Сделай Сам Свою Работу на 5

Политические доктрины эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли.





Никколо Макиавелли (1469 – 1527) - предвосхитил многое в современном политическом сознании, и имя его становится нарицательным.

Н. Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики и имел доступ к государственным тайнам. Затем был лишен возможности служить и заниматься литературой.

В это время Италия переживала не лучшие времена: - торговые пути смещались на север, и это уменьшало доходы от торговли, поступление денежных средств. Италия была раздробленной, отсутствовало централизованное государство, вместо него существовали городские республики, папская область и земли в собственности Испании. В ряде городских республик утверждалась тираническая власть с опорой на иностранных наемников.

Основные труды Н. Макиавелли:

- Рассуждения на первую декаду Тита Ливия.

- Государь (Князь).

- О военном искусстве.

- История Флоренции.

Человек в трактовке Н. Макиавелли.

Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее и определять приемы и средства для того, чтобы управлять настоящим. «Чтобы знать, что должно случиться, остаточно проследить, что было… Это происходит оттого, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».



В основе учения Макиавелли – представление о неизменности страстей и стремлений человека (некоторое приближение к политэкономической категории «интерес»). Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; наиболее общей причиной человеческих действий является интерес. На базе интереса и соответствующих поступков складываются человеческие отношения, общественные учреждения и история общества.

Чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их интересы. Чтобы управлять людьми, надо исходить из природы человека, а не из отвлеченных представлений о должном, об идеале.

«Природа создания людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди беспокойны, подозрительны и честолюбивы; они никогда не довольствуются своей долей. Потому в политике всегда следует исходить из худших предположений, и не рассчитывать на доброе начало в человеке».



«Необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай».

Однако Макиавелли стремился опровергнуть общее (от феодальной эпохи доставшееся) мнение о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Народ хорошо сохраняет учрежденный правителем строй. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран. Мятежный народ можно уговорить словом, от тирана можно избавиться только оружием. Бунт народа страшен лишь тем, что может породить тирана.

Макиавелли анализирует также роль знати, аристократии в городах. Он видит все несовершенство аристократии, но считает ее необходимой, поскольку из ее среды выдвигаются государственные деятели, должностные лица и военачальники.

Макиавелли отрицательно относился к феодальному дворянству и призывал к его уничтожению. «Дворянами именуются те, кто праздно живут на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом зарабатывать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных». По убеждению Макиавелли, именно засилие дворян мешает возрождению Италии: «подобная порода людей – решительный враг всякой гражданственности».

 



Государство.

Макиавелли придерживается идеи естественного происхождения государства – как объединения людей ради общего блага. Категория общего блага, таким образом, оказывается из универсальных категорий политики на протяжении всей истории человечества: общим благом обосновывалась римская государственность, в средние века – королевская власть. То новое, что привнес Макиавелли – это идея сильного светского централизованного государства, свободного от вмешательства католической церкви, преследующего цель достижения общего блага. Это вопрос, представляющийся ныне принципиально теоретическим, в действительности имел конкретное историческое значение, обусловленное необходимостью освобождения Италии от деструктивного влияния Папской области, католического клира, поскольку последний пренебрегал национальными интересами.

Эти нововведения сопровождались отказом от тезиса о божественном предопределении – для того, чтобы провести идеи исторической необходимости и естественной закономерности. Не только схоластически истолкованное предопределение не исчерпывает многообразия бытия, но также и гуманистически истолкованная Фортуна определяет не всё в судьбе человека. Согласно воззрениям Макиавелли, свободная воля человека осуществляет не только пассивный выбор, а должна активно вторгаться в жизнь.

Государство в трактовке Н. Макиавелли есть некоторое отношение между правительством и подданными, - отношение, опирающееся на страх или любовь последних. Государство устойчиво, если правительство не дает повода к заговорам или возмущению, если страх не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение.

Власть.

Рассуждая о способах осуществления власти, Макиавелли абсолютизирует человеческое стремление к собственности и стремление к наживе. «Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а так как его надобности (потребности) возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день». Поэтому правитель никогда не должен посягать на имущество своих подданных – это порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). «Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро… Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства».

Основа прочного государства – частная собственность. «Ибо каждый человек… не задумываясь, преумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане соревнуются друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных интересах и это общее их благосостояние на диво растет».

