|
Спецкурс «Методология и методы научно-педагогического исследования» как условие становления методологической компетентности
студентов педагогического ВУЗа
Внимание многих исследователей перспектив развития современной высшей школы сегодня справедливо центрируется на проблеме повышения качества образования, проблеме подготовки выпускника вуза – молодого специалиста. Разработаны и реализуются на практике различные профессиограммы, в которых зафиксированы знания, умения, навыки, необходимые представителю той или иной специальности, а также профессионально значимые качества личности.
Когда говорят о профессиональной компетентности студента – выпускника педагогического университета, то, прежде всего, предъявляют высокие требования к его когнитивной сфере, т.е., к тем знаниям, которыми он должен владеть в различных областях – в предметной области своей подготовки, а также в области психологии, педагогики и методики преподавания. Общепризнанным является тот факт, что не только знания, но умения и навыки, а также профессионально значимые личностные качества являются неотъемлемыми составляющими профессиональной компетентности педагога.
Вместе с тем мы полностью разделяем озабоченность академика РАО А.И. Пискунова тем, что по-прежнему немало тех, кто считает: главное в подготовке будущего учителя – сообщить ему сумму знаний, составляющих содержание того предмета, который он будет преподавать. При этом в значительно меньшей степени уделяется внимание становлению личности будущего учителя, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общепедагогическими знаниями и умениями. Такой ограничительный подход в подготовке учителя, очевидно, противоречит ситуации социального развития.
Преодоление «ограничительного» подхода в подготовке учителя, становление его профессиональной компетентности мы связываем с развитием методологической компетентности студентов – выпускников педагогического университета.
Среди понятий, которыми приходится оперировать студенту и учителю, одним из наиболее сложных является термин «методология». Вместе с тем методологические знания и методологическая компетентность являются неотъемлемыми составляющими профессиональной компетентности.
Методологическую компетентность мы рассматриваем как единство и взаимодействие методологической рефлексии (которую мы понимаем как анализ своей научной деятельности), способности к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению концепций, технологий, форм, методов, средств и т.д.
Между методологической компетентностью ученого и учителя существуют различия: ученый знания «производит», а учитель их «использует» в своей практической деятельности. Личностно ориентированная парадигма образования и готовность работать в данной парадигме обеспечивается сближением позиций ученого и учителя, установлением неразрывной диалектической связи двух видов педагогической деятельности – мыслительной и практической, что способствует продуктивному разрешению интеллектуальных задач в области педагогики.
Методологическая компетентность учителя представляет собой:
- систему знаний в области методологии;
- принятие позиции учитель-исследователь как личностно значимой;
- владение методами исследования;
- наличие позитивного опыта собственной исследовательской деятельности и обучения исследовательской деятельности учащихся.
О методологической компетентности студента педагогического вуза, учителя свидетельствует сформированность следующих умений:
· видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
· выдвигать предположение (гипотезу) и мысленно представлять себе условия и последствия его реализации;
· разработать алгоритм реализации решения проблемы, предвидеть возможные затруднения и быть готовым к поиску новых вариантов решения;
· уметь адекватно оценивать достигнутые результаты и свою роль в данном процессе.
Как условие, способствующее становлению методологической компетентности студентов – выпускников педагогического университета, мы рассматриваем спецкурс «Методология и методы научно-педагогического исследования». В программу спецкурса входят:
· лекционные занятия по следующим темам: «Инновационные процессы в современной школе и методологическая культура учителя», «Методология педагогики: ее сущность, задачи и функции», «Методологические характеристики педагогического исследования», «Методологическая рефлексия педагога-исследователя» и др.;
· микропрактикумы: «Методы научно-педагогического исследования», «Библиографический поиск», «Составляем библиографию», «В мире умных мыслей» (правила цитирования) и др.;
· деловые и ролевые игры: «Защита диплома», «Конференция» (правила написания тезисов и выступления на конференции), «Оппонент» и др.
Исследовательская работа в вузе представляет собой особый способ организации взаимодействия Преподавателя и Студента (Учителя и Будущего учителя), направленный на приобщение к науке и предусматривающий свободу выбора проблемы, материала, преподавателя. Фактически спецкурс – это своего рода «встреча» профессионалов, это профессионально ориентированное и одновременно личностно значимое событие, результатом которого является получение нового знания.
