Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологическая адаптированность жителей Интернета





Данные проективного и экспериментально-психологического иссле­дования указывают на существование серьезных коммуникативных труд­ностей и значительного эмоционального напряжения у представителей Интернет-среды. Можно ожидать, что и обследование этой группы с по­мощью многофакторных опросниковых методик даст сходные результаты. В качестве такой методики был выбран опросник Социально-психологи­ческой адаптированное™ (СПА) [155], в оригинале разработанный К. Род­жерсом и Р. Даймонд.


Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концеп­ции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответ­ствует критериям социально-психологической адаптированности лич­ности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе — чувство собственного достоинства и умение ува­жать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37 — критериям дезадаптированное™ (неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего ак­туального опыта, кажущееся «решение» проблем, то есть решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представле­нии, а не в действительности, негибкость психических процессов); 27 высказываний нейтральны. Высказывания сгруппированы по 6 факто­рам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности: принятие — непринятие себя; принятие других — конфликт с други­ми; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмо­циональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что дости­жение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность И компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жиз­ненных задач); доминирование — ведомость (зависимость от других); эскапизм («уход» от проблем).



В исследовании приняли участие жители Интернета (31 чел.) и поль­зователи (28 чел.). Применялся критерий Манна—Уитни.



Оказалось, что в группе жителей Интернета значимо ниже, чем в кон­трольной группе показатели адаптированности и принятия других, а так­же выше показатели дезадаптированности, непринятия других, эмоцио­нального дискомфорта и эскапизма. Такая картина характеризует жителей Интернета как менее социально компетентных, прежде всего в плане по­нимания окружающих людей и доверия к ним, испытывающих в связи с этим эмоциональные проблемы. Возникающие в связи с этим проблемы нередко воспринимаются ими как неразрешимые и поэтому они боль­ше, чем обычные пользователи, склонны к тому, чтобы оставлять все как есть, пережидая и надеясь на то, что все как-нибудь уладится само собой. В то же время в том, что касается отношения к себе и к умению взять на себя управление в ситуации социального контакта, две сравнивавшихся группы не показали значимых различий. Значит, эти особенности вписы­ваются в общую структуру социально-психологической адаптированности представителей пользователей и жителей Интернета по-разному, и эти различия могут быть выявлены с помощью факторного анализа.

В Таблицах За и 36 знаком "+" обозначены показатели СПА, входящие в соответствующий фактор с высоким положительным значением, знаком "— " с высоким отрицательным.


158 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития

Таблица 3 а

Результаты факторизации данных по методике СПА для группы жителей Интернета

 

Показатели СПА Фактор 1 Фактор 2
Адаптирован ность -  
Дезадаптированность +  
Лживость + +  
Лживость -    
Принятие себя -  
Непринятие себя +  
Принятие других -  
Непринятие других +  
Эмоциональный комфорт -  
Эмоциональный дискомфорт +  
Внутренний контроль    
Внешний контроль   +
Доминирование   -
Ведомость   + •
Эскапизм   +

Первое, что показала факторизация (применялся метод максималь­ного правдоподобия с последующим варимекс-врашением), — это отно­сительно меньшая сложность организации социальной компетентности у жителей Интернета: для описания их данных достаточно двух значимых факторов, в то время как в структуре показателей СПА контрольной груп­пы выделяется четыре значимых фактора.



Принятие себя и у жителей Сети, и у представителей контрольной группы связывается, прежде всего, с принятием других и эмоциональным комфортом, что отражает наличие обшей основы для восприятия соци­ального мира и себя в этом мире. Различия проявляются в том, устанав­ливаются ли связи с этим стержневым ощущением и инструментальными показателями СПА.


4.1. Характер и эмоциональная сфера 159

Таблица 3 б

Результаты факторизации данных по методике СПА для контрольной группы

.----------------------------------------

Показатели СПА Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Адаптированность   -    
Дезадаптированность   +    
Лживость +       -
Лживость -     -  
Принятие себя   -   +
Непринятие себя        
Принятие других   - -  
Непринятие других   + +  
Эмоциональный комфорт   -    
Эмоциональный дискомфорт +      

Для тех, кто не относится к категории Интернет-жителей, желание

доминировать связано с ощущением собственной успешности и компе­
тентности, отказ от доминирующей роли — с желанием выглядеть успеш­
ным и компетентным, которое проявляется в склонности к социально
одобряемым ответам в ситуации тестирования. Иными словами, у тех,
кто уверен в собственных силах, возникает желание управлять, у тех, кто
избегает социальной ответственности — желание создать о себе благопри­
ятное впечатление. Локус контроля у не-жителей связывается с отноше­
нием к другим: доверительная атмосфера является условием интернально-
сти,враждебность побуждает к тому, чтобы воспринимать ситуацию как
неуправляемую. Таким образом, инструментальные характеристики СПА
(локус контроля и склонность к лидерству) у испытуемых из контрольной
группы привязываются к субъективным оценкам показателей психологи­
ческой компетентности.
У Интернет-жителей эти два показателя СПА образуют единый фак­тор, в котором также присутствует эскапизм и эмоциональный диском­ форт. Таким образом, для жителей Сети умение и стремление руко­водить в ситуации социального контакта оказывается инструментальной характеристикой, не связанной с содержанием отношений к себе и другим людям, и имеющей самостоятельную ценность вне зависимости от конкретных параметров социального взаимодействия.


160 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития


4.2. Самосознание жителей Интернета 161


 


4.2. Самосознание жителей Интернета

Самоотношение и образ Я

Задача, решение которой представляется необходимой в исследова­нии личностного развития, опосредованного Интернетом, — это задача изучения самосознания носителей Интернет-культуры. Вслед за В. В. Ста­линым [27], мы считаем целесообразным разводить уровень знаний о себе и уровень действий в адрес собственного Я и формирующегося на их базе отношения к себе. Знания о себе характеризуют как когнитивную слож­ность субъекта в задачах межличностного оценивания, так и сложившуюся в рамках данной субкультуры социально желательную ориентацию пред­ставлений о человеке. Сформированность определенных внутренних дей­ствий в отношении к своему я отражает репертуар востребованных в суб­культуре действий и межличностных отношений, а также эмоциональный фон, задаваемый этими действиями (действиям в адрес Я соответствуют «собственно эмоции» по классификации А.Н.Леонтьева, а отношению к себе — «чувства»). Все это позволяет использовать данные о специфике самосознания носителей Интернет-культуры как свидетельства о трансли­руемом в этой среде отношении к себе и к другим. Описание поощеряемых данной культурой социальных действий и тех, что не входят в ее нор­мативный репертуар, составляет, как известно, основу выделения типов культур (см., например, типологию Р. Бенедикт [23|). Изучение самосо­знания носителей Интернет-культуры может способствовать определению места этой культуры в культурном разнообразии человечества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.