УЭ-2. Преобразование выражений,
Содержащих квадратные корни
Ваша цель: научиться выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Входная информация
Вынесение из-под знака корня:
, если , .
Внесение под знак корня:
, если , .
, если , .
Учимся решать задачи. Рассмотрим некоторые задачи, связанные с понятием «арифметический квадратный корень» и некоторые способы преобразований числовых выражений, содержащих радикалы.
Пример 1. Вынесем в выражении множитель из-под знака корня.
Заметим, что если предложено выполнить преобразование и не сделано оговорок о значениях переменных, то будем предполагать, что входящие в выражение переменные принимают лишь те значения, при которых оно имеет смысл. Поэтому в данном примере , поскольку выражение имеет смысл лишь при неотрицательных значениях . Представим подкоренное выражение в виде произведения , в котором множитель является степенью с четным показателем. Тогда
.
Пример 2. Вынесем в выражении множитель из-под знака корня.
Данное выражение имеет смысл при любом , и, поскольку , имеем:
Задание. Обоснуйте выполнимость преобразований следующих выражений и укажите, какие значения могут принимать входящие в них переменные:
а) ;
б) ;
в) .
Пример 3. Внесем в выражении множитель под знак корня.
Отрицательный множитель –5 нельзя представить в виде арифметического квадратного корня, и поэтому множитель –5 нельзя внести под знак корня. Однако выражение можно преобразовать, внеся под знак корня положительный множитель 5:
.
Пример 4. В выражении внесем множитель под знак корня.
Множитель может быть любым действительным числом (отрицательным либо неотрицательным). Поэтому рассмотрим два случая:
если , то ;
если , то .
Итак,
Задание. Обоснуйте выполнимость преобразований выражения:
а) ;
б) .
Практическая часть
Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы ко всем устным упражнениям, приведенным ниже.
Свои ответы сверьте с ответами или краткими указаниями, помещенными в конце учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».
1. При каких значениях переменной а имеет смысл выражение:
; ; ; ; ; ; ; .
2.Сократите дробь:
; ; ; ; ; .
3.Вынесите множитель из-под знака корня:
а) , x < 0; в) , x > 0, у > 0;
б) , x > 0; г) , x < 0, у > 0.
4. На примере выражений 2 и –2 покажите, как можно внести множитель под знак корня.
5. При каких значениях переменной х верно равенство: а) х = ; б) (х – 1) = ?
6. На примере выражений и покажите, как можно вынести множитель из-под знака корня.
7.При каких значениях переменной верно равенство а) = 2(х – 1)2; б) = (1 – х) ?
С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из заданий вам необходимо выполнить. В случае трудностей обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.
Задание 2. Вынесите множитель из-под знака корня:
а) ; в) ; д) ; ж) ;
б) ; г) ; е) ; з) .
Задание 3. Выполните действия :
а) ; б) ; в) ; г) .
Задание 4.Вынесите множитель из-под знака корня :
а) ; в) ; д) ; ж) ;
б) ; г) ; е) ; з) .
Задание 5.Вынесите множитель из-под знака корня: .
Задание 6.Вынесите множитель за знак корня:
а) , если ; в) , если ;
б) , если ; г) , если .
Задание 7.Упростите выражение:
а) , при ;
б) , при ;
в) , при .
Задание 8. Вынесите множитель из-под знака корня :
а) ; б) ; в) .
Задание 9.Внесите множитель под знак корня:
а) ; б) ; в) ; г) .
Задание 10. Внесите положительный множитель под знак корня:
а) ; б) ; в) ; г) .
Задание 11.Внесите множитель под знак корня:
а)
б) .
Задание 12. Внесите множитель под знак корня:
а) ; б) .
Рубрика «Ваш помощник»
К заданию 1. Ответы к устным упражнениям:
1. и .
2. .
3. а) ; б) ; в) ; г) .
4. ; .
5.а) ; б)
6. ; .
7.а) при любом х; б) при .
К заданию 2.а) ;
б) ;
в) .
К заданию 3.а) , так как .
УЭ-3. Действия с квадратными корнями
Ваша цель: добиться того, чтобы ваши действия с квадратными корнями удовлетворяли таким требованиям, как правильность, осознанность, рациональность и прочность.
Входная информация
Учимся решать задачи.
Пример 1. Упростим сумму
.
Вынесем из-под знака корня в выражении множитель , а в выражении множитель . Получим:
.
Пример 2. Преобразуем произведение
.
Вынеся общий множитель (число 3) за скобки в первом множителе, получим:
.
Пример 3. Сократим дробь
.
Пользуясь равенством , которое выполняется при , любое неотрицательное число можно представить в виде квадрата некоторого числа, в частности . Значит, числитель данной дроби можно представить в виде разности квадратов двух выражений:
.
С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из заданий вам необходимо выполнить. В случае трудностей обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.
Задание 1. Упростите выражение:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
Задание 2. Выполните действия:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
Задание 3. Упростите выражение:
а) , если ;
б) , если .
Задание 4.Выполните действия:
а) ; д) ;
б) ; е) ;
в) ; ж) ;
г) ; з) .
Задание 5. Докажите, что значения выражений и –взаимно обратные числа.
Задание 6. Упростите:
а) ; б) .
Задание 7.Выполните деление:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Задание 8. Разложите на множители:
а) ; г) , если ;
б) ; д) , если ;
в) ; е) , если ; .
Задание 9. Сократите дробь:
а) ; в) ; д) ;
б) ; г) ; е) .
Задание 10.Упростите выражение:
а) ;
б) .
Задание 11.Докажите, что число а является корнем уравнения:
а) ;
б) .
Задание 12. Выполните действия:
а) ; в) ;
б) г) .
Задание 13.Выполните действия:
а) ;
б) ;
в)
г) ;
д) ;
е) .
Рубрика «Ваш помощник»
К заданию 1.а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
К заданию 2.Обозначив данное выражение через А, получим:
а) ;
б) ;
в)
г) ;
д) .
Ответы: а) 18; б) ; в) ; д) 2 .
К заданию 3. а) ; б) .
К заданию 4.а) ; б) ; в) ; д) 10; е) ; з) .
К заданию 5. Имеем: .
К заданию 6. а) 25; б) 21.
К заданию 7. а) 8; б) 24; в) ; г) 2.
К заданию 8. Обозначив данное выражение через А, получим:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) .
К заданию 10. а) ; б)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|