|
Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология
Среда, поддерживающая существование Интернета, называется ки-берпространством. Термин «cyberspace», введенный в 1984 г. У. Гибсоном, после возникновения всемирной телекоммуникационной Сети стал обозначать создаваемое ею пространство [226].
Основополагающим качеством киберпространства является зависимость его формальных характеристик от представлений и склонностей его создателей (их знания и умения, профессиональные навыки и привычки, уровень интеллектуального развития, этические взгляды и эстетические потребности, формы и способы взаимного общения в рамках сообщества профессионалов-кибернетчиков и за его пределами [38)), что, по мнению некоторых исследователей, создает повышенную ответственность специалистов за последствия применения их разработок [15].
Хотя оно может использоваться для моделирования «естественного» мира, киберпространство имеет совершенно особые качества: беспро-странственность (существование нигде) и прекращение действия физических законов. По выражению S. Mizrach, здесь реки текут вверх и растут хрустальные деревья [403].
Киберпространство обладает своими географией, историей, этнографией, идеологией. Географическое описание пространства Интернета представлено, например, в имеющихся «картах» (см., например, [13]) и исследованиях культурной географии Сети [403,467].
Исторический аспект выделяется при рассмотрении культурного Интернета, или феномена киберкультуры. Теоретик J. Macek [392] описывает киберкультуру как широкое социальное и культурное движение, связанное с развитием информационных и коммуникационных технологий Нарративную суть киберкультуры определяют представления об отношении между технологией, с одной стороны, и свободой, властью формированием новых границ (тема киберэкспансии), достоверностью (тема релятивизации опыта) - с другой. Типологизируя подходы к описанию Феномена, J. Macek выделяет утопические, информационные, антропологические и эпистемологические концепции. История киберкультуры по определению автора, - это история «колонизации мира ICT» (информационных и коммуникационных технологий), его освоения и означения
32 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.2. Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология 33
с помощью культурных практик, а ее историческая периодизация опирается на изменении отношения к лидирующим тенденциям социальной и культурной жизни глобального общества. J. Macek пишет о том, что со второй половины 1990-х киберкультура, ранее находившаяся в оппозиции, становится лидирующим явлением собственно культуры [391]; одним из манифестов «новой культуры» является опубликованная в 1997 г. статья J. Katz под говорящим названием «Рождение государства Интернет» [365].
Десять лет назад J. Katz воочию наблюдал процессы «умирания существующей политической системы» и «возникновения постполитического Виртуального государства», создающего новый социальный класс. Его граждане тогда, в 1997 г., были молоды, более образованны и богаче, чем средний гражданин, среди них было больше мужчин и представителей белой расы, чем в целом в популяции. Они жили повсюду, но их было больше в технологически развитых районах. Они работали в университетах, компьютерных компаниях и телекомах, в СМИ, банках и финансовых корпорациях. У них не было недостатка в свободном времени. Они учились в элитных заведениях и продолжали учиться постоянно; им были доступны почти все мировые информационные ресурсы. Поэтому их ценности, в отличие от ригидной политической идеологии, постоянно эволюционировали. Однако некоторые из их наиболее общих ценностей казались совершенно отчетливыми: это свобода, материализм, толерантность, рационализм, технологичность, отказ от традиционных противопоставлений левые/правые, республиканцы/демократы, либералы/консерваторы. Они отвергали требования политкорректности, отрицали догмы, считая, что проблемы надо решать адекватно реальности, предпочитали дискутировать, а не принимать программы. Отказываясь от устаревших догматических систем, постполитическая идеология вычленяла из них то, что представлялось действительно ценным: гуманизм из либерализма, экономические возможности из консерватизма, объединяя их с отчетливым осознанием личной ответственности и страстным стремлением к свободе.
Новая культура, предсказывал J. Katz, будет основана на этике индивидуальности, а не лидерства: системы, в которых информация распространяется нерегулируемо, не поддерживают производство лидеров.
