Политические воззрения Сократа.
Для Сократа характерно тесное переплетение этики и политики. Заметим, что разведение их по полюсам (этика может не затрагивать политики, политика допускается и без нравственности - безнравственная) - это «заслуга» позднейших философов.
Для Сократа равно важно внедрять рациональное начало в политику и положительные нравственные ценности. Сократ исходил из того, что и в политике существуют некоторые общие истины, осмысление которых совершенно необходимо для того, чтобы в политической деятельности реализовалось положительное содержание.
Такими истинами назывались справедливость, право и закон. Апелляция к ним в споре являлась апелляцией в высшую, решающую инстанцию. Справедливо для Сократа то, что законно. В свою очередь, закон - это «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться». Повиноваться законам - абсолютное требование, категорический императив. Для утверждения этого положения Сократ употребил свое право на жизнь: когда представилась возможность бежать из заточения (и тем самым попрать «законный» приговор суда), Сократ отвергает эту возможность и выбирает смерть - ибо так и только так может торжествовать закон. «И на войне, и на суде, и повсюду надо исполнять то, что велит государство и отечество, или же стараться переубедить его и объяснить в чем состоит справедливость.» (Критон, 51).
Закон для Сократа - это воплощение справедливости, это тождество нравственности и права. Но, в то же время, Сократ подчеркивает, что без знаний справедливость не открывается. Развитие этого положения - требование компетентности к управляющим, политикам: «власть должны отправлять не все люди, а в первую очередь те, кто может разумно судить о государственных делах, т.е. получившие необходимую теоретическую и практическую подготовку, люди образованные[51]. Те люди, которым доступна мудрость управления, исключительны. Это, прежде всего, те люди, которые имеют досуг и средства на образование. Умение управлять - это почти в прямом смысле слова царское достоинство.
Поощряя аристократизм, Сократ критически и негативно отзывается о народном собрании - символе демократизма: «Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтобы им купить что-нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит народное собрание». (Ксенофонт. Воспоминания, III, 7, 5 - 6). При известном старании можно повернуть дело так, что Сократ исподволь подтачивал «веру слушателей в целесообразность существовавшего в Афинах полисного демократического строя[52]«.
Отношение к государству: либо законы справедливы и нужно подчиняться им (конформизм), либо есть лишь божественный закон, а государственные могут отклоняться от совершенства. Следовать же божественным (они выше человеческих), т.е. фактически суд разума над действительностью.
Оправдание разумом традиции есть, с другой стороны, возможность сомнения в традиции. На раннем этапе «оппозиционная» идеология не вполне «оппозиционна»; напротив, она выступает, как правило, за совершенствование официального догмата. Однако ереси под видом улучшения губительны.
По свидетельству Ксенофонта, Сократ дал классификацию форм государственного управления. «Царскую власть и тиранию Сократ считал формами правления, но находил между ними разницу: правление при добровольном согласии народа и на основании законов государства он считал царской властью, а правление против воли народа и не на основании законов, а по произволу правителя - тиранией.
Где должностные лица выбираются из людей, исполняющих предписания законов, такой государственный строй он считал аристократией, где на основании ценза - плутократией, где из всех: граждан – демократией (Ксенофонт, Воспоминания, III, 6, 12). Очевидно, что симпатии Сократа принадлежат аристократии, когда власть осуществляют немногие лучшие, знающие и исполняющие закон и потому причастные к лучшей добродетели - справедливости. Позднее эта мысль была подхвачена и развита Платоном в концепцию аристократического государства, возглавляемого кастой правителей - философов.
Вопросы мало отраженные в тексте.
Сократ о своей мудрости: он согласен с прорицательницей Пифией, что Сократ мудрейший, ибо по сравнению с прочими мудрецами он обладает еще одной истиной: он знает, что что-то не знает;
Сократ, о смерти. Сократ предвосхищает посмертное блаженство, и потому приветствует смерть;
Причина осуждения Сократа афинянами на столь суровое наказание. Это было «столкновение двух противоположных правовых принципов: права личности на свободное, ничем не стесненное постижение истины и права коллектива защищать созданный им порядок от опасных выходов индивидуальной рефлексии[53]».
Объяснение Сократа Гегелем.
«Своим выступлением в греческом мире Сократ пришел в столкновение с субстанциальным духом и существующим умонастроением афинского народа, и поэтому должна была иметь место получившаяся реакция, ибо принцип греческого мира еще не мог перенести принципа субъективной рефлексии. Афинский народ, следовательно, не только имел право, но был даже обязан реагировать на него согласно законам, ибо он рассматривал этот принцип как преступление[54]».
Значение философии Сократа.
1. Утверждение метода философствования (выработка общих определений, выражающих суть, а не свойства, и проверка их на непротиворечивость).
2. Утверждает в центре внимания философии человека, личность. (Обратная сторона этого утверждения - подрыв полисной солидарности, на которой основывались и повседневная жизнь, и политический идеал античного общества).
3. Приложение рационализма к проблемам человека, общества, этики.
4. Утверждение абсолютной истины (как принципа, ориентира, вектора мышления).
5. Пафос морального и политического обновлений (под воздействием доводов разума).
6. Утверждение нового критерия: личное совершенство человека есть условие и предпосылка общественного и государственного совершенства (отказ от общинно - корпоративной системы ценностей. Деструкция существующих общественных связей).
7. Утверждение жанра философского диалога;
8. Преодоление гносеологического релятивизма: истина не должна зависеть то точки зрения на нее;
9. Постановка проблемы общего и частного: общее обнаруживается в результате умственного рассмотрения (не дано органам чувств );
10. Постановка проблемы согласования интересов общества (государства, полиса) и индивидуума.
Платон
В учении Платона особо обратить внимание на представления о душе, о процессе познания мира, об эйдосах.
Раскрыть социально – экономические условия, политический режим, потребности общественной жизни человека в эпоху классической Греции.
Раскрыть преемственность философии Сократа и Платона.
Раскрыть, как Платон понимал космос.
Привести периодизацию основных работ Платона.
В учении Платона особо обратить внимание на представления о душе, о процессе познания мира, об эйдосах. Привести платоновское разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.
Необходимо раскрыть, что такое «идея» по Платону. Раскрыть отношение идей к вещам в трактовке Платона.
Необходимо описать, как Платон представляет «мир идей», какова его структура.
Особо выяснить какова роль идеи «блага» в теории идей и вещей.
Разобравшись с учением об идеях, перейдите к анализу понятия «единое», что имеет важное значение для всей последующей философии.
Ответить на вопрос, какие типы души выделяет Платон.
Решая гносеологическую проблему, ответить на вопрос как Платон понимает «сопричастность идей и вещей». Как осуществляется процесс познания по Платону?
Раскрывая социальную доктрину, ответить на вопрос каковы принципы идеального государства по Платону. Привести типы государств, данные Платоном.
Касательно Платона раскрываются вопросы:
Платон: периодизация и общая характеристика творчества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|