Сделай Сам Свою Работу на 5

Преодоление препятствий и поисковая активность





Как уже было сказано, в ситуации возникновения барьера на пути достижения цели Интернет-культура предлагает субъекту всевозможные средства для преодоления препятствия и удовлетворении потребности. Именно облегченность в виртуальной среде процесса поиска средств до­стижения своей цели позволяет не фиксироваться на уже усвоенном спо­собе действования, отходить от стандартных, стереотипных решений, фор­мируя у субъекта Интернет-деятельности такую картину мира, в которой к цели всегда ведет не один путь. Таким образом, сам принцип организа­ции Сети поддерживает тот способ мышления, который Блейлер назвал аутистическим, противопоставив его тяготеещему к ригидности реалисти­ческому. Действительно, виртуальность перемещений в сетевом простран­стве отменяет описанную Пиаже «необратимость» моторики и перцепции и делает когнитивные карты принципиально вариативными. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для реализации самого процесса приближения к желаемому, так как единственным огра­ничением (при условии доступности самого Интернета) является уровень поисковой активности самого индивида. Соответственно, можно ожидать, что среди жителей Интернета преобладают люди, для которых потребность в поиске является одной из ведущих.



Под поисковой активностью авторами концепции поисковой актив­ности В. В. Аршавским и В. С. Ротенбергом [11] понимается любая до­минантная форма активного поведения, сопровождающаяся как положи­тельными, так и отрицательными эмоциями, направленного на поиск пути изменения неудовлетворяющей субъекта ситуации или изменение отно-


шения самого субъекта к данной ситуации. При этом не всякая двигатель­ная активность является поисковой. Нецеленаправленное, хаотичное, без исследовательской направленности, так же как и стереотипное, автома­тизированное поведение не является поисковой активностью, а представ­ляют собой лишь своеобразные формы отказа от поиска, как и пассивное поведение. С точки зрения феномена обученной беспомощности Селигма-на конструктивным способом поведения в задачах с негарантированным успехом является поисковая активность, а любое иное поведение приводит к снижению стрессоустойчивости и повышению риска дистресса. Итак, поисковая активность — это деятельность, направленная или на измене­ние неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожаю­щих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности [178].



В рамках представлений о поисковой активности можно рассмат­ривать среду Интернет как культурное пространство, предоставляющее человеку уникальную возможностью реализации своего активного пове­дения при невозможности или ограниченности такого поведения в реаль­ной жизни. Интернет-деятельность может также выступать неким меха­низмом, способным избавить от состояния «выученной беспомощности» и дать опыт самореализации.

Исследование, посвященное выявлению уровня поисковой активно­сти жителей Интернета, проходило в два этапа.

В первой части исследования применялись следующие методики: ме­тодика В. В. Аршавскогои B.C. Ротенберга«Фантазии—сон—сновидения» [11], методика личностных факторов принятия решений Т. В. Корниловой (ЛФР), цветовой тест М.Люшера.

В экспериментальную группу (21 чел.) вошли молодые люди в воз­расте от 17-ти до 25-ти лет — пользователи, которые опосредствуют свое общение Интернет-чатом, где они проводят не менее двух-трех часов вдень, минимум пять дней в неделю. При этом все члены эксперимен­тальной группы — люди, не имеющие явных физических недостатков и хронических заболеваний, а также не демонстрирующие поведенче­ские признаки Интернет-аддикци. Контрольную группу (24 чел.) соста­вили испытуемые в возрасте от 17-ти до 25-ти лет, не опосредствующие свое общение чатами сети Интернет, при этом некоторые члены данной группы периодически пользуются другими услугами Интернет.



В основу методики Аршавского—Ротенберга положено развивае­мое авторами представление о роли поисковой активности в индиви­дуальной адаптации и повышении толерантности к стрессу. Такой по­иск всегда происходит в условиях прогностической неопределенности, т.е. в отсутствии определенного прогноза результатов этой активности и выступает в качестве общего неспецифического адаптивного фактора, который определяет устойчивость организма к угрожающим жизни воз­действиям в стрессовых ситуациях. В том случае, если у человека не фор-


150 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития


4.1. Характер и эмоциональная сфера



 


мируется поисковая активность во фрустрирующей ситуации, с точки зрения В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского, в силу вступает биологиче­ский механизм, способный компенсировать вредные последствия отказа от поиска, помогающего преодолеть их — это быстрый сон, сон со сно­видениями. Таким образом, методика «Фантазии—сон—сновидения», позволяет определить степень реализации поисковой активности во сне и фантазиях в зависимости от особенностей процесса протекания сна и степени удовлетворенности этим процессом индивидом.

Методика личностных факторов принятия решений Корниловой (ЛФР).

В первую очередь нас интересовала склонность к риску как готов­ность действовать в новой ситуации в условиях не гарантированное™ успеха.

Цветовой тест Люшера. Методика «Цветовой тест» М. Люшера основана на предположении о том, что выбор цвета отражает направ­ленность испытуемого на определенную деятельность и характеризует его настроение и функциональное состояние. Интерпретация результа­тов тестирования осуществляется в соответствии с оценкой положения основных цветов: если они занимают позицию далее пятой, значит, ха­рактеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следова­тельно, имеют место тревожность, негативное состояние. В этом случае цвет, поставленный на первую позицию, рассматривается как показа­тель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение).

Наиболее интересным с точки зрения цели нашего исследования представляются два показателя згой методики: 1) выбор экстенсив­ных цветов (красный и желтый) в качестве наиболее привлекательных как показатель склонности человека к «расширению сфер активности», основанной на «потребности в активности» и «потребности в новых впечатлениях»; 2) отвержение нейтральности (серый) как показатель стремления к вовлеченности и высокой заинтересованности во всех возможных видах деятельности.

