Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ





В.И. Вигдорович, С.В. Романцова, Н.В. Шель, И.В. Зарапина

ХИМИЯ

ЧАСТЬ II

ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И

ХИМИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ


В.И. Вигдорович, С.В. Романцова, Н.В. Шель, И.В. Зарапина

ХИМИЯ

ЧАСТЬ II

ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И

ХИМИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ

Учебное пособие для студентов технических университетов,

Обучающихся по металловедческим специальностям

Издательство Першина Р.В.

Тамбов 2011


УДК 546

ББК 24 + 20. 1

В 95

Научный редактор:

доктор химических наук, профессор Л.Е. Цыганкова

Рецензенты:

доктор химических наук, профессор А.В. Введенский

доктор химических наук, профессор Х.С. Шихалиев

Вигдорович В.И. и др.

В 95 Химия. Ч. II: Основы органической химии и химической термодинамики: Учебное пособие / В.И. Вигдорович, С.В. Романцова, Н.В. Шель, И.В. Зарапина. Министерство образования и науки РФ. ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2011. 296 с.

Настоящее учебное пособие написано для студентов технических университетов, обучающихся по специальности «Нанотехнология» и смежной с ней «Материаловедение и технология новых материалов». Оно может быть широко использовано студентами соответствующих специализаций и магистрантов классических университетов, а также преподавателями органической и физической химии ВУЗов.



 

ББК 24.1 Я 73

УДК 546

 

ã В.И. Вигдорович, 2011

ã Издательство Першина Р.В., 2011

ã Тамбовский государственный технический университет, 2011

ISBN

 


Оглавление

  Стр.
Предисловие………………………………………………………………  
Часть I. Основы органической химии…………………………………..  
Введение…………………………………………………………………..  
Структура органических соединений…………………………………...  
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова…………  
Изомерия органических соединений……………………………………  
Индуктивный и мезомерный эффекты………………………………….  
Типы реакций органических соединений. Понятие о механизме реакции………………………………………………………………………...  
Типы реакций в органической химии…………………………………..  
Направление и селективность химической реакции…………………...  
Предельные(насыщенные) углеводороды……………………………...  
Алканы………………………………………………………………….…  
Циклоалканы……………………………………………………………...  
Непредельные углеводороды……………………………………………  
Алкены (олефины) Алкены (олефины)…………………………………  
Алкадиены (диеновые углеводороды)………………………………….  
Каучуки……………………………………………………………………  
Алкины (ацетиленовые углеводороды)…………………………………  
Предельные спирты………………………………………………………  
Предельные одноатомные спирты………………………………………  
Предельные многоатомные спирты……………………………………..  
Предельные оксосоединения…………………………………………….  
Альдегиды………………………………………………………………...  
Кетоны……………………………………………………………………..  
Карбоновые кислоты……………………………………………………...  
Предельные карбоновые кислоты………………………………………..  
Азотсодержащие органические соединения…………………………….  
Нитросоединения…………………………………………………………  
Нитрилы и изоцианиды…………………………………………………..  
Алифатические амины……………………………………………………  
Аминокислоты…………………………………………………………….  
Простые и сложные эфиры……………………………………………….  
Простые эфиры……………………………………………………………  
Сложные эфиры карбоновых кислот…………………………………….  
Липиды……………………………………………………………………..  
Жиры……………………………………………………………………….  
Воски……………………………………………………………………….  
Ароматические углеводороды, арены…………………………………...  
Бензол и его производные………………………………………………...  
Ароматические оксосоединения………………………………………….  
Фенолы……………………………………………………………………...  
Гетероциклические соединения…………………………………………..  
Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом……………………...  
Шестичленные гетероциклы……………………………………………...  
Диоксины…………………………………………………………………...  
Пестициды…………………………………………………………………...  
Фуллерены. Синтез и свойства соединений на их основе……………….  
Высокомолекулярные соединения………………………………………...  
Часть II. Основы химической термодинамики……………………………  
Внутренняя энергия………………………………………………………...  
Первое начало термодинамики…………………………………………….  
Теплоемкость при постоянном объеме……………………………………  
Теплоемкость при постоянном давлении…………………………………  
Равновесные процессы. Максимальная работа…………………………...  
Термохимия…………………………………………………………………  
Закон Гесса…………………………………………………………………..  
Связь DH и DU химических реакций………………………………………  
Зависимость тепловых эффектов от температуры. Закон Кирхгофа……  
Средняя теплоемкость……………………………………………………...  
Работа тепловой машины. Теорема и цикл Карно………………………..  
Второе начало термодинамики…………………………………………….  
Энтропия как критерий самопроизвольного течения процесса…………  
Принцип локального равновесия………………………………………….  
Статистическая интерпретация энтропии…………………………………  
Химический потенциал и химическое сродство………………………….  
Уравнение Клапейрона-Клаузиуса………………………………………...  
Термодинамические потенциалы………………………………………….  
Свободная энергия Гиббса…………………………………………………  
Уравнение Гиббса-Гельмгольца…………………………………………...  
Тепловая теорема Нернста. Третий закон термодинамики………………  
Некоторые аспекты, связанные с достижением химического равновесия……………………………………………………………………………  
Изотерма химической реакции…………………………………………….  
Изобара химической реакции……………………………………………...  
Литература…………………………………………………………………...  

