Сделай Сам Свою Работу на 5

Направленность диагностической беседы





· Определение внешнего и внутреннего состояния пациента

· Оценка уровня знаний о своем заболевании

· Выяснение значения заболевания в данный момент, в жизни в целом

· Уточнение точки зрения пациента на причину заболевания

· Установление соответствия знаний о болезни самого пациента оценке специалиста

Цели диагностической беседы

· Установление связи во времени между началом соматических проявлений и жизненно важными событиями

· Выяснение глубины понимания пациентом значимости возникших конфликтов и кризисов


ДИАГНОСТИКА В ПСИХОСОМАТИКЕ

Принципы выбора диагностических методик

В психосоматической практике

· Простота применения

· Полнота изучения обследуемого явления

· Взаимная дополняемость методик

· Высокая суммарная валидность

· Чувствительность диагностических методик к изменению изучаемого явления у здоровых и больных к динамике показателей в процессе лечения

 

Психологические тесты, рекомендуемые для использования

в психосоматической практике

Для изучения особенностей личности

· Личностный опросник Айзенка



· Тест Кеттела

· Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI)

· Методика определения характеристик темперамента

· Опросник Шмишека

· Торонтская алекситимическая шкала

Для изучения эмоциональной сферы

· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера–Ханина

· Методика измерения уровня тревожности Тейлор (адаптация Норакидзе)

· Опросник Бека

· Шкала депрессии Цунга

Для оценки самочувствия

· Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Для диагностики невротических состояний

· Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний


ДИАГНОСТИКА В ПСИХОСОМАТИКЕ

Психологические тесты, рекомендуемые для использования

в психосоматической практике

Для определения уровня стресса

· Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея

Для определения неудовлетворенности социальными достижениями

· Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)



Для оценки интенсивности соматических жалоб

· Гиссенский опросник

Проективные диагностические методы

· Тест Роршаха

· ТАТ – тематический апперцептивный тест

· Рисуночные проективные тесты


НОЗОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ (КОНЦЕПЦИЯ А.Б. СМУЛЕВИЧА)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

НОЗОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ

(КОНЦЕПЦИЯ А.Б. СМУЛЕВИЧА)

 

Наряду с психическими расстройствами, связанными с самим соматическим заболеванием, нередко имеет место психопатологическая симптоматика, обусловленная реакцией больного на возникновение болезни. Тяжесть реакции зависит от выраженности последствий, которые вызывает соматическое заболевание.

Нозогенные реакции (нозогении) – психогенные расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием.

Проявления нозогений зависят от психологических, социальных, конституциональных (характерологических) и биологических (объективные проявления болезни) факторов.

Факторы, влияющие на формирование нозогений

· Формулировка диагноза (опасность для жизни, с которой он ассоциируется – инфаркт миокарда, инсульт, новообразования, туберкулез и др.)

 

· Cоматические заболевания с острыми нарушениями жизненно важных функций (приступ стенокардии, гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы), сопровождающиеся выраженным страхом

 

· Частые обострения заболеваний, связанные с неблагоприятными внешними воздействиями (в том числе эмоциональными)



 

· «Контролируемость» симптомов (возможность влиять на проявления болезни)

 

· Ограничения из-за соматического заболевания в быту и профессиональной деятельности


НОЗОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ (КОНЦЕПЦИЯ А.Б. СМУЛЕВИЧА)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Первостепенная роль среди психологических и социальных факторов, влияющих на формирