Четыре формы единой природы
1. божество как не происшедшая причина всего, во всем проявляющаяся. (natura non create creans),
2. божественные идеи, посредствующие между Богом и миром (natura create creans),
3. мир как проявление божественных идей и самого Бога (natura create пес creans),
4. божество как последняя цель всего (natura non create пес creans).
Божество выше всяких понятий, и все, что утверждается о нем, может быть и отрицаемо. Божество познается только в своих проявлениях. Идеи - первый момент проявления божества. Мир есть момент проявления божества через посредство идей. Мир есть пресущественность Божества (super essentialitas).
Материальный мир всецело разрешается в духовное бытие: всякое тело есть комплекс невещественных сущностей. Не только все происходит от Бога, но все есть Бог, существует в Боге.
Циклический взгляд на мир и бога становится более понятным из рассмотрения проблемы Человека (ведь человек, сотворенный Богом, предназначен к тому, чтобы познать Бога - вернуться к нему).
Проблема человека.
Иоанн Скот Эриугена подчеркивает личностное начало. Познать и полюбить человеческую природу - таков путь к познанию истины. «Важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить саму человеческую природу... Ведь недалеко ушел от бессловесных животных тот, кто не ведает ни себя самого, ни общей природы рода человеческого... Нет иного пути к чистейшему созерцанию первообразна, кроме возможно более точного познания ближайшего к нему отражения его. Ведь между первообразом и подобием, т.е. между Богом и человеческим естеством, нет ничего посредствующего». («О разделении природы», V, 31, 941 В)/
Человек есть мысль божества, но такая мысль, которая может мыслить себя, самосознающая.
Человеческая природа отпала от своего творца и вследствие этого в ней произошло внутреннее разделение: чувства (падшая природа) отделились от интеллекта. Образ чувственного мира встал перед духом как нечто внешнее, как призрак, неотразимо действующий на человека.
К духовной природе человека присоединилось материальное тело. Человек сделался частью материального мира.
Смысл жизни человека - возвращение человеческой природы в идеальное состояние, она должна объединиться в себе и воссоединиться с творцом.
Отметим, что в этих рассуждениях в совокупности взгляд Эриугены проходит от космологии к антропологии и христологии.
Проблема предопределения.
По мнению Иоанна Скота Эриугены, единый Бог, являющий собой абсолютное совершенство, не может быть источником зла и источником добра одновременно. Отсюда есть (или должна быть) свобода воли человека, которая и ответственна за появление зла.
В споре о предопределении в 851 году Иоанн Скот Эриугена в сочинении «De divina praedestinatione» утверждает, что единое истинное божественное предопределение состояло в созидании человека со свободной волей. Источник зла единственный - это злоупотребление человека свободной волей.
Учение это осуждено на соборах 855 и 859 годов.
Содержательные проблемы средневековой философии: спор об универсалиях. Номинализм и реализм.
Через всю историю средневековой философии проходит спор об универсалиях (об общем) - спор, поделивший философов на два непримиримых лагеря: номиналистов и реалистов.
Проблема была поставлена еще в III веке комментатором, философом Порфирием:
1. существуют ли роды и виды (genera et species) самостоятельно, или же они существуют только в мыслях;
2. если они существуют, то представляют ли собой тела или бестелесные образования;
3. обладают ли универсалии отдельным бытием или же существуют в предметах.
Проблема универсалий поставлена Порфирием в работе «Введение» и была прокомментирована Боэцием. Боэций писал: «... universaliа мыслятся, и нельзя думать о виде иначе, как о понятии, образованном на основании субстанционального сходства множества различных индивидуумов, о роде же - как понятии, образованном на основании подобия видов. Когда это сходство находится в отдельных предметах, то оно становится предметом ощущения, когда же оно - в общих понятиях, то делается предметом мышления. Они существуют действительно вместе с чувственными вещами, мыслятся же отдельно от тел[103]».
В средневековой философии вопрос формулировался так: являются ли универсалии чем-то реальным (realiа) (образованиями, существующими вне нашего ума), или представляют собой лишь слова, наименования (nomen).
Реализм и номинализм заключили в себе целый спектр течений:
Крайний реализм: общее реально до вещей, универсалии реальны и существуют вне нашего ума, имеют духовную природу, предшествуют в своем существовании отдельным вещам. (Эта позиция имеет корни в учении Платона об идеях - первообразах.).
Умеренный реализм: универсалии реальны, представляют собой «формы», присущие всем предметам материального мира.
Номинализм утверждал, что «универсалии суть имена (названия) после вещей». То есть реально существуют единичные предметы. Универсалии как самостоятельные сущности не существуют ни в божественном сознании, ни в чувственном мире. Они существуют лишь в пределах человеческой мысли и языка, и существуют только субъективно.
Концептуализм - умеренный вид номинализма, допускающий существование общего в понятиях (conceptus), которые фиксируют сходные черты в отдельных предметах.
Истоки номинализма и реализма могут быть усмотрены в греческой философии: Платон - предшественник реализма, а один из киников - Антисфен - предтеча номинализма. По Антисфену, существуют лишь единичные предметы, а общие понятия есть мысли людей о предметах. Общие понятия суть чистые мысленные формы.
Платон, критикуя такие взгляды, едко заметил, что есть философы, которые «настаивают, что все, чего не могут они сдавить руками, того, стало быть, вовсе нет». Или: «Есть такие люди, которые признают существующим только то, за что они могут крепко схватиться руками, действие и возникновение и все невидимое не относят к разряду сущего». Антисфен в ответ замечал: «Я вижу человека, а не человечность, лошадь, а не лошадность». Платон: «Естественно, ибо глаза, которыми ты видишь лошадь, ты имеешь, (но) то, посредством чего видима лошадность, у тебя отсутствует».
Аристотелевская позиция в вопросе о существовании общих понятий отличается известной компромиссностью. Определяя универсалии, Аристотель говорит: «Универсалия - это то, что по природе может быть высказано о многом». «По природе» - значит, что общие признаки присущи им самим (многим предметам).
Далее Аристотель отмечает: «Общее известно нам по понятию, частное - по чувству, так как понятие относится к общему, чувственное восприятие - к частностям» (Аристотель. Физика). Чувство дает знание единичного, а общее понятие образуется путем мышления. При этом мышление проявляет не индивидуализирующую субъективность, а идеальность познания.
Линию номинализма составил следующий ряд авторов:
- Беренгарий Турский (ок. 1000 - 1088),
- Росцелин из Компьена (ок. 1050 - ок. 1112),
- Уильям Оккам - XIV век - век расцвета номинализма.
Линия реализма представлена следующими мыслителями:
- Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109),
- Гильом из Шампо (ок. 1068 - 1121),
- Бернар Шартрский (ум. ок. 1130),
- Альберт Великий (фон Больштедт),
- Фома Аквинский.
Фома Аквинский, в частности, утверждал, что универсалии существуют трояко: до вещей - в божественном разуме - как идеи вещей; в вещах - как их сущности, формы; после вещей - в человеческом разуме, как понятия.
Концептуализм: на основании некоторых свидетельств может быть причислен к концептуалистам Абеляр.
Его воззрения таковы:
- Предметы даны человеку в ощущениях как единичное.
- Общее образуется в мышлении, оно не находится вне предметов и не находится в них.
- Общее (унииверсалия) выражает то, что в единичных предметах есть нечто сходное - а именно или состояние или свойство.
- Общее образуется в мышлении путем абстракции, отвлечения понятия от предмета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|