|
Моральная доктрина Августина. О предопределении
Добро абсолютно и принадлежит Богу (источник его - Бог).
Зло относительно и есть лишь недостаток добра. Причина наличия зла - человек, точнее его свободная воля. Свободная воля - то, что влечет человека в сторону от божественного закона, вовлекает его в грех. Грех - торжество телесного, чувственного, преходящего над бессмертным в душе. Тело подчиняет себе душу. (Неявно утверждается, что человек по природе своей грешен и зол).
Чтобы спастись, человеку недостаточно свободной воли, ему должен помочь божий промысел. Но божье управление всегда присутствует в мире - как же Бог попустил людей ко греху?
Содержательное противоречие Августин разрешает в плоскости времени: раньше, де, Адам употребил свободу воли не для подчинения божественным- заповедям, а вопреки им, и потому, между Богом и человеком появилась пропасть. Преодолеть пропасть и слиться с Богом - значит спастись. Кто будет спасен - определяет лишь Бог (этот тезис, отметим мы, был одним из наиболее дискуссионных в последующей духовной истории). Предопределение, избрание Богом некоторых людей к спасению трактуется как божественная благодать.
По оценке В.В.Соколова, такая моральная доктрина носит иррациональный характер: Бог осуществляет прямое вмешательство в судьбы человеческие, но намерения его всегда остаются непостижимы для человека.
В целом вся моральная доктрина Августина проникнута потусторонней направленностью. Так одно из важнейших предписаний христианской морали - любовь к Богу как к единственному источнику норм и оценок - такая любовь, которая не является дополнением или развитием земной, но напротив, синтеза любви человека к человеку. Человек, по Августину, должен быть ориентирован на жизнь «по Богу», т.е. в пренебрежении к земным благам. Это так называемый радикальный аскетизм.
Однако, чтобы не впадать в ересь дуализма (равновеликости добра и зла, света и тьмы, свободы человеческой воли и божественного предопределения), чтобы не создавать щекотливых или содержательно напряженных ситуаций утверждением существования абсолютных полюсов, Августин должен постоянно заботиться о достойном отступлении в сторону неоплатонизма: противоположные истины не совсем противоположны, а комплиментарны, дополнительны друг к другу. А что касается морали, то здесь Августин утверждает, что зло есть некоторая степень добра. Что блага человеческие, будучи едиными, подразделяются на те блага, которые следует любить (прежде всего, любовь к Богу) и блага, которыми следует лишь пользоваться (в силу необходимости - блага земной жизни).
Августин вел ожесточенную полемику с Пелагием (монахом), которого церковь осудила как еретика.
Пелагий отрицал догмат первородного греха. Согласно Пелагию, человеческий путь воплощенного Бога - Христа и муки его не означали искупления греховности человека, но являлись лишь образцом для подражания. Свобода воли, данной человеку, столь широка, что может вести его как ко злу (по Августину), так и к добру, к спасению. Человек в некоторой мере сам оказывался творцом своей судьбы. Таким образом, предопределение не абсолютно.
Указанная трактовка судьбоносных вопросов сужала сферу господства церкви, поскольку отрицала ее роль в спасении.
На рынке человеческих душ форма товарно-денежного обращения выглядела так: либо грех – церковь - спасение, либо грех - свободная воля - спасение. Первая формула в эпоху средневековья обеспечила баснословное богатство католической церкви, представлявшей собой сверхмонополию. В Православии (ортодоксальной церкви), в отличие от католической церкви, торговля индульгенциями не осуществлялась, что позволяет считать Православие «бескорыстным».
Социальная доктрина Августина.
Необходимо раскрыть проблему соотношения светской (дьявольской) власти и царства божьего (по Аврелию Августину): Августин утверждает единство истории человеческой и божественной, в которой (истории) основное место занимает противоборство двух царств (градов) - божьего (civitas Dei) и земного (civitas terrena).
Основным произведением, в котором представлено Августиновское учение об обществе, является «О Граде Божием». Актуальность этой проблематики обусловлена значительностью потрясений, переживаемых обществом (великое переселение народов, взятие Рима вестготами во главе с Аларихом в 410 году и разграбление города, упадок хозяйства и т.п.). Падение Рима трактовалось современниками символически: язычники считали, что это произошло от того, что прежние их единоверцы перешли в христианство, христиане же объясняли все беды утратой первоначальной чистоты христианской жизни,
Первые 10 книг трактата «О Граде Божием» посвящены полемике с языческими учениями.Языческим богам Августин противопоставляет единого христианского Бога. В последующих 12 книгах дана христианская трактовка общества.
