Сделай Сам Свою Работу на 5

Идеальное государство в представлении Платона.

Природа идеального государства именуется как справедливость и понимается как гармония (соподчинение и единство) частных добродетелей: мужества, мудрости и рассудительности. Олицетворением этого теоретического положения выступала совокупность сословий. Единый политический организм составляли сословия стражей (или советников), воинов (защитников) и «дельцов» - людей, занятых производственной деятельностью.

Содержательный фундамент этого учения составляло определенное представление о строении души. Душе присущи три начала: разумное (logistikon), яростное (thymoeides) и вожделеющее (epithymetikon) - сочетание этих начал при условии соподчинения и гармонии создает высшее качество - справедливость. Несогласованность начал порождает несправедливость.

Гармония (и как следствие – справедливость) достижимы не случайно, а в результате целенаправленных усилий. Создателями идеального государства, по представлениям Платона, могут быть лишь те, кто приобщился к идеальному миру, к вечным истинам, к сущности. Постигая сущность, душа приближается к идее блага (счастья); именно благо и счастье выступают как действительные цели подлинной справедливости. Таким образом, людьми, способными к управлению государством, рассматриваются философы - они, якобы, могут вести ко благу, поскольку проникли в суть явлений.

Наряду с ними, к управлению во благо способны политики, усвоившие высшую премудрость от философов. Этическим запретом на участие мудрых в управлении может быть осознание ими беззаконий, царящих в мире, и нежелание участвовать в этих беззакониях.

То, что делает утопию утопией - это не содержание предлагаемого идеала, а отсутствие возможности реализации его естественным (естественно - историческим) путем, как продолжения или завершения сложившихся в обществе тенденций. (Впрочем, это стало понятно лишь по прошествии тысячелетий).

Платон для реализации предложенного идеала для начала предполагает наличие мудрых правителей, способных и готовых вести дела в направлении реализации идеала. Для этого необходимо переселить всех взрослых граждан старше 10 лет в сельскую местность, а оставшихся детей воспитать в соответствии с идеалом. Когда они вырастут, должно быть составлено войско. Это войско должно покинуть город, занять новую территорию и основать там новое государство. В государстве должны быть воспроизведены соответствующие сословия: правители, воины, «деловые».



В общем, в структуре общества выделяются два основных класса: высший класс, составленный из правителей и воинов, и низший, составленный из людей труда. Высший класс представляет собой замкнутую группу людей, жизнь которых строится на принципе коллективизма: они живут одной большой группой, без семей. В группе осуществляется строгая регламентация брачных связей с целью улучшения генофонда. Наряду с этим, предполагался отбор лучших и худших родившихся, и перевод их в соответствующие разряды, классы.

Поскольку справедливость, благо и счастье являются, по Платону, продуктом сознательных усилий, постольку Платон должен предусмотреть определенный путь, ведущий к ним. Именно поэтому Платон уделяет значительное место процессу воспитания граждан: личное совершенство выступает условием идеального государства, (II, 376; III, 416; IV, 423 - 427; VII, 535 - 540). Все члены общества проходят систему воспитания и образования и подвергаются отбору для того, чтобы на государственную службу направлялись лучшие. Лица, которые успешно прошли всё ступени обучения и отбора, могут по достижении акме (расцвета) в 50 лет стать членами правящей группы философов.

Характеризуя образ жизни высшего класса - стражей и правителей, Платон отмечает, что они освобождаются от всякой производительной деятельности, освобождаются также от владения частной собственностью (дом, земля, имущество не могут принадлежать им) (III, 416-417). Это, по замыслу Платона, должно обеспечит единство интересов, корпоративное единство. (По некоторым характеристикам афинское рабовладельческое государство и строилось по принципу коллективного владения коллективом рабов). В стремлении Платона обезопасить господствующую группу от разлагающего действия имущественного расслоения, вывести ее из сферы действия экономической закономерности, еще раз проявляется весь утопизм разработанного общественного идеала. Поэтому социальная модель Платона представляет собой античную аристократическую утопию (именно утопию), в основании которой лежит сословно-корпоративный интерес в эксплуатации раба.

Понимая невозможность воплощения своего проекта, Платон, тем не менее, соглашался с любой попыткой частичного его воплощения в жизнь. Важно то, что идеал существует в мысленном представлении, и то, что действительное государство так или иначе приближается к идеалу.

В более поздних работах - «Политик», «Законы» - Платон развернул мифологическую и идеализированную картину прошлого государственного и общественного устройства. В частности, в «Политике» рассказывается о прежней жизни людей, управляемых божественными пастырями – демонами, когда земля была еще обильна, и не было необходимости трудиться. Тогда все люди были философски созерцательны.

В диалогах «Тимей» и «Критий» Платон дает сравнительное описание афинского строя и сказочного государства атлантов.

 

Вопрос 5. Трактаты (диалоги) «Государство», «Политик», «Законы».

