Сделай Сам Свою Работу на 5

Уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям





 

УЭ-1. Понятие квадратного уравнения.

Неполные квадратные уравнения

Ваша цель:актуализация основных знаний, умений и навыков по данной теме, полученных на уроках математики.

Входная информация

Понятие квадратного уравнения. Одним из важнейших понятий школьного курса алгебры является понятие квадратного уравнения.

Квадратным уравнением называется уравнение вида ах² + + с = 0, где х– переменная, а, b, с – некоторые действительные числа, причем а ≠ 0.

Числа a, b и скоэффициенты квадратного уравнения. Число а называют первым коэффициентом, b – вторым коэффициентом и с – своодным членом.

Примеры квадратных уравнений:

Квадратное уравнение называется неполным, если коэффициент b или свободный член равен нулю.

Из определения следует, что неполные квадратные уравнения могут быть трех видов:

1) =0;

2) ax2+ c = 0, где c ≠0;

3) ax2+ bx = 0, где b ≠0.

Учимся решать неполные квадратные уравнения.

1. Уравнение ах2= 0 имеет единственный корень х= 0. Поскольку а ≠≠0, а из ax2 = 0 следует, что x2= 0, и потому х = 0.

2. Уравнение ax2+ c = 0 (с ≠ 0) равносильно уравнению Возможны два случая.



а) Если < 0, то уравнение не имеет корней, ибо квадрат любого действительного числа неотрицателен.

б) Если > 0, то уравнение имеет два корня:

,

 

Пример 1. Решим уравнение .

Решение. Перенесем свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на – 2:

–2x² = – 14

x² = 7

.

Ответ: .

3. Уравнение ax² +bx = 0(b≠ 0) равносильно уравнению х(ах+ b)= = 0, откуда или .

Пример 2. Решим уравнение 5x² + 3x = 0.

Решение. Разложим левую часть уравнения на множители: x(5x + 3)=0. Откуда x = 0 или 5x + 3 = 0, т.е. .

Ответ: – 0,6; 0.

Практическая часть

Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы ко в сем устным упражнениям, приведенным ниже.

Свои ответы сверьте с ответами или краткими указаниями, помещенными в конце учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».

Устные упражнения

 

1. Чему равен первый коэффициент, второй коэффициент и свободный член в уравнении:

а) 3х2 – 4х + 5 = 0; в) 7х2 + 5 = 0; д) 3х – 8 + 6х2 = 0;

б) –х2 + 3х = 0; г) х2 – 10 = 0; е) 7 – х2 = 0 ?

2.При каких значениях параметра а уравнение



(а2 – 1)2х + 5х – 3 = 0

является квадратным ?

3.Каков план решения неполного квадратного уравнения:

а) ах2 = 0; б) ах2 + bx = 0; в) ах2 + с = 0 ?

 

4.Какое из уравнений не имеет решений:

а) х2 = 0; в) –3х2 = –p; д) 7х2 – 7 = 0;

б) 3х2 = p; г) х2 + 25 = 0; е) х2 + 1 = 0 ?

5.Найдите корни многочлена:

а) х2 – 10; б) х2 – 7х; в) 0,5х2 – 4х; г) 3х2 + 5х.

6.Докажите, что многочлен 3х2 + 2 не имеет корней.

7.При каких значениях с многочлен х2 + с не имеет корней ?

8.Решите уравнение:

а) х2 – 10х + 25 = 0; в) 4х2 – 6х + 9 = 0;

б) х2 + 6х + 9 = 0; г) 9х2 – 24х + 16 = 0;

 

9. Составьте уравнение, которое имеет два корня, сумма которых равна нулю.

10. Сколько корней может иметь уравнение:

а) х2 = р; б) х2 = ïрï; в) х2 = –ïрï; г) х2 + 2 = –ïрï?

 

С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из следующих заданий вам необходимо выполнить. В случае затруднений обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.

 

Задание 2. Является ли квадратным уравнение:

а) ; г) 3 – 16x = 0;

б) 13x² – x + 8 = 0; д) 9x³ - 2x = 0•,

в) 0 · x² + 5 – 4x = 0; е) – 0,5x² = 0 ?

Задание 3.Найдите корни уравнения:

а) 5x² – 45 = 0; г) 0,1y² + 40 = 0;•,

б) – x² = 0; д) ;

в) ; е) ;

 

Задание 4.Решите уравнение:

а) 3x² – 5x = 0; г) ; ж) ;

б) 4x² – x = 0; д) ; з) ;

в) ; е) ; и) .

Задание 5. Решите уравнение:

а) 4x² + 6x = 9x² – 15x; в) 8,5x – 2x² = 3,5x + 3x² ;

б) 12x + 6x² = 5x² – 7x; г) x (x – 6) = 3 (108 – 2х).

Задание 6. Решите уравнение:

а) x² = a; в) a² x² – 9 = 0;

б) x² + a = 0; г)a² x² – ax = 0,

где х – переменная, а – параметр.

Задание 7. Решите уравнение:

а) a(x² + x) = 0; б) ; в) ах² – bх = сх²,



где х – переменная, а, b, с – параметры.

Задание 8.Напишите общий вид квадратного уравнения, в котором:

а) один из корней равен нулю;

б) оба корня равны нулю;

в) корни равны по модулю, но противоположны по знаку.

 

Рубрика «Ваш помощник»

К заданию 1. Ответы на устные упражнения;

1. а) а = 3, b = –4; с = 5; б) а = –1, b = 3; с = 0;

в) а = 7, b = 0; с = 5; г) а = 1, b = 0; с = –10;

д) а = 6, b = 3; с = –8; г) а = –1, b = 0; с = 7.

2. При всех а, кроме а = –1 и а = 1.

3. а) (ах2 = 0) Û (х2 = 0), откуда х1 = х2 = 0;

б) (ах2 + bx = 0) Û (х(ах + b) = 0) Û (х = 0 или ах + b = 0), откуда х1 = 0, х2 = –;

в) (ах2 + с = 0) Û (х2 = –): если – > 0, то х1,2 = ; если
– < 0, то решений нет.

равнения г) и е) решений не имеют.

5. а) –; ; б) 0; 7; в) 0; 8; г) 0; –.

6. Доказательство: 3х2 ³ 0 при любом х, а 2 число положительное, значит 3х2 + 2 > 0 при любом х.

7. При c > 0.

8. а) х1 = х2 = 5; в) х1 = х2 = 1,5;

б) х1 = х2 = –3; г) х1 = х2 = .

9. х2 – 5 = 0.

10. а) если р < 0, то данное уравнение действительных корней не имеет; если р = 0, то имеет два равных корня, т.е. х1 = х2 = 0; если р > 0, то уравнение имеет два корня, т.е. х1 = –, х2 = ;

б) данное уравнение имеет два корня при любом р;

в) если р = 0, то данное уравнение имеет два равных корня; если р ¹ 0, то корней нет;

г) при любом р данное уравнение корней не имеет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.