среде. В Интернете телу отказано в семиотическом статусе [16J, точнее — этот статус признан нулевым. В 60-е годы хакеры, как представители молодежного бунта, приравняли к нулевому семиотический статус социальных достижений человека, заявив о равенстве всех в компьютерном мире независимо от дипломов и должностей. Интернет-культура сделала второй Шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую. Таким образом, личность в Интернете
Глава 3. Интернет как новая культура
3.2. Деятельностный подход к анализу сетевой активности 127
может пониматься только одним-единственным способом — как субъект культуры. Понятую именно так личность В. В. Петухов определяет как субъекта ответственного и самостоятельного выбора [164].
Деятельностный подход
К анализу сетевой активности
Особенности строения Интернет-среды составляют внешние условия разворачивающегося в ней поведения и, в соответствии с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, предопределяют набор тех психологических операций, из которых складывается активность субъекта. Существуют различные «списки» свойств Интернет-коммуникации, Интернет-сообществ, «виртуального мира» и др. (см., например, [179]).
Интернет как условие деятельности
Оговоримся, что выделяемые нами параметры Интернет-активности включают в себя не только обстоятельства собственно сетевой коммуникации, но и условия работы в современных операционных системах. Очевидно, что развитие информационных технологий будет менять и некоторые параметры деятельности человека, поэтому мы попытались выделить с помощью опроса ведущих специалистов в этой области те из них, которые укоренены в принципах программирования и информатики и не могут быть «отменены» очередной разработкой Microsoft. Такие технологические инварианты требуют от человека применения определенных психологических операций. Дадим их краткое описание.
• Сохранение вновь созданного файла производится с привлечением внимания субъекта и требует от него осуществления процедуры по-именования — это операция произвольного и опосредованного запоминания, применение которой ведет, как известно, к развитию высших психических функций.
• Сохранение информации и ее поиск осуществляется с помощью операции классификации (директории, папки и т.п.), что обеспечивает принудительный тренинг операций обобщения и установления отношений и способствует децентрации в познавательной сфере.
• Необходимость выбора шрифтов, кеглей и прочих параметров текста задает операцию «отстранения от смысла», требуя от субъекта произвольного переключения с механизмов мышления (текст как семантический объект) на механизмы восприятия (текст как перцептивный гештальт).
• Символический характер действий, имеющих во внешней реальности специфический рисунок мышечных усилий («зайти» на сайт,
«создать», «уничтожить») — это создает особое психологическое поле, в котором репрезентация в действиях (по Дж. Брунеру [31]) опосредована символами, а не конституирующей данное действие двигательной активностью. Условно это поле может быть обозначено как перцептивно-символьное.
• Непроизвольная фиксация «следов» деятельности — диалоги, переписка, перемещение по сайтам субъекта обнаруживаются им как объект в перцептивном поле и могут в любой момент стать предметом самонаблюдения.
• Полностью контролируемая (по параметрам, форме, содержанию и длительности) самопрезентация становится основой анонимной публичности.
• Возможность построения виртуальных отношений близости (между Я -виртуальным и Ты-виртуальным), предполагающих субъективно комфортную степень самораскрытия и принятия значимого другого обеспечивает анонимную интимность.
• Факт причастности к Интернету как отчужденному продукту деятельности миллионов участников процесса формирует трансперсо-нальность как свойство Интернет-культуры, позволяющее не только решать «задачу на смысл Я», но и удовлетворять потребность в трансцендентном.
Виды сетевой активности
Существуют различные классификации людей, использующих Интернет в своих целях. Так, среди всех пользователей выделяются те, для которых Интернет находится в центре профессиональной жизни, и те, для которых он играет роль центра жизни личной [365]. И. Г.Опарина выделяет группы в зависимости от степени участия в изменении информационного пространства Интернета [154]. В. Фриндте, Т. Келер, Т.Шуберт выделяют группы «хакеров», «любителей», «прагматиков». Хакеры максимально идентифицируют себя с пользователями Интернета как социальной категорией, любители не идентифицируют себя с пользователями Сети в целом или же с конкретными ее сообществами, и не используют ее в узко прагматических целях, что характерно для прагматиков, эпизодически решающих здесь конкретные задачи [202].
