Сделай Сам Свою Работу на 5

Философское значение спора номиналистов и реалистов.





- постановка проблемы самостоятельного существования идей - вопроса о том, что чему предшествует: предметы идеям или наоборот,

- постановка проблемы происхождения понятий и их отношения к действительности,

- постановка логической проблемы соотношения общего и единичного,

- постановка проблемы способа познания: от чувственных ощущений, восприятий к понятиям – или, напротив, от общего понятия к единичным предметам (дедуктивно).

 

Содержательные проблемы средневековой философии: теодицея, божественное предопределение, творение.

Всякое изучение средневековой философии и идеологии требует определенного обобщения и размышления.

Необходимо указать основные (весьма специфические с точки зрения современности) проблемы средневековой философии: проблема свободы и рабства воли[104] (божественное предопределение и свобода[105] человека, теодицея[106], разум и воля), проблема соотношения души и тела, сотворенного и вечного.

Вновь вернуться к проблеме доказательства бытия Бога (теодицея) – определить ее логическую и философскую сущность, отделив их от религиозной формы.

Осмыслить «философствование в вере». Определить, как понимались время и вечность. Особо поставить проблему добра и зла, закона, грехопадения и спасения.



Бог и творение. Раскрыть принцип креационизма(творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровениекак главный принцип гносеологии в эпоху средневековья.

Философский по содержанию спор о природе общих понятий – номинализм[107] и реализм.

Особое место в философии занимает мистика. Истоки средневековой мистики можно отнести к учению Августина о сверхчувственном озарении человеческой души, но наибольшего распространения мистика достигает в эпоху Средневековья. Католические мистики: Бернар Клервоский[108], Иоахим Флорский, И. Экхарт, И. Таулер и др.). Мистика оказала влияние на основателей протестантизма - прежде всего М. Лютера.

Средневековые мистики. Майстер Экхарт (ок.1260-ок.1328), Иоханн Таулер (1300-1361) и Генрих Сузо (1295-1366).

Раймунд Луллий[109]. Основные работы: «Книга о Любящем и Возлюбленном[110]», «Книга о рыцарском ордене (Llibre de l’orde de cavalleria)[111]», «Книга чудес».



На определенном этапе изучения средневековой философии необходимо перейти к осмыслению изученного материала в контексте современности.

В частности, следует раскрыть как именно средневековая европейская философия осуществила синтез двух традиций: христианского откровения (субъективного) и античной (объективной) философии.

Необходимо подчеркнуть фундаментальные идеи Библии, которые имеют философское значение: монотеизм, культ личности, идея творения. Фактическое открытие личности, подготовка антропоцентризма.

Христианская Агапе - любовь как благодать. Переоценка ценностей. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых в христианстве.

Новый смысл истории и жизни человека.

 

Неортодоксальная философия в средние века. Роджер Бэкон.

Сюда относится и естественнонаучное направление в средневековой философии. Материал составлен на основе издания: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневеково философии[112].

По оценкам историков, естественнонаучная мысль в средневековую эпоху отнюдь не имела преобладающего значения. Во - первых, это связано с застойным характером хозяйства, а во - вторых, с враждебным отношением господствовавшей религиозно - схоластической идеологии. Под влиянием развивающейся торговли, ремесел, мореплавания в XIII веке наблюдается некоторое оживление в естественнонаучной мысли.

Роджер Бэкон (1210-1294) - английский философ и естествоиспытатель, монах францисканского ордена.

В его эпоху схоластика была непререкаема, однако он намечает возможность иного мировоззрения (способа мышления).



Главная его работа - «Большой труд» - посвящена вопросам человеческого мышления, вопросам экспериментальных исследований и философии морали. Другие его работы: «Меньший труд» (фрагменты из первого), «Третий труд», «О полезности наук» (в которых Р. Бэкон разрабатывает основы логики, математики, экспериментальной физики).

Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:

1. Схоласты не знают языки (языки своих первоисточников - греческого, арабского, еврейского)

2. Схоласты не знают или плохо знают математику,

3. Схоласты решают все проблемы ссылкой на авторитеты (Библия, отцы церкви и Аристотель). Метод схоластов - дедукция. Бэкон считает, что нужно исходить не из авторитета, а из опыта.