Единственной доминирующей этической идеей нового сообщества явится свобода информации, против которой с разной степенью настойчивости выступают правительство, корпорации, религиозные организации, образовательные учреждения и, наконец, родители.
Граждане страны Интернет смогут, если захотят, создать более цивилизованное общество, новую политику, основанную на рационализме, свободе информации и стремлении к истине, новые формы общности. Если они решат сформировать политическое движение, то в какой-то момент они сумеет перевернуть мир. Если они выберут путь, связанный с влиянием на систему ценностей общества, они сумеют сделать этот мир лучше [365].
Надо признать, что ожидания не всегда имеют положительный знак; Интернет как наднациональное образование вызывает сравнение с Вавилонской башней, он угрожает человечеству своим интеллектуальным пре-
восходством и может поднимать человека на борьбу за свою прежнюю природу и «возврат назад», то есть, вероятно, в доинтернетное состояние [54].
Как показала реальная история развития Интернета, изменения, связанные с его воздействием на социальную жизнь, имеют не такой революционный и драматический характер, как ожидалось; они вполне вписываются в устоявшиеся практики существования и поддерживают сложившиеся структурные отношения в обществе [523]. Вероятно, возможности, открывавшиеся по мере развития Интернета, обусловили интерес его создателей к построению виртуального мира, в котором возможны самые радикальные исправления человеческой природы — как индивидуальной, так и общественной, что нашло свое отражение в киберидеологии. В связи с этим по крайней мере часть потенциальных реформаторов, чьи амбиции связаны с решением глобальных задач, направляет свои усилия не на «реальный», а на «виртуальный» мир. Снижается ли при этом мера воздействия Интернет-культуры на «первую реальность», можно будет оценить, вероятно, только по прошествии определенного времени.
В предсказательных теориях информационного общества появление глобальной информационной сети связывалось с выравниванием информационной среды, однако современные исследователи констатируют, что на современном этапе развития Интернета имеет место прямо противоположная тенденция. Поскольку количество подключений зависит от уровня технико-экономического развития региона, этот уровень определяет позицию страны или региона в глобальном информационном пространстве; поэтому в показателях развития Интернета отражается общественное, экономическое и техническое неравенство [154]. В строящемся информационном социуме возникает также новое социальное неравенство, основой которого является не уровень знания, а характер отношения (в том числе доступ) к информации; на смену идее о грядущей интеллектуальной рациональности человека информационного века пришло утверждение его принципиальной иррациональности, незавершенности, неопределенности [20].
Оправдала Сеть чьи-то ожидания или нет, но право иметь статус полноценной субкультуры, без сомнения, к настоящему моменту времени завоевала. Л. О. Пережогин констатирует присутствие практически полного набора необходимых признаков, позволяющих констатировать формирование самостоятельной Интернет-культуры: собственный сленг, внутренняя иерархия, набор устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенные этические нормамы, достаточное количество формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей и осуществляющих в них идейное предводительство. Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы населения, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов [159].
34 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.2. Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология 35
В этнографическом отношении Интернет представлен в киберантро-пологических исследованиях [293,311,312,392,395,401,402]. Киберантро-пология — это научное направление, изучающее людей в виртуальных сообществах и сетевой среде. Основанием для выделения данного направления послужила идея о том, что новые виртуальные сообщества не могут быть определены по своим географическим или семиотическим (этическим, религиозным, лингвистическим) границам. Формирующиеся в ки-берсреде на основе взаимных интересов сообщества не имеют классовых, национальных, расовых, гендерных, языковых критериев отбора [267,268]. Перед киберантропологией стоят следующие вопросы: для какого рода виртуальной активности киберпространство предоставляет возможности; какого рода социальные отношения возникают здесь; как власть воздействует на природу киберпространства и получаемый в нем опыт; каковы определяющие новую реальность системы ценностей и убеждений; как люди ориентируются в киберпространстве и как их пребывание здесь приобретает культурное содержание; является ли киберпространство отражение этноцентризма и культурных приоритетов тех, кто стоял у истоков его формирования [403]. Одним из аспектов антропологического описания демографии Интернета, выделение групп его населения [90], общим названием которых может служить термин cybercitizens, или neti-zens — нетизены, сетиянины [116, 191], а также образуемых ими сетевых сообществ [286,313,513,522].