 

«Государь»

Центральным произведением Н.Макиавелли является «Государь» (в некоторых переводах – «Князь», дословно – «О принципе»). Основной особенностью этого произведения является обоснование абсолютной и чрезвычайной власти единоличного правителя во имя преодоления раздробленности страны и преодоления укоренившихся пороков.

Основополагающий принцип – нерушимость закона: «Когда народ видит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начинает жить жизнью спокойной и довольной».

Право – это орудие власти. Основой власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главной заботой правителя должны стать война, военная организация. «Ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».

Макиавелли рассматривает политику как особую сферу человеческой деятельности, не подлежащую действию христианской этики.

Макиавелли называется автором концепции аморализма в политике – он освобождает политическую сферу от моральных предписаний. Эта сторона его политических воззрений вызывает наибольшие споры при попытке дать им оценку. Весьма вероятно, этот принцип появился у Макиавелли в силу назревшей необходимости выведения идеологии из сферы феодально-христианской доктрины, насквозь пронизанной моральными предписаниями.

Однако, государство должно использовать религию для руководства подданными (в утилитарно-практическом смысле). Религия – это эффективное средство воздействия на умы и нравы людей.

 

Реформация

Дать характеристику эпохи Реформации как естественноисторического процесса, указать экономические, социальные, политические истоки Реформации.

После этого и на основе этого представить идейное течение Реформации как один из возможных путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). При этом освобождение сознания от схоластики есть не просто некоторое «прозрение», а необходимый и закономерный отказ от устаревшего мировоззрения.

Развитие западноевропейской цивилизации под влиянием Реформации.

 

Религиозные войны между католиками и протестантами, сотрясавшие Европу в XVI - XVII вв., действительно сопровождались деградацией культуры и усилением религиозного фанатизма. Именно в ответ на фанатизм протестантов ужесточила идеологическую цензуру католическая церковь, и в полную мощь развернула свои действия инквизиция[166].

Термин «Реформация» представляет собой одно из универсальных понятий исторической науки и используется для генерализации, обобщения сходных явлений в ряде Европейских стран в эпоху позднего феодализма.

В истории Европы не выделяется Реформация как период или субформация феодализма, но в то же время описывается немецкая и английская, женевская и польская реформация и, сверх того, контрреформация в Европе. Термин «Реформация» обобщает ряд характерных признаков в истории реальных обществ, по совокупности которых и реконструируется эта культурно-историческая реальность.

Термин «Реформация» обозначает антифеодальное по своей основе и антикатолическое по форме движение, широкое по своим масштабам и сложное по своим политическим и идеологическим проявлениям[167].

 

Примечательно то, что в Реформации удар по феодализму направлен в сфере надстройки - по религиозным институтам и идеологии. Основательность поставленных Реформацией проблем показывает их жизненность: мы являемся свидетелями такого события в истории Германии, начало которому положено почти пол-тысячи лет назад (имеется в виду «объединение» Германии), и, "если бы Лютер не отступил перед последствиями своих принципов, ...то немцы слились бы в один народ, в одно целое, с общей верой и общим свободным гражданским устройством[168]...". Значение идейного мира Реформации выходит далеко за рамки той эпохи, протестантизм составляет существенную черту мировоззрения буржуа.

Реформация отличается от Возрождения тем, что заметно шире становится социальная база оппозиционного движения. Реформационное движение явилось народным по составу участников и общенародным по социально-политическому значению.

Рассматривая предысторию Реформации, следует назвать одного из первых реформаторов католического вероучения - Иоахима Флорского (ок. 1132 - 1202), автора "Вечного Евангелия". И его сочинение, и его деятельность оказали значительное влияние на последующих реформаторов и ересиархов. Последователи его учения - иоахиты, приняв "Вечное Евангелие" как "новейший Завет", наполнили вероисповедание радикальными мотивами и тем самым принизили значение "Нового Завета" и официальной опирающейся на него церкви. Секты иоахитов получили широкое распространение в Западной Европе накануне Реформации; своей проповедью бедности, отрицанием папского единовластия и юрисдикции епископов предвосхитили многие последующие еретические движения, а также некоторые постулаты Протестантизма. В средневековой Европе ереси были чрезвычайно распространенным явлением: с XII века в Италии распространяются секты альбигойцев (также проповедь аскетизма, нестяжания и нищеты), апостоликов, катаров и многие другие. Картина приобретает особую пестроту по той причине, что в зависимости от места и времени различные течения одной и той же ереси принимали различные наименования.

