Если обе части верного неравенства умножить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.
Следствие. Если а и b– положительные числа и а < b, то > .
Свойство 5. Если а < b и c < d, то a + c < b + d.
Итак, если сложить почленно два верных неравенства одного знака и сохранить этот знак, то получится верное неравенство.
Свойство 6. Если а < b и c > d, то a – c < b – d.
Итак,два верных неравенства противоположного знака можно почленно вычитать, оставляя знак того неравенства, из которого вычитали другое неравенство.
Свойство 7. Если а, b, с, d – положительные числа, а < b и c < d, то ac < bd.
Итак,если перемножить почленно два верных неравенства одного знака, левые и правые части которых положительные числа, то получится верное неравенство, имеющее тот же знак, что и данное неравенство.
Следствие 1. Если 0 < a < b, то an < bn, где n– натуральное число.
Следствие 2. Если 0 < a < b, то < .
Практическая часть
Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы на все устные упражнения приведенные ниже. Затем свои ответы сверьте с ответами или краткими указания, помещенными в конце этого учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».
Устные упражнения
1. Верно ли неравенство:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) ;
з) ;
и) ;
к) ;
л) ;
м) ?
2. При каких значениях верно неравенство:
а) ;
б) ;
в) ?
3. Сравните действительные числа и , если равно:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
4. Известно, что . Может ли разность выражаться числом: ?
5. Сравните и , если . Рассмотрите случаи:
а) ;
б) ;
в) .
6. Верно ли неравенство:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ?
7. Сравните числа и , если разность равна:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
8. Известно, что . Может ли разность выражаться числом:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ?
9. Как расположены на координатной прямой точки, изображающие и , если:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ?
10. Объясните, почему можно утверждать, что неравенство верно при любых значениях переменной:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
11. При каких значениях переменной верно неравенство:
а) ;
б) ;
в) ?
12. Укажите наибольшее целое , удовлетворяющее неравенству:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) ;
з) .
13. Укажите наименьшее целое , удовлетворяющее неравенству:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
14. Каким числом может быть , если:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ?
15. Каковы знаки чисел и , если:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ?
Задание 2. Сравните действительные числа и , если разность равна .
Задание 3. Известно, что . Может ли разность выражаться числами ?
Задание 4. Может ли разность , где и — действительные числа, быть:
д) больше суммы ;
е) меньше суммы ;
ж) равна сумме ;
з) больше ;
и) больше ;
к) равна ?
Задание 5. Известно, что , где и — действительные числа. Используя свойства неравенств, запишите верное неравенство, которое получится, если:
л) к обеим частям неравенства прибавить действительное число ;
м) из обеих частей неравенства вычесть действительное число ;
н) обе части неравенства умножить на ;
о) обе части неравенства разделить на ;
п) обе части неравенства разделить на .
Задание 6. Известно, что , где и — действительные числа. Поставьте вместо * знак < или > так, чтобы получилось верное неравенство:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Задание 7 .Каков знак действительного числа , если известно, что:
р) ;
с) ;
т) ;
у) ?
Задание 8. Пусть — положительное число и . Докажите, что:
а) ;
б) .
Задание 9 .Верно ли, что:
а) если , то ;
б) если , то ;
в)если , то ;
г) если , то ?
Задание 10. Сложите почленно неравенства:
а) 21 > 3 и 13 > 4; в) 4 > –2 и –2 > –7;
б) –2 < 5 и –7 < 3; г) –5 < –3 и –7 < –1.
Задание 11.Вычтите почленно из первого неравенства второе:
а) 3 < 5 и 7 > 1; в) 14 > –3 и –3 < –2;
б) 11 > 4 и –2 < 5; г) –13 > –10 и –6 > –17.
Задание 12.Перемножьте почленно неравенства:
а) 7 < 8 и 2 < 3; в) 15 > 11 и 5 > 4;
б) 18 > 7 и 3 > 2; г) 2 < 21 и 3 < 5.
Задание 13. Пусть а > 2, b > 3, c > 1. Докажите, что:
а) а + b + c > 6; в) 2аb + 3 аbc > 30;
б) abc > 6; г) a2 + b2 + c2 > 13.
Задание 14.Докажите, что:
а) если а > 2 и b > 5, то 5а + 2b > 20;
б) если а > 3, то a2 + 6 ³ 15;
в) если а > b, то 1 – а < 2 – b.
Задание 15.Верно ли утверждение:
а) если одно действительное число больше другого, то и куб первого числа больше куба второго;
б) если модуль одного действительного числа больше модуля другого, то и квадрат первого числа больше квадрата второго?
Задание 16.Пусть а > b и числа а, b – отрицательные. Докажите, что:
а) аn > bn, если n – нечетное натуральное число;
б) аn < bn, если n – четное натуральное число.
Задание 17.Значение какого выражения больше:
а) + или + 3;
б) – или – ;
в) + + или + + ;
г) или ?
Задание 18.Пусть а – некоторое действительное число. Что больше: а) а или 3а; б) а или а2?
Задание 19.9 ручек стоят дороже, чем 11 карандашей. Что дороже – 15 ручек или 17 карандашей?
Задание 20. Пассажир сдает в багажное отделение рюкзак, чемодан, саквояж и корзинку. Чемодан тяжелее, чем рюкзак, саквояж и рюкзак тяжелее, чем корзинка и чемодан, а корзинка и саквояж вместе весят столько, сколько вместе весят чемодан и рюкзак. Какой из этих грузов самый тяжелый, а какой самый легкий?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|