Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-политические предпосылки Возрождения





В каждой эпохе находится, как правило, одно событие, которое представляется ключевым, стягивающим в клубок многие тенденции предшествующего и последующего развития, служащие точкой отсчета.

Для Итальянского Возрождения - это восстание под предводительством Дольчино – кульминационный пункт еретических движений. Восстание 1303 – 1304 годов сделало актуальными основные еретические идеи: восставшие требовали всеобщего духовного и имущественного равенства и пытались осуществить общность имущества на практике. Значение и уникальность этого события обусловлена тем, что в нем крестьянско-плебейская ересь обрела форму восстания[122].

Восстание Дольчино открывает собой ряд крестьянских восстаний XIV – XV веков, обусловленных, прежде всего, кризисом барщинного хозяйства:

- в 1358 году происходит Жакерия,

- в 1381 году – восстание Уота Тайлера,

- в 20 – 30 годы XV века – восстание таборитов,

- в 1450 – восстание под предводительством Джека Кеда и многие другие.

Отличие их от социального протеста первого периода развитого феодализма заключается в том, что движения приобретают характер общенациональных, многолетних организованных крестьянских войн. Кроме того, их отличала «общеполитическая или антицерковная, часто еретическая, окраска[123]».



Крестьянский протест в момент наивысшего накала захлестывал и города, в которых сразу находил отклик в среде городской бедноты. При всем утопизме крестьянско-плебейской ереси, она, тем не менее, служила не идеологическому отчуждению масс, но напротив, идеологическому оправданию борьбы[124].

Таковы условия, в которых развивалась политическая история Возрождения.

По историческим свидетельствам в XIV веке впервые появляется политическая роль бюргеров: в 1302 году на собрание духовенства и баронов впервые созваны также представители от городов как третье сословие.

При обращении к историческим фактам появляется возможность вскрыть действительные основания некоторых идей, представляющихся исключительно новаторскими. Так, в связи с юридической акцентуацией трактовки власти следует указать на привычность конституционного регулирования городской жизни. Конституции во Флоренции принимались в 1250, 1267, 1282 и 1293 годах[125] и привели в совокупности к демонтажу власти феодальной аристократии.



 

К характеристике Возрождения.Лосев А.Ф. замечает, что это было Возрождение на фоне всеобщего вырождения.

Во-первых, Возрождение всегда локально по своим проявлениям: та или иная область феодального мира переживала расцвет на основе торгового капитала (поэтому проявления Возрождения «дрейфуют» вслед за изменяющимися путями мировой торговли).

Во-вторых, социальной опорой ренессансных процессов являлись неосновные социальные группы общественного организма.

В-третьих, последствия Возрождения ограничены преимущественно интеллектуальной, культурной сферами, мало затрагивая иные сферы.

 

Эпоха Возрождения.

Возрождение осознает свое отличие от предыдущей эпохи, и различие это находится в области идей: Петрарка первым противопоставляет «светлую» античность «тёмной» и аскетической действительности феодальной эпохи, её официальной идеологии и утверждает новое видение мира. Отношение к средним векам было подчеркнуто-негативным.

Основные признаки Возрождения, выделяемые историками, носят преимущественно социокультурный характер:

- расцвет городской культуры,

- появление гуманистической интеллигенции,

- свободомыслие в форме рационализма и мистики,

- обострение борьбы аристократической и народной тенденций в культуре,

- расцвет художественной изобразительности и утверждение реализма,

- выражение нового под знаком возрождения древности,

- переосмысление античности[126].



Культура Возрождения в целом представляет собой культуру переходной эпохи от феодализма к капитализму.

Приведенные черты позволяют определить Возрождение как этап культурного развития Европыпо совокупности признаков, далеко относящих от материальной истории. Лосев А.Ф. в качестве черт Возрождения указывает: свободное чувство человечности, адогматизм и опору на древнейшие, античные авторитеты[127].

В рамках Возрождения выделяются те или иные идейные течения по содержательным основаниям:

- «литературная подготовка Ренессанса» в XIV веке,

- римский и неаполитанский гуманизм в середине и конце XV века,

- северное Возрождение в конце XV и начале XVI веков и другие.

А также выделяются школы:

- политико-риторическая школа (основатель – Леонардо Бруни),

- эрудитская критическая школа (основатель – Флавио Биондо, один из участников – Лоренцо Валла),

- новая «политическая школа» (Н. Макиавелли, Гвиччардини).