Касаясь вопроса о двойственности истоков Реформации, следует указать не столько на отличительное своеобразие еретических и гуманистических течений, лежащих в основе Реформации, сколько на их одинаковость, совпадение. Общая для них черта - антиклерикальная направленность. Оба направления развития общественной мысли сохраняют христианскую окраску и обнаруживают единственно возможный способ существования в условиях католической монополии - это борьба за улучшение (но вовсе не против) религиозного культа.

В процессе "улучшения" экзегезы толкователь вынужден был выступить максимально апологетически к догматам, но обнаружить при этом новаторские положения. При этом центр внимания вероисповедных споров переносится с сущности на метод, со "что" на "каким образом". Это означает, что фактически создается новая интерпретация содержательной ситуации. Таким образом, новаторство и традиция оказываются составляющими культуры вообще, частями механизма обновления с максимальным приятием устоявшегося.

Феноменологически Ренессанс и Реформация смыкаются в течении Северного Возрождения, крупнейшими представителями которого явились Агрикола и Эразм, Лютер и Ульрих фон Гуттен, И. Рейхлин и другие фигуры - в большинстве своем непосредственные участники Реформации. Но, если итальянский гуманизм ставил задачи освобождения личности от порабощающего влияния церкви, то северный, и прежде всего немецкий гуманизм "старался меньше всего проявлять свою стихийность, а, наоборот, искать в самом человеческом индивидууме пусть субъективные, но зато категорически необходимые формы жизни личности, природы и общества[169]". Указанная направленность и привела к обнаружению в недрах индивидуальности таких качеств, на основе которых стал возможен синтез новой "социальности".

Начало Реформации имеет гуманистическую окраску и исходит из гуманистических тенденций. Расширение книгопечатания, формирование светской литературы, популяризация античных образцов способствовали приобщению к культуре широких слоев средневекового общества. Через влияние античных авторов и особенно Цицерона, самого издаваемого и читаемого автора, общественное мнение приобщилось к политико-юридическим категориям и проблемам. Рассуждения о справедливости, об устройстве общества, о власти стали привычным делом. Книга выступила инструментом формирования общественного мнения - совершенно нового явления социальной действительности. Но реформаторы, критикуя клир, все же находили возможность компромисса с христианством на основе синтеза античного миросозерцания с христианской этикой. Североевропейский гуманизм формировал критическое отношение к схоластической теологии, взамен выдвигал идеал "мирской теологии" ("нового благочестия").

 

Исторические периодизации Реформации, как обычно, множественны. Самый узкий временной интервал для Реформации ограничивается 1517 и 1555 годами (Л. Ранке), самый широкий - началом XVI века и серединой XVII века. На наш взгляд, приемлемо выделить предысторию Реформации и два периода Реформации XVI века, первый соотносится с немецкой Реформацией «снизу», второй - с женевской Реформацией и деятельностью Кальвина. Очень своеобразная «Королевская Реформация» в Англии приходится также на середину - вторую половину XVI века.

Предыстория Реформации в свою очередь распадается на два момента: с одной стороны, к ранним реформационным процессам относят движения лоллардов и таборитов, чашников, и даже учение английского ересиарха Уиклифа (XIV - XV века), но, с другой стороны, предысторией Реформации называют движение гуманизма прежде всего на итальянской почве. Однако, и еретические движения, и движение гуманизма трудно назвать реформационными. Первые не выходили за рамки христианской апологетики и были направлены преимущественно на установление строгой нравственности, против доходов духовенства, против лжи и ростовщичества. В конечном итоге в них сказался сектантский характер движения, действительно отличающий его от Реформации, имевшей широкий состав участников.

В свою очередь гуманистическое движение имело антицерковную (антиклерикальную) направленность, но не антирелигиозную[170].

Необходимость воспитания «титанической» личности, способной противостоять духовному тоталитаризму церкви, обусловила возрожденческий индивидуализм и вообще ориентацию на проблему личности[171]. Человек, впадавший из феодальной политико-идеологической структуры, вынужден был утверждать свою самоценность уже вне рамок сословной принадлежности.