Принципиальную новизну несла в себе идея единства человечества. Строго говоря, если пользоваться термином «общество», следует найти, указать его исчерпывающее содержание. Если общество, если общее, то максимально общее, тотально общее. Отсюда появляется тезис об универсальном единстве всех людей (чего не было у язычников) как произошедших от общих родителем: от Адама и Евы. И в этом смысле общество - общность людей как христова братства. Перед Богом все равны и все едины. Христиански окрашенная, но исключительно плодотворная и далеко ведущая идея единства человечества.
История человечества, по Августину, разворачивается в борьбе двух начал: Божьего Града (или царства) и Земного Града. К Божьему Граду принадлежат ангелы, пророки, а также те люди, которые смиренны перед Богом и церковью. Земной Град состоит из людей, ведущих, повседневную греховную жизнь и забывающих о любви к Богу. На стороне Града Земного лежит зло и насилие, ложь и преступление (основатель Града Земного - Каин). Но, несмотря на отрицательную оценку Града Земного в целом, Августин находит возможным одобрять земную власть - как такое образование, которое позволяет хоть в небольшой мере обуздать всеобщую вражду.
В ожидании второго пришествия ставится так называемая эсхатологическая проблема – от греческого eshaton - последний, logos - слово, знание, закон - учение о «последних, конечных вещах человека», о «конце света» и «страшном суде». Августином дается эсхатологическая трактовка истории: история не развивается циклически, как представлял античный мир, а движется «линейно». От Рождества Христова к установлению Царства Божьего на земле[89].
Время, в котором живет человечество, Августин трактует как шестой, последний, этап истории (который символически соответствует шестому дню творения мира (Ветхозаветный сюжет)). Шестой день творения сменяется воскресением - соответственно шестой этап истории трактуется как конец земной истории (смерть). Праведники отделяются от грешников и соединяются с Богом, грешники же вновь обретают свои тела, чтобы подвергнуться вечному горению в вулкане Этна.
Трактовка государства.
Появление государства на земле - результат грехопадения. Первый основатель государства - Каин - братоубийца. По Августину, нет и не может быть государства, которое было бы справедливым. Но государство все же необходимо для сохранения мира, без которого свет Евангелия не может распространяться. Так Град Божий и Град Земной (сфера господства дьявола) соседствуют друг с другом, проявляют взаимную терпимость и оказывают со-действие.
Принцип жизни людей Града Божьего - истина, а Града Земного - тщеславие. Община высшего Града и увеличивается благодаря духовному возрождению людей, а община низшего града увеличивается лишь за счет естественного рождения. Первые люди совсем не заботятся о земных благах: «земные богатства еще не делают нас счастливыми» ибо «господь в душе» (DCD, V, 18). Дети Града Земного живут лишь для того, чтобы наслаждаться земными благами.
Значение Аврелия Августина в том, что он дал первую ортодоксальную (буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление») доктрину христианства, которая просуществовала в таком качестве несколько столетий - вплоть до XIII века, до Фомы Аквинского, который создает новую модель ортодоксии.
Историческая модель Августина получила свое первое применение в сочинении испанского священника Павла Орозия (около 380 - около 420гг.), который под непосредственным влиянием Августина написал «Семь книг истории против язычников». В посвящении Августину Орозий писал: «Вы просили меня открыть на основе всех доступных данных, содержащихся в историях и анналах, любые примеры прошлых времен, когда обрушивались бремя воины, опустошающие эпидемии, ужасы голода, страшные землетрясения, необычайные наводнения, извержения огня и т.п.». Замысел создателей сводился к тому, чтобы максимально негативно представить Град Земной.
Заслуживает упоминания вклад в христианскую интерпретацию истории общества, сделанный Евсевием Кесарийским (260/65 - 338/39 гг.) еще до Августина. Евсевий выработал единую хронологию для истории различных народов, которой пользуемся мы до сих пор. Ключевым событием истории провозглашается воплощение Христа (рождество Христа, 1 год н.э.). Предшествующие времена - это «приуготовление Евангелия». Отсчет времени - по нисходящей (до Рождества Христова). Последовавшие после воплощения Христа времена имеют датировку по восходящей хронологии (от Рождества Христова).
Систематическая хронология на основании этого принципа сделана в VII веке Исидором Севильским.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|