Спецкурс, являющийся вариативной частью Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования, имеет ряд значительных преимуществ перед его инвариантной частью и позволяет:
· осуществить индивидуализацию познавательного процесса;
· приобщить студентов к индивидуальной и совместной исследовательской деятельности;
· создать условия для овладения студентами методикой построения индивидуальных образовательных траекторий;
· создать условия для включения студентов в проектную деятельность;
· обеспечивает овладение студентами современными педагогическими методами и технологиями (МАО, кейс-методами, портфолио, проектированием, в том числе телекоммуникационными проектами и др.), обеспечивающими их компетентность, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.
Признаком становления методологической компетентности студентов – выпускников педагогического вуза выступают желание и умение пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей педагогической деятельности.
Студент, прошедший подготовку в системе спецкурсов по методологии педагогического исследования, свободнее и увереннее чувствует себя в образовательном процессе вуза и школы. Имея опыт участия в исследовательской деятельности, он тем самым, в определенной степени, оказывается подготовленным к тому, чтобы выступить организатором НОУ, а опыт участия в конференциях и написания статей и тезисов позволяет ему организовывать соответствующую деятельность учащихся.
Еще П.Ф. Каптерев к специальным учительским свойствам относил «научную» подготовку учителя.В последнее время исследовательской деятельности учителя придается все большее значение. Сегодня справедливо считается, что современный учитель – это учитель-исследователь. Становление методологической компетентности придает деятельности учителя поисковый, творческий характер, способствует повышению статуса педагога и в учительском коллективе, и в коллективе учащихся. Творческое отношение к делу «заражает» окружающих, заставляет их переосмыслить способы собственной деятельности, помогает отойти от стереотипов.
Литература
1. Кумушкулов, А.М. Опыт кафедры педагогики по формированию научно-исследовательской компетенции будущих педагогов-психологов//Человек в системе образования: тенденции и перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции (14-16 мая 2009 г.). В 2-х частях. Ч.I. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 298 с. – С. 113-117.
2. Саволайнен, Г.С. Спецкурс «Методология и методы научно-педагогического исследования» как условие становления методологической компетентности студентов педагогического ВУЗа / Г.С. Саволайнен // http://refdb.ru/look/1206962.html
Точь в точь
15-17 марта 2010 года кафедрой педагогики Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета проведена Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме «Человек. Общество. Образование». По материалам конференции издан сборник, ответственным редактором которого явился заведующий кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук А.М. Кумушкулов [3].
Сборник начинается с «его» же статьи «Формирование научно-исследовательской компетенции будущих педагогов в вузе» [2, c. 12-15]. Вот она: «Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов – атрибут образовательного процесса университета. Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, одной из его задач является развитие и распространение знаний путем исследовательской деятельности и обеспечение общества необходимыми знаниями, содействующими его культурному, социальному и экономическому развитию, поощрение и развитие исследований в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развитие творческой деятельности в сфере искусства. Содержание и технология профессиональной подготовки специалистов в вузе обуславливаются спецификой самого университетского образования, предполагающего преимущественно фундаментальный характер получаемых знаний, исследование как имманентную сферу университетской деятельности, реализуемую на всех стадиях подготовки, а также обеспечение высокого уровня культуры, духовности и открытость взаимодействия с социальными подразделениями. Таким образом, идея всесторонности классического университетского образования предполагает единство обучения, исследования и воспитания студентов (Н.С. Ладыжец). Университет реализует три основные функции — культурную, социальную и профессиональную, каждая из которых дополняется эталонной, нормативной. Эти функции дополняются научной функцией, представленной фундаментальными исследованиями, проводимыми в университете. Научно-исследовательская деятельность университета малого города, как правило, ориентируется на решение проблем (экономических, социальных, образовательных, психологических) данного региона. Включение будущих специалистов на первых курсах обучения в учебно-исследовательскую, а затем и в научно-исследовательскую работу помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать, что в конечном счете помогает развитию у них способностей и творческого отношения к своей профессии. Выполнение курсовых работ как текущей и выпускной квалификационной работы (ВКР) как итоговой формы НИРС в вузе предполагает наличие у студентов педагогических специальностей умений не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их производить. Эти умения характеризуют методологическую культуру педагога, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования (В.