Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы конкурсных работ и научных статей





1. Цивилизационные особенности Древней Греции.

2. Общее и особенное в древнегреческой цивилизации.

3. Исторически первые формы научного знания. Синкретизм Древнегреческой философии.

4. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

5. Проблема единого и многого и решение ее в философии Древней Греции.

6. История греческой философии в её связи с наукой.

7. Древнегреческая философия и ее вклад в формирование научной картины мира.

8. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

9. Древнегреческий логос.

10. Категория «эйдос»: возникновение и содержание.

11. Проблема бытия и ее решение в философии Древней Греции

12. Постановка проблемы познаваемости мира в философии Древней Греции.

13. Формы бытия в представлении Древнегреческой философии.

14. Проблема идеального государства и формы правления.

15. Проблема идеального устройства общества.

16. Миф об Атлантиде.

17. Атлантида и социальные утопии позднего времени.

18. Политика в понимании древнегреческого полиса.

19. Политика в понимании римлянина.

20. Возникновение и ранние периоды в развитии риторики.

21. Актуальность античности: проблема внеисторического знания.



22. Натурфилософия в Древней Греции.

23. Античная эстетика: общее и особенное.

24. Натурфилософия в Древнем Риме.

25. Учение Эпикур о преодолении страха.

26. Цивилизационные особенности Древнего Рима.

27. Общее и особенное в цивилизации Древнего Рима.

28. Картина мира древнего римлянина.

29. Окружающий мир (пространственно – временной континуум) в понимании древнего грека.

30. Поздняя античность и проблема смены парадигмы развития.

31. Раннее христианство как разрешение проблем античности.

32. Неоплатонизм и раннее христианство.


 

Тема 3. Переходная эпоха от античности к средним векам

 

Вопросы

1. Закат античной цивилизации

2. Платонизм и неоплатонизм. Учение Плотина.

3. Романо – германский синтез. Исторические условия первых веков нашей эры.

4. Последний римлянин Боэций. Поиски нового стиля мышления. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций.

5. История церкви (Хронологическая таблица).

Содержание темы

Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).



Рекомендации к раскрытию темы

 

Закат античной цивилизации

Реальность и картина мира в представлении позднеантичного человека.

В первые века «нашей эры» происходит кризис античной греко-римской цивилизации, вызванный распадом рабовладельческой формации («централизация» рабовладения - обезличивание труда).

Нарастание социальной конфронтации и конфликтности: хозяин считает раба говорящим орудием, раб восстает против хозяина (угасание патриархальных регуляторов общественных отношений).

Нарастание социальной стратификации: многочисленные воины, либертины и др., появление маргинального (пограничного) типа личности и хозяйственного уклада. В сельской местности это колоны (свободные земледельцы - прообраз крестьян), в городах - пролетарии (деклассированные).

Античное сознание основывалось на идее цикличности мира: мир возникает, развивается, клонится к закату, затем происходит катастрофа и возобновление нового цикла. Элементы этого мировоззрения - представления о «золотом веке» и ожидание приближающейся катастрофы.

Античное сознание не знало истории (отсутствие письменных свидетельств предшествующих культур), могло предполагать лишь круговорот времени, мира, Поэтому пребывание человека в этом мире осознавалось буквально как безысходное. Эту картину необходимо сравнить с христианскими представлениями о линейности времени, развитии мира, с идеей перехода в потусторонний мир, с ожиданием страшного суда и избавления от страданий. Перед лицом античного человека - ужас бесконечной повторяемости.



Кризис мифологического сознания, содержавшего позитивную жизненную программу: культ богов => культ героев => культ императоров => десакрализация власти (сравнить с современной историей).

Развитая форма законодательства, детально разработанная правовая система, основывающаяся на принципе частной собственности - и проявившаяся продажность властей, произвол (своеобразное совпадение противоположностей).

В общественном настроении преобладают апатия, аморализм.

Вывод: идеологические, моральные, правовые регуляторы общественной жизни не работали. Необходим новый тип социальной регуляции.

 

Состояние наук и образования в позднеантичный период.

Античная философия проделала известную эволюцию:

1. переход от мифа к логосу, от образного и антропоморфного мышления к понятийному мышлению (сформировались начальные философские понятия: материя, идея, душа, разум, космос, судьба и т.п.).

2. в классический период (VI – IV вв. до н.э.) разум в качестве объекта мышления выдвинул самого себя (философская рефлексия): Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель;

3. в эпоху раннего эллинизма развивались учения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм (Хрисипп, Эпикур, Лукреций Кар);

4. в период среднего эллинизма (до II - III вв. н.э.) творили философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Плутарх;

5. в поздний эллинизм (III – V вв. н.э.) - Плотин, Пофирий, Прокл.

В общем, наблюдался закат античной философии, Рим клонился к упадку, приближалась гибель греческо - римской (античной) цивилизации.

Древнегреческая традиция познания и осмысления мира была подхвачена древним Римом, но римляне выступили лишь как систематизаторы и компиляторы. У римлян отсутствовало творческое развитие философии.