Роджер Бэкон отстаивает возможность эмпирического исследования в противовес религиозно схоластическому знанию. Бэкон понимал опыт в самом широком смысле слова, как источник знания не только чувственного мира, но также и сверхчувственного, сверхъестественного. Бог также познается на основе опыта.

Бэкон, однако, допускал моменты мистики, и, в частности, утверждал, что есть опыт внешний и внутренний. Последний (внутренний) и предполагает божественное озарение: «Посредством опыта внутреннего озарения человек получает от Бога разумение для того, чтобы познать святые истины благодати и славы».

Напротив, человек, «разбуженный чувственным опытом, находит причину (причинное объяснение) для тайн природы и искусства[113]».

Если в такой трактовке Бог не отвергается всецело, то, по крайней мере, резко сужается сфера компетенции схоластики. Ведь если Бог познается мистическим образом, во внутреннем озарении, то нет необходимости логически обосновывать догматы веры.

Свое понимание опыта Р.Бэкон основательно сдабривал знанием математики. Утверждая фактически культ этой науки, Р.Бээкон получал возможность перейти от «ползучего эмпиризма» (собирание фактов) к обнаружению объективных закономерностей, выражаемых в количественных отношениях.

Однако «целью всех наук и их госпожой и королевой является моральная философия, так как одна она учит духовному добру».

 

Литература по всей теме: учебники и учебные пособия

1. Алексеев П.В. История философии.- М., Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М. : Издание Московской Патриархии, 1992. - 1372 с.

3. Библия. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 1008 с.

4. Библейская энциклопедия. М.: Изд-во Терра,1990. – 377 с., Библейская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. - 768 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Лекции о доказательстве бытия бога.// Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2.- М.: Мысль, 1977

6. Гриненко Г.В. История философии: Уч. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688 с.

7. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство, 1989. – 364 с.

8. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Пер. с фр. / Общ. ред., послесл. и примеч. С. С. Неретиной. - 2-е изд. - М.: Культурная революция, Республика, 2010. - 678 с.

9. История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник для студентов вузов. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Кн. 1. Философия древности и средневековья . - 1995, 1996, 2000. - 480 с.

10. История философии: Учебник/ Ред. В.П. Кохановский, Ред. В.П. Яковлев. -2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. -731 с.

11. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.

12. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута.- М.: Мысль, 1995 - 590 с. - С. 224 -- 287

13. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия - М.: Универс. кн., Логос, 2007.

14. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

15. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Электронный учебник .- М.: Логос, 2001. – Электронный ресурс http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/

16. Коран: Перевод смыслов и комментарии /Пер. с араб., коммент. Э.Кулиева. – 7-е изд., стереотип. - М.: Умма, 2010. – 816 с.

17. Краткий очерк истории философии Под ред. М.Т. Иовчука и др.- 4-е изд. – М.: Мысль, 1981. - С. 127 – 145.

18. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М., 1979

19. Макеева Е.А. Становление и развитие Западной философии - Пенза: изд-во ПГУАС, 2011

20. Рассел Б. История западной философии. - М., 1957. - с. 404 – 506.

21. Орлов С.В. История философии/ С.В. Орлов. - СПб.:Питер,2007. - 189 с.

22. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под редакцией С А Мальцевой – СПб.: Изд-во Пневма,2003 - 688 с.

23. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов. - М.: Высшая школа, 1979. - 448 с.

24. Тарнас Ричард История Западного мышления («Страсти западного ума») Перевод Т.А. Азаркович. [Richard Tarnas. Passion of Western Mind (1991)] - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995 - 448 с.

25. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. - М.: Политиздат, 1957.

26. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. - Фейербах Л. Избр. Филос» произведения. В 2-х т. - Т. 2.- М. ,1955.

27. Фролов Б.А., Кузина А.В. История философии - Пенза: изд-во ПГУАС, 2004.

28. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М.: Высш.шк., 1991.- с. 476 - 509

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.