И. Васюков описывает различные основания для стратифицикации представители киберкультуры: уровень подготовленности в компьютерных и Интернет-технологиях (самые неподготовленные — ламеры, более продвинутые пользователи — «юзеры», самые высокостатусные — «профи», «хакеры»); по своим личным интересам или роду профессиональных занятий («форумцы», «чатники», «айсикьюшники» (по используемым сервисам для общения), «квакеры», «старкрафтщики», «фиферы», «гонщики» (по типу любимой и культивируемой игры). В компьютерных фирмах, в соответствии с существующей организационной структурой имеются:
Глава 3. Интернет как новая культура
3.2. Деятельностный подход к анализу сетевой активности 129
«технари», «настройщики», «программеры», «продавцы», «интернетчики». В чисто профессиональной киберкультуре, по оценке И. Васюкова, стра-тифтикация кибернетчиков происходит очень высокими темпами: веб-дизайнеры, веб-проектировщики, веб-маркетологи и т.д. [38].
При всем многообразии поводов обращения субъекта к Интернету [9] в строении его деятельности сетевые ресурсы теоретически могут занимать одно из трех мест: выступать в качестве условий, в которых разворачивается исходно несетевая активность, служить сознательно выбранной целью, на достижение которой направлены усилия субъекта, побуждать и направлять активность пользователя, не имеющую внесетевого воплощения. В зависимости от того, чем для пользователя является Интернет — условием, целью или мотивом — его сетевая активность будет обладать, соответственно, статусом операции, действия или деятельности. Рассмотрим более подробно возможные последствия для развития личности этих
видов активности.
Программные продукты, включаясь в активность пользователя как условия его внесетевой по целям и мотивам деятельности, предъявляют определенные требования к способностям индивида. Для того, чтобы применение сетевых ресурсов облегчало, а не затрудняло деятельность, операции классификации, обобщения, установления отношений, структурирования, выбора фигуры на фоне должны быть сформированы и регулироваться на «метакогнитивном» уровне [40) способностью к произвольному выбору оснований категоризации. Опосредование и переопосредование различных видов деятельности информационными технологиями активизирует работу «левополушарного» [178], логического механизма мышления и может способствовать развитию произвольности и опосредованно-сти познавательных процессов. К личностным особенностям пользователя ИТ-опосредованная деятельность не предъявляет каких-либо определенных требований помимо обшей для обеспечения активности в любой «богатой» среде необходимости в достаточно высоком уровне саморегуляции и интегрированности поведения для удержания внимания на объектах, соответствующих целям деятельности. Возможно, наблюдаемый многими пользователями феномен «исчезновения времени» в сетевых «путешествиях» возникает именно благодаря несоответствию достигнутого личностью уровня саморегуляции и требованиями к концентрации внимания в условиях равной интенсивности конкурирующих «фигур» в перцептивно-символьном поле Интернета в форме визуального перцепта (страница сайта, например). Итак, для постоянных пользователей Интернета, т.е. людей, выбирающих сетевые ресурсы как наиболее удобные и доступные средства решения своих внесетевых задач, должна быть характерна способность к целенаправленному поведению и высокая помехоустойчивость, обеспечиваемая исправно функционирующей системой смысловой регуляции. («Не потеряйтесь в Сети» — девиз Интернет-новостей на ТВ-канале «Культура»).
Интернет-ресурсы могут выступать для субъекта как предмет его профессиональной (а в последние годы — и любительской) деятельности по развитию сетевого пространства. Программисты и программирующие пользователи решают задачи, в которых не только условия, но и цели являются внутрисетевыми — создание программного обеспечения, сайтов, домашних страничек и т. п. Характерной особенностью такой сетевой активности является наличие представления о конечном результате действия, когда деятельность включает в себя этап планирования с определением необходимых и желательных параметров создаваемого продукта. Создание и поддержание сетевого ресурса требует, во-первых, некоторых интеллектуальных способностей и навыков, а, во-вторых, невозможно без опоры на определенные характерологические особенности. Если развитие программирования создает предпосылки для расширения базы потенциальных пользователей инструментария по созданию Интернет-объектов за счет простого снижения требований к способностям и знаниям субъекта сетевых действий по сравнению с требованиями, предъявляемыми к интеллекту программиста, то «наследование» в области характера черт «сетевого творца», возможно, подчиняется более сложным закономерностям. Изучение личностных особенностей программистов высшей квалификации в свое время [71] позволило обнаружить присущий этому контингенту набор черт личности. Можно ожидать, что современным программистам, развивающим Интернет, свойственны те же черты, хотя, возможно, и в ослабленном виде, но и они и «интернетчики-любители» могут отличаться от суперпрограммистов рядом особенностей, связанных с ориентацией на Интернет-коммуникацию — ведь любой Интернет-ресурс в отличие от какого-либо другого программного продукта ориентирован в первую очередь на «потребление» Другим, а не на решение технико-технологической задачи.