Общеевропейское реформационное движение, идеологически подготовленное ересями и гуманистическими движениями, оформилось в следующих основных направлениях: народное направление, бюргерски - буржуазное и королевско - княжеское. Выделение указанных направлений несколько схематизирует исторический процесс: во всех национальных реформациях одновременно участвовали князья и бюргеры, крестьяне и городская беднота рыцари и гуманистически настроенное духовенство. Но та или иная сила получала перевес, порой временный, и окрашивала в свои цвета весь этот сложный процесс. Так что, с некоторой долей условности, называют немецкую реформацию - народной ( хотя победили в ней князья ), женевскую – бюргерски - буржуазной, а английскую - королевской.

К итогам Реформации следует отнести, помимо освобождения от духовной власти католицизма и подрыва материального могущества церкви (секуляризация), также:

- соединение религиозного протеста с массовыми движениями;

- перенос центра тяжести социальной борьбы из сельской местности в город, основание цивилизационного типа прогресса (civil - город);

- формирование общественного мнения как посредством светской литературы, так и широкой практики религиозных диспутов, а также в результате проповеднической деятельности протестантов;

- начало формирования национального самосознания;

- утверждение принципов демократической организации и выборности в религиозной и светской (пока что коммунальной) жизни;

- разрушение тезиса позднего гуманизма о религиозной индифферентности.

 

Персоналии

Данте Алигьери, Франческо Петрарка – гуманизм.

Николай Кузанский, Пико дела Мирандолла – неоплатонизм.

Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Бернардино Телезио – натурфилософия.

Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелла – ранние социальные утопии.

Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – мораль и политика.

Якоб Беме – мистика.

Марсилио Фичино - представитель флорентийского платонизма.

Пьетро Помпонацци - схоласт периода ренессансного реализма, сторонник аристотелизма.

Франческо Патриции – защитник идей Платона от последователей Аристотеля, сторонник учение о всеобщей одушевлённости природы – панпсихизма.

 

Литература по всей теме: учебники и учебные пособия

1. Алексеев П.В. История философии . - М., Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: РГГУ, 1995. – 448 с.

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М.: Наука, 1978. – 200 с.

4. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. Тт. 1 -2. - М.: Искусство, 1977

5. Володина Н.А. История философии: уч. пособие - Пенза: ПГУАС, 2011 – 136 с.

6. Вундт В. и др. Общая история философии. Т.2. – СП6. ,1912.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

8. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688 с.

9. Деборин А. М. Книга для чтения по истории философии. Т.1. – М 1924.

10. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Очерки 1, 4 – 5. М. – Иерусалим: Университетская книга, 2000.

11. История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник для студентов вузов. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Кн. 1. Философия древности и средневековья . - 1995, 1996, 2000. - 480 с.

12. История философии: Учебник/ Ред. В.П. Кохановский, Ред. В.П. Яковлев. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. -731 с.

13. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.

14. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута.- М.: Мысль, 1995 - 590 с.

15. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия - М.: Универс. кн., Логос, 2007

16. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

17. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Электронный учебник .- М.: Логос, 2001. – Электронный ресурс http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/

18. Макеева Е.А. Становление и развитие Западной философии - Пенза: изд-во ПГУАС, 2011. –

19. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 880 с.

20. Орлов С.В. История философии/ С.В. Орлов. - СПб.:Питер,2007. - 189 с.

21. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. М., 1994.

22. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под редакцией С А Мальцевой – СПб.: Изд-во Пневма,2003 - 688 с.

23. Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половине XV в. - М., 1977.

24. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1976.

25. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков: учебное пособие для философских факультетов университетов. – М.: Высшая школа, 1984. – 448 с.

26. Тарнас Ричард История Западного мышления («Страсти западного ума») Перевод Т.А. Азаркович. [Richard Tarnas. Passion of Western Mind (1991)] - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995 - 448 с.

27. Философия эпохи ранних буржуазных революций: монография / под ред. Т.И. Ойзермана, В.М. Богуславского, Н.В. Мотрошиловой, Э.Ю. Соловьева. – М.: Наука, 1983. – 584 с.

28. Фролов Б.А., Кузина А.В. История философии - Пенза: изд-во ПГУАС, 2004.

29. Soergel P.M. Arts and Humanities Through The Eras. Renaissance Europe (1300-1600) - Thomson Gale, 2005 – 455 p.

30. The Renaissance : an encyclopedia for students / Paul F. Grendler. p. cm, - 2004. – 228 p.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.