Сделай Сам Свою Работу на 5

Натурфилософия Возрождения. Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Бернардино Телезио.





 

Обратить внимание на утверждение натурфилософской ориентации в знании (Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей) и формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Бернардино Телезио. Раскрыть, как рассматривалось строение Вселенной в философии эпохи Возрождения, что представляли собой гелиоцентрические системы Джордано Бруно и Галилео Галилея?

 

Леонардо да Винчи (1452-1519)

В эпоху Возрождения происходи восстановление интереса к исследованию природы и к естественным наукам. Формируется мнение, что науки, не использующие опытные знания, полны заблуждений. В силу этого необходим методологический переворот. Леонардо да Винчи возрождает античную идею индукции и индуктивного метода, выступая с критикой силлогизма, являвшегося основным методом в теологии.

Леонардо да Винчи высказал мысль, что во всякой отрасли знания столько науки, сколько в ней математики, и что, в частности, живопись ближе к науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы.

Леонардо искал ключ к пониманию смысла всего сущего, некоторого общего разумного принципа, лежащего в основе действительности и запечатленного в человеческом разуме. Леонардо да Винчи использует понятие «варьета» (varieta) как выражение уникального многообразия и сущности самого Возрождения. И к живописи, и к ее техническим средствам Леонардо подходил как исследователь, поскольку живопись, по его представлениям, – наука, являющаяся средством познания жизни. Соотвественно, по мнению Леонардо да Винчи, наблюдения, эксперименты, исследования в области изготовления красок, новых способов производства фресок, мелиорация, военная инженерия – неотрывны от живописи, скульптуры, архитектуры.



Им сформулированы идеи танка, парашюта, шлюзов, проект автоматической самопрялки и другие конструкции, выходящих за рамки технических возможностей и технологических потребностей той эпохи. Эти идеи опередили время на столетия.

Через его творения пробивает себе дорогу новая мировоззренческая установка: человек - центр мироздания. Позже это оформляется в новую научную картину мира.



В философии Возрождения форсмируется новое понимание природы как субстанции, существующей одновременно и актуально, и потенциально. Субстанции, объединяющей в себе и материю, и форму.

 

Джордано Бруно(1548-1600)

Джордано Бруномонах ордена Святого Доминика. Родился в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола (Кампанья) близ Неаполя, его настоящее имя Филиппо, прозвище – Бруно Ноланец. Принял сан в возрасте 17 лет - он стал монахом и получил имя Джордано. На определенном этапе вступает в конфликт с церковью, отказывается от монашеского сана и покидает Италию. Спорил он не только с католиками: уже в 1577 г. в Женеве Бруно попадает в тюрьму за резкую критику кальвинистов (протестантов). По возвращении на Родину по доносу он предстает перед судом инквизиции, а затем мужественно принимает смерть на костре. Это случилось в Риме в 1600 году.

Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые идеи Платона (в результате переводов Марсилио Фичино). Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского.

Первоначальные его убеждения – это так называемый гилозоизм – обожествление мира. Гилозоизм (от греч. hyle вещество, zoe жизнь) - термин, введенный в 1678 г. Р. Кедвортом для обозначения учений о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование Мировой Души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Здесь Бруно становится на позицию гилозоизма.



Мировая Душа господствует над материальным миром. Ее главным атрибутом является «универсальный разум», выступающий как действующая сила одушевленной природы. Вечным и бесконечным основанием, первоосновой всего существующего является Единое, представляющее собой синтез материального и духовного начал, субстанциальную причину и возможность всякого существования[148]».

Некоторые из утверждений Джордано Бруно (стоившие ему жизни) имели принципиальное значение для формирования нового мышления и не утратили актуальности до настоящего времени.

Касательно центра Вселенной. В действительности – центра универсума. Универсум – это для человека эпохи средневековья и вещественный мир, и духовный мир воедино. Универсум потому и универсум, что представляет собой глобальное единство не только всех предметов, но материи и духа. Для Джордано Бруно универсальный интеллект есть интеллект самого универсума – единая внутренняя форма всех внешних форм материи, некое «логическое намерение», умное начало, действующее в природных вещах.

Одна из идей Джордано Бруно: мир не имеет фиксированного центра, поскольку таким центром является Бог. Земля, следовательно, также не находится в центре мира, и ей свойственно движение.

Вторая идея – земной и небесный миры не имеют принципиального различия, поэтому возможно существование множества миров. Таким образом, у Вселенной нет границ. Однако идею бесконечности Вселенной нельзя понять с позиций обыденного сознания, которое формируется на основе опыта. Здесь необходим философский разум.

Натурфилософия эпохи Возрождения исходила из равноправности земной и небесной материи, Земли и небесных тел, из принципа самодвижения тел. Джордано Бруно отвергает аристотелевское представление о пространстве как просто пустом месте, проводит мысль о тождестве бесконечного пространства и бесконечной Вселенной.