 





 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая читателям II-я часть учебного пособия «Химия» предназначена для студентов металловедческих специальностей. Кроме того, она может быть полезна учащимся технических и классических университетов – будущих специалистов как «чистых» экологов, так и изучающих экологию в рамках специальности «Инженерная защита окружающей среды». Эта часть учебного пособия представляет несомненный интерес и для биологических специальностей университетов.

Вместе с тем, в связи с проходящей реформой высшей школы, очень трудно писать и издавать учебники и учебные пособия для конкретных специальностей. Это обусловлено тем, что, если стандарты второго поколения (технических университетов) были хорошо проработаны, включали четкие требования к перечню изучаемых дисциплин, их содержанию и объему часов, то в стандартах третьего поколения, по существу, прописаны, да и то лишь конспективно, лишь компетенции выпускников. Фактически же эти стандарты оказались совершенно сырыми, не определяющими содержание и уровень обучения. Это породило субъективизм в характере и объеме изучаемых дисциплин, так как часто планирование оказалось отданным на откуп заведующим выпускающих кафедр и обусловливается их научными интересами и взглядами на систему обучения. Например, из перечня изучаемых дисциплин по специальности «Нанотехнология» (бакалаврат) подчас исключается дисциплина «Квантовая механика». Между тем, это лишает возможности будущих специалистов указанного профиля понимать природу и особенности физических свойств многих классов наноматериалов, обусловленных квантовыми эффектами, часто являющимися определяющими. В иных случаях резко (до 3-х раз) сокращается объем часов, отводимых для изучения химии, во многом определяющей подготовку по металловедческим специальностям.

Другой сложностью подготовки специалистов, обусловленной проводимой реформой, явилось изменение содержания самих учебных дисциплин. А это требует переиздания огромной номенклатуры вузовских учебников и учебных пособий, включение в них разделов, способствующих организации самостоятельной работы студентов. Процесс переиздания подобной литературы потребует 10 – 15 лет. Особенно пострадает изучение студентами наиболее сложных для усвоения дисциплин, таких как квантовая механика, техническая и химическая термодинамика, физическая химия и др., определяющих теоретическую базу специальности.

Подобная ситуация делает целесообразным написание и издание учебных пособий, которые могут быть использованы студентами нескольких специальностей, представители каждой из которых найдут в них необходимый общий и узкоспециализированный материал. Кроме того, подобный путь позволит или обеспечит наиболее заинтересованным студентам самостоятельно изучить смежную тематику.

Помимо этого, предлагаемый подход к содержанию учебных пособий предоставляет возможность преподавателям избирательно рассматривать тематику, которую они считают необходимой в рамках конкретной специальности обучаемых, и облегчит им организацию самостоятельной работы студентов.

Именно такая трактовка построения учебных изданий и позволяет авторам написать учебное пособие «Химия» в трех частях суммарным объемом порядка тысячи страниц. Первая часть, посвященная общей и нерганической химии, была издана ранее (Вигдорович В.И., Шель Н.В., Зарапина И.В. Химия. Ч. I. Тамбов. Изд-во Першина. 2010. 328 с.). Вторая часть, включающая основы органической химии и химической термодинамики, с близким объемом, как надеются авторы, будет издана в 2011 г. Наконец, в III-ю часть пособия планируется включить основы физической химии (химическая кинетика, углубленное представление о катализе, элементы фото- и радиохимии и электрохимии, включая ионику и электродику, основы коллоидной химии и химии высокомолекулярных соединений). Если все перечисленные разделы химии не удастся рассмотреть с достаточной глубиной в III-ей части, они частично будут изложены в IV-й части единого пособия «Химия».