В широком смысле, Интернет-сообшество — это группа людей, участвующих в социальном взаимодействии посредством виртуального общения, находящихся в каких-либо связях между собой в едином пространственно-временном промежутке, заданном веб-сайтом, и осознающих себя как членов данного сообщества [116]. Как любое сообщество, кибер-сообщество обладает своими собственными мифологией, языком, набором этических норм и ценностей, эстетических установок, потребностей, вкусов, предпочтений, стандартов, символов, усваиваемыми отдельными пользователями [38,59]. Примерами Интернет-сообществ являются: компьютерные фирмы и организации, а также неформальные группы и группировки: Википедия, ЖЖ-комьюнити, "Yahoo Groups", веб-форумы, чаты, сетевые игры и т.п. [38,519].
Так как еще относительно недавно приобщение к киберкультуре требовало от новых членов достаточно высокого образовательного и имущественного ценза, это оказывало формирующее воздействие на особый общий и профессиональный стиль кибернетчиков; в основном, люди, имевшие отношение к Сети, «много и хорошо» учились, стремились иметь высокие заработки; по определению И. Васюкова, среди кибернетчиков редко можно было встретить человека, полностью недовольного жизнью [38]. Однако, как явствует из сопоставлений прежнего и современного состояния еще одного вида киберсообществ — хакеров, — в настоящее время «цензы» стали гораздо более либеральными, а стилевая специфика постепенно размывается.
Являясь полноценным сообществом [366], объединение нетизенов становится объектом социологического изучения. Так, С. Кремлева на основе проведенного в 2001 г. on-line социологического исследования русскоязычного чата «Сибирские Партизаны» знакомит читателя с демографическими характеристиками «населения», его динамикой, группированием, сменой поколений, критериями, служащими для самоидентификации, формирующимися там отношениями и т.д. [116]. Этика, традиции, ритуалы, условия возникновения и этапы развития группы, динамика отношений между членами группы, ролевая структура и функции группы в отношении сообществ хакеров раскрываются в исследовании Е. В. Обуховой [153].
Исторический аспект Интернет-сообществ связан и с процессом развития Сети как таковой, и с развитием самих сообществ [19]. Выделяя долговременное Интернет-сообщество в качестве специфической общности, И.М.Чернов [211] определяет его как замкнутую самоорганизующуюся и самовоспроизводящуюся группу ников, проявляющуюся в создании и воспроизводстве гипертекстовой системы. Следствия функционирования и развития такой системы — социальные и психологические изменения субъектов.
Основным моментом развития Интернет-сообществ является вхождение в него новых членов, идентифицируемых никами. Отдельный индивид может иметь несколько ников, под одним ником может скрываться несколько индивидов. Совокупность ников образует коллективный субъект сообщества. Существование сформировавшегося сообщества от отдельных ников не зависит. Ник характеризуется временем своего существования, активностью в форуме или чате, а также своей ролью в форуме, и значением форума для них. По этим критериям все ники можно разделить на группы новичков и ветеранов.
С психологической точки зрения характеристика Интернет-сообщества определяется через 4 состояния (чуждость, новизна, удовольствие, равнодушие) и через 3 фазы перехода состояний. Первое состояние — чуждость, и первая фаза — преодоление отчуждения и переход от чтения контента к сотворчеству, — занимающая от нескольких дней до нескольких месяцев самоидентификация в сообществе. Второе состояние — новизна; эта фаза длится до 2 лет и сопровождается изменением отношений, самооценок и самоощущений, развитием новых механизмов творчества и общения. Затем новички переходят в разряд ветеранов, чье состояние — удовольствие от участия в форуме, без дополнительных приобретений, с ощущением, что с ними это уже было. Переход в состояние равнодушия приводит к выходу из форума. Долговременные форумы характеризуются равновесием пополнения и выбытия, и количественным ростом основных групп субъектов [211].