Для определения достоверности различий между данными экс­периментальной и контрольной групп применялся критерий Манна— Уитни.

Методика В. В. Аршавского и В. С. Ротенберга «Фантазии—сон—сно-ведения» показала, что по числу людей с выраженной склонностью к ре­ализации поисковой активности во снах и фантазиях экспериментальная и контрольная группы не различаются, причем такие люди составляют подавляющее большинство в обеих группах (76,2% и 75,1 %). Получен­ные результаты свидетельствуют о том, что выборка в целом составлена преимущественно из людей высокотревожных, но с сохранной поиско­вой активностью. Согласно концепции поисковой активности, полностью адаптированная личность решает свои проблемы в реальном поведении, в связи с чем компенсаторная потребность в сновидениях и фантази­ях не возникает. Однако, как подчеркивают авторы, такое психологи­ческое благополучие у современного горожанина наблюдается нечасто. В связи с этим, условно психологически благополучными авторы пред­лагают считать тех, кто, невзирая на высокую тревожность и наличие


некоторых психологических проблем, тем не менее, сохраняет готовность к поиску, что в частности проявляется в высокой сновидческой и фанта­зийной активности. По образному выражению B.C. Ротенберга, «...такой человек встает здоровым, а ложится невротиком» [178]. До тех пор, по­ка не разрушена поисковая активность в сновидениях, человек остается защищенным от невротизации. Именно с таким тревожным, но готовым к поиску человеком мы имеем дело в нашей экспериментальной выборке.

Методика ЛФР выявила высокую готовность к риску у членов Интер­нет-сообществ, причем эти показатели значимо выше показателей кон­трольной группы. Склонность к риску является не только основой бес­страшия, но и, главное, представляет собой проявление эмоциональной привлекательности новых ситуаций и способов поведения, притягатель­ности для субъекта новизны как таковой.

Анализ характерных цветовых предпочтений свидетельствуют о том, что значительная часть испытуемых экспериментальной группы (47,6%), в отличие от членов контрольной группы (25 %) предпочитают экстен­сивные цвета — красный и желтый. Согласно М.Люшеру, людям, пред­почитающим оранжево-красный цвет, свойственны такие черты, как ак­тивность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жиз­ненными благами. Предпочтение желтого цвета связано с требованием немедленной разрядки напряжения, стремлением к новизне, тенденци­ей к самореализации, яркостью эмоциональных реакций, оптимистично-стью. Красно-желтый выбор, встречающийся почти у половины наших испытуемых, характеризует стремление к расширению сфер активности и выраженной общительностью. Полученные данные позволили также обнаружить следующую интересную особенность цветового выбора чле­нов Интернет-сообществ: 42,85 % испытуемых на последнюю позицию цветового ряда, помещают серый цвет, что свидетельствует о наличии у этих людей потребности в вовлеченности, причастности ко всему про­исходящему вокруг.

Во второй части исследования изучение готовности к поиску у пред­ставителей Интернет-среды проводилось на людях разного возраста и раз­личающихся образом жизни, чтобы снять возможный эффект влияния молодости и студенческого образа жизни на показатели активности.

Для изучения готовности к поиску в ситуациях фрустрации и прогно­стической неопределенности использовалась методика определения уров­ня поисковой активности Венгера—Ротенберга [11], а также данные по ме­тодике изучения фрустрационных реакций Розенцвейга.

Методика Венгера—Ротенберга позволяет выявить тип поведения человека в ситуации с негарантированным успехом. Испытуемым предъ­являются описания 16 ситуаций, требующих принятия решения в за­труднительных обстоятельствах. На выбор предлагаются 4 варианта по­ведения для каждой ситуации. По В. С. Ротенбергу [178], в условиях затруднений, когда ни один из вариантов поведения не гарантирует успеха, возможны следующие типы поведения: активный поиск выхо-


152 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития


4.1. Характер и эмоциональная сфера



 


да из ситуации; следование стереотипу, т.е. воспроизведение прежде положительно зарекомендовавшего себя способа решения проблемы; хаотический перебор вариантов; пассивное ожидание помощи или са­мопроизвольного изменения ситуации.

Сравнение данных экспериментальной и контрольной групп под­твердило выдвинутое предположение о большей готовности к поисковой активности у представителей Сети: по сравнению с контрольной группой, для разработчиков и жителей Интернета характерным способом поведения в затруднительных обстоятельствах является активный поиск (р ^ 0,01), а пассивное ожидание, представляющее собой, по сути, отказ от поиска, не встречается вовсе (р = 0,005).

Активное поисковое поведение демонстрируется испытуемыми в двух методиках: в методике Венгера— Ротенберга (А) и в методике изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (i). Процентные показатели актив­ности по обеим методикам были сопоставлены между собой по коэффициен­ту корреляции Спирмена и обнаружена значимая положительная связь.

Итак, полученные результаты позволяют говорить о том, что уро­вень поисковой активности у пользователей Интернета значимо выше, чем у людей, не использующих все возможности Сети. Этот, в принци­пе, положительный, с точки зрения стрессоустойчивости, факт, может иметь, судя по всему, и некоторые неприятные последствия. Так, обна­руживаемая тестом Люшера высокая потребность в вовлеченности в со­четании со стремлением к расширению сфер активности, может негатив­но сказываться на целеустремленности и способности сосредотачиваться на главном. Возможно, следует относиться к высокому уровню поисковой потребности как к необходимому, но недостаточному условию психоло­гической адаптированности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.