|
Пустой разговор о культуре поведения
В Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета ежегодно издается сборник научных трудов преподавателей и студентов под странным названием «Научные доклады региональной конференции «Неделя науки». В IV части «Педагогические и социально-гуманитарные науки» выпуска 2009 года опубликовано пять статей тогдашнего заведующего кафедрой педагогики, кандидата педагогических наук А.М. Кумушкулова в соавторстве со студентами.
Статья, написанная совместно со студенткой IV курса Т.А. (фамилию студентки не указываем), называется «Формирование культуры поведения будущих педагогов-психологов» [1, c. 60-63].
Она является копией похищенного фрагмента контрольной работы «Культура поведения и профессиональная этика», выполненной студентом I курса экономического факультета гр.Э-322Т Сургутского государственного университета Славовым Павлом Трифоновичем в 2002 году под руководством доцента Бутенко Надежды Алексеевны [2]. Вот эта контрольная работа:
«Введение
Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам людей можно судить о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. «Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них».
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Д. Локк писал: « В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесанностью; добродушие – льстивостью». Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Все знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что вы устали, и не уступит место в транспорте, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. А. Моруа весьма тонко заметил, что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других…
1.1. Поведение человека, что это такое?
Человек всегда так или иначе « ведет себя» - совершает определенные поступки и действия по отношению к окружающему его миру и, прежде всего по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи…
1.2. Поведение и характер
Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Она выражается в том, что именно в поведении проявляются особенности, черты характера человека. Характер – это неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том хороший ли это человек. Слова, действия, движения, отдельные поступки и поведение в целом позволяют нам понять характер человека, они как бы высвечивают нам его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Народная мудрость гласит: « Каков характер, таковы и поступки».
Черт характера или качеств личности очень много, но их можно разделить на две условные группы.
Первая группа – черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие. Эти черты характера или особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
Вторая группа – волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его основным хребтом. Когда мы о ком-либо говорим: «Человек с характером», то тем самым подчеркиваем прежде всего выраженность волевых черт его характера»…
1.3. Поведение и культура
…Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе (как в знакомом, так и в малознакомом), освоить азы поведения, связанные с профессиональной этикой…» [2].
Похищенная копия подлинника:
«Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам людей можно судить о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. «Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них». Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Д. Локк писал: « В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесанностью; добродушие – льстивостью». Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Все знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что вы устали, и не уступит место в транспорте, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. А. Моруа весьма тонко заметил, что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других.
…Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения к окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, быть вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как в знакомом, так и в малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики.
Человек всегда так или иначе « ведет себя» - совершает определенные поступки и действия по отношению к окружающему его миру и, прежде всего по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи.
…Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Она выражается в том, что именно в поведении проявляются особенности, черты характера человека.
Характер – это неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том хороший ли это человек. Слова, действия, движения, отдельные поступки и поведение в целом позволяют нам понять характер человека, они как бы высвечивают нам его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Народная мудрость гласит: « Каков характер, таковы и поступки».
Черт характера или качеств личности очень много, но их можно разделить на две условные группы.
Первая группа – черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие. Эти черты характера или особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
Вторая группа – волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его основным хребтом. Когда мы о ком-либо говорим: «Человек с характером», то тем самым подчеркиваем, прежде всего, выраженность волевых черт его характера» [1].
Т.А.– будущий педагог-психолог. Какую культуру поведения формирует у нее А.М. Кумушкулов? Культуру поведения похищать чужие труды?!
Литература
1. А., Т., Кумушкулов, А.М. Формирование культуры поведения будущих педагогов-психологов / Т. А., А.М. Кумушкулов // Научные доклады региональной конференции «Неделя науки - 2009». В 4-х частях. Ч.IV. Педагогические и социально-гуманитарные науки / изд-е Сибайского института (филиала) БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 213 с. – С. 60-63.
2. Славов, П.Т. Контрольная работана тему «Культура поведения и профессиональная этика» / П.Т. Славов. – Сургутский государственный университет.- Сургут, 2002: http://pismoref.ru/680798742.html
Авторы в кавычках
Статью «Условия эффективного формирования профессионального становления в старшем школьном возрасте» А.М. Кумушкулов «написал» вместе со студенткой IV курса Л.Л. [1].
Совместное похищение чужих текстов в этой работе начинается со второй же строки. Фрагмент «Специфика современной ситуации снижает прогностичность работы консультанта: на выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность, происходят подмена ценностей профессий, изменение или даже извращение смыслов труда. Молодежная безработица сужает свободу маневра самоопределяющегося человека» взят изучебникаР.В.Овчаровой «Практическая психология образования» [2, c. 280].
Через три абзаца появляется И.В. Шаповаленко. Из его книги «Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)» заимствован такой фрагмент: «Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Появляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию» [4].
Следующий похищенный текст принадлежит Е. Ю. Пряжниковой:
«- Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта».
- Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они – это называется выбор «за компанию».
- Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди.
- Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. В профессии геолога школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями и т.д.
- Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности» [3, с. 150-151; 1, с. 127-128].
Все остальные похищения, которые имеются в данной работе, результат ограбления научных трудов Е.Ю. Пряжниковой: •
«1. Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.
2. Несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением «красиво пожить» и т. п).-
3. Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям...)
Способами преодоления кризиса могут быть: • выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки, глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении» [3, с. 116; 1, с. 128].