В. Нестеров отмечает нестабильность обычных сетевых сообществ, указывая, что средняя продолжительность их существования в относительно стабильном составе не превышает одного-двух лет. Анализ персонального состава пользователей чата «Отель у Максима» показал, что
36 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
даже в самых устойчивых больших виртуальных коллективах за год персональный состав этих социумов обновляется как минимум на 50-60%, то есть средний срок жизни конкретного человека в этой форме социумов также не более 1,5-2 года. Описывая внутри- и межпоколенческие отношения, В. Нестеров указывает, что при каждом ресурсе существует группа «долгожителей», переживающая не только свое, но и несколько следующих поколений; именно они часто определяют нормы и правила социума и служат носителями его традиций. Однако, так как их численность не превышает 2-7 % от общего количества участников, нормы и традиции социума с каждым «обновлением состава» видоизменяются, иногда до полной противоположности [144].
А. Е. Жичкина предлагает различать сетевые сообщества, характеристики которых приближаются к реальным (закрытые, со стабильным составом и четкими границами, ясными нормами), и специфически интернетные (с нестабильным составом, неопределенными границами и нормами). В первом случае члены сообщества идентифицируемы друг для друга, во втором — практически нет, так как в сообществах второго типа существуют выраженные трудности осуществления социальной категоризации из-за отсутствия индикаторов социальных ролей. Поэтому единственной формой категоризации оказывается категоризация партнера как «человека вообще», а основную роль играет прошлый опыт субъекта, а не признаки объекта, то есть задействуются атрибутивные процессы — проекция (приписывание собственных черт объекту восприятия), идеализация (наделения объекта чертами идеала я) и т.д. [86].
Особым направлением исследований населения Сети является изучение коммуникации как основы существования в киберпространстве [413,438]. Сформировалось представление о том, что коммуникативные процессы в таких сложноорганизованных системах, к каким относится Интернет, принципиально отличаются от процессов в системах с малым количеством элементов, и для их объяснения таки х понятий, как обмен информацией, кодирование/декодирование, хранение информации, уже недостаточно. Предлагается использовать такие понятия, как «самоорганизация коммуникативного процесса», «сложноорганизованная структура согласованности коммуникаций» [26, с. 242].
К наиболее очевидным особенностям сетевого общения относятся его вербальность и внетелесность; при расширении списка в него вносят нематериальность, текстуальность, условность, мифологичность, анонимность [179]и т.д. Особое мнение высказывает С. Выгонский, по мнению которого в информационной среде образы и изображения начинают преобладать над текстами, наблюдается «резкий сброс антитекстовой информации», в чем автор видит своеобразную компенсацию развития людей как исключительно «текстовых существ» [54].
В исследованиях лингвистических особенностей Сети речь идет об особых языковых явленииях, их влиянии на поведение коммуникантов,
2.2. Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология 37
об определенных коммуникативных стратегиях и их реализации в пространстве Интернета [69, 172,186, 187, 189, 197] и др.
Интернет-дискурс, то есть зафиксированная посредством электронных технологий речь, рассматривается как своеобразный лингвистический феномен, новый функциональный подстиль: с одной стороны, он обладает многими характеристиками разговорной речи (спонтанность, линейный характер, непосредственный характер речевого акта, контекстная обусловленность и др.), с другой — имеет письменную форму фиксации. В методологической статье И. М. Богдановская, Н.Н.Королева, В. X. Манеров, Ю. Л. Проект, С. И. Смирнов обосновывают необходимость при исследовании данной разновидности дискурса использовать совокупность приемов лексико-семанического, морфологического, синтаксического, социолингвистического, прагмалингвистического, герменевтического анализа [26, с. 227-229].