В. Краевский). В будущем это поможет учителю в ходе педагогической деятельности проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс; осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи; владеть методической рефлексией. Методологическая культура студентов включает в себя и знание методологических основ научного познания, проведения научного исследования. Научное исследование по педагогике определяется неоднозначно:Как - применение научного метода (в широком смысле) к решению проблем в области образования; - особая форма познавательной деятельности в области педагогики, отличающаяся от стихийно-эмпирического познания и от отображения педагогической действительности в художественно публицистической форме; - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах; - специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде неизвестные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов и явлений. Признаками научности процесса и результата работы в области педагогики являются характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов (В.В. Краевский). Научное исследование отличается от стихийно-эмпирического познания отбором и применением средств познания, характером целеполагания, требованиями к точности понятийно-терминологического аппарата. От спекулятивных рассуждений, использующих аналогичные методы, логические процедуры, понятийно-терминологический аппарат, – характером предпосылок и степенью проверяемости конечных результатов. Научно-педагогическое исследование имеет свою специфику, связанную с гуманитарным характером самой педагогической науки: оно отличается субъективным характером и активностью изучаемого объекта, а его проведение предполагает дополнительную подготовку. Современные ученые, рассматривая проблемы подготовки будущегопедагога, нередко обращаются к ее исследовательскому компоненту, вводятв рассмотрение понятие «исследовательские компетенции», под которымипонимается совокупность качественных новообразований, возникающих иразвивающихся в процессе подготовки и включения студентов в исследовательскую деятельность (З.И. Васильева, Е.П. Тарасова). Сегодня выделяют следующие виды исследовательских компетенций:- теоретическую, необходимую для создания теоретической модели предмета изучения,- диагностическую, позволяющую выявить реальное состояние исследуемой проблемы,- проективно-конструктивную, обеспечивающую создание модели идеального состояния изучаемого и способов ее достижения,- операционально-процессуальную, способствующую переводу идеальной модели из настоящего в будущее,- интерпретационно-рефлексивную, позволяющую понять, объяснить, доказать разрешение проблемы на основе соотнесения нового состояния предмета с прежним,- и коммуникативную, необходимую при общении. Интегральным показателем готовности педагога к исследовательской деятельности является совокупность всех этих компетенций. Подготовка к исследовательской деятельности в университете – двусторонний педагогический процесс, объективная сторона которого представлена особенностями организации образовательного процесса в вузе, а субъективная, внутренняя отражается в мотивации и степени готовности студентов к исследовательской деятельности. Ориентация студентов на исследовательскую деятельность реализуется в целостном процессе профессионального образования поэтапно, где на каждом новом этапе возрастает качество и уровень исследовательских заданий. Научно-исследовательскую деятельность студентов мы рассматриваем как один из факторов профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Развитие исследовательских умений и навыков происходит в единстве с профессионально-личностным самоопределением педагога, чему способствует ориентация на исследовательскую деятельность. Целью научно-исследовательской работы студентов по педагогике является организация их самостоятельной исследовательской деятельности под руководством научного руководителя и обеспечение овладения студентами следующими умениями:- ставить задачи и формулировать план педагогического исследования;- выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретного исследования;- обрабатывать конкретные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом выбранных методологических оснований исследования;- представлять итоги исследования в виде отчетов, статей, докладов и т.д. Основная цель организации научно-исследовательской работы будущих педагогов – помочь студентам по возможности самостоятельно ответить на возникающие вопросы подобного рода. Мы уверены, что овладение профессией предполагает формирование исследовательской позиции, обогащение ценностно-мотивационных характеристик личности, наполнение их личностно-смысловым содержанием» [1]. Однако выяснилось, что данная статья не принадлежит А.М. Кумушкулову. Она им дословно - точь в точь - списана из научно-методического пособия «Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР», подготовленного и изданного М.А. Захаровой, преподавателем из Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в 2005 году [1] (хороший материал для телепередачи «Точь в точь»).
