|
Ценности жителей и разработчиков Интернета
Ценности признаются ядерным компонентом культуры, выражающим специфическое мироотношение, благодаря которому оформляется и поддерживается то «необщее выражение лица» целостной общности людей, которое и дает основание говорить о в каждом случае особом пути достижения вершинных целей жизни человека и человечества. Именно с ценностями связывают культурные различия такие авторы, как П. А. Сорокин, Ю. М.Лотман, Ю. В. Бромлей, К. Клахкон, М. Рокич, Ш.Шварц, Г. Хофстед, Ю. Хаберман и др.
По определению Т. Шибутани, личность — это организация ценностей [217, с. 353]. «Индивиды, малые и большие группы, — пишет Б. Шледер, — обладают отличающими их ценностями. В жизни индивида и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Они помогают различать верное и неверное, добро и зло, нужное и ненужное, уместное и неуместное. Индивид нуждается в них, чтобы организовать свою жизнь, общество нуждается в них, чтобы определить общие цели и формы поведения, которые для него особенно значимы» [219, с. 47]. Отражая то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, ценности предстают и как «сущностные характеристики сознания и поведения индивида, и как целевые конструкты социальной деятельности» [166, с. 110]. Возможность соотнестись с ценностями как со «всеобъемлющей системой взглядов, позволяющей ... знать свое место ? и место других объектов в общем миропорядке — считает Ж. Нюттен, — придает событиям жизни человека качество „объективной реальности". Тем самым человек удовлетворяет важную потребность „присоединения к реальности и взаимодействия с ней", которая находит свое отражение в художественном творчестве, в философском и религиозном мышлении и в научных исследованиях» [152, с. 198-199].
Ценностная картина мира в рамках одной культуры представляет собой неоднородное образование, поскольку у различных социальных групп могут быть различные (порой контрадикторные) ценности. Поэтому попытка воссоздания некоторых компонентов ценностного портрета Ин-
178 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
4.2.Самосознание жителей Интернета
тернет-сообщества представляется очевидно вытекающей из общей цели настоящего исследования, так как по разделяемым субъектами сетевой деятельности ценностным приоритетам можно судить как о критериях рекрутирования, так и о предоставляемых средой возможностях реализации определенных ценностных предпочтений.
В качестве инструмента была использована методика, предложенная Ш. Шварцем и В. Билски для описания ценностных инварианта и своеобразия, характеризующих отдельные культуры.
Лежащая в основе данной методики концепция в самом сжатом изложении может быть представлена в виде следующих тезисов:
1. Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.
2. Ценности — желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей.
3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями.
4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов [449].
Таким образом, базовые личностные ценности отражают основные культурные и индивидуальные цели, по отношению к которым люди являются носителями и которые надеются достичь.
Ценности как осознаваемые цели, управляющие поведением людей, объединяются в группы, названные «мотивационными типами», каждому из которых соответствует основная мотивационная цель. В результате эмпирических исследований, проводившихся в режиме крос-скультурного проекта, было выявлено десять универсальных мотиваци-онных типов:
• саморегуляция, ориентирующая на независимость мысли и действия;
• стимулирование, или полнота жизненных ощущений, связанные с поиском новизны и состязания;
• гедонизм — направленность на удовольствие и наслаждение;
• достижение — стремление к личному успеху, основанному на социальном одобрении;
• власть, то есть доминирование, социальный статус, престиж;
• безопасность, определяемая как желание стабильности, безопасности и гармоничных отношений;
• конформность, достигаемая за счет ограничения собственных действий, причиняющих вред другим людям или нарушающим социальные ожидания;
• традиция — тип, связанный с уважением и поддержанием обычаев и устоявшихся идей;
• благожелательность (доброта) реализуется благодаря заботе о благополучии окружающих людей;
• универсализм, означающий мотивацию на понимание, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы [449j.
Культурные особенности проявляются в выраженности и характере сочетания ценностей, принадлежащим к описанным типам.
Активные представители Интернет-сообщества — разработчики и жители, — выполняли задание по оценке субъективной значимости 58 понятий, имеющих ценностное содержание. Обработка данных включает в себя вычисление средних рангов, соответствующих значимости выделенных групп ценностей, а также факторизацию групповых матриц. Благодаря процедуре факторизации становится возможным выделение тех представителей групп разработчиков и жителей, чей вклад в формировании факторного пространства, судя по восстанавливаемых для них факторным оценкам, наиболее значим. Они могут быть отнесены к категории «типичных», являющихся носителями наиболее характерных для субкультур ценностей и их конфигураций.