Через две строки идет следующий фрагмент из этой же книги: «Ранняя, детская консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы для детей, проявивших раннюю одаренность. Реально пока такую помощь родителям оказывают воспитатели и преподаватели этих спецшкол, опираясь, скорее, на свою профессиональную интуицию и опыт. Для психологов-профконсультантов этот тип консультирования является, скорее, перспективным, потенциально очень продуктивным. Ведь ведущая деятельность дошкольника (а частично и младшего школьника) — игровая, и с учетом того, что играют дети больше в профессии, имитируя деятельность взрослых, данное обстоятельство становится решающим не только для будущей социализации ребенка, но и для формирования основы для будущего профессионального самоопределения.
Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе Важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения, при этом начинать надо с профессий, которые изначально интересны школьникам, но потом постепенно расширять их кругозор, создавая системную ориентировку в мире профессий» [3, с. 185; 1, с. 128-129].
Затем размещен следующий отрывок из книги Е.Ю. Пряжниковой: «Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям «рынка». Выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант нахождения своего места в обществе. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», т.е. ориентация не только на то, что есть сейчас, но и с учетом возможных будущих изменений в обществе.
Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при этом ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации» [3, с. 45; 1, с. 129].
- Через семь строк размещен такой текст:
- «- тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на ра боту, на экзаменах и при различных деловых контактах);
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
- различные положительные (успешные) примеры самоопреопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
- «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется) [3, с. 184; 1, с. 129].
«Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная проблема — школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений. ^ Поэтому важно обеспечить взаимодействие с представителями этих заведений…» [3, с. 186; 1, с. 129].
В данной статье всего 11 предложений принадлежат Л.Л. и А.М. Кумушкулову (по 5,5 предложений на каждого). Для четырехстраничной статьи мало.
.
Литература
1. Л., Л., Кумушкулов, А.М. Условия эффективного формирования профессионального становления в старшем школьном возрасте / Л., Л., А.М. Кумушкулов // Научные доклады региональной конференции «Неделя науки - 2009». В 4-х частях. Ч. IV часть «Педагогические и социально-гуманитарные науки» / Изд-е Сибайского института (филиала) БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 213 с. – С. 127-130.
2. Овчарова, Р. В.Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова— М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
3. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.. C. 150-151
4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Цена ориентации
«Ценностные ориентации юношеского возраста» - так называется совместная статья А.М. Кумушкулова и студента выпускного курса специальности «Педагогика и психология» С.Х., опубликованная в книге «Научные доклады региональной конференции «Неделя науки – 2009» [4, с. 130-133].
Она начинается с похищенного из работы доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, профессора, заведующего кафедрой Санкт-Петербургского госуниверситета Н.В. Бордовской текста: «Ценности современного человека выражают его общую культуру, которая проявляется через способы ориентирования в окружающем мире. То есть ценностные ориентации - одна из важнейших характеристик личности современного человека, определяющих мотивацию его поведения и оказывающих существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. В исследованиях психологов, социологов и педагогов доказано, что ценностные ориентации играют большую роль в жизни и устройстве общества. Они представляют собой относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на цели и средства деятельности и тесно взаимосвязаны с самооценкой» [1; 4, c. 130]
После Н.В. Бордовской начинается И.В. Шаповаленко: «Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других — относят к юности» [5, с. 262; 4, c. 131]. «Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее» [5, с. 267; 4, с. 131-132]. «В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни…
Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростковом возрасте» [5, с. 277; 4, с. 132].
«… В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах)» [5, с. 279; 4, с. 132].
Следующее предложение похищено из учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Логопсихология», написанного В.А.Калягиным и Т.С. Овчинниковой: «Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей» [3, с. 277; 4, с. 132]. «…Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции» - этот фрагмент взят из автореферата диссертации А.В. Шершневой [6; 4, с. 132].
Следующий фрагмент взят из рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов «Стратегическое управление», автором которого является О.С. Виханский: «Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет из себя как личность. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей»[2, с. 141; 4, с. 132].
Завершает статью текст из учебника «Возрастная психология» И.В. Шаповаленко: «В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных» [5, с. 280; 4, с. 133].
Данная статья вызывает вопрос: на что, куда ориентирует А.М. Кумушкулов студентов? Ответ содержится и в статье: на похищение чужой интеллектуальной продукции, т.е. на воровство и на обман. Жаль.
Литература
1. Бордовская, Н.В. Ценностные ориентации современных студентов / http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/Lomon/old/2nov2003/article7_346_347.html.
2. Виханский, О.С. .Стратегическое управление: учеб. для студ. 2-е изд.переработ. и дополн. – М.: Гардарик, 1998. - 296 c.
3..Калягин, В.А., Овчинникова, Т.С. Логопсихология : учеб. пособие для М.: Академия, 2006. — 320 с.
4. С., Х., Кумушкулов, А.М. Ценностные ориентации юношеского возраста // Научные доклады региональной конференции «Неделя науки - 2009». В 4-х частях. Ч. IV часть «Педагогические и социально-гуманитарные науки» / Изд-е Сибайского института (филиала) БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 213 с. – C. 130-133-
5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
6. Шершнева, А.В. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Шершнева. - Калининград, 2001.
Выводы по третьей главе
Приобретенный в процессе работы над диссертаций богатый опыт конструирования «научных продукций» путем похищения чужих текстов А. Кумушкулов передает студентам. Будущие педагоги получают от него хороший урок плагиата. Сами, в свою очередь, наверное, этому делу будут учить школьников.
Дурной опыт передавать от поколения к поколению опасно. Плагиат – осознанно совершенное воровство. Человек, привыкший к этому, может совершать и другие преступления. Поэтому необходимо остановить процесс передачи опыта плагиата будущему поколению, тем более педагогам.
Этой цели служит и данная книга, где разоблачаются люди, склонные к воровству интеллектуальной продукции.
Глава 4. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|