|
Преодоление препятствий и поисковая активность
Как уже было сказано, в ситуации возникновения барьера на пути достижения цели Интернет-культура предлагает субъекту всевозможные средства для преодоления препятствия и удовлетворении потребности. Именно облегченность в виртуальной среде процесса поиска средств достижения своей цели позволяет не фиксироваться на уже усвоенном способе действования, отходить от стандартных, стереотипных решений, формируя у субъекта Интернет-деятельности такую картину мира, в которой к цели всегда ведет не один путь. Таким образом, сам принцип организации Сети поддерживает тот способ мышления, который Блейлер назвал аутистическим, противопоставив его тяготеещему к ригидности реалистическому. Действительно, виртуальность перемещений в сетевом пространстве отменяет описанную Пиаже «необратимость» моторики и перцепции и делает когнитивные карты принципиально вариативными. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для реализации самого процесса приближения к желаемому, так как единственным ограничением (при условии доступности самого Интернета) является уровень поисковой активности самого индивида. Соответственно, можно ожидать, что среди жителей Интернета преобладают люди, для которых потребность в поиске является одной из ведущих.
Под поисковой активностью авторами концепции поисковой активности В. В. Аршавским и В. С. Ротенбергом [11] понимается любая доминантная форма активного поведения, сопровождающаяся как положительными, так и отрицательными эмоциями, направленного на поиск пути изменения неудовлетворяющей субъекта ситуации или изменение отно-
шения самого субъекта к данной ситуации. При этом не всякая двигательная активность является поисковой. Нецеленаправленное, хаотичное, без исследовательской направленности, так же как и стереотипное, автоматизированное поведение не является поисковой активностью, а представляют собой лишь своеобразные формы отказа от поиска, как и пассивное поведение. С точки зрения феномена обученной беспомощности Селигма-на конструктивным способом поведения в задачах с негарантированным успехом является поисковая активность, а любое иное поведение приводит к снижению стрессоустойчивости и повышению риска дистресса. Итак, поисковая активность — это деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности [178].
В рамках представлений о поисковой активности можно рассматривать среду Интернет как культурное пространство, предоставляющее человеку уникальную возможностью реализации своего активного поведения при невозможности или ограниченности такого поведения в реальной жизни. Интернет-деятельность может также выступать неким механизмом, способным избавить от состояния «выученной беспомощности» и дать опыт самореализации.
Исследование, посвященное выявлению уровня поисковой активности жителей Интернета, проходило в два этапа.
В первой части исследования применялись следующие методики: методика В. В. Аршавскогои B.C. Ротенберга«Фантазии—сон—сновидения» [11], методика личностных факторов принятия решений Т. В. Корниловой (ЛФР), цветовой тест М.Люшера.
В экспериментальную группу (21 чел.) вошли молодые люди в возрасте от 17-ти до 25-ти лет — пользователи, которые опосредствуют свое общение Интернет-чатом, где они проводят не менее двух-трех часов вдень, минимум пять дней в неделю. При этом все члены экспериментальной группы — люди, не имеющие явных физических недостатков и хронических заболеваний, а также не демонстрирующие поведенческие признаки Интернет-аддикци. Контрольную группу (24 чел.) составили испытуемые в возрасте от 17-ти до 25-ти лет, не опосредствующие свое общение чатами сети Интернет, при этом некоторые члены данной группы периодически пользуются другими услугами Интернет.
В основу методики Аршавского—Ротенберга положено развиваемое авторами представление о роли поисковой активности в индивидуальной адаптации и повышении толерантности к стрессу. Такой поиск всегда происходит в условиях прогностической неопределенности, т.е. в отсутствии определенного прогноза результатов этой активности и выступает в качестве общего неспецифического адаптивного фактора, который определяет устойчивость организма к угрожающим жизни воздействиям в стрессовых ситуациях. В том случае, если у человека не фор-
150 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
4.1. Характер и эмоциональная сфера
мируется поисковая активность во фрустрирующей ситуации, с точки зрения В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского, в силу вступает биологический механизм, способный компенсировать вредные последствия отказа от поиска, помогающего преодолеть их — это быстрый сон, сон со сновидениями. Таким образом, методика «Фантазии—сон—сновидения», позволяет определить степень реализации поисковой активности во сне и фантазиях в зависимости от особенностей процесса протекания сна и степени удовлетворенности этим процессом индивидом.
Методика личностных факторов принятия решений Корниловой (ЛФР).
В первую очередь нас интересовала склонность к риску как готовность действовать в новой ситуации в условиях не гарантированное™ успеха.
Цветовой тест Люшера. Методика «Цветовой тест» М. Люшера основана на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность и характеризует его настроение и функциональное состояние. Интерпретация результатов тестирования осуществляется в соответствии с оценкой положения основных цветов: если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние. В этом случае цвет, поставленный на первую позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение).
Наиболее интересным с точки зрения цели нашего исследования представляются два показателя згой методики: 1) выбор экстенсивных цветов (красный и желтый) в качестве наиболее привлекательных как показатель склонности человека к «расширению сфер активности», основанной на «потребности в активности» и «потребности в новых впечатлениях»; 2) отвержение нейтральности (серый) как показатель стремления к вовлеченности и высокой заинтересованности во всех возможных видах деятельности.
