|
Что делает с нами Интернет?
Интернет и личность
Сквозными темами психологических исследований характера и последствий разного рода сетевой активности являются: психология Я в Интернете, проблемы идентичности и, конечно же, проблемы Интернет-зависимости.
Киберантропология рассматривает компьютер как отражение Я [267]. По мнению многих авторов, в Сети создаются принципиально новые возможности для актуализации личности, в связи с чем выделяется отдельное направление — психология Я в Интернете [467]. Отмечавшиеся уже невидимость субъекта коммуникации, анонимность, разнообразие сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации благоприятствуют проявлению в поведении индивидуальных различий [84].
Относительно характеристики Интернет-активности с точки зрения ее регламентированности имеются противоречивые мнения. Так, А. Жич-кина относит большинство социальных ситуаций в Интернете как «слабые», то есть такие, в которых внешние воздействия оказывают слабое влияние на поведение [84], что также способствует реализации личностных особенностей. Однако это мнение не поддерживают другие авторы: указывается, что в чатах для борьбы с нарушителями практикуется выделение одной или нескольких групп, на которые возлагается функция социального контроля [116,147] и реализация жесткой системы управления, имеющей целью подавление энтропийных тенденций [145], а игроки MUD требуют применения «чрезмерно строгих» санкций за возможные либо мнимые нарушения установленных правил взаимодействия [190]. По-видимому, в такой двойственности отражается гибкость Сети при создании
комфортных (и, следовательно, соответствующих индивидуальным особенностям пользователей) условий активности: получить желаемое здесь могут как стремящиеся к регламентации, так и отвергающие ее.
Проявления индивидуальности в Интернете можно рассматривать как особенности, влияющие на сетевую активность и ее параметры. Среди осо-бенностей-предпосылок сетевой активности выделяют: пол пользователя6* [434,437,445,451, 474, 475,497]; возраст [317, 320,440,494]; уровень доходов [354]; степень интереса и удовольствия от работы, уверенность в своих возможностях [248,474]; уровень развития познавательной сферы [238]; для русскоязычных пользователей — уровень владения английским языком как языком системных сообщений, инструментарием программирования, технической документации [189]; наличие определенных знаний о доступных информационных ресурсах и стратегиях поиска необходимой информации [25] и т.д. Важным направлением психологического рассмотрения являются мотивационные аспекты деятельности в Интернете [9,133,181,285,499]. Примером комплексного изучения субъектных предпосылок использования ресурсов Сети (демографические показатели, особенности личности, характеристики, когнитивные стили) является исследование, проведенное в рамках проекта HomeNetToo [356].
Индивидуальные особенности реализуются также в особенностях протекания сетевой активности, определяя, в частности, предпочтение того или иного вида деятельности в Интернете [451], выбор пароля для электронной почты [7], свойства аватаров [14,109], количество и содержательные характеристики ников в форумах и самооописаний в MUD [209,211], особенности личных домашних страничек [106,202,526]. При этом на самопрезентацию в Сети влияют четыре фактора: опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного компьютером общения; аудитория; степень самосознания владельца; идентификация с определенной социальной группой/категорией пользователей компьютера (социальная идентичность) [202]. А. Жичкина указывает, что в особенностях предъявляемых «виртуальных личностей» могут отражаться особенности, связанные с протеканием процессов самоопределения, самоверификации, изменения структуры идентичности человека, выражающие тенденцию к множественности идентичности [87]. Индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях реальной жизни индивида, неосознаваемые аспекты личности проявляются в таких характеристиках игровой деятельности в Сети, как направленность и динамика игры, способы действия в различных игровых ситуациях [ 140].
Считается, что женщины относятся к технологии вообще как к средству, мужчины — как к оружию; женщинам она нужна для того, чтобы что-то делать, мужчинам — для того, чтобы стать сильнее; женщины требуют от технологии удобства, мужчины — скорости; Для женщин это возможность присоединиться, для мужчин — отстоять свою автономию; разработчики, ориентируясь на гендерные различия, создают условия для их углубления [434].
74 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.4. Что делает с нами Интернет?
Личность в Сети не только актуализируется, но и развивается, в связи с чем Л. О. Пережогин говорит об Интернете как метаперсонифици-рующей среде [159]. Ю.Д.Бабаева, А. Е. Войскунский, О.В.Смыслова считают, что процесс преобразования личности в Интернете приобретает свойства активности, целенаправленности и произвольности [14]. Сеть предоставляет субъекту возможность осмысления мотивационных ориентиров собственной деятельности и свойствах идеального Я, в связи с чем складываются условия осознания «составных частей» своей личности и приобретения навыков управления ими [20, 106, 209]. Поэтому Н.Д.Чеботарева полагает, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей [209]. Другой важной темой психологической рефлексии является проблема идентичности в Сети [273], поскольку активность в киберсреде предполагает в качестве необходимого условия решение задачи самоопределения и поиска идентичности [20]. По выражению Е. Е. Прониной, отработка субличностей является имманентным свойством человеческой психики и механизмом ее развития, который предельно актуализируется в современных условиях. Если в середине XX века считалось, что стойкая моноидентификация является необходимым условием психического здоровья и жизненного успеха, то к его концу стал очевидным адаптивный потенциал так называемого «протеического»7* стиля поведения. В этом смысле Интернет становится инкубатором личности, приспособленной к жизни в стохастическом, «текучем», стремительно меняющемся мире [173, с. 253-255]. Продуктом, выращиваемым в этом инкубаторе, становится виртуальная личность, обладающая виртуальной идентичностью, в связи с чем появляется комплекс проблем, связанных с факторами, определяющими ее параметры, с соотношением виртуальной и «реальной» идентичности, в том числе, их возможным взаимным влиянием.
М. Bogdanowicz, L. Beslay рассматривают виртуальную идентичность как состоящую из двух аспектов: «перевод на компьютерный» набора существующих представлений о собственной индивидуальности и поиск в компьютерной среде таких данных [241].
Согласно данным А. Жичкиной, влияние Интернет-коммуникации на идентичность пользователей исследуется в рамках двух направлений: исследования влияния Интернет-коммуникации на социальную идентичность пользователя и исследования причин создания «виртуальных личностей». Автор выделяет две группы причин: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность). В первом случае создание виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая виртуальная личность может существовать как «для
7' От имени Протея — древнегреческого божества, обладавшего способностью принимать любой облик [101, с. 272].
себя», осуществляя идеал я или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других», с целью произвести определенное впечатление на окружающих. Во втором случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта [84].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|