При подсчете средних значений, характеризующих ценностные приоритеты данных групп по данным их типичных представителей, выявлена, прежде всего, высокая согласованность мнений. Применение непараметрического критерия Манн — Уитни показывает отсутствие статистически значимых различий. Если же проследить тенденции, не достигающих уровня значимости, по усредненным групповым данным, то оказывается, что жители несколько более напряженно относятся к ценностям из групп универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижение, власть, безопасность. В целом же для субъектов Интернет-коммуникации характерна относительно меньшая значимость ценностей, связанных с поддержанием традиций, а также достижением власти; разработчикам (но не жителям) примерно так же менее важны ценности из группы стимуляция.
Ценности, принадлежащие к определенным мотивационным типам, могут, объединяться в более общие блоки: ценности сохранения (консерватизм): безопасность, конформность, традиции; ценности изменения: стимулирование, самостоятельность; ценности самоопределения: универсализм, благосклонность; ценности самовозвышения: власть, достижение, гедонизм; ценности, выражающие интересы индивида: власть, достижение, гедонизм, стимулирование, самостоятельность; ценности, выражающие интересы группы: благосклонность, традиции, конформность; ценности, выражающие как индивидуальные, так и групповые интересы: универсализм и безопасность.
При подсчете среднегрупповых рангов для общих блоков ценностей мы вновь обнаруживаем значительное сходство разработчиков и жителей; о некотором расхождении можно говорить только в отношении блока изменение, что свидетельствует о более выраженном стремлении к мобильности со стороны жителей. Слабые различия намечаются в отношении блоков самоопределение, самовозвышение и ориентация на интересы
180 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
Таблица 4
Результаты факторизации данных по методике Шварца для двух групп испытуемых
---------------------------------------------- 1---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1
| Группа разработчиков
| Группа жителей
| Мотивационные типы
| F1
| F2
| F1
| F2
| Конформность
|
| 0,7625
| 0,7379
| 0,5519
| Традиции
| 0,5685
|
| 0,5577
| 0,5108
| Доброта
| 0,5142
| 0,3812
|
| 0,8921
| Универсализм
| 0,7430
| 0,5736
| 0,8049
|
| Самостоятел ьность
|
| 0,7484
| 0,7931
|
| Стимуляция
| 0,9302
|
|
| 0,8491
| Гедонизм
| 0,9560
|
| 0,8399
|
| Достижения
|
| 0,8490
| 0,8349
|
| Власть
|
| 0,5735
| 0,7640
|
| Безопасность
| 0,6457
| 0,6289
| 0,7964
|
| индивида, по которым также у жителей общегрупповые средние оценки немного выше. По-видимому, данные направления являются для жителей Интернета чуть более значимыми, чем для разработчиков, что отражает специфику запроса жителей к Сети.
Применение к полученным данным процедуры факторного анализа позволяет выявить параметры отношения испытуемых к ценностям, кристаллизованные в виде структурирующих психическую реальность конструктов, которые могут не быть представлены на уровне сознания, однако оказывать существенное влияние на способы организации и системы оценок взаимодействия человека и мира.
В Табл.4 представлены данные о структуре ценностных отношений групп разработчиков и жителей. У тех и других данная структура образована двумя униполярными факторами. При образовании первого фактора первыми по значимости типами ценностей для разработчиков являются гедонизм, стимуляция и универсализм, а для жителей — гедонизм, достижение, универсализм. Во втором факторе такими ведущими типами ценностей становятся достижение, конформность, самостоятельность — для группы разработчиков, и доброжелательность, стимуляция и конформность — для группы жителей. Последними по степени значимости в обоих
4.2. Самосознание жителей Интернета 181
факторах у разработчиков оказывается доброжелательность, а у жителей — традиции.
Таким образом, для разработчиков привлекательны и ценны в первую очередь такие действия, отношения и ситуации, которые дают возможность пребывать в состоянии аффективно-приятного возбуждения. В последнюю очередь значимым оказывается то, насколько при этом могут быть реализованы ценности, связанные с традициями и благожелательностью. Однако они не отвергаются, но просто имеют относительно низкую значимость. Главенство при образовании первого фактора у разработчиков гедонизма в сочетании стимуляцией может «оживить» их образ, традиционно ассоциирующийся скорее со «сжигающей потребностью знать» [74, с.67], чем с потребностью в наслаждении в качестве ведущей.