В настоящее время ведутся исследования лингвистических особенностей русскоязычного Интернета [66,69,186, 197]. Выделим среди работ, выполненных в данном направлении, исследования сетевого (виртуального) фольклора, в котором находит свое отражение самосознание сетевых сообществ [147, 179], и компьютерного жаргонизма [186], наличие которых, на наш взгляд, свидетельствует о целостности и самодостаточности киберкультуры.
Один окулист по имени Зрачков ввел все свои личные данные 8 международную сеть «Интернет» и лег спать. Ночью данные были украдены. Воры унесли все: рост, вес, пол, сексуальные предпочтения, профессию, родной язык и даже девичью фамилию матери.
Зрачков проснулся и сел на кровати.
— Агу! — сказал он и пополз на четвереньках к яркому предмету — ночной лампе с желтым абажуром [53, с. 60]
38 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
Киберидеология в узком смысле, как ее описывает И. Васюков, — это система понятий и представлений, которая складывается в групповом сознании кибернетчиков, мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль их жизни, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя те или иные обязательства. Господствующие в ней идеи технократизма, владычества компьютерщиков и интернетчиков над другим «внешним» миром в зависимости от возраста профессионала могут либо толкать к погружению в специальные дисциплины или в мир компьютерных игр, либо служить основанием целых политических идеологий, порой полностью отрицающих гуманитарное знание и гуманность как таковую.
Также актуальными для киберидеологии являются, с одной стороны, идеи индивидуализма, индивидуальных достижений и индивидуального успеха, с другой — корпоративизма и клановости, порождаемых коллективным и массовым характером компьютерной индустрии. И. Васюков считает, что существует определенная изолированность кибернетчиков, кибернетической культуры от остальных субкультур общества, объясняя это замкнутостью характера компьютерщиков, элитарностью их образования и спецификой деятельности [38].
В широком смысле под киберидеологией понимаются этические аспекты киберкультуры вообще [312].
В виртуальной «свободной энциклопедии» Wikipedia можно обнаружить несколько необычных терминов, обозначающих специфически сетевые идеологические системы:
• Сингуларишарианизм — морально-философское течение, основанное на представлении о возможности и желательности технологического совершенства как продукта деятельности более эффективного, чем человеческий, разума.
• Трансгуманизм — интернациональное культурное движение, выдвигающее задачу применения научных и технологических достижений в целях расширения когнитивных и физических возможностей человека и преодоления таких условий человеческого существования, как болезнь, старость и смерть. Такое преобразованное существо достойно наименования «постчеловека». Wikipedia указывает, что в США можно наблюдать начало формирования трансгуманистического движения.
• В противоположность информационной энтропии постулируется экст-ропия, достигаемая благодаря непрерывному совершенствованию человеческой природы. Экстропизм концептуально обосновывает трансгуманизм, выдвигая идеи сознательной, активной, самоуправляемой эволюции человека, составной частью которой могут быть изменения, связанные с прогрессом биомедицинских технологий [519].
Для России особо идеологически значимой оказывается возможность «великой романтической Интернетовской Свободы», однако в русскоязычной, как и во всемирной Сети, киберидеология включает в себя ряд
2.2. Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология 39
осознанных ограничивающих правил поведения, кодекс поведения, или сетевой этикет [184].
Косвенным отражением идеологических приоритетов можно считать количество имеющихся в доступе ссылок по той или иной теме, связанной с использованием Сети. Например, в поисковой системе Google в ответ на запрос "Internet psychology" обнаруживается 19 ссылок, объединяемых термином «аддикция», темой «культура киберпространства» — 67, темой «взаимодействие человека и компьютера» — 482, темой «преследования online» — 828 (данные на начало 2007 г.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|