Сделай Сам Свою Работу на 5

Опыт кафедры педагогики по формированию научно-исследовательской компетенции будущих педагогов-психологов





 

«Внимание многих исследователей перспектив развития системы высшего профессионально-педагогического образования Российской Федерации сегодня справедливо центрируется на проблеме повышения качества высшего образования, качественной подготовки выпускника педагогического вуза – молодого специалиста. Разработаны и реализуются на практике различные профессиограммы, требования к личности педагога, модели формирования личности педагога, в которых зафиксированы знания, умения, навыки, необходимые педагогу, а также профессионально значимые качества личности.

Когда говорят о профессиональной компетентности студента – выпускника педагогического вуза, то, прежде всего, предъявляют высокие требования к его когнитивной сфере, т.е., к тем знаниям, которыми он должен владеть в различных областях – в предметной области своей подготовки, а также в области проведения научных исследований. Общепризнанным является тот факт, что не только знания, но умения и навыки, а также профессионально значимые личностные качества являются неотъемлемыми составляющими профессиональной компетентности педагога.



Вместе с тем к сожалению, по-прежнему немало тех, кто считает: главное в подготовке будущего педагога – сообщить ему сумму знаний, составляющих содержание того предмета, который он будет преподавать. При этом в значительно меньшей степени уделяется внимание становлению личности будущего педагога, воспитанию у него профессионально-педагогической направленности мышления, вооружению его общечеловеческими знаниями и умениями. Такой ограниченный подход в подготовке будущего педагога, очевидно, противоречит ситуации социального развития.

Преодоление такого ограниченного подхода в подготовке будущего педагога, становление его профессиональной компетентности мы связываем с развитием методологической компетентности студентов – выпускников педагогических вузов.

Среди понятий, которыми приходится оперировать студенту и педагогу, одним из наиболее сложных является термин «методология». Вместе с тем методологические знания и методологическая компетентность являются неотъемлемыми составляющими профессиональной компетентности.



Методологическую компетентность мы рассматриваем как единство и взаимодействие методологической рефлексии (которую мы понимаем как анализ своей научной деятельности), способности к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению концепций, технологий, форм, методов, средств и т.д.

Между методологической компетентностью ученого и педагога существуют различия: ученый знания «производит», а педагог их «использует» в своей практической деятельности. Личностно ориентированная парадигма образования и готовность работать в данной парадигме обеспечивается сближением позиций ученого и педагога, установлением неразрывной диалектической связи двух видов педагогической деятельности – мыслительной и практической, что способствует продуктивному разрешению интеллектуальных задач в области педагогики.

Методологическая компетентность учителя представляет собой:

- систему знаний в области методологии;

- принятие позиции учитель-исследователь как личностно значимой;

- владение средствами, методами, приемами и принципами исследования;

- наличие позитивного опыта собственной исследовательской деятельности и обучения исследовательской деятельности учащихся.

О методологической компетентности студента педагогического вуза, будущего педагога свидетельствует сформированность следующих умений:

- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

- выдвигать предположение (гипотезу) и мысленно представлять себе условия и последствия его реализации;



- разработать алгоритм реализации решения проблемы, предвидеть возможные затруднения и быть готовым к поиску новых вариантов решения;

- уметь адекватно оценивать достигнутые результаты и свою роль в данном процессе.

Как условие, способствующее становлению методологической компетентности студентов – выпускников педагогического университета, мы рассматриваем дисциплину из цикла общепрофессиональных ГОС ВПО 031000 «Педагогика и психология» - «Методология и методы научно-педагогического исследования», изучаемую будущими педагогами-психологами на протяжении II курса в объеме 120 часов (из них 60 часов аудиторные).

Основная цель курса «Методология и методы научно-педагогического исследования» заключается в необходимости сформировать у будущих педагогов навыки организации и проведения исследования, познакомить их с правилами использования и ограничениями, свойственными каждому методу, что является непременным условием не только качественного написания курсовых и дипломных работ, но и любой практической деятельности.

В программу спецкурса входят:

- лекционные занятия по следующим темам: «Инновационные процессы в современной школе и методологическая культура учителя», «Методология педагогики: ее сущность, задачи и функции», «Методологические характеристики педагогического исследования», «Методологическая рефлексия педагога-исследователя» и др.;

- практикумы: «Научный аппарат исследования», «Методы научно-педагогического исследования», «Библиографический поиск», «Составляем библиографию», «Ошибки в научно-исследовательских работах студентов и др.;

- деловые и ролевые игры: «Защита курсовой работы» «Защита выпускной квалификационной работы», «Научно-практическая конференция» (правила написания тезисов и выступления на конференции), «Оппонент» и др.

Исследовательская работа в вузе представляет собой особый способ организации взаимодействия преподавателя и студента, направленный на приобщение к науке и предусматривающий свободу выбора проблемы, материала, преподавателя.Фактически спецкурс – это своего рода «встреча» профессионалов, это профессионально ориентированное и одновременно личностно значимое событие, результатом которого является получение нового знания.

Дисциплина «Методология и методы научно-педагогического исследования» при изучении его будущими педагогами позволяет:

- осуществить индивидуализацию познавательного процесса;

- приобщить студентов к индивидуальной и совместной исследовательской деятельности;

- создать условия для овладения студентами методикой построения индивидуальных образовательных траекторий;

- создать условия для включения студентов в проектную деятельность;

- обеспечивает овладение студентами современными педагогическими методами и технологиями (кейс-методами, портфолио, проектированием, в том числе современными информационными и телекоммуникационными проектами и др.), обеспечивающими их компетентность, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.

Признаком становления методологической компетентности студентов – выпускников педагогического вуза выступают желание и умение пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей педагогической деятельности.

Будущий педагог-психолог, прошедший подготовку по методологии педагогического исследования, свободнее и увереннее чувствует себя в образовательном процессе вуза и школы. Имея опыт участия в исследовательской деятельности, он тем самым, в определенной степени, оказывается подготовленным к тому, чтобы выступить организатором научно-педагогического исследования, а опыт участия в конференциях и написания статей и тезисов позволяет ему организовывать соответствующую деятельность учащихся…

Еще П.Ф. Каптерев к специальным учительским свойствам относил «научную» подготовку учителя. В последнее время исследовательской деятельности учителя придается все большее значение. Сегодня справедливо считается, что современный компетентный педагог – это педагог-исследователь. Становление методологической компетентности придает деятельности учителя поисковый, творческий характер, способствует повышению статуса педагога и в педагогическом коллективе, и в коллективе учащихся. Творческое отношение к делу «заражает» окружающих, заставляет их переосмыслить способы собственной деятельности, помогает отойти от стереотипов» [1, с. 113-117].

Мы считаем, что студенты специальности 050706 «Педагогика и психология» Сибайского института (филиала) Башгосуниверситета к окончанию V курса в достаточной мере овладевают основами научно-педагогического исследования, у них сформирована методологическая компетенция и профессионально значимые личностные качества, о которых говорит уровень выполнения курсовых и дипломных работ и защита их перед Государственной аттестационной комиссией.

 

Г.С. Саволайнен

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.