Приводим похищенный отрывок из этой работы: «Научно-исследовательская работа преподавателей (НИР) и студентов (НИРС) – атрибут образовательного процесса университета. Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, одной из его задач является развитие и распространение знаний путем исследовательской деятельности и обеспечение общества необходимыми знаниями, содействующими его культурному, социальному и экономическому развитию, поощрение и развитие исследований в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развитие творческой деятельности в сфере искусства. Содержание и технология профессиональной подготовки специалистов в университете обуславливаются спецификой самого университетского образования, предполагающего преимущественно фундаментальный характер получаемых знаний, исследование как имманентную сферу университетской деятельности, реализуемую на всех стадиях подготовки, а также обеспечение высокого уровня культуры, духовности и открытость взаимодействия с социальными подразделениями. Таким образом, идея всесторонности классического университетского образования предполагает единство обучения, исследования и воспитания студентов (Н.С.Ладыжец). Университет реализует три основные функции — культурную, социальную и профессиональную, каждая из которых дополняется эталонной,нормативной. Эти функции дополняются научной функцией, представлен-ной фундаментальными исследованиями, проводимыми в университете.Научно-исследовательская деятельность университета малого города, какправило, ориентируется на решение проблем данного региона. Включение будущих специалистов на первых курсах обучения в учебно-исследовательскую, а затем и в научно-исследовательскую работупомогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать, что в конечном счете помогает развитию у них способностей и творческого отношения к своей профессии. Выполнение курсовых работ как текущей и выпускной квалификационной работы (ВКР) как итоговой формы НИРС в вузе предполагает наличие у студентов педагогических специальностей умений не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их производить. Эти умения характеризуют методологическую культуру педагога, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умениеанализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления,конструирования (В.В. Краевский). В будущем это поможет учителю в хо-де педагогической деятельности проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс; осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи; владеть методической рефлексией. Методологическая культура студентов включает в себя и знание методологических основнаучного познания, проведения научного исследования… Научное исследование по педагогике определяется неоднозначно:как - применение научного метода (в широком смысле) к решению проблем в области образования; - особая форма познавательной деятельности в области педагогики,отличающаяся от стихийно-эмпирического познания и от отображения педагогической действительности в художественнопублицистической форме; - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах; - специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде неизвестные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов и явлений. Признаками научности процесса и результата работы в области педагогики являются характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов (В.В. Краевский). Научное исследование отличается от стихийно-эмпирического познания отбором и применением средств познания, характером целеполагания, требованиями к точности понятийно-терминологического аппарата. От спекулятивных рассуждений, использующих аналогичные методы, логические процедуры, понятийно-терминологический аппарат, – характером предпосылок и степенью проверяемости конечных результатов. Научно-педагогическое исследование имеет свою специфику, связанную с гуманитарным характером самой педагогической науки: оно отличается субъективным характером и активностью изучаемого объекта, а его проведение предполагает дополнительную подготовку. Современные ученые, рассматривая проблемы подготовки будущегоучителя, нередко обращаются к ее исследовательскому компоненту, вводятв рассмотрение понятие «исследовательские компетенции», под которымипонимается совокупность качественных новообразований, возникающих иразвивающихся в процессе подготовки и включения студентов в исследовательскую деятельность (З.И. Васильева, Е.П. Тарасова). Сегодня выделяют следующие виды исследовательских компетенций:- теоретическую, необходимую для создания теоретической модели предмета изучения,- диагностическую, позволяющую выявить реальное состояние исследуемой проблемы,- проективно-конструктивную, обеспечивающую создание модели идеального состояния изучаемого и способов ее достижения,- операционально-процессуальную, способствующую переводу идеальной модели из настоящего в будущее,- интерпретационно-рефлексивную, позволяющую понять, объяснить, доказать разрешение проблемы на основе соотнесения нового состояния предмета с прежним,- и коммуникативную, необходимую при общении. Интегральным показателем готовности педагога к исследовательской деятельности является совокупность всех этих компетенций. Подготовка к исследовательской деятельности в университете – двусторонний педагогический процесс, объективная сторона которого представлена особенностями организации образовательного процесса в вузе, а субъективная, внутренняя отражается в мотивации и степени готовности студентов к исследовательской деятельности. Ориентация студентов на исследовательскую деятельность реализуется в целостном процессе профессионального образования поэтапно, где на каждом новом этапе возрастает качество и уровень исследовательских заданий. Научно-исследовательскую деятельность студентов мы рассматриваем как один из факторов профессионального воспитания будущего учителя. Развитие исследовательских умений и навыков происходит в единстве с профессионально-личностным самоопределением педагога, чему способствует ориентация на исследовательскую деятельность. Целью научно-исследовательской работы студентов по педагогикеявляется организация их самостоятельной исследовательской деятельностипод руководством научного руководителя и обеспечение овладения студентами следующими умениями:- ставить задачи и формулировать план педагогического исследования;- выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретного исследования;- обрабатывать конкретные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом выбранных методологических оснований исследования;- представлять итоги исследования в виде отчетов, статей, докладов и т.