Центральное место среди этих течений и школ принадлежит гуманизму, который и определяет основной колорит Возрождения. В свою очередь северное Возрождение непосредственно примыкает к Реформации, готовит её и воспроизводится в реформационном движении.

 

Философия итальянского гуманизма. Данте Алигьери.

Переходя к персоналиям, необходимо раскрыть философию итальянского гуманизма: Данте Алигьери[128], Франческо Петрарка[129].

На основе постепенного освобождения средневекового человека от господства феодальных отношений обосновать процесс «секуляризации духа».

Гуманистические представления о естественном и божественном равенстве людей как основании для превращения их в «героев» благодаря личной «доблести[130]».

 

Данте Алигьери.

Следуя традиции рассмотрения Возрождения, обратимся к политическим аспектам творчества Данте Алигьери(1265 – 1321), признанного родоначальником ренессансной мысли.

Данте - пограничная фигура двух эпох, в его работах равно осуществляются и традиции, и новации. В целом его мировоззрение обнимает тот же универсум, тот же круг вопросов, который освоен теоцентрическим мировоззрением, но имеет уже антропоцентристскую окраску.

Написанная Данте «Монархия» имеет прямую политическую направленность, актуальное содержание и доступную форму, лишенную сложных аллегорий.

«Монархия» Данте проникнута идеей установления империи как единого государства, основанного на стабильных и божественных законах. Разумность этого правления Данте обосновывает тем, что у монархов нет повода к алчности – они обладают всем, и, стало быть, могут употреблять свою жизнь на служение людям, нации.

В обосновании монархии Данте приходится вести полемику с церковью, с её притязаниями на власть. Затрагивая и логику взаимоотношений светской и церковной властей и конкретные события, Данте приходит к заключению, что церковь не должна иметь власти над монархом, хотя (и благодаря тому), что власть последнего исходит от Бога. «Власть империи вовсе не зависит от церкви» («Монархия», 3, 15, 10), «Власть империи не имеет своей причиной власть верховного первосвященника» («Монархия», 3, 16, 1)[131].

В обоснование этих положений Данте обстоятельно разрабатывает тезис, согласно которому мировая империя должна быть римской прежде всего потому, что первая империя была таковой. Образно говоря, римский народ «избран» Богом к тому, чтобы быть имперским народом. Таким образом, Данте поставлена проблема, которую можно назвать (с некоторой модернизацией) проблемой абсолютной национальной государственности.

Понимание монархии, предложенное Данте, допускает известную свободу трактовки: предлагается понимать её как «феодальный политический союз государств[132]».

Новизна предложенной трактовки заключается в том, что в качестве субъектов, составляющих империю, выступают города, коммуны, но не феодальные государства. Таким образом, многое из того, что внешне осталось неизменным и традиционным, Данте интерпретировал на свой флорентийский, цивильный (гражданский) лад. Для Данте важно, чтобы политический союз основывался на общем благе, свободе и законности.

Еще раз подчеркнем, что новизна заключалась в изменении трактовки самых традиционных категорий. Так, если, согласно трактовке Августина, Град земной изначально лежит в грехе, и власть государей проистекает из зла, то у Данте в универсальном понимании (деперсонификации) власти обнаруживается возможность (и проявляется страстное желание) управиться с этим миром во благо, если только власть подлинно от Бога. Но, в отличие от сакральной трактовки верховной власти, Данте предлагает юридическую: «империя есть правовое установление, охватывающее всю область светского права; следовательно, она предшествует тому, что осуществляет её власть, то есть императору, ибо он предназначен для нее, а не наоборот[133]».

Обосновывая избранность римлян к империи, Данте заявляет о том, что правовым источником власти императора является воля римского народа. Но этот тезис очень близко подходит к идее народного суверенитета, сыгравшей едва ли не ключевую роль в идеологии ранних буржуазных революций.

Отметим также появление мотива практической деятельности, который от Возрождения через протестантизм входит в самую сердцевину буржуазного отношения к миру: «Размышляющий интеллект путем своего расширения становится интеллектом практическим, целью которого является действие и созидание» («Монархия», 1, 3, 10)[134].

Данте действительно оказал заметное влияние на интеллектуальный прогресс: форма, некоторые идеи, аллегорические приемы и сами жанры исповеди («Новая жизнь») или «комедии» («Божественная комедия») вошли в духовную традицию Возрождения и воспроизводились многими авторами позже.

Произведения Данте содержат многочисленные намеки на современные ему события и указания реальных лиц. Эти произведения, таким образом, публицистичны и актуальны.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.