УЭ- 6. Задачи на исследование знаков корней
Приведенного квадратного уравнения
Ваша цель: научиться решать задачи на исследование знаков корней приведенного квадратного уравнения.
Входная информация
Рассмотрим приведенное квадратное уравнение и будем считать, что его дискриминант неотрицателен. Тогда возможны следующие случаи.
1) Пусть q > 0; так как q= , то оба корня имеют одинаковые знаки:
а) если р > 0, сумма отрицательна , значит, оба корня отрицательны;
б) если р < 0, сумма положительна , значит, оба корня положительны;
в) если р = 0, уравнение не имеет действительных корней и .
2) Пусть q < 0. В этом случае из равенства следует, что корни имеют противоположные знаки:
а) если р > 0, сумма отрицательна и, значит, больший по модулю корень отрицателен;
б) если р < 0, сумма положительна и, значит, больший по модулю корень положителен;
в) если р = 0, то .
3) Пусть q = 0; так как , то хотя бы один из корней уравнения равен нулю. Пусть , тогда и . Аналогично, если , то . Если же и р = 0, то уравнение имеет два равных корня
Полученные результаты исследования знаков корней приведенного квадратного уравнения показаны в таблице.
| q
| p
| Знаки корней
|
q > 0
| p > 0
| оба корня отрицательны
| p < 0
| оба корня положительны
| p = 0
| корней нет
|
q < 0
| p > 0
| корни разных знаков; больший по модулю корень отрицателен
| p < 0
| корни разных знаков; больший по модулю корень положителен
| p = 0
|
|
q = 0
| p ≠ 0
|
| p = 0
|
|
Если обе части квадратного уравнения (а ≠ 0) разделить на а, то получим приведенное квадратное уравнение
,
которое будет иметь те же корни, что и исходное. В этомслучае , поэтому исследование знаков корней, которое выполнено ранее, будет таким же и для уравнения .
Пример 1. Не решая уравнение , определим знаки его корней.
Находим дискриминант: , D > 0.
Корни действительны и различны между собой; так как их произведение и сумма положительны, то оба корня положительны.
Пример 2. Не решая уравнение , определим знаки его корней.
.
Корни действительны и различны между собой, так как их произведение отрицательно (корни разных знаков); отрицательный корень по модулю больше положительного.
Практическая часть
Задание 1. Продумайте ответы к устным упражнениям:
1. Известно, что дискриминант уравнения положителен. При каком условии корни данного уравнения будут иметь одинаковые знаки?
2. Приведите пример квадратного уравнения, у которого:
а) один корень равен нулю, а второй отличен от нуля;
б) оба корня равны нулю.
3. Докажите, что уравнение не может иметь корни одного знака.
4. Докажите, что уравнение имеет два различных корня и определите знаки этих корней:
а) ; б)
Задание 2.Не решая уравнения, определите знаки его корней:
а) ; д) ;
б) ; е) ;
в) ;ж) ;
г) ; з) .
Задание 3. Докажите, что уравнение не может иметь корни одинаковых знаков:
а) ; б) .
Задание 4. Не решая уравнения, выясните, имеет ли оно корни, и если имеет, то определите их знаки:
а) ; г) ;
б) ; д) ;
в) ; е) .
УЭ-7. Решение биквадратных уравнений
Ваша цель: научиться решать биквадратные уравнения
Входная информация
Понятие биквадратного уравнения.
Как найти корни биквадратного уравнения.
Пример 1. Решим уравнение .
Решение. Введя подстановку , получим уравнение: . Его дискриминант , D > 0. Следовательно,
.
Значит, . Так как y ≥ 0, то получим одно уравнение: . Откуда .
Ответ: -1 и 1.
Как найти корни любого уравнения .Данное уравнение подстановкой сводится к решению квадратного уравнения.
Пример 2. Решим уравнение .
Решение. Введя подстановку , получим уравнение:
.
, D > 0.
Тогда . Отсюда или . Решая полученные уравнения, находим: .
Ответ: -2; 3.
Практическая часть
Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы ко в сем устным упражнениям, приведенным ниже.
Свои ответы сверьте с ответами или краткими указаниями, помещенными в конце учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».
Устные упражнения
1. Решите уравнение:
а) х4 – 5х2 = 0; б) х4 + 6х2 = 0; в) 7х4 = 0; г) х4 + 3х2 + 1 = 0.
1. а) 0; ; б) 0; в) 0; г) Æ.
2.Сколько различных корней имеет уравнение х4 – 16 = 0 ?
2.Два корня.
3.Решите уравнение:
а) х4 – х2 + 2 = 0; б) х4 – 0,09х2 = 0.
3. а) нет решений; б) 0; –0,3; 0,3.
4.Уравнение х4 + 4х2 + 5 = 0 не имеет действительных корней. Почему этот вывод можно сделать не решая уравнения ?
4. х4 ³ 0, 4х2 ³ 0 и 5 > 0.
5.Имеет ли корни биквадратное уравнение 2х4 – 5х2 + 6 = 0 ?
5. Не имеет, поскольку Д = 25 – 4 × 2 × 6 < 0.
6.Почему биквадратное уравнение, имеющее корень, равный х0, имеет второй корень, равный –х0 ?
6. Поскольку = а(–х0)4 + b(–х0)2 + с для любого х0.
С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из следующих заданий вам необходимо выполнить. В случае затруднений обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.
Задание 2. Решите уравнение:
а) ; г) ;
б) ; д) ;
в) ; е) .
Задание 3. Докажите, что уравнение не имеет действительных корней.
Задание 4. Разложите на множители многочлен:
а) ; б) .
Задание 5.Сократите дробь:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Задание 6. Решите уравнения:
.
Найдите сумму и произведение корней каждого из данных уравнений и отметьте свойства корней биквадратных уравнений.
Задание 7. Докажите, что если число α является корнем биквадратного уравнения , то корнем этого уравнения также является число – α.
Задание 8. Составьте биквадратное уравнение, если один из его корней равен , а другой .
Задание 9.Зная, что и –корни уравнения , составьте биквадратное уравнение, имеющее корни ., , и .
Задание 10. Докажите, что уравнение не имеет рациональных корней, если а – целое число и а ≠ 2 .
Задание 11. Решите уравнение:
а) ;
б) .
Рубрика «Ваш помощник»
1. а) 0; ; б) 0; в) 0; г) нет решений.
2.Два корня.
3. а) нет решений; б) 0; –0,3; 0,3.
4. х4 ³ 0, 4х2 ³ 0 и 5 > 0.
5. Не имеет, поскольку Д = 25 – 4 × 2 × 6 < 0.
6. Поскольку = а(–х0)4 + b(–х0)2 + с для любого х0.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|