Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия итальянского гуманизма. Различные течения и социальные утопии.





 

Неоплатонизм эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Пико дела Мирандолла. Радикальный антропоцентризм Н. Кузанского. Что в нем «антропоморфного» и в чем его радикальность?

Мораль и политика: Никколо Макиавелли, Мишель Монтень.

Пантеизм в мировоззрении и философии эпохи Возрождения. Дать определение пантеизма, раскрыть его содержание.

Мистический пантеизм: Якоб Беме.

 

Качественное своеобразие эпохи Возрождения обусловлено гуманистической окраской, но сам гуманизм подготовлен христианской традицией внимания к личности, абсолютизации личности Христа. Значимость проблемы свободы личности привела к оформлению гуманизма в традицию.

Линия гуманизма начинается с К. Салютати(1331 – 1406 гг.), позаимствовавшего этот термин у Цицерона и утвердившего его в научном обиходе. Итальянский гуманизм объединяет в традицию широкий круг авторов: Н. Николи, Л. Бруни[135], П. Браччолини[136], Б. Сакки[137] и многих других.

Вопрос об идейных истоках гуманизма не является однозначным. Очевидно, что в рамках ренессансной традиции мыслители обращались не только к «языческому» римскому наследию, но усваивали также и отцов церкви – Тертуллиана, Лактанция, которые также подчеркивали самоценность человека. В возрожденческом стиле мышления преобладал неоплатонизм, в рамках которого совершался «завершающий и всеобъемлющий синтез античной философской мысли[138]…». Но, если неоплатонизм имел сугубо теоретический характер, то гуманизм, напротив, складывался в систему практически в области морали, политики, педагогики[139] и т.п. Таким образом, и в данном примере идейного исследования наблюдается не просто присвоение той или иной особенности, черты духовного мира античной эпохи, но многостороннее, многогранное взаимодействие со всем комплексом идей, с наиболее интегральными формами культуры и осуществляется диалог культур.



Ренессанс основывался на неоплатонизме, но ренессансный гуманизм не был просто тождественным неоплатонизму, он его толковал, толковал в субъективном смысле, выпячивая абсолютность личности.

Здесь обнаруживается весьма интересная проблема – проблема влияния содержания идеологии на историческую судьбу народов. И в этом вопросе возможно усмотреть историческую аналогию: гибель античного, греко-римского мира наступает вместе с утверждением индивидуальной свободы (также и в смысле свободы от общества), свободы как внутреннего мира человека[140]. Процесс индивидуализации личности создает серьезное испытание для целостности социального организма. Нечто подобное повторилось в Возрождении (в гуманизме); абсолютизация индивидуальности приводит к изоляции, к самоизоляции человеческого субъекта. Но как только сужалось материальная питательная почва для гуманизма (рефеодализация, упадок городов и т.п.), сразу обнаруживалось, что обосновавший себя индивидуальный разум отнюдь не основателен, и переживает свое одиночество как трагедию.



Историческая судьба возрожденческого гуманизма поучительна, но укажем также и его характерные черты: свободомыслие и светский индивидуализм, политическая и гражданская направленность теоретической и практической деятельности, дух новации и прогресса[141].

Возрождение часто рассматривается как этап развития культуры, однако носит идеальный характер и сводится к следующему: предложенные гуманистами принципы свободы и самоценности человека разрывают цепь общественной самодетерминации феодально-религиозного, патриархального типа и создают условия для принятия поведенческих регуляторов «капиталистического» типа (рационализм, прагматизм, деятельность). Но это пока условное, номинальное основание, не этика и не практика буржуа.

Что в этом было буржуазного? Титанизм, авантюризм, расчленение иерархически построенного социального организма в конгломерат индивидуумов, абстрактное понимание личности. Политическая сторона Возрождения выразилась в покушении на церковное право, в рецепции деперсонифицированного римского права (юристы Болонского университета), обоснование абсолютной монархии как политической формы компромисса нарождающейся буржуазии и феодальной аристократии. Были также сформулированы принципы, составляющие общие предпосылки буржуазного общества: историзм, гуманизм, светский характер образования и науки.



Политическая история Возрождения не сводится к совокупности идей, а разворачивается также в противоборстве городских низов против городской аристократии и «жирного люда» при активном вмешательстве католического клира. Формы политического правления в эту эпоху представлены всем спектром возможных вариантов – от монархических до республиканских и времени охлократии. Политическая мысль также оказывается весьма разнообразной и обрамляется в начале Возрождения идеями Данте и в завершении – политическими трудами Макиавелли.

 

Франческо Петрарка (Ранний гуманизм).

Отдельные элементы гуманистической мысли проявились в творчестве Данте (1265 – 1321), но подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы явился Франческо Петрарка(1304 – 1374).

Петрарка – уроженец Флоренции, многие годы жил в Авиньоне (юг Франции) при папском дворе (это время так называемого авиньонского пленения пап), остаток жизни – в Италии. Автор лирических стихотворений на формирующемся национальном языке (!), героической поэмы «Африка» (на латинском), «Стихотворных посланий» и «Книги песен» (Канцоньере). Увенчан лавровым венком в 1341 году в Риме как величайший поэт Италии. Наряду с поэтическими произведениями, Петрарке принадлежат и прозаические, и, в частности, диалог «Моя тайна» (на латинском языке). В диалоге противопоставляются христианско-аскетическое и мирское мировоззрения. Петрарка критиковал схоластику за ее отвлеченность, за формально-логический метод и противопоставлял ей поэзию, риторику, филологию.

Выступив создателем новой культуры, Петрарка вместе с тем занимался собиранием рукописей античных авторов и их текстологической обработкой, а также углубленным изучением древней философии и поэзии. Характерная особенность его творчества – ориентация на гуманитарные дисциплины, на исследование проблем человека, на этику. Сделаем принципиальное замечание: вместе со снижение роли религиозного ритуала вырастала проблема регулирования поведения человека – отсюда и необходимость этики.

Одним из центральных понятий его этики было понятие humanitas - человеческая природа. Петрарка развивал светские начала в духовной культуре, утверждал права человека на прелести земной жизни:

- наслаждение красотой

- любовь женщине

- стремление к славе.

Гуманистическую линию Франческо Петрарки продолжили его друзья и последователи: Джованни Бокаччо (1313 – 1375) и Колюччо Салютати (1331 – 1406).

К началу XV века завершается ранний гуманизм в Италии.

 

Гражданский гуманизм

В первой половине XV века гуманизм превращается в широкое культурное движение, центром которого становится Флоренция, а также Милан, Венеция, Неаполь, Мантуя, Болонья. Гуманизм развивается в кружках гуманистов, в частных школах, в университетах. Складывается особая социальная группа – гуманистическая интеллигенция.

Вместе с разрастанием гуманизма происходит и его дифференциация– возникают самые разнообразные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV века был гражданский гуманизм (преимущественно флорентийский), представленный именами Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Аламанцо Ринуччини.

Особенности гражданского гуманизма:

- интерес к социально-политическим темам,

- увязывание гуманизма с историей и этикой,

- развитие принципов республиканского строя, свободы и справедливости, служения обществу и патриотизма.

Особо отметим: последнее (патриотизм) обусловлено деструктивным влиянием католической церкви, превратившейся в то время фактически в космополитическую силу. Отметим наряду с этим тиранический характер светской власти – правителей Флоренции Медичи. Тираническая власть отнюдь не соблюдала национальные интересы.

Большое значение этих процессов обусловлено тем, что это было самое начало складывания национальной психологии, патриотического сознания – явлений поистине новых в тот момент, но получивших широчайшее распространение в последующие эпохи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.