Подготовка буржуазных утопий, антиклерикальная идеология. Эразм Роттердамский.
Становление политического сознания нового класса в эпоху позднего средневековья – начала Нового времени – это политические идеи Макиавелли (1469 - 1527), Эразма Роттердамского (1469 – 1536), Томаса Мюнцера (1490 – 1525), Гуго Гроция (1583- 1645). Это идеи подчеркнуто новаторского содержания, идущие в пику господствовавшей в то время идеологии. Особенностью этого периода является критическое отношение к старому, поиск нового.
Возвышение бюргерства на основе развивающейся торговли и обуржуазивание верхушки сельского населения в конце XIV века создали предпосылки для развития и радикальной бюргерской ереси и более умеренного в своих устремлениях гуманизма. Основателем гуманизма на английской почве явился поэт Джеффри Чосер (1340 - 1400) , в произведениях которого интерес к Богу все более вытесняется интересом к человеку, его жизни и его потребностям.
Гуманистический антропоцентризм находил свое наиболее общее выражение в морально-этических построениях, ориентированных во многом на соответствующие доктрины античных авторов. "Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность тому или иному сословию, было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождающегося буржуазного строя, отрицавшего общество феодально-сословное[155]".
Чосер приписывал главное значение в земной жизни человеку и его добродетельному поведению. Трактуемая Чосером свобода воли не является "невозможностью бездействовать", а представляется правом морального выбора в поведении.
Чрезвычайно лояльное отношение гуманиста Чосера к феодалам может быть понято как желание сохранить основы своего собственного существования: выражая интересы бюргеров, Чосер не мог не видеть их несамостоятельности. Зачатки буржуазных отношений (и буржуазного индивидуализма) вырастали не из производства, а лишь из практики торгового обмена, на границах феодального натурального хозяйства. Уничтожение феодализма в то время означало бы и гибель торгового бюргерства.
Для осуществления принципа общей пользы Чосер искал опору в реально существующей власти, поэтому и отводил важнейшую роль королевской власти. Для осуществления общей пользы требовалось непрерывное нравственное самосовершенствование короля. Чосер рисовал идеал монарха, наделенного такими чертами, как справедливость, милосердие по отношению к подданным, к своему народу. Именно на монарха возлагает Чосер надежды на установление мира и порядка.
В эпоху разложения феодализма и первых успехов капиталистических отношений возник так называемый "эгоистический человек", то есть "индивид, замкнувшийся в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившийся от общественного целого[156]". Главными связями, объединяющими таких индивидов, были "естественная необходимость, потребность и частный интерес, сохранение своей собственности и своей эгоистической личности[157]".
Эразм Роттердамский (1469-1536) - голландский мыслитель, философ, богослов, автор знаменитого произведения «Похвальное слово Глупости». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний.
Самая заметная роль в развитии антикатолической мысли принадлежит Эразму Роттердамскому, выступившему фактически связующим звеном между гуманизмом и Реформацией.
В молодые годы Эразм Роттердамский провёл в монастырских стенах несколько лет. Благодаря церковным покровителям Эразм смог оставить монастырь, дать простор своим увлечениям гуманистической наукой и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма.
Благодаря многочисленным путешествиям и перемене мест проживания Эразм принадлежит к поколению Англо-германских гуманистов. В некотором смысле можно утверждать, что настоящей духовной родиной Эразма был античный мир, где он чувствовал себя как дома.
В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение — Adagia, сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей.
В Англии Эразм Роттердамский сдружился здесь со многими гуманистами, в особенности с Томасом Мором, автором романа «Утопия», Джоном Колетом, а позднее с Джоном Фишером и принцем Генрихом, будущим королём Генрихом VIII.
Эразм впервые применил в широком масштабе научные приёмы работы в области богословия. Его критические издания Нового Завета и отцов церкви положили основание научному богословию на Западе, вместо господствовавшей до тех пор схоластики.
Один из основных мотивов деятельности Эразма Роттердамского сформировалсвследствие «кричащего» противоречия между официально провозглашенными духовными ценностями католического христианства, формально рекомендуемыми правилами и нормами жизни, - и реальным поступками католических клириков – то есть тех, кто эти нормы провозглашал.
Лейтмотив его творчества - разработка новой морали в духе "философии Христа". Содержательно его взгляды представляли собой ересь под видом улучшения экзегезы. Эразмовы труды подрывали один из важнейших постулатов христианства - о непререкаемости авторитета церкви. Эразм призывал обратиться непосредственно к Писанию, удалив посредничество клира. Предложенная им в сочинении "Оружие христианского воина" концепция религии основывалась на сакрализации античности и новом, свободном от противоречий, толковании Библии. Эразмом поставлен вопрос о различении внутренней веры и внешней оболочки религиозности. Справедливо считая ритуализацию культа влиянием иудейской традиции, Эразм разделяет содержание веры и ее форму. Содержанием веры является совесть, а формой - ритуал. Отсюда вытекает идея неконфессионального христианства и универсальной религии. Объявление совести содержанием веры позволяло раскрыть набожность как совершенствование и возвышение души, а не ряд церемоний. Исходя из этого, решающая роль придавалась образованию и воспитанию человека.