Именно такой подход, как отмечалось выше позволит учебному пособию стать широко востребованным и хотя бы отчасти аннулировать намечающийся пробел в организации подготовки студентов – бакалавров.

В заключении, авторы настоящей II-й части пособия выражают искреннюю благодарность ее научному редактору – заведующей кафедрой аналитической и неорганической химии, доктору химических наук, профессору Людмиле Евгеньевне Цыганковой и рецензентам издания – заведующему кафедрой физической химии Воронежского государственного университета, доктору химических наук, профессору Александру Викторовичу Введенскому и заведующему кафедрой органической химии того же университета, доктору химических наук, профессору Хидмету Сафаровичу Шихалиеву.

Их замечания и обсуждение отдельных разделов книги несомненно способствовали ее улучшению. Вместе с тем, авторы отдают себе отчет, что при столь широком содержании учебного пособия неизбежен субъективизм в подборе материала, неудачные и спорные утверждения. Все замечания и предложения просим направлять по адресу: 392000, Тамбов, ул. Советская,
д. 106, государственный технический университет, кафедра «Химия наноматериалов», Вигдоровичу В.И.

 


ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Введение

Органическая химия представляет собой самостоятельный раздел химической науки, который все шире используется в практике человеческой цивилизации. На ее закономерностях и процессах базируется большое количество технологий, ведущих к получению химических соединений и их производных, без которых немыслима современная жизнь людей.

Органическая химия изучает получение, свойства и применение углеводородов и их функциональных производных. В состав молекул органических соединений входят углерод, водород и элементы-органогены: азот, сера, атомы галогенов, фосфор. Другие химические элементы, в том числе атомы металлов, входят в состав элементорганических соединений.

Органическая химия, естественно, базируется на тех же законах и закономерностях, что и химия вообще. Теоретической базой, определяющей возможность протекания и направления процессов, реализуемых с участием органических соединений, их скоростей, являются химическая термодинамика и химическая кинетика. Вместе с тем, очень важны и специфические закономерности подобных процессов, связанные, в частности, с протеканием электрофильных и нуклеофильных реакций, особенностями и свойствами гомологических рядов широкого количества классов органических соединений.

Особенностью органической химии является наличие как химических процессов, известных из их общехимической классификации – присоединения, замещения, разложения, окисления, так и других, специфических реакций, характерных для отдельных классов химических соединений (гидрирование, гидратация, полимеризация, поликонденсация), специфических именных реакций и правил (Кучерова, Лебедева, Марковникова и многих других). Дело в том, что только с учетом особенностей протекания таких реакций и правил можно сегодня разобраться в огромном количестве методов получения органических соединений (изучаемых студентами химических и смежных специальностей). Особенности химических свойств органических соединений позволяют также установить пути деструкции (разрушения), в частности, высокотоксичных соединений, что важно для химиков-экологов, а также студентов, изучающих инженерные методы защиты окружающей среды. И, конечно, зная их, можно разобраться в безбрежном море технологий, основанных на химических процессах.

Очень важным разделом органической химии является химия высокомолекулярных соединений, которая помимо закономерностей первой и, конечно, своих собственных, широко использует положения коллоидной химии. Ему в пособии, прежде всего в третьей его части, будет отведено вполне достойное место.

Необходимо отметить и еще один аспект. Мало того, что органическая химия интенсивно развивается вширь, в связи с чем ежегодно синтезируются в микро- и миллиграммовых количествах десятки тысяч и даже сотен новых соединений, из которых затем для дальнейших исследований отбираются самые ценные. Она широко развивается вглубь, решая насущные и перспективные проблемы химического материаловедения.

Сегодня чрезвычайно интенсивно разрабатываются проблемы, пожалуй, самой молодой науки, берущей свое начало с 1981 г – наноматериаловедения. Истоки ее связаны с получением фуллеренов С60 и С70, за открытие и синтез которых Р. Смолл, Х. Крото, Р. Керл получили в 1996 г нобелевскую премию. Так, в настоящее время активно изучается химия фуллеренов и фуллеритов вообще и их органическая химия, в частности. Получены многие десятки новых соединений на их основе, успешно изучаются их химические свойства и пути практического использования. В настоящем учебном пособии эти вопросы достаточно глубоко затронуты и прослежены перспективы использования новых веществ подобного рода.

