|
Выводы по четвертой главе
А.М. Кумушкулов своими неблаговидными действиями помогает увидеть острые проблемы, существующие в системе образования и науки современной нашей страны. Человек, прошедший все звенья системы образования, начиная с дошкольного учреждения до аспирантуры, и заканчивающий их всегда с отличием, получивший ученую степень… кандидата педагогических наук, оказался вором интеллектуальной продукции.
Он своим поведением и действиями разоблачает, как было сказано в этой главе, существующую систему подготовки ученых в Российской Федерации. Оказывается, у нас можно получить ученую степень путем похищения чужих мыслей, текстов. Действия А. Кумушкулова показывают изъяны в продвижении педагогических кадров по карьерной лестнице в вузе. В наших учебных заведениях можно стать кандидатом наук, доцентом, завкафедрой, заместителем директора по науке, по учебной работе, имея диссертации без научной новизны, конструированной из похищенных текстов, с чужими публикациями. И при этом получать почетное звание «Отличник образования Республики Башкортостан».
А.М. Кумушкулов демонстрировал классический образец маскировки своих неблаговидных действий, вхождения в доверие самых опытных, уважаемых людей, от которых зависел его карьерный рост, усыплять их бдительность.
Такие люди, как Кумушкулов, задерживают развитие науки; ухудшают взаимоотношения людей; вызывают недоверие к системе образования, науке; создают ложные идеалы для молодежи; отрицательно влияют на характеры окружающих людей, убивают веру в справедливость.
Кумушкулов – довольно-таки типичен. Он герой нашего времени. Разоблачение А. Кумушкулова, «кумушкуловщины» поможет устранению всех вышеназванных минусов. В то же время следует отметить: изучение феномена Кумушкулова учит распознавать человека, склонного к похищению интеллектуальной продукции и обманным путем, маскируясь, успешно продвигаться по научной и служебной карьере. Вот составленный нами на основе этих данных психолого-педагогический портрет человека, склонного к плагиату: несамостоятелен; не обладает творческим мышлением; не умеет прогнозировать результатов своих неблаговидных действий; склонен обманывать; бессовестный; безнравственный и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные в сборнике материалы свидетельствуют о существовании целостной системы, занимающейся похищением и использованием чужих текстов для конструирования «собственных» произведений. Она состоит из докторов наук – научных руководителей диссертационных исследований, аспирантов, студентов высших учебных заведений. К этой системе можно отнести и тех школьников, которые пользуются готовыми сочинениями, рефератами. Вчерашние студенты педагогических факультетов, перенявшие опыт своих преподавателей использования так называемых «некорректных заимствований», став учителями, как правило, закрывают глаза на такие действия своих школьных воспитанников.
Трудно определить, где начинается и кончается плагиат. Действительно, где, на каком месте, когда впервые он появляется? В школе, вузе, аспирантуре? Наблюдения показывают, что плагиат может возникать на любом участке системы. Везде из перечисленных звеньев системы образования имеется благоприятная почва для его появления, что усиливает актуальность борьбы с плагиатом.
Плагиат является общественным злом. Он задерживает развитие науки. «…Приводит к засорению науки псевдонаучными опусами, снижая ценность научных знаний, дискредитируя значение диссертационных работ как научных исследований»[Совершенствование аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям (доклад Д. Фельдштейна о психолого-педагогических диссертациях на совещании ВАК-РАО 20.11. 2012 г.) // Проблемы современного образования. – 2012. - №6].
«Является и прямой угрозой для самого процесса роста – развития научных кадров» [там же]. После этого «надо ли удивляться тому, что в обществе появляется весьма опасная тенденция формирования скептического отношения к людям науки» [там же]. Плагиат ухудшает отношение населения не только к вузам, среди преподавателей которых из года в год увеличивается число фиктивных ученых, доцентов, профессоров, но и всей системе образования страны.
Он способствует распространению преступности. Человек, привыкший к этому грязному делу, может совершать и другие преступления. Он и своим примером учит окружающих людей обманывать, воровать, совершать любые противоправные действия.
Моральный облик человека, занимающегося похищением и использованием чужих текстов, не соответствует общечеловеческим требованиям. Плагиат совершается осознанно, планово, скрытно. У плагиатора с психикой не вполне нормально. Он получает наслаждение от своих неблаговидных действий, испытывает удовольствие. Он двуличный. У него два лица: естественное и искусственное. Истинное – естественное лицо он скрывает. Таким способом входит в доверие тех людей, от которых зависят его благополучие, карьера. На примере А.М. Кумушкулова мы убедились в этом. Он, например, с большим желанием выполняет такое поручение, как «ответственное лицо за работу «по недопущению плагиата в письменных работах студентов» института. Выступает оппонентом во время защиты диссертаций. Носит почетное звание «Отличник образования Республики Башкортостан». Одним словом, «человек в маске».