Эразм Роттердамский полагал, что католическая церковь полностью отошла от моральных идеалов первоначального христианства, основанного на принципах братства, равегнств, общинности, бескорыстия. Распространившаяся повсеместно как зараза практика продажи индульгенций (отпущения грехов) вызывала глубокую неприязнь и возмущение Эразма Ротердамского. Помимо этого нзывалось также неспособность священнослужителей хранить тайну исповеди, открытое нежелание верховных духовных лиц подражать Богу в смирении и бедности.
Эразм Роттердамский сравнивает христианскую веру с разумно обоснованным убеждением, а не со слепым чувством, принуждающим верующего христианина принимать то, что ему не вполне ясно и понятно. Помимо этого, ппичиной мноих нарушений в христианской вере Эразм считал наличие жесткой иерархической организацией церкви. Иерархия ведет к формализму и догматизму, порождает ханжество.
Критическая оценка Эразмом католического духовенства в теоретическом плане подготовила те религиозные реформы, которые произошли на рубеже XV-ХVI столетий в Германии. Сложные теоретические построения не носили исключительно абстрактный характер, а имели весьма конкретное практическое приложение: гуманисты желали сами "со всем своим аристократическим изяществом" взять в свои руки религиозный вопрос. Но, как пишет Ф. Бецольд, "народ, которому гуманисты старались открыть глаза на гнетущее его бремя духовенства, исполнял данное ему наставление с такой буквальной точностью, что многим из этих ученых ... стало жутко[158]".
Эразму был чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали.
Когда началась реформация, Эразм Роттердамскийостро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли. В полемике против Лютера он написал трактат «О свободном выборе» (1524). Лютер ответил на него трактатом «О рабской воле», доказывая необходимость и обязанность (и в этом «рабство» воли) совершать поступки во имя чистоты веры. Основатель реформаторского движения в Европе Мартин Лютер упрекал Эразма в том, что того больше интересует в человеке человеческое, земное, чем божественное, возвышенное.
В доктрине Эразма претерпевает изменение тезис о предопределении. Если гуманизм однозначно основывался на тезисе о свободе воли, сводя вопрос лишь к определению границ свободы, то Эразм оставляет за человеком свободу воли на протяжении всего жизненного пути и открывает тем самым простор для личной инициативы. На долю божественного предопределения остались только начало и конец человеческой жизни[159].
Мартин Лютер.
Строго говоря, Мартин Лютер «принадлежит» эпохе Реформации.
Мартин Лютер пренебрег гуманистическим пиететом перед античными авторитетами, в том числе и христианскими. И хотя его основной тезис о спасении в вере, даруемой только Богом, по видимости не противоречил христианской доктрине, он все же резко контрастировал с католической традицией, предполагающей посредничество церкви и ритуала для обретения спасения. Идеи Лютера граничили с гуманистическим принципом самостоятельности человека, но в то же время принципиально отличались от него. По Лютеру, каждый христианин способен сам судить об истине, но истина дана человеку лишь в божественном откровении. Отсюда и постулируемое Лютером рабство воли, недопущение какого-либо сомнения в вере. "Конфликт Лютера с Эразмом по поводу свободы воли наглядно выразил различие гуманистического толкования христианства и толкования, которое легло в основу ... протестантской теологии[160]".
Призыв Лютера к реформированию церкви был услышан и принят к действию, ибо он явился именно тем, чего все ожидали. На начальных стадиях Реформации, когда только собирались силы участников, в возбужденное состояние пришли все слои. При этом наблюдалось их относительное единство, поскольку каждый понимал реформу в свою пользу: князья и рыцари полагали присовокупить к своим владениям бывшие земли церкви, горожане надеялись на расширение привилегий, а крестьяне уповали на то, что с падением гнета клерикальной власти будет устранен и гнет светской власти. Упования на справедливый социальный мир воспитывались в народе на протяжении десятилетий немецкой мистикой и в особенности "Немецкой теологией", появившейся в XIV веке и весьма популярной в массе.
В вопросе о власти Лютер отверг право церкви вмешиваться в дела светской власти. Светская власть - выше духовной - таково разрешение неожиданно возобновившегося "спора двух мечей", прежде разрешаемого в пользу церкви. Дальнейшая эволюция взглядов Лютера привела его к признанию церкви как средства обуздания народа[161].
