|
Социально-психологическая адаптированность жителей Интернета
Данные проективного и экспериментально-психологического исследования указывают на существование серьезных коммуникативных трудностей и значительного эмоционального напряжения у представителей Интернет-среды. Можно ожидать, что и обследование этой группы с помощью многофакторных опросниковых методик даст сходные результаты. В качестве такой методики был выбран опросник Социально-психологической адаптированное™ (СПА) [155], в оригинале разработанный К. Роджерсом и Р. Даймонд.
Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответствует критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе — чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37 — критериям дезадаптированное™ (неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, то есть решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 27 высказываний нейтральны. Высказывания сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности: принятие — непринятие себя; принятие других — конфликт с другими; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность И компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач); доминирование — ведомость (зависимость от других); эскапизм («уход» от проблем).
В исследовании приняли участие жители Интернета (31 чел.) и пользователи (28 чел.). Применялся критерий Манна—Уитни.
Оказалось, что в группе жителей Интернета значимо ниже, чем в контрольной группе показатели адаптированности и принятия других, а также выше показатели дезадаптированности, непринятия других, эмоционального дискомфорта и эскапизма. Такая картина характеризует жителей Интернета как менее социально компетентных, прежде всего в плане понимания окружающих людей и доверия к ним, испытывающих в связи с этим эмоциональные проблемы. Возникающие в связи с этим проблемы нередко воспринимаются ими как неразрешимые и поэтому они больше, чем обычные пользователи, склонны к тому, чтобы оставлять все как есть, пережидая и надеясь на то, что все как-нибудь уладится само собой. В то же время в том, что касается отношения к себе и к умению взять на себя управление в ситуации социального контакта, две сравнивавшихся группы не показали значимых различий. Значит, эти особенности вписываются в общую структуру социально-психологической адаптированности представителей пользователей и жителей Интернета по-разному, и эти различия могут быть выявлены с помощью факторного анализа.
В Таблицах За и 36 знаком "+" обозначены показатели СПА, входящие в соответствующий фактор с высоким положительным значением, знаком "— " — с высоким отрицательным.
158 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
Таблица 3 а
Результаты факторизации данных по методике СПА для группы жителей Интернета
Показатели СПА
| Фактор 1
| Фактор 2
| Адаптирован ность
| -
|
| Дезадаптированность
| +
|
| Лживость +
| +
|
| Лживость -
|
|
| Принятие себя
| -
|
| Непринятие себя
| +
|
| Принятие других
| -
|
| Непринятие других
| +
|
| Эмоциональный комфорт
| -
|
| Эмоциональный дискомфорт
| +
|
| Внутренний контроль
|
|
| Внешний контроль
|
| +
| Доминирование
|
| -
| Ведомость
|
| + •
| Эскапизм
|
| +
| Первое, что показала факторизация (применялся метод максимального правдоподобия с последующим варимекс-врашением), — это относительно меньшая сложность организации социальной компетентности у жителей Интернета: для описания их данных достаточно двух значимых факторов, в то время как в структуре показателей СПА контрольной группы выделяется четыре значимых фактора.
Принятие себя и у жителей Сети, и у представителей контрольной группы связывается, прежде всего, с принятием других и эмоциональным комфортом, что отражает наличие обшей основы для восприятия социального мира и себя в этом мире. Различия проявляются в том, устанавливаются ли связи с этим стержневым ощущением и инструментальными показателями СПА.
4.1. Характер и эмоциональная сфера 159
Таблица 3 б
Результаты факторизации данных по методике СПА для контрольной группы
.----------------------------------------
Показатели СПА
| Фактор 1
| Фактор 2
| Фактор 3
| Фактор 4
| Адаптированность
|
| -
|
|
| Дезадаптированность
|
| +
|
|
| Лживость +
|
|
|
| -
| Лживость -
|
|
| -
|
| Принятие себя
|
| -
|
| +
| Непринятие себя
|
|
|
|
| Принятие других
|
| -
| -
|
| Непринятие других
|
| +
| +
|
| Эмоциональный комфорт
|
| -
|
|
| Эмоциональный дискомфорт
| +
|
|
|
| Для тех, кто не относится к категории Интернет-жителей, желание
доминировать связано с ощущением собственной успешности и компе тентности, отказ от доминирующей роли — с желанием выглядеть успеш ным и компетентным, которое проявляется в склонности к социально одобряемым ответам в ситуации тестирования. Иными словами, у тех, кто уверен в собственных силах, возникает желание управлять, у тех, кто избегает социальной ответственности — желание создать о себе благопри ятное впечатление. Локус контроля у не-жителей связывается с отноше нием к другим: доверительная атмосфера является условием интернально- сти,враждебность побуждает к тому, чтобы воспринимать ситуацию как неуправляемую. Таким образом, инструментальные характеристики СПА (локус контроля и склонность к лидерству) у испытуемых из контрольной группы привязываются к субъективным оценкам показателей психологи ческой компетентности. У Интернет-жителей эти два показателя СПА образуют единый фактор, в котором также присутствует эскапизм и эмоциональный диском форт. Таким образом, для жителей Сети умение и стремление руководить в ситуации социального контакта оказывается инструментальной характеристикой, не связанной с содержанием отношений к себе и другим людям, и имеющей самостоятельную ценность вне зависимости от конкретных параметров социального взаимодействия.
160 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
4.2. Самосознание жителей Интернета 161
4.2. Самосознание жителей Интернета
Самоотношение и образ Я
Задача, решение которой представляется необходимой в исследовании личностного развития, опосредованного Интернетом, — это задача изучения самосознания носителей Интернет-культуры. Вслед за В. В. Сталиным [27], мы считаем целесообразным разводить уровень знаний о себе и уровень действий в адрес собственного Я и формирующегося на их базе отношения к себе. Знания о себе характеризуют как когнитивную сложность субъекта в задачах межличностного оценивания, так и сложившуюся в рамках данной субкультуры социально желательную ориентацию представлений о человеке. Сформированность определенных внутренних действий в отношении к своему я отражает репертуар востребованных в субкультуре действий и межличностных отношений, а также эмоциональный фон, задаваемый этими действиями (действиям в адрес Я соответствуют «собственно эмоции» по классификации А.Н.Леонтьева, а отношению к себе — «чувства»). Все это позволяет использовать данные о специфике самосознания носителей Интернет-культуры как свидетельства о транслируемом в этой среде отношении к себе и к другим. Описание поощеряемых данной культурой социальных действий и тех, что не входят в ее нормативный репертуар, составляет, как известно, основу выделения типов культур (см., например, типологию Р. Бенедикт [23|). Изучение самосознания носителей Интернет-культуры может способствовать определению места этой культуры в культурном разнообразии человечества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|