Диалог «Политик» - Платон повествует об «истории» общества[58].

Вначале было «царство Кроноса», когда бог непосредственно управлял людьми, разделив их по родам и дав каждому роду божественного пастыря - гения или демона (diamon). Тогда не было государств, собственности, не было необходимости трудиться, т.к. земля снабжала всем в изобилии.

«Когда исполнился срок, и земнорожденное племя было уничтожено, космос отделился от бога и взял управление новыми поколениями на себя. Но он мог только подражать богу, и его управление людьми было ущербным. Поэтому в мире постепенно нарастает зло». Людям не хватало естественного питания. «Лишь дарование богами искусств (огонь принес им Прометей, различные умения - Гефест, семена и растения - другие боги) позволило людям вновь упорядочить и усовершенствовать общественную жизнь. Для ее регуляции потребовались теперь правители - политики, цари».

Цари и политики - обыкновенные люди (не боги, не демоны). «Они не могут быть совершенными, и в результате возникают изменения и извращения форм правления. Формы правления, основанные на законах, в порядке их ухудшения суть монархия, аристократия и демократия. Основанные же на беззаконии - тирания, олигархия и форма правления, специального названия для которой Платон не придумал[59]».

Диалог «Государство»

Государство (полис) возникает, по мнению Платона, потому, что люди поодиночке не в силах удовлетворить свои потребности и вынуждены обращаться за помощью друг к другу. «Потребности в пище, жилье, одежде и т.д. требуют существования крестьян и ремесленников, торговля - торговцев, и проч. Все они составляют низшее сословие, обеспечивающее материальные потребности людей. Защита государства от внешних и внутренних врагов обусловливает необходимость в сословии стражей (воинов), а нужды управления - в тех, кто овладел «царским искусством», т.е. сознает идеалы справедливости и добра и способы их осуществлять. Это - «философы[60]».

«Экономически - политическое» обоснование структуры государства дополняется обоснованием психологическим: как в душе человека должны сочетаться разумная, волевая и желающая способности и соответствующие добродетели, так же и в государстве должны существовать и соответствующим образом соотноситься классы людей. Причем роль человека в государстве определяется преобладанием в его душе той или иной способности - разума, мужества или благоразумия.

«В низшем сословии ... могут существовать частная собственность и индивидуальная семья. Но это необходимо ведет к корысти, ревности, имущественному неравенству, и лишь внешняя сила может принудить это сословие к взаимному согласию и подчинению высшим». И далее: в высших сословиях частная собственность упразднена (чтобы не противопоставлять богатство и бедность), а также упразднена семья, «замененная воспроизведением населения на основе тщательного подбора пар государством. После рождения дети отбираются у родителей и направляются в особые воспитательные учреждения...». Ребенок и родители его не должны знать друг друга. «Мальчики и девочки получают одинаковое воспитание, и оба пола равно способны к осуществлению военной или иной деятельности[61]».

Нарисованный Платоном идеал государства - «идеализированное изображение архаического общественного устройства Спарты», но вовсе не «социалистическое государство». «Но, пожалуй, самое тяжелое впечатление оставляет в платоновской утопии полное подчинение личности государству, растворение ее в социальном целом». «В этом государстве не должно быть науки о природе, изобразительного искусства ... Особенно вредными оказываются изображения богов. Строгой цензуре подвергаются сказки и мифы, лирические и драматические произведения. Цель цензуры - отбор тех произведений, которые способствуют развитию социальных добродетелей - мужества и стойкости, самообладания и твердости духа, выносливости и готовности подчиняться, выполняя свой долг[62]».

Диалог «Законы».

Диалог рисует новый, более реалистический проект.

По Платону, боги руководят людьми, последние же подобны куклам, водимым свыше. «Бог руководит ими, имея в виду целое, и мы не знаем его целей...». Но наличие души у человека, способной к самодвижению, создает некоторую свободу для человека. Он стремится к счастью, ориентируясь на свои страсти, желания, склонности и потребности (пища, жилье, одежда, продолжение рода). Больше всего человек любит себя.

Общество должно строиться на строгой регламентации всех общественных отношений. Государство «должно представлять собой маленький земледельческий полис, к которому примыкает небольшая территория. Земли нужно столько, чтобы она могла прокормить не более 5040 человек». (Число 5040 удобно делится на 2, 3, 5 и 7). «Земля делится по жребию на равные наследственные участки, так что каждый гражданин получает два участка - один возле города и один у границы[63]». Сами граждане не работают, а на них работают рабы.

Население делится на четыре класса по имущественному признаку (по величине стоимости в 1,2,3 и 4 мины - единицы стоимости). Торговля и ремесла разрешены только иностранцам. Излишки продовольствия и сырья сдаются государству. Необходимый же продукт делится на три части: две части потребляются гражданами и рабами, а третья поступает в продажу, обмен.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.