Психологические исследования Интернета
Одним из аспектов идеологической составляющей Сети является психология киберпространства. В данной теме можно выделить такие составляющие, как психологические особенности Интернета как среды деятельности и психология различных видов деятельности, опосредованной Интернетом. В качестве особого предмета выделяются также формы патологического использования Интернета. Разнообразные материалы представлены на сайтах: flogiston.ru, cyberpsy.ru, cyberpsychology.report.ru, psynet.b55.ru, CyberPsychology and Behavior [272], CyberStudies WebRing [277], Deviance on the Internet [284], Journal of Computer-Mediated Communication [362], Journal of Online Behavior [363], Psychology and the Internet [431], The information Society [478], The Journal of MUD Research [480], The Psychology of Cyberspace [484] и др.
E. П. Белинская, описывая «проблемное поле» психологических исследований Интернета, выделяет следующие перспективные направления: изучение отдельных видов деятельности человека в Интернет-среде (познавательной, коммуникативной, игровой); изучение следствий этих видов деятельности на уровни личности (особенности мотивации пользователей, структура их Я-концепции, специфика ценностных ориентации, возникновение тех или иных вариантов поведенческой зависимости); изучение Интернет-коммуникации как нового средства традиционных социальных практик (в качестве СМИ, средства образования, пространства политического выбора, способа психотерапевтической помощи). К основным социально-психологическим направлениям прикладных исследований Интернет-коммуникации автор относит изучение специфики компьютерно-опосредованного общения (особенностей электронного дискурса, закономерностей нормообразования в Сети, характеристик атрибутивных процессов); изучение характера влияния Интернет-коммуникации на личность пользователя (особенностей его мотивационной сферы, самопрезентаций и идентификационных структур); изучение специфической поведенческой феноменологии (в основном Интернет-аддикции); новые возможности убеждения и влияния, трансформация механизмов межличностного восприятия и взаимодействия, особенности норм и ьравил общения, его влияние на личностные диспозиции коммуникатора [20].
40 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.3. Что мы делаем в Интернете?
А. Жичкина анализирует основные направления социально-психологического подхода к исследованию феномена Интернета. К началу 90-х годов относятся работы, посвященные обоснованию возможности изучения Интернета не только с технической, но и с психологической точки зрения, содержащие определения виртуальной реальности и описание особенностей коммуникации посредством Интернета по сравнению с реальной коммуникацией. Тогда же выделилось социокультурное направление исследования сетевых сообществ, в которых Интернет выступает как система сообществ, обладающих своими особенностями языка, норм коммуникации и социальной иерархии участников. Наличие этих особенностей позволяет говорить об Интернете как о социальной среде, которая делает возможным формирование новых оснований социальной самокатегоризации, и тем самым может вносить вклад в формирование нового содержания идентичности пользователя [85).
Отечественные психологические исследования Интернета традиционно базируются на теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, с точки зрения которой Сеть рассматривается как сложные психологические орудия, опосредующие разнообразные виды деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой). Описываются эффекты применения Интернета, отражающиеся на преобразовании личности и деятельности человека, конкретные механизмы развития и трансформации личности [48,49].
Наиболее специфичным для Сети среди описанных эффектов является так называемый опыт потока, возникающий вне зависимости от характера осуществляемой деятельности, и детерминируемый следующими параметрами:
• высокий уровень умений, относящихся к работе в Интернете, и контроля;
• высокий уровень возбуждения и мобилизованности: работа в Интернете воспринимается как вызов способностям и умениям;
• фокусированность (высокая концентрация) внимания;
• интерактивность (скорость работы компьютера) и «телеприсутствие» (способность забываться, погружаться в «киберпространство» и воспринимать его как реальность) [50].
Применение информационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности, опосредованной Интернетом: возникают новые навыки, операции и способы выполнения действий, новые целевые и мотивационно-смысловые структуры, новые формы опосредствования и новые виды деятельности [190]. С другой стороны, основным типам деятельности в Сети ставятся в соответствие формы негативного изменения личности: хакерство, игровая «зависимость» и Интернет-аддикция
[14,43,50].
В течение 1992-1998 гг. группой исследователей [8]было предпринято изучение мотивационной регуляции деятельности в Интернете с помо-
шью рассылавшихся добровольцам по Сети опросников, имевших целью выявить: мотивы, побуждающие деятельность пользователей Интернета; реальные формы реализации мотивов в деятельности пользователя Интернета; измененения мотивации по мере развития Интернета в нашей стране. Выявлено, что в основе полимотивированной деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов:
• деловая мотивация;
• познавательная мотивация;
• мотивация сотрудничества;
• мотивация самореализации;
• рекреационная и игровая мотивация;
• аффилиативная мотивация;
• мотивация самоутверждения;
• коммуникативная мотивация.
Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг обшения, социальное самовыражение.
К основным сферам проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета были отнесены: содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах.
Широкое внедрение информационных технологий приводит к тому, что веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета уменьшается, а мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции [8].
Перейдем к описанию основных видов деятельности, опосредованных Интернетом, и к наблюдающимся искажениям данных видов деятельности, связываемых с нарушениями личностного развития пользователей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|