В то же время базовые, существенные для профессиональной программистской картины мира переживания создателей Интернет-среды, которые, согласно их самоотчетам, сопровождают работу с компьютером [70], экстериоризировались в свойства Сети и стали доступны всем пользователям. Так, в период распространения персональных компьютеров лишь в воображении и ассоциациях программистов высшей квалификации работа с ПК выступала в образах «движения над» и образах неизвестного («полет в многомерном пространстве», «парение», «вид с высоты на неизвестную местность», «перемещение в невозможных пространствах», «движение в бесконечности»). Для всех остальных — прикладных программистов, постоянных и эпизодических пользователей — работа с компьютером была прежде всего взаимодействием с более или менее дружелюбным партнером и темы сотрудничества и/или конкуренции были в их самоотчетах ведущими. С появлением Интернета ситуация изменилась — анализ высказываний об Интернете в прессе и опрос более ста пользователей и разработчиков сетевых ресурсов дает картину практически точного воспроизведения ассоциативных образов ведущих програм-
130 Глава 3. Интернет как новая культура
3.2. Деятельностный подход к анализу сетевой активности 131
мистов досетевого поколения. Другими словами, эмоциональное состояние и аффективно окрашенные образы, сопровождающее деятельность творца «оседают» в продукте творчества и для потребителя этого продукта выступают уже как объективно заданные условия, требующие появления соответствующих операций в структуре деятельности (для нашего случая Интернет-деятельности это будут операции псевдосенсомоторные — «перемещаться по сайтам» и «рассматривать страницы»). Возможно, что механизм такого «овеществления» эмоций сродни тому, что был описан Я. А. Пономаревым при исследовании творческого мышления как переход побочного продукта дополнительной задачи в прямой продукт основной задачи.
Третий способ включения Интернета в структуру своей деятельности это формирование субъектом особого «сетевого» предмета какой-либо потребности. В этом случае мотивом может стать Интернет-общение, или Интернет-познание, или Интернет-игра, и даже Интернет-агрессия — как у хакеров. Само пребывание в Сети приобретает соответствующий мотиву смысл, а препятствия на пути погружения в Интернет-реальность становятся фрустраторами. Таков путь превращения пользователя или разработчика в Интерет-аддикта (см. списки свойств зависимого от Интернета), но он же позволяет человеку, став на время жителем Интернета и научившись в этой среде удовлетворять прежде депревированные потребности, изменить свою мотивационную структуру и обрести опыт развития личности. Таким образом, отличительной чертой субъекта Интернет-деятельности должна быть актуальность задачи формирования идентичности — от застревания в спутанной идентичности, приковывающего человека к анонимному существованию в псевдофизической и асоциальной реальности Сети, до произвольного и опосредованного сетевыми ресурсами конструирования образа Я.
Описанные раннее свойства Интернет-среды как семиосферы дают, как нам кажется, уникальную возможность осуществлять поиск идентичности начиная с третьей, «духовной» по У. Джемсу, ипостаси личности и, далее, через групповую идентичность «социальной» ипостаси, прийти к принятию своего физического Я. Действительно, формирование образа Я в особых условиях телесной непредставленности и социальной немаркированности субъекта Интернет-активности не может идти по линии вычленения физического Я как фигуры в перцептивном поле и социального Я как исполнителя социальной роли. Механизм самовосприятия, т. е. способ построения образа Я в условиях символьно-перцептивного поля Интернета остается механизмом актуалгенеза перцепта как «перевода сук-цессивного рисунка движения в симультанную картину образа» [120] — с тем лишь отличием, что в качестве «точек фиксации» выступают высказывания субъекта (в письмах, чатах и т. п.) и совершенные им выборы (сайтов, текстов, адресов, ников, аватаров и т. п.), а «рецепирующим органом» оказывается семантическое пространство. Автоматически фиксируемая Интернет-ресурсом последовательность высказываний субъекта
Интернет-активности может становиться предметом восприятия и самовосприятия, когда «щупало» глаза воспроизводит траекторией своего движения не физические, а семантические «контуры» объекта.
