Лоренцо Вала и его этическая концепция (эпикурейский гуманизм).
Лоренцо Валла (1407 – 1457) – выдающийся гуманист.
Преподавал риторику в университете г. Павии, служил секретарем у короля Альфонса Арагонского, служил секретарем папской курии в Риме (что не помешало ему выступить критиком церкви и схоластики, обличать католический клир).
Творческое наследие чрезвычайно обширно, в круг его интересов входили филология, история, философия, этика. Труды:
- «Об истинном и ложном благе»,
- «О наслаждении»,
- «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина»,
- «О монашеском обете».
Лоренцо Валла поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Валла считал их независимыми сферами духовной жизни. На долю церкви должна приходиться только вера.
Светская культура, по мнению Л.Валлы, отражает и направляет мирскую жизнь, реабилитирует чувственную сферу человеческой жизни и в общем способствует тому, чтобы человек жил в согласии с самим собой и с окружающим миром. Интересы веры в таком случае бывают также удовлетворены. Бог присутствует в сотворенном им материальном мире, поэтому любовь ко всему земному означает также и любовь к творцу.
На основе такой пантеистической посылки Л.Валла выстраивает соответствующую этическую концепцию наслаждения как высшего блага.
Отталкиваясь от учения Эпикура, Л.Валла осуждает аскетическую мораль, и, прежде всего, монашеское отшельничество и умерщвление плоти.
Л.Валла утверждает право человека на все радости земной жизни, он утверждает, что человеку полезно все: как природное, так и созданное им самим – все то, что дарует человеку радость и блаженство.
Эпикурейское направление в гуманизме продолжалось во второй половине XV века в кружке римских гуманистов (Помпонио Лето, Каллимах и др.), создавших культ наслаждения.
Леон Батиста Альберти. Учение о человеке.
Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) – писатель и философ, архитектор, теоретик искусства. Окончил Болонский университет, служил секретарем у кардинала Альбергати, затем более 30 лет в Римской курии.
Ему принадлежат труды по этике («О семье», 1844, «Домострой», 1848), по архитектуре и искусству ("О статуе", 1435, "О живописи", 1435-36, "О зодчестве"; опубликован в 1485), по математике, а также басни и аллегорические сказания («Застольные беседы», 1890, «Мом, или о государе», 1520).
Альберти пишет свои сочинения на вольгаре – языке народного общения, - поскольку наиважнейшим для людей считает этику – «науку жизни». Этика нужна в воспитательных целях, потому что она отвечает на самые существенные вопросы, выдвигаемые самой жизнью: об отношении к богатству, о роли добродетели в достижении счастья, о противостоянии фортуне.
Гуманистическая концепция человека основана на философии Платона, Аристотеля, Цицерона и других древних мыслителей. Характерной особенностью ее является напряженный диалог с фортуной. Исходная трактовка фортуны - как деструктивного случая, разрушающего гармонию. Гармония – то, что противостоит фортуне – слепому случаю. Гармонически, естественно гармонически устроен космос, и он порождает гармоническую связь человека и природы, человека и общества, внутреннюю гармонию человеческой личности.
Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы в себе самом, а для этого развивать свои потенциальные способности, заложенные от рождения. Главное средство в этом – воспитание и образование. Образованный человек познает мир и обращает себе в пользу добытые знания, проявляет волю и стремление к добру. В этом проявляется одна из высших способностей человека – стать творцом. Творя свое собственное бытие, человек преодолевает превратности судьбы и достигает счастья. Счастье – в гармонии интересов личности и общества, в душевном равновесии, в земной славе за добрые дела.
Гуманистический идеал Альберти – в активной гражданской жизни. Важнейшим проявлением гражданской активности Альберти считал хозяйственную деятельность и накопительство. Стремление к обогащению полностью реабилитируется в глазах общества (прежде монахи проповедовали нищенство). Некоторое ограничение накладывает лишь необходимость избежать страсти к стяжательству – и то лишь потому, что эта страсть, будучи чрезмерно сильной, нарушает душевное равновесие человека. Богатство не должно быть самоцелью, но должно являться средством служения обществу, средством воспитания таких добродетелей, как щедрость и великодушие.
Основной социальной ячейкой Альберти видит семью, поскольку только в ней может реализоваться полноценное воспитание подрастающего поколения. Интересы семьи считаются им самодовлеющими: если семья процветает, то процветает и общество в целом.
Флорентийский неоплатонизм.
Флорентийский неоплатонизм – одно из направлений гуманизма второй половины XV века. Направление развивалось в рамках деятельности Платоновской академии, возрожденной во Флоренции. Новая Платоновская академия основана в 1462 году. Основатель - Марсилио Фичино (1433 – 1499).
М. Фичино перевел с греческого на латинский сочинения Платона и античных неоплатоников. На основе этих переводов сложился ренессансный неоплатонизм. Участники академии: Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино, а также покровители наук и искусств Козимо и Лоренцо Медичи.