Джордано Бруно стремился устранить Бога, стоящего над миром (словно вне мира), превратив его в жизненное начало самих вещей. Об этом он пишет в своих основных работах «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», где отмечает, что движение и материя, природа и мировая душа слиты воедино. Материя телесна и является источником движения и причиной всех вещей. Природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале. В конечном итоге, философ приходит к идее всеобщей одушевленности материи. Для него универсальный интеллект есть интеллект самого универсума – единая внутренняя форма всех внешних форм материи, умное начало, действующее в природных вещах. Такое понимание материи носит название пантеизм. Бруно создал классический вариант ренессансного пантеизма.

Пантеизм (от греч. πãν - всё и εός - бог) - это философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «пантеизм» - его противником нидерладским теологом И. Фаем (1709)[149]. Наиболее устойчивая трактовка: пантеизм – отождествление Бога и природы, их слияние.

Джордано Бруно понимает движение как самодвижение, находит источник движения в жизненном начале, в одушевленности, присущей всему космосу. С этим связано и обращение натурфилософии эпохи Возрождения к платонистскому учению о мировой душе, отождествляемой с природой и жизнью.

Джордано Бруно не признает разделения природы на материю и форму, подчеркивает, что материя, совпадая с формой, является активным, творческим началом. Она - прародительница и мать естественных вещей, всей природы и субстанции[150]. Мышление и бытие, форма и материя, причина и начало вселенной есть в себе единое целое, так что природа есть не творение, а живой, деятельный и разумный образ Бога, наличествующего во всем.

Касательно познания: «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения… Высшее благо, высший предмет устремления, высшее совершенство, высшее блаженство состоит в единстве, охватывающем сложность всего».

Данное утверждение с современных позиций можно назвать «концептуальным синтезом».

Джордано Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» прославляет магическую религию солнечного света египтян, возрождение которой он увидел в гелиоцентрической системе Коперника.

 

Николай Коперник (1473 -1543) - польский астроном и мыслитель. Основной труд - «О вращениях небесных сфер» (1543). Главное – идея гелиоцентризма (ранее выдвинул Аристарх Самосский, III в. до н. э.). В трудах Коперника эта идея развивается, доказывается и обосновывается в качестве нового постулата физической картины мира, в качестве научной парадигмы. Интересно то, что данная идея практически сразу может быть проверена в исследованиях астрономов. Это дало возможность произвести «десакрализацию» некторых законов, открытых греческим ученым Птолемеем. В частности, закон обращения небесных тел подчиняется (ранее непонятной) закономерности: площадь секторов эллипса, описываемого небесным телом в обращении вокруг другого тела в равные промежутки времени, равны.

Учение Николая Коперника опровергало геоцентрическую традицию Аристотеля – Птолемея. Фактически Коперник дал начало новой астрономии и физики (продолжение - в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона).

Любопытно, что в философском плане переход к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии. Если в прежней гносеологии видимое отождествлялось с действительным, в учении Коперника воплощается противоположный принцип - видимое не достоверно. Более того, видимое есть «перевёрнутое» отражение действительности, скрытой за явлениями.

Бернардино Телезио

Бернардино Телезио (1509 – 1588) - итальянский философ эпохи Возрождения[151]. Имел степень доктора философии. Организовал академию в Неаполе, (Academia Telesiana, или Consentma). Главный его труд (название перекликается с произведением римского философа Тита Лукреция Кара) - «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De rerum natura juxta propria principia) (первый вариант - 1565, окончательный - 1586).

Телезио утверждал опытный метод изучения природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий.

Источник движения - стихии - тепло и холод, ведущие борьбу за обладание материей. Материя - вечная, качественно однородная масса, она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва». Тепло сконцентрировано в Солнце, в небе, земля же - во власти холода.

Для бога находится место лишь в момент творения, во время которого природа получила самодостаточность существования.

Сознание и психическая деятельность человека и животных – на основе «жизненного духа» -тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и распространяющегося по нервной системе.

Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, чем мышление.

Учение Телезио получило широкое распространение в свое время, оказав большое влияние на натурфилософию и мыслителей того времени (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Рене Декарта).

Его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

 

Натурфилософская линия эпохи Возрождения: «В натурфилософии Возрождения развивается учение о стихиях, известное еще с античности. Дж. Кардано говорит о трех стихиях (земля, воздух и вода), Телезио и Кампанелла - о двух первоначалах - земле и небе, Бруно - об атомах, находящихся в непрерывном движении (монада и минимум). С новой трактовкой природы и с учением о перспективе связаны и новые представления мыслителей Возрождения о пространстве как однородном и фундаментальном для существования ве-шей. Согласно Патрици, пространство - субстанция материи и отдельных вещей. Бруно, отвергая аристотелевское представление о пространстве - месте, проводит мысль о тождестве бесконечного пространства и бесконечной Вселенной. Натурфилософия эпохи Возрождения исходила из равноправности земной и небесной материи, Земли и небесных тел, из принципа самодвижения тел».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.