 

Платонизм и неоплатонизм. Учение Плотина

Платонизм - преобладающее направление в позднеантичной философии I в. до н.э. - III в. н.э. (точное научное наименование - средний платонизм).

- основывается - на противопоставлении чувственного мира миру идей (на учении Платона об идеях);

- основной пафос платонизма - создать такую концепцию действительности, которая имела бы идеальное основание, выражала диалектику становления реальности и обосновывала материальный мир (в особенности его изменчивость);

- учение развивалось в платоновской Академии;

- в I в до н.э. совершается систематизация платонизма. На этой основе образуются новые философские школы: гностицизм[72], неопифагореизм, герметизм[73].

 

Неоплатонизм - последний этап развития античного платонизма в III - VI вв. н.э. В последующем развивался на средневековой почве и в философии Нового времени.

- основателем неоплатонизма считает Плотин;

- Плотин ориентировался на толкование диалогов Платона.

- традицию неоплатонизма составляют; Плотин => Порфирий => Ямвлих => (также император Юлиан) => Прокл.

- наследование традиции неоплатонизма в Восточном христианском мире: Евсевий кесарийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим-Исповедник, Михаил Пселл;

- наследование традиции неоплатонизма в Западном христианском мире: Порфирий, Марий Викторин, Августин Аврелий, Боэций.

Содержательная характеристика неоплатонизма: главное в неоплатонизме - учение о потусторонности, сверх - разумности, сверхбытийноcти первоначала, а также о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. (Образно говоря, культ разума доведен до сверхразумения).

Под влиянием данной установки у неоплатоников наблюдается частичный возврат к мифологии - образы лучше выражают то знание, которое не выражают понятия.

Неоплатонизм Плотина таков: свести многое к единому, но вывести это единое за пределы многого. Многое порождает единое, которое неоднородно многому - вот парадокс.

От неоплатонизма удобен переход к христианству благодаря наличию культа потусторонности знания.

 

Плотин

Плотин: 204/205 (Египет, г. Никополь) - 270 (Италия), основатель неоплатонизма.

Эпоха, в которую он жил - смутное время, когда наступил кризис власти в т.н. Ранней Римской империи и не устоялась система власти в Поздней Римской империи («Вакуум власти» продолжался 58 лет с 235 по 284 г. н.э. - до воцарения деспота императора Диоклетиана.) За эти годы сменилось 20 императоров. На Римскую империю обрушились нашествия франков и алеманов, от империи отпали провинции Галлия, Испания, а также восточные (Византия). Римская армия терпела поражения от персов.

На эти годы и приходится жизнь и творчество Плотина.

Своим учителем в философии Плотин считал Аммония Саккаса (греческое слово «саккас» означает «мешок»), у которого учился 11 лет. В возрасте около 40 лет Плотин вознамерился ознакомиться с учениями персов, но военный поход на Персию, в котором Плотин принял участие, закончился неудачей, и Плотин едва спасся.

Позже в Риме Плотин основал свою школу и возглавлял ее в течение 25 лет. Имел влияние на императора Галлиена и намеревался воплотить социально - политический проект Платона - основать город Платонополис.

Преподавание и тексты.

Первые девять слет в своей школе Плотин преподает устно.

С воцарением Галлиена (253 - 268 гг.) и с началом бесед с ним Плотин по просьбе Галлиена начинает записывать тексты.

Согласно Порфирию, записи делятся на три части:

- 21 опус «легковесного» содержания (Плотину 48 - 58 лет);

- 24 опуса наиболее содержательных (возраст Плотина 58 - 63 г.)

- 9 последних опусов - убывающего содержания.

Всего - 54 опуса. Сочинения завещаны Порфирию. Порфирий, нарушив хронологию, организовал 6 тематических подборок по 9 опусов (Эннеады).

Эннеады

Тема 1 посвящена эстетическим и этическим учениям: «О животном и о человеке», «О добродетелях», «О счастье», «О красоте», «О природе и источнике зла», «О разумном, исходе из жизни» ...

Тема 2 посвящена натурфилософии и составлена из трактатов на физические темы: «О небе», «О движении неба», «О материи», «О возможности и действительности», «О смешении всего» и др.

Тема 3 посвящена философским аспектам мира, космологии: «О судьбе», «Первый трактат о провидении», «О присущем каждому из нас Демоне», «О любви», «О вечности и времени», «О природе, о созерцании и об едином» и др.

Тема 4 касается проблем души - психология: «О сущности души», «Проблемы души», «О бессмертии души», «О нисхождении души в тела» и другие,

Тема 5 затрагивает душу, ум и единое (ноология - учение об уме): «О трех начальных субстанциях», «О познающих субстанциях и потустороннем», «О том, существует ли идея у каждой вещи», «Об уме, идеях и сущем» и другие.

Тема 6 посвящена единому («генология» ) : «О родах сущего», «О том, что сущее повсюду одно и то же», «О числах», «О свободной воле и воле единого», «О благе или едином» и др.

В работах Плотина не встречается так называемая социологическая проблематика.

Завещал Порфирию отредактировать и издать свои труды, которые представляли собой не комментарии диалогов Платона, но толкование (Порфирий Тирский – 232/233 - после 381 гг. н.э.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.