У жителей сочетание гедонизм+достижение, возглавляющее список значимых для образования первого фактора переменных, проявляет направленность на получение удовольствий, связанных прежде всего с потворством своим желаниям, то есть ценным оказывается то, что позволяет ощутить свободу от ограничений и регламентации. Относительно незначимыми оказываются типы ценностей конформность и традиции, которые в своем сочетании выражают необходимость самоограничения, покорности и подчинения. Интересно, что для группы жителей данное сочетание проявляется и во втором факторе, что, по-видимому, можно рассматривать как проявление значимости для них темы подчинения в качестве основания для определения отношения к себе и миру.
Второй фактор у разработчиков представляет собой конгломерат разнородных типов ценностей, в котором трудно усмотреть какую-либо логику. У группы жителей, напротив, он может быть легко интерпретирован как фактор конвенциональности, «социофилии»: в нем сосредоточены типы ценностей, связанные с просоциальной ориентацией, в окружении которых ценности стимуляции отражают, по-видимому такие способы поиска новизны, которые так же связаны с социальными отношениями.
Особо следует подчеркнуть, что ни разработчики, ни жители, судя по характеристикам неосознаваемых ценностных конструктов, не выпадают из поля универсальных «общечеловеческих» ценностей и традиций; у тех и других гедонистические тенденции уравновешиваются признанием необходимости обеспечения безопасности.
По мнению Ш. Шварца и В. Билски, между типами ценностей существуют отношения сочетания или противоречия. Универсальными, концептуально предсказанными и эмпирически выявленными паттернами противоречия между группами ценностей являются следующие:
• ценности сохранения противоположны ценностям изменения;
• ценности самоопределения противоположны ценностям самовозвышения;
• ценности, выражающие интересы группы, противоположны ценностям индивида [449].
182 Глава 4. Жители Интернета: особенности и перспективы развития
Одним из следствий оппозиционной организации ценностей является потенциал конфликтности, который может реализоваться в случаях, когда имеется выраженное стремление к реализации ценностей, входящих в противостоящие группы. А. Л. Лихтарников предложил при обработке получаемых с помощью методики Ш. Шварца и В. Билски данных определять степень конфликтности, показав, что данная характеристика значимо различается у представителей таких контрастных групп, как наркозависимые подростки и успешные взрослые [126]. В качестве способа извлечения информации о конфликтности ценностей он использует факторизацию групповых матриц с последующим подсчетом случаев вхождения в фактор ценностей, принадлежащих к оппонирующим блокам.
Из приведенных выше данных видно, что у жителей противоречия первого фактора отчасти компенсируются тем, что просоциальная его составляющая поддерживается очевидно «социофилическим» вторым фактором. Состав факторов, выявляемых у разработчиков, заставляет считать их ценностные ориентации последовательно противоречивыми.
Результаты подсчета количества противоречий между типами ценностей показали, что выраженность конфликта между ценностями сохранения изменения и группо- эгоцентричности одинакова для групп разработчиков и жителей. Отличие выявляется для ценностей, имеющих отношение к саморазвитию личности: у разработчиков конфликтность данной сферы выше, чем у жителей, что проявляет напряжение, возникающее вследствие равной значимости самоопределения и самовозвышения для первых и решение данной проблемы в пользу самоопределения для вторых.
Наличие противонаправленных тенденций, характеризующих ценностные отношения наших испытуемых, может получить и другую интерпретацию. В самом деле, Интернет в таком случае оказывается средой, отнюдь не препятствующей ни гедонизму, ни стремлению к власти, ни традиционности, ни жажде новизны. Наоборот, оказывается, что данная среда способна поддержать не только каждое из перечисленных и подобных стремлений, но и многие из них одновременно.
То ядерное положение в структуре культурообразующих факторов, которое занимают ценности, определяет их относительно высокую импли-цированность, что побуждает современных исследователей к развитию более изощренных способов их экспликации с целью изучения. В свете этих тенденций перспективными при описании ценностной специфики Интернет-среды могут быть лингвокультурологичесские исследования базовых концептов, а также таких способов представления ценностей в различных формах сетевого дискурса, как табуирование, ритуализация, ирония и критика [15]. В общем же виде задачей является реконструкция той картины мира (включая конституирующее ее аксиологическое измерение), для формирования которой существенное значение имеет Интернет как среда (картина Интернет-мира) и как средство (картина Мира, опосредованная Интернетом).
4.3. Особенности когнитивной сферы жителей Интернета 183
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|