Характерные черты ренессансного неоплатонизма:
- культ разума и знания,
- подчеркивание социальной роли науки,
- интерес к философско-теологическим проблемам.
Марсилио Фичино
Марсилио Фичино (1433 – 1499) -много лет занимался переводами, а также специфическими философскими проблемами: онтологии, космологии, познания (гносеологии), антропологии. В отличие от теологов, Фичино дает их светскую интерпретацию на основе идеализма, и в частности такой его разновидности как пантеизм (Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир). Фичино действительно утверждал единство прекрасного и упорядоченного космоса, пронизанного божественным светом, - с божественной сущностью.
Движущее начало космоса – это душа мира; к нему причастна и душа человека. В силу этого человек способен охватить все ступени мировой иерархии – от материи до чистого разума. Человек выступает как связующее звено всего мира. В душе человека изначально запечатлены идеи (логосы) всего сущего, поэтому во внутреннем созерцании, в самопознании человек может познавать мир, не обращаясь при этом к реальным вещам.
Толчок к познанию дает наслаждение чувственной красотой мира. Красота возбуждает в человеке любовь, а любовь в свою очередь ведет его разум к постижению сути вещей, запечатленной в логосах. Повторим, что при этом разум озарен божественным светом.
На основании вышесказанного становится понятным, почему Фичино уделял особое внимание созерцанию (возводя его в нравственный идеал) и интеллектуальной деятельности. Но поскольку Фичино признает равноправными чувственную и духовную стороны человека, его идеал мудреца не походит на средневековый идеал монаха-отшельника, но, напротив, предполагает творчество и нравственное совершенство.
Свобода воли, данная человеку, нужна для того, чтобы человек шел по пути познания и раскрывал совершенство своей натуры, а также избегал плотских удовольствий и порока. Свобода воли, будучи подлинной свободой, накладывает на человека ответственность за избранный путь.
Своего рода культ свободы воли продолжает Джованни Пико дела Мирандола.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494).
Основное содержание антропологии Пико составляет учение о достоинстве человека. Оно проникнуто пафосом уникальности человека: человек наделен свободой воли и сам формирует свою сущность и определяет свое место в мире.Обладание этим качеством возвышает человека над всеми прочими существами и обнаруживает его подобие с богом. Человек – богоподобен.
Как и Фичино, Пико утверждает, что человек в познании может охватить весь космос и служить связующим звеном мира (между богом и миром, между материей и духом).
Ступени познания:
1. Овладение этикой – чтобы очистить душу от пороков и страстей, смущающих разум.
2. Постижение законов окружающего мира через философию.
3. Когда ум подготовлен и насыщен знанием мира, он может понять Единое, Истину и Благо.
В учении о достоинстве человека овладение наукой (и в особенности философией) выдвигается как необходимое условие нравственного совершенствования личности. Героизация личности и обожествление человека в философии Пико достигает высшей точки.
Николай Кузанский
Николай Кузанский(настоящее имя Николай Кребс, род. в 1401 г, ум. 1464 г.) - крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель, кардинал Римской католической церкви. Деятельность этого немецкого гуманиста разворачивалась в эпоху перехода от средневековья к новому времени. Он сыграл заметную роль в полемике по вопросу реформы католической церкви, но в конечном итоге оказался апологетом римского папы.
В духе неоплатонизма в центре его философии находилась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми началами. Основной своей целью он считал добиваться воплощение мира и согласия, невзирая на объективные различия. Более того, он развил необычное для своего времени представление о религиозной терпимости (веротерпимости).
Стремясь реализовать свои замыслы, Николай Кузанский входит в состав папской делегации в Константинополь для проведения объединительного собора между западной и восточными церквами в 1437 г. Уния не состоялась.
Позже Николай Кузанский был возведен в сан кардинала, в 1450 году стал епископом Бриксена и папским легатом (послом, уполномоченным папы римского) в Германии. И в этом качнстве Николай Кузанский много путешествует, стремится примирить различные христианские течения Европы.
Настойчивость Николая Кузанского позволила ему, несколько сменив вектор с Православия на ислам, издать сочинение «De расе sive coucordantia fidei», где указал на единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского соглашения со всеми народами. В последующем своем сочинении «De cribralione Alchorani» Николай Кузанский указал на тесную связь мусульманства с христианством (Библейская платформа), и тем самым подготовил основания для мирного диалога.
Первая работа Кузанского, которая вышла в 1440 году, называлась: «Об ученом незнании» (De docta ignorantia). Кроме того, заслуживают упоминания работы Кузанского «О предпосылках» (De coniecturis) – это логико-философский трактат, - и теологический трактат «О скрытом боге» (De Deo abscondio).
Касательно книги «Об ученом незнании» справедливо утверждение, что Николай Кузанский весьма неортодоксально толкует человека и Бога. В ней идет речь о своеобразной космологии, о мире и человеке в этом мире, который, по сути, оказывается в центре этого мира. В этом самое острое расхождение с ортодоксальной католической доктриной, согласно которой место в центре мироздания предписано только Богу.