Другой особенностью раздела органической химии предлагаемого читателю учебного пособия является широкий анализ термодинамических параметров органических соединений и их связи с физическими и химическими свойствами.

В целом, вторая часть учебного пособия «Химия» написана с учетом изучения органической химии студентами специальности «Нанотехнология» и «Материалы и технологии», без знания которых немыслима их полноценная подготовка. Отчасти это связано с тем, что наиболее бурно развивающимся разделом наноматериаловедения является изучение синтеза и свойств наноуглеродных материалов. Эта мысль авторов подтверждается тем, что за последние 16 лет две нобелевские премии (1996 г. и 2010 г., А. Гейм и К. Новоселов) присуждены за разработку, получение и изучение свойств именно углеродных наноматериалов. Естественно эти вопросы нашли соответствующее отражение в учебном пособии «Химия», Ч. I и Ч. II.

В последующих разделах 2-й части предлагаемого учебного пособия рассматриваются основы химической термодинамики. Авторам представляется это вполне естественным, так как ранее были изложены вопросы неорганической химии (I-я часть. Тамбов. Изд-во Першина. 2010. 328 с) и органической (настоящая книга) химии. Таким образом, студенты предварительно получают необходимый объем знаний для усвоения этого наиболее абстрактного и, на наш взгляд, сложного для усвоения раздела курса химии. Вместе с тем, без знаний основных положений химической термодинамики, активного владения ее понятийным аппаратом невозможно понимание и эффективное использование критериев самопроизвольного протекания химических реакций и, таким образом, понимания многочисленных проблем материаловедения и его нового быстро развивающегося раздела – наноматериаловедения. С другой стороны, что в научной литературе часто поднимаются вопросы особенностей подчинения взаимодействия веществ в наноразмерном (эффективный размер 1 … 100 нм) состоянии закономерностям химической термодинамики. В настоящем учебном пособии этот момент рассматривается лишь вскользь, так как предполагается его изложение в специальном разделе планируемой к изданию в 2012 г. книги «Физико-химические основы использования наноматериалов».

Одновременно отметим, что в настоящем учебном пособии излагаются положения исключительно равновесной термодинамики. В связи с этим в нем не рассматривается принцип локального равновесия и развитые на его базе понятийный аппарат и термодинамические закономерности процессов, протекающих вдали от равновесия. Однако, читатели, активно усвоившие положения и закономерности равновесной термодинамики и знакомые в достаточной мере с линейной алгеброй, смогут самостоятельно познакомиться с основами и неравновесной термодинамики. Этот ее раздел, чрезвычайно бурно развивающийся в последние 50 – 60 лет Бельгийской термодинамической школы, основателем которой является Теофил Де Донде, а ее очень ярким представителем – лауреат нобелевской премии (1977 г.) Илья Пригожин, конечно же очень важен. Тем более, что большинство реальных процессов протекает в условиях, далеких от равновесия.

Кстати, сказанное относительно термодинамики, в полной мере относится и к органической химии. Изучив ее основы, изложенные в I-й главе настоящего учебного пособия, заинтересованные студенты вполне смогут самостоятельно изучить любые другие ее разделы, касающиеся многочисленных классов химических соединений.

Вместе с тем, учитывая, что курс органической химии будет изучаться студентами специальности «Инженерная защита окружающей среды», в разделах, посвященных изложению физических свойств практически всех рассмотренных классов химических соединений приводятся данные по верхним и нижним пределам взрываемости их смесей с воздухом, специальный параграф посвящается их экологическим характеристикам. Кроме того, в пособии в специальных параграфах достаточно подробно изложены химические свойства и токсикологические характеристики диоксинов, пути их уничтожения, данные о которых обычно отсутствует даже в самых обстоятельных руководствах по органической химии. По той же причине в эту часть пособия включен параграф, посвященный классификации, химическому строению и свойствам пестицидов, в том числе и запрещенных к использованию типа гранозана – продукта 1-го класса опасности, но до сих пор имеющихся на складах сельскохозяйственных предприятий. Помимо сказанного, в первую главу II-й части учебного пособия включен раздел, посвященный органической химии фуллеренов, которая в настоящее время интенсивно развивается. Это связано с бурными исследованиями в области наноматериаловедения углеродных материалов, хотя сегодня не ясно, сами фуллерены следует рассматривать как неорганические (что более вероятно) или органические продукты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.