д. Цель данного пособия – помочь студентам по возможности самостоятельно ответить на возникающие вопросы подобного рода. Мы исходим из того, что овладение профессией «человековедческого» характера предполагает формирование исследовательской позиции, обогащение ценностно-мотивационных характеристик личности, наполнение их личностно-смысловым содержанием» [1]. Наверное, убедились: на лицо не «некорректное заимствование», а бессовестное присвоение чужой интеллектуальной продукции. Такое присвоение сделало А.М. Кумушкулова кандидатом педагогических наук, доцентом и сопровождает его по сей день. Склонность к обману, к интеллектуальному воровству у него в характере. Странно, что человек с таким отклонением занимал, занимает ключевые педагогические посты в высшем учебном заведении: заведующий кафедрой педагогики (2004-2011гг.), заместитель директора по науке (2012 г.). С 2013 года работает заместителем директора по учебной работе в Сибайском институте Башкирского государственного университета. Является ответственным за работу «по недопущению плагиата в письменных работах студентов» института. Носит почетное звание «Отличник образования Республики Башкортостан».Свою деятельность А.М. Кумушкулов не ограничивает рамками института (филиала), а выходит на всероссийскую арену: демонстрирует опыт похищения научных трудов участникам масштабных научно-практических конференций и читателям сборников, составленных по их материалам. …В некоторых африканских странах за списывание – использование шпаргалок сажают в тюрьму. У нас тоже сажают… на кресло руководителя. Разница большая. Литература 1. Захарова, М.А. Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР: научно-методическое пособие / М.А. Захарова – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 85 с.2. Кумушкулов, А.М. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих педагогов в вузе // Человек. Общество. Образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-17 марта 2010 года). В 2-х ч. Ч. 1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 408 c. – С. 12-15.3. Человек. Общество. Образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-17 марта 2010 года). В 2-х ч. Ч. 1. / отв. ред. А.М. Кумушкулов – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 408 c.
Выводы по второй главе
Представленные в главе материалы позволяют определить методику похищения и использования А. Кумушкуловым чужих текстов в конструировании своих трудов.
Он не берет в кавычки чужие тексты и и не указывает автора. Иногда после таких заимствований в скобках пишет порядковый номер источника согласно своего списка литературы, создавая иллюзию, что он свободно, своими словами излагает мысли другого автора, хотя текст дословно заимствован.
Если похищенный текст завершается цитатой, то А. Кумушкулов указывает только этого автора. В этом случае основная часть похищенного текста до данной цитаты воспринимается как собственная.
Применяет и такой прием: берет достаточно объемный текст, размещает его на нескольких страницах и в конце в скобках указывает только последнюю страницу подлинника, откуда взят текст. В такой ситуации использованной цитатой воспринимается только часть похищенного текста.
Показателем плагиатского мастерства А. Кумушкулова является и то, что он из одних и тех же похищенных текстов образует несколько публикаций. Таким путем появились на свет почти все его основные «труды».
Этот прием создает иллюзию активной научной деятельности А.М. Кумушкулова.
Мастерство помогает ему похищать тексты из работ собственного научного руководителя, который, как правило, проверяет и оценивает каждое предложение диссертации своего подопечного. Однако А.М. Кумушкулову каким-то образом (мы секреты этого не знаем) удалось ослепить и его – Н.Я. Сайгушева, доктора педагогических наук.
Еще одним приемом А.М. Кумушкулова в плагиате является конструирование публикации не из нескольких фрагментов разных источников, а целиком из работы одного автора. Для этого он вместо фамилии настоящего автора ставит свою и публикует как собственный труд. Представленные в этой главе рецензии свидетельствуют о том, что плагиатская деятельность (не научная деятельность) А.К. Кумушкулова продолжается по сей день. Высокие и ответственные должности не мешают ему заниматься этим, а, наоборот, помогают маскироваться, скрывать от посторонних глаз свою склонность к плагиатству. Например, он является ответственным за борьбу с плагиатом среди студентов института, выступает ответственным редактором в тех сборниках, где печатает свои конструкции.
В русском языке бытуют такие выражения, как «золотые руки», «бриллиантовая рука». Не было только «серебряной руки». Фамилия «Кумушкулов» с башкирского на русский переводится «серебряная рука». Да, у Кумушкулова, действительно, серебряная рука. Только жаль, что она используется для похищения чужих текстов, для конструирования сомнительных публикаций, мнимой диссертации без научной новизны, для необоснованного продвижения по карьерной лестнице.
Глава 3. ПЕРЕДАЧА ОПЫТА СТУДЕНТАМ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|