Итак, в пользователи, разработчики и жители Интернета рекрутируются люди, обладающие специфическим набором личностных задач и их существование в Сети может оказаться как успешным — продуктивным и способствующим развитию личности, — так и неконструктивным, тормозящим решение актуальных жизненных задач и приводящим к консервации личностных проблем.
Пользователь в первую очередь ориентирован на поиск новых — сетевых, — средств достижения своих внесетевых целей. На этом пути его может ждать как успех, так и поражение. В первом случае возникает не только овладение предметом, но и овладение, по Л. С. Выготскому, собственными психическими функциями, управление которыми в виртуальной реальности требует перехода на более высокий уровень произвольности. Это повышение требований к «силе Эго» обусловлено тем, то естественная для функционирования человеческой психики связка «образ — движение» [931 оказывается разрушена внефизическим харак-ером перемещения в среде, где затраты усилий больше не выступают как естественные ограничители психомоторной активности. В случае неудачи формирования и интериоризации новых средств контроля произвольность внимания утрачивается (в точном соответствии с концепцией П. Я. Гальперина) и субъект Интернет-активности оказывается «одержим» предметом — исчезает стремление получить «пользу» от взаимодействия с сетевыми ресурсами, намеченные цели деятельности не достигаются, субъект мистифицирован предметом. Э. Эриксон [224] потерю адекватного чувства времени, неспособность к концентрации, саморазрушающую поглощенность односторонней деятельностью относит к симптомам нарушенной идентичности. Другими словами, «принцип реальности» уступает место «принципу удовольствия» и, как и полагается в ситуации диктата Ид, утрачивается чувство времени, нарушается иерархия ценностей и целей. В результате, пользователь перестает «пользоваться», а начинает «фланировать». В Интернет-среде Обломов, не сумевший стать Штоль-цом, обрекается на участь Хлестакова.
Развитие личности и становление профессионализма разработчика Интернета обусловлено спецификой предмета: программист включен в работу по созданию новой реальности, иного мира — со своим особым хронотопом, законами «природы» и слепленными из битов информации объектами. Полюса модуса «создание» — порождение (естественное, органическое, материнское: гония) и творение (ремесленное, насильственное, отцовское: ургия) [73]. Интернет предоставляет как возможность последовательного улучшения, упорядочивания, взращивания, накопления, сотрудничества, так и взрывного изменения, разрушения, насильственного внедрения, взламывания, конкуренции. В любом случае, для разработчика сама среда Интернета предстает как осознаваемая цель конкретных
Глава 3. Интернет как новая культура
3.2. Деятельностный подход к анализу сетевой активности 133
действий, вносящих реальные и оцениваемые референтным окружением изменения в структуру/функционирование Сети. Естественным образом креативный характер деятельности порождает ощущение избранности, которым можно наслаждаться в одиночестве или разделять с такими же посвященными. С другой стороны, Интернет для этой категории — среда «упругая» [198], сопротивляющаяся, что дает возможность для определения/переопределения границ собственного Я. Но, так как креативный потенциал деятельности сосредоточен на объекте, можно ожидать относительную стабильность Я. Достижения во взаимодействии с Интернетом и значимость оценок со стороны группы отобранных «посвященных» ведут к развитию определенной (высокой) самооценки и профессиональной ассертивности и их консервации, что может служить средством маскировки (ухода) для проблем, возникающих во внесетевых видах активности (в том числе, межличностном общении и самопознании). В любом случае, в рамках своей роли культурного героя разработчик оказывается вынужден в какой-то момент сделать выбор между узкой и широкой групповой идентичностью — один путь уводит в хакерство и даже банальную корыстную киберпреступность, другой — делает обычным человеком с обычными проблемами самоактуализации (по словам У. Черчилля, кто в двадцать не был революционером, у того нет сердца, а кто к сорока не стал консерватором, у того нет головы). Таким образом, для этого типа носителей Интернет-культуры продуктивное развитие предполагает выход за рамки своей сетевой культуры и своего профессионального сообщества, а деструктивное развитие личности связано с консервацией ситуации «подросткового бунта» и бесплотности (как реакции на «предательство» тела, но, в случае программиста, реакции, поддерживаемой высокими интеллектуальными способностями и закрепляемой позицией демиурга).