Что касается собственно философии, то деятельность Николая Кузанского подготовила развитие натурфилософии (философии природы) и специфического направления – пантеизма. Это обусловлено специфическим интересом Николая Кузанского к проблемам мироустройства. Пантеизм – обожествление природы. Учение о присутствии Бога в природе. «Бог во всём и всё в Боге». Здесь существенны два момента: Бог не обязательно вочеловечивается, и антропоцентризм («подстраивание» природы под человека) не обязателен.
Опираясь на труды немецких мистиков[142], а также Дионисия Ареопагита, Платона и неоплатоников, Николай Кузанский выдвинул основные положения своего учения о тождестве противоположностей в абсолютном бытии Бога, об универсуме как взаимосвязи всего со всем.
Кроме того, бесконечное бытие Бога не может быть постигнуто с абсолютной точностью и полнотой, так как оно бесконечно. Бог содержит в себе все предметы вселенной и поэтому содержится в каждом из них, не будучи никаким отдельным предметом. Бог есть свернутый в бесконечное единство универсум, универсум есть развернутый во множество предметов Бог.Единое есть все, оно не имеет противоположности и совпадает с бесконечным. Бесконечное поэтому становится «максимумом», тогда как Единое превращается в «минимум». «Максимум» и «минимум» сливаются, они совпадают.
Касаясь проблемы познания, Николай Кузанский различает познание обыденное, касающееся конечных вещей, и познание, обращенное к Абсолюту, Божеству, где мы имеем дело с бесконечным. Ведь Бог, согласно христианскому вероучению, есть природа несотворенная, следовательно, не имеющая ни начала, ни конца, т. е. бесконечная[143].
Далее Николай Кузанский утверждает, что истина неотделима от своей противоположности – от заблуждения. Постижение истины – это бесконечное приближение к абсолюту, хотя и не завершение этого процесса. Более того, способность человеческого ума к бесконечному углублению своих знаний важнее претензий на окончательную истину. В этом процессе интеллектуальная интуиция - «ученое незнание» - не означает отказ от познающей силы человеческого разума, это просто адогматическое противопоставление «всезнанию».
Человек есть «малый космос», он играет центральную роль в сотворённом мире и способен охватывать его силой мысли. В разуме - богоподобие человека. «Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, а как человеческий Бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек, а как микрокосм или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой возможностью Бога и весь мир. Человек у Кузанского есть максимальная природа, а Христос - максимальный человек. Таким образом, человек, согласно Кузанскому, стягивает и сворачивает в себе природу мира, а Христос стягивает в себе человеческую природу. Таким образом, Христос в учении Кузанского оказывается тем пунктом, в котором мир вновь возвращается к Богу[144]».
В человечности человеческим образом, как во вселенной универсальным образом, развернуто все. В ней же человеческим образом и свернуто все, раз она есть человеческий Бог[145]». «Всесовершенный человек вовсе не обязательно должен выделяться какими бы то ни было привходящими свойствами, за исключением относящихся к разуму. Не обязательно, чтобы он был великаном или карликом и вообще обладал каким-то определенным ростом, цветом кожи, телосложением и прочими случайными чертами, а надо только, чтобы его тело было свободно от крайностей, мешающих ему быть послушным орудием духовной природы, чтобы оно повиновалось ей и приноравливалось к ней безотказно, беспрекословно и неустанно[146]». Главная идея Возрождения, выраженная Николаем Кузанским, заключетя в том, что человек стоит выше всех остальных творений, являясь центральным звеном природы.
Более того, «если в традиционной христианской картине человек был существом земным в противоположность Богу, который обитал «на небе», то теперь получается, что неба, собственно, нет, или оно всюду. А потому нет и дистанции между Богом и Человеком[147]».
Деятельность Николая Кузанского представляетсобой яркий пример цивилизационного синтеза. В его взглядах осуществляется взаимопроникновение двух философских традиций – средневековой и эпохи Возрождения. Николай Кузанский – и теолог, кардинал, но в то же время он – член кружка гуманистов, образовавшегося вокруг папы Римского Николая V, приверженца гуманистических идей. Следуя теологическим принципам, Николай Кузанский видел в Боге универсальный объединяющий принцип. Но вместе с тем, в своем главном труде «Об ученом незнании» он стремился не противопоставлять Бога - творца и мир – его творение, как того требовало религиозное мировоззрение, но объединить их.
Кроме этих постулатов заслуживает упоминания информация о том, что Николаю Кузанскому принадлежит также замысел проектов крупных церковных и политических реформ.
Философские идеи Николая Кузанского, идеалы итальянского гуманизма оказали влияние на одного из выдающихся представителей пантеистической философии Возрождения – Джордано Бруно (1548-1600). Ряд плодотворных идей, высказанных Николаем Кузанским, получил свое логическое продолжение в работах Д. Бруно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|