|
Благо - идея всех идей, источник истины, соразмерности, гармонии и красоты.
В учении Платона заложена концепция иерархии идей: идеи, де, находятся в отношении подчинения и соподчинения, рода и вида (идея, представляющая собой вид, входит в идею - род). Замысел не мог быть реализован в силу бесконечного многообразия, сложности мира, несводимости его к единственному основанию (или небольшому числу оснований).
Однако принцип иерархии столь универсален, что воспроизводился в том или ином виде на протяжении всей истории философии.
Идеи, взятые сами по себе, оказываются безжизненными: они дают только форму, стандарт, но не причины существования предметов.
Платон вводит в свое учение еще одно начало - мировую душу (душу космоса). Она трактуется как источник движения, творческая сила, источник познания. Она объемлет мир идей и мир вещей. Мировая душа заставляет вещи подражать идеям, а идеи - присутствовать в вещах. Но чтобы быть причастной этим мирам, чтобы объять их, мировая душа должна быть внутренние противоречивой. Она состоит из трех частей: тождественного, иного и их смеси. Тождественное соответствует идеям, иное (изменчивое) - материи (праоснове ) вещей, смесь тождественного и иного соответствует вещам.
Идеалистическая гносеология (учение о познании) Платона[56].
Субъектом познания выступает душа. Сотворенные богом дущи созерцают идеальный мир, когда они пребывают на небе. Однако, снизойдя на землю и вселившись в тела, души забывают об идеальном мире.
Сверхчувственное умозрение перестает питать высшую часть душ, вместо этого чувственное восприятие питает низшую часть души, и от этого душа тяжелеет.
Чувственное знание не считается подлинным познанием - оно «по законам правдоподобия» («Тимей», 59 Д). Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение. И если в ранних диалогах Платон допускал индуктивный путь познания (от ощущений в результате обобщения к правильному мнению), то в более поздних диалогах Платон (устами Сократа в диалоге «Теэтет») отвергает всякое знание, которое выводится из опыта, из ощущений органов чувств. Платон не согласен с теми, кто заявляет, что понятия возникают на основе чувственных восприятий путем их обобщения. Рассматривая возможность появления идеи равенства в процессе созерцания равных предметов, Платон справедливо замечает, что предметы, как бы ни были близки друг к другу, не являются равными. Все равное лишь мнится таковым, кажется равным. Но, чтобы возникло это мнение, необходимо, чтобы ему предшествовала идея равенства. «Мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы» («Федон» 75 А).
По терминологии позднейшей философии, Платон - антисенсуалист (сенсус = чувство), и сторонник априоризма - допускает лишь доопытное знание. Оно возможно лишь потому, что некогда душа созерцала умозрительно понятия, - идеи как таковые, которые воплощены в материальных предметах и могут быть угаданы познающей душой. Напоминание идей происходит как на основе подобия (сходства) предмета и идеи, так и на основе контраста, противоположения. Поскольку предмет находится одновременно в разных отношениях к различным предметам, обнаруживающаяся противоречивость этих отношений выступает стимулом к познанию.
По Платону, знание есть припоминание (анамнезис)того, что душа некогда знала, но забыла в момент земного воплощения». «Найти знание в самом себе - это и значит припомнить» («Менон», 85 Д). В таком случае искусство спора, проявляющееся в умении ставить наводящие или опровергающие вопросы, выступает не только как свойство красноречия, но также как существенный момент познания. Логически выстроенные вопросы и ответы и правильные рассуждения приводят к припоминанию истины. «Истинные мнения, если их разбудить вопросами, становятся знаниями» («Менон» 86 А).
Делая последовательность, порядок спора предметом рассмотрения, Платон утверждает (дает понимание) диалектику как метод.
Метод
Диалектика происходит от слова «диалего» - вести беседу вдвоем, но приобретает также смысл «логика», порядок познания. Диалектик - «тот, кому доступно доказательство сущности каждой вещи» («Кратил», 534 В). Чтобы обнаружить сущность предмета, рассуждение о нем должно быть правильным. Текст Платона на этот счет позволяет сделать вывод о том, что он продвигался в направлении обнаружения некоторых фундаментальных законов мышления (правил логики): закона тождества, закона запрещения противоречия. Цитата: «мы утверждаем, что одна и та же вещь не может одновременно совершать противоположное в одной и той же части, в одном и том же отношении» («Государство»,439 В). Однако Платон не формулирует их как законы. В платоновской трактовке диалектика сводится к операциям восхождения и нисхождения. В первом случае реализуется «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно» («Федр», 265 Д). «Второй вид - это, наоборот, способность разделять все на виды, стараясь при этом не раздробить ни один из них» (Федр, 265 Е).
Обобщенное выражение метода таково: диалектик - тот, кто «сумел в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различит, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется умением различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать и насколько нет» («Софист», 253 Д - Е).
Приведенное свидетельство обнаруживает понимание диалектики именно как требования к логичности мышления, а не софистическое искусство. Характерно, что пределом восхождения в мышлении выступает идея блага - в этом проявляется этическая «нагруженность» философского учения Платона. С другой стороны... логическим пределом нисхождения в мышлении является логически неделимое (понятие).
Диалектика в общем трактуется Платоном как наивысшая из наук, как вершина знания.
Само знание в свою очередь подразделяется на следующие виды:
1. Знание, идей, получаемое путем непосредственного созерцания их душой до того, как душа вселилась в тело, а также после вселения души в тело путем диалектического припоминания. Это знание совершенно достоверное и неизменное - по причине умозрительности его происхождения.
2. Знание чисел и основанных на них наук, являющееся приближением к знанию идей.
3. Мнимое знание, исходящее из чувственного восприятия - восприятия изменчивых предметов. Представляет собой смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое знание. Воображение, на основании которого человек творит искусственные предметы, занимается ремеслом и искусствами, относится также к третьему виду знания.
Весьма показательны те заблуждения, с которыми сталкивается Платон при трактовке материи. С одной стороны, она не доступна разуму, поскольку по определению противоположна ему (есть иное, чем разум). Однако она должна познаваться именно разумом, поскольку на всю философии распространяется требование умозрительности рассмотрения действительности - также умозрительно должны рассматриваться природа, материя. И, наконец, проблематично познание материи органами чувств, поскольку чувства обнаруживают единичное, а материя не конкретна, а абстрактна. Платон вынужден допустить возможность познания материи, но косвенным образом - путём не позитивных, а негативных утверждений - утверждений о том, чем не является материя.
Вопрос 3. Учение Платона о душе[57].
В учении Платона тело человека и душа противопоставляются. Тело состоит из частиц огня, земли, воды и воздуха; служит временным вместилищем для души и обречено на смерть. Напротив, душа бессмертна, сотворена из идеальных субстанций - «тождественного», «иного» и «тождеетвенно - иного» - из тех же субстанций, из которых сотворена душа космоса.
Душа в своем строении распадается на две части, два начала: «одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души («логистикон»), а второе, из - за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим («алогон»).
Человеческое существование разворачивается в борьбе низшей части души и высшей. Низменное начало души является рабом тела, и оно препятствует возвышенному, духовному образу жизни. Свою лепту в это вносит и тело: «тело не только доставляет нам тысячи хлопот - ему необходимо пропитание - но вдобавок подвержено недугам... Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами... по вине тела у нас нет досуга для философии» («Федон», 66).
Разумная часть души помещается в голове, средняя часть души (осознание страстей) - в груди, низшая часть души - в брюшной полости. Диафрагма отделяет низшую часть души от средней (и высшей), а шёя связывает среднюю и высшую части.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|