Существование в Интернете для его жителя обладает онтологическим статусом — как собственный дом, город, страна. Полюса модуса «существование» — жизнь и выживание [73]. Первый подразумевает развитие, преодоление, разомкнутость, второй — стремление к гомеостазу, «энергетической» (информационной, эмоциональной) замкнутости системы «субъект-Интернет». Для этой категории Интернет в полном смысле слова становится средой, объективной данностью, относительно неизменной и оформляющей. Креативность сосредотачивается на субъекте, и именно Я становится целью, а Сеть опредмечивает потребность в самопознании и самореализации. Осуществляется это через принадлежность к Интернет-сообществу, благодаря которой формируется групповая идентичность. Именно потребность в индентичности находит свой предмет в статусе члена сетевого сообщества. Построив образ Я в интерпсихическом поле сетевого общения, человек получает возможность присвоить его, интериоризировать способы взаимодействия с ним и почувствовать себя «самим собой». Механизм формирования личности, описанный Л. С. Выготским, действуя в специфических условиях Интернет-среды, дает новые по сравнению обычной реальностью результаты.
Ощущение идентичности с группой дает человеку подтверждение подлинности его бытия, обеспечивает системой координат, в рамках которых определяются «критерии совершенства» («что такое хорошо и что такое плохо»), вдохновляет на деятельность и делает окружающий мир более предсказуемым, а его собственное существование — более защищенным [224]. Понятно, что депривация такого рода потребностей в «реальном» мире делает поиск возможности их удовлетворить в мире «альтернативном» не только вероятным, но и (в настоящих условиях) неизбежным. Тем более что Интернет делает два необходимых для формирования идентичности процесса — отражение в других и наблюдение за другими [224], — психологически безопасными (см. рассмотренные выше характеристики Интернета). Ощущение принадлежности, несомненность (с материализованными подтверждениями) своего существования в Интернете вместе с отсутствием обязательного для обычной коммуникации эффекта белой спины («другие знают обо мне то, чего я не могу знать о себе») делает взаимное отражение участников сетевого общения квазитерапевтическим процессом. Как и «настоящая» психотерапия, этот процесс может вести как к личностному росту через преодоление терапевтических отношений, так и к специфической форме психологической зависимости, которую можно описывать в терминах «замыкание» и «сверхадаптация». Поведенчески первый вариант (личностный рост=жизнь) выражается в своевременном уходе из Интернет-общения, второй (зависимость—выживание) — в превращении Интернет-общения в жизненную необходимость. Таким образом, для всех начинающих жителей должны быть характерны особенности, делающие человека (потенциальным) клиентом психотерапевта: психологическая травма (актуальная или перенесенная раньше, но не разрешенная) и/или нерешенные задачи развития. В настоящий момент большинство жителей — это действительно подростки и юноши, т. е. люди в силу одного только возраста имеющие проблемы со взрослой идентичностью, интимностью, генеративностью. Для этой выборки характерны и более высокая сензитивность и меньшие личностные ресурсы, чем в среднем для популяции. Пребывание в Интернет-среде приводит к разделению: «живущие» перерабатывают свои проблемы, используя возможности сетевого общения, «выживающие» находят в нем для своих проблем оправдание, прощение, разрешение, объяснение, отвлечение и т. п., то есть среду «капсулирующую», а не «лечащую». Поэтому потребность в растворении в этой среде не исчезает, и перехода от групповой Интернет-идентичности к идентичности личностной не происходит.
... Когда Кристофер Робин вырос из своих детских игр и не мог больше все время проводить в Лесу, он позвал Винни—Пуха в Зачарованное Mezmo и там они договорились не забыть друг друга даже когда К. Р. будет сто лет (а Пуху — девяносто девять). «И они пошли. Но куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, — здесь, в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком»... [137].
4.1. Характер и эмоциональная сфера 135
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|