Для определения достоверности различий между данными экспериментальной и контрольной групп применялся критерий Манна— Уитни.
Методика В. В. Аршавского и В. С. Ротенберга «Фантазии—сон—сно-ведения» показала, что по числу людей с выраженной склонностью к реализации поисковой активности во снах и фантазиях экспериментальная и контрольная группы не различаются, причем такие люди составляют подавляющее большинство в обеих группах (76,2% и 75,1 %). Полученные результаты свидетельствуют о том, что выборка в целом составлена преимущественно из людей высокотревожных, но с сохранной поисковой активностью. Согласно концепции поисковой активности, полностью адаптированная личность решает свои проблемы в реальном поведении, в связи с чем компенсаторная потребность в сновидениях и фантазиях не возникает. Однако, как подчеркивают авторы, такое психологическое благополучие у современного горожанина наблюдается нечасто. В связи с этим, условно психологически благополучными авторы предлагают считать тех, кто, невзирая на высокую тревожность и наличие
некоторых психологических проблем, тем не менее, сохраняет готовность к поиску, что в частности проявляется в высокой сновидческой и фантазийной активности. По образному выражению B.C. Ротенберга, «...такой человек встает здоровым, а ложится невротиком» [178]. До тех пор, пока не разрушена поисковая активность в сновидениях, человек остается защищенным от невротизации. Именно с таким тревожным, но готовым к поиску человеком мы имеем дело в нашей экспериментальной выборке.
Методика ЛФР выявила высокую готовность к риску у членов Интернет-сообществ, причем эти показатели значимо выше показателей контрольной группы. Склонность к риску является не только основой бесстрашия, но и, главное, представляет собой проявление эмоциональной привлекательности новых ситуаций и способов поведения, притягательности для субъекта новизны как таковой.
Анализ характерных цветовых предпочтений свидетельствуют о том, что значительная часть испытуемых экспериментальной группы (47,6%), в отличие от членов контрольной группы (25 %) предпочитают экстенсивные цвета — красный и желтый. Согласно М.Люшеру, людям, предпочитающим оранжево-красный цвет, свойственны такие черты, как активность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами. Предпочтение желтого цвета связано с требованием немедленной разрядки напряжения, стремлением к новизне, тенденцией к самореализации, яркостью эмоциональных реакций, оптимистично-стью. Красно-желтый выбор, встречающийся почти у половины наших испытуемых, характеризует стремление к расширению сфер активности и выраженной общительностью. Полученные данные позволили также обнаружить следующую интересную особенность цветового выбора членов Интернет-сообществ: 42,85 % испытуемых на последнюю позицию цветового ряда, помещают серый цвет, что свидетельствует о наличии у этих людей потребности в вовлеченности, причастности ко всему происходящему вокруг.
Во второй части исследования изучение готовности к поиску у представителей Интернет-среды проводилось на людях разного возраста и различающихся образом жизни, чтобы снять возможный эффект влияния молодости и студенческого образа жизни на показатели активности.
Для изучения готовности к поиску в ситуациях фрустрации и прогностической неопределенности использовалась методика определения уровня поисковой активности Венгера—Ротенберга [11], а также данные по методике изучения фрустрационных реакций Розенцвейга.
Методика Венгера—Ротенберга позволяет выявить тип поведения человека в ситуации с негарантированным успехом. Испытуемым предъявляются описания 16 ситуаций, требующих принятия решения в затруднительных обстоятельствах. На выбор предлагаются 4 варианта поведения для каждой ситуации. По В. С. Ротенбергу [178], в условиях затруднений, когда ни один из вариантов поведения не гарантирует успеха, возможны следующие типы поведения: активный поиск выхо-
152 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
4.1. Характер и эмоциональная сфера
да из ситуации; следование стереотипу, т.е. воспроизведение прежде положительно зарекомендовавшего себя способа решения проблемы; хаотический перебор вариантов; пассивное ожидание помощи или самопроизвольного изменения ситуации.
Сравнение данных экспериментальной и контрольной групп подтвердило выдвинутое предположение о большей готовности к поисковой активности у представителей Сети: по сравнению с контрольной группой, для разработчиков и жителей Интернета характерным способом поведения в затруднительных обстоятельствах является активный поиск (р ^ 0,01), а пассивное ожидание, представляющее собой, по сути, отказ от поиска, не встречается вовсе (р = 0,005).
Активное поисковое поведение демонстрируется испытуемыми в двух методиках: в методике Венгера— Ротенберга (А) и в методике изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (i). Процентные показатели активности по обеим методикам были сопоставлены между собой по коэффициенту корреляции Спирмена и обнаружена значимая положительная связь.
Итак, полученные результаты позволяют говорить о том, что уровень поисковой активности у пользователей Интернета значимо выше, чем у людей, не использующих все возможности Сети. Этот, в принципе, положительный, с точки зрения стрессоустойчивости, факт, может иметь, судя по всему, и некоторые неприятные последствия. Так, обнаруживаемая тестом Люшера высокая потребность в вовлеченности в сочетании со стремлением к расширению сфер активности, может негативно сказываться на целеустремленности и способности сосредотачиваться на главном. Возможно, следует относиться к высокому уровню поисковой потребности как к необходимому, но недостаточному условию психологической адаптированности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|