Радикальное развитие Реформации вынудило Лютера проявить себя столь же изворотливым, сколь компромиссным проявил себя Эразм, сумевший совместить духовный сан с гуманистической оппозицией клиру. Выступив в начале Реформации обенациональным лидером, Лютер в ходе крестьянской войны выступает с осуждением крестьянства и призывам обуздать его. Как пишет В. Циммерман, Лютер забылся до такой степени, что объявил, будто "попытка уничтожить крепостное право противоречит Евангелию и обнаруживает разбойничьи замашки[162]...".
В дальнейшем в истории не раз повторялось, что идеологи буржуа утрачивали всякий раз решительность именно в тот момент, когда радикальное участие народа в социальных коллизиях разрешало интегральные задачи перестройки и когда выдвигались специфические народные требования.
Томас Мор
Материал приводится по изданию: История философии в кратком изложении - Пер. с чеш. И.И. Богута[163].
Томас Мор (1479-1555) происходил из богатой семьи королевского юриста. Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском университете, центре тогдашних английских гуманистов. Будучи членом парламента, он выступает против деспотизма и финансовых махинаций короля Генриха VIII. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был казнен.
Творчество Мора является выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. Трагические обстоятельства его смерти как бы означали также крушение "христианского гуманизма" Эразма Роттердамского.
Главное его произведение - "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия". Буквально утопия - место, которое не существует - это название стало нарицательным для целого направления мысли - утопизма. Томас Мор рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи.
Книга написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия.
Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать.
Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. Его творчество является наиболее важным исследованием о социализме конца XVIII столетия. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как "утопическое".
Томмазо Кампанелла
Материал приводится по изданию: История философии в кратком изложении - Пер. с чеш. И.И. Богута
Томмазо Кампанелла (1568-1639) – итальянец, интересовался философией природы. Но более значительную роль сыграло его социальное учение: кроме "Города Солнца" он написал "О христианской монархии", "О церковной власти", "Об испанской монархии". Он утверждает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами.
Томмазо Кампанелла выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации.
В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Кампанелла становится во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе "Город Солнца"
Книга "Город Солнца" возникла не случайно, как пытаются представить современные католические исследователи, она находится в соответствии со всей духовной и политической жизнью автора, который на собственном опыте познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.
Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник - Метафизик, - отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть, Мудрость и Любовь - занимаются вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством.
Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении.
В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть требование всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа Римский. Сенат, состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем.
Утопическая теория Кампанеллы, в отличие от учения Мора, не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает значительную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.
Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.
Завершая рассмотрение Возрождения и Реформации с точки зрения условий становления нового - раннебуржуазного - политического сознания, следует подчеркнуть, что гуманизм, полемизируя с католическими теологами, поставил в центр идейной борьбы не Бога, но Человека; протестантизм, подхватив эту полемику, склонил человека перед Богом, "превратив мирянина в попа", в солдата Христова.
Ключевое значение в идеологической истории Реформации имел, и как выше было отмечено, спор о свободе и рабстве человеческой воли и божественном предопределении. Абстрактность и неопределенность содержания категории свободы обусловила долгую жизнь и множественность интерпретаций проблемы, начиная от Августина и вплоть до наших дней. Деятельность реформаторов позволила выработать исторически конкретное понимание соотношения свободы воли и предопределения, детерминированное современными им общественными условиями.
Тот факт, что "катехизация" протестантской трактовки свободы воли происходит в рамках женевской бюргерско-буржуазной Реформации Кальвина, побуждает уточнить веберовскую трактовку протестантизма как предпосылки буржуазного общества и рассматривать тезис о предопределении как оправдание буржуа своего собственного экономического преуспевания, способ отклонить претензии эксплуатируемых на материальное благополучие и средство для успокоения собственной совести[164].
Значение протестантизма заключалось также и в том, эта идеология выступила как религиозная санкция и буржуазной предприимчивости, устраняя при этом подразделение различных видов деятельности на сакральные и земные и признавая богоугодным всякий труд, преодолевая бытовавшее прежде отношение к богатству как к дьявольскому установлению. Что касается преобразований в сфере культуры, обусловленных именно протестантизмом, то здесь следует указать на значительную его роль во внедрении в умы грамотности и национального самосознания, в разрушении прежней духовной монополии латиноязычной элиты, в сближении национальных мыслителей с народными массами[165].
В Реформации проблемы церкви и Святого Писания стали предметом теоретической полемики и достоянием широких масс - тем самым привычка религиозного сомнения входила в обиход, формировалось общественное сознание антифеодальной направленности с сильными светскими тенденциями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|