Поведение, действия А.М. Кумушкулова для нас является «наукой». «Наука» Кумушкулова состоит не только из конструкций, созданных путем похищения чужих публикаций. Она ставит перед нами задачу бороться с плагиатом, искоренить его основы. Она требует от нас улучшения системы подготовки ученых в стране, практики отбора и назначения педагогических кадров в учреждениях образования.
Хочется закончить книгу словами руководителя экспертной комиссии по психолого-педагогическим наукам ВАК Фельдштейна: «Если у нас еще сохранились остатки ответственного отношения к себе, к своей деятельности, к науке, я даже не говорю о служении ей, человеку и обществу, то следует четко и однозначно решить – или мы действительно берёмся за дело качественного улучшения аттестации научных кадров, или должны отойти в сторону и не мешать тем, кто ещё не потерял понятия долга и ответственности» [Совершенствование аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям (доклад Д. Фельдштейна о психолого-педагогических диссертациях на совещании ВАК-РАО 20.11. 2012 г.) // Проблемы современного образования. – 2012. - №6].
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Плагиат
]
Плагиа́т — умышленное присвоение авторства] чужого произведения искусства или достижения науки, технических решений или изобретений]. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.
Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т.п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.
Подражание, пародия, заимствование идей (без копирования конкретных технических решений или фрагментов произведения, поскольку сами идеи не могут являться объектом авторского права), эмуляция и цитирование плагиатом не являются. Так же от плагиата следует отличать соблюдение канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование шаблонов. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на ранее созданных произведениях.
[Из Википедии]
Плагиат
Авторы произведений, созданных их творческим трудом, являются главными обладателями авторского права. Предназначение авторского права состоит в охране и защите прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства, а также самих произведений от различных посягательств.
Одним из нарушений авторского права является плагиат. Однако, заимствование идеи, концепции, метода и даже информации не может являться плагиатом.
Значение слова плагиат находит истоки в римском праве от латинских слов plagio - похищаю и plagium litterarium - кража литературной собственности. В русскую речь слово вошло из французского языка: plagiat - ограбление, похищение.
Содержание понятия «Плагиат»
В юриспруденции под плагиатом понимаются умышленные действия по незаконному присвоению авторства на чужое произведение литературы, искусства или науки, влекущие за собой гражданскую и даже уголовную ответственность.
Чаще всего плагиат находит свое выражение в присвоении авторства на чужие результаты интеллектуального труда путем публикации их под своим именем. Плагиат возможен и в частичном использовании чужого произведения или цитировании без ссылки на источник. Плагиатом также могут быть признаны неправомерные действия по принуждению к соавторству.
Для плагиата необязательно опубликование созданного произведения, достаточно нахождение его в какой-либо объективной форме, например в виде рукописи или в составе другого произведения. Главный и обязательный признак плагиата - это присвоение авторства на произведение.
Понятие «плагиат» достаточно определено, но содержание его остается расплывчатым. Не всегда можно отличить действительно плагиат от других пограничных с ним понятий. Так, действия по неправомерному использованию, копированию, опубликованию чужих авторских материалов сами по себе не могут быть признаны плагиатом. Такие нарушения относятся к другому виду нарушений авторских прав и часто называются «пиратством». Плагиатом такие действия можно назвать только тогда, когда они повлекут за собой присвоение авторства на эти труды или материалы.
Использование сюжета, темы произведения или научной идеи, с облачением их в другую форму выражения, а не в ту, из которой они заимствованы, не признается плагиатом. Совпадение некоторых идей также само по себе не может быть признано плагиатом, так как авторы часто приходят к похожим результатам творчества независимо друг от друга.
К плагиату необходимо относить своеобразное оформление, индивидуальную форму нового произведения, его внешнюю оригинальную оболочку, присвоение которых и будет называться плагиатом.
В практике имеется также такое понятие как «непреднамеренный» (подсознательный) плагиат, под которым понимается опубликование либо иное распространение чужого труда под своим именем, ошибочно принятого как собственное произведение, в результате неосведомленности либо незнания о существовании автора на этот труд. Чаще всего такое заимствование встречается в студенческих работах и в музыкальных произведениях.
Приложение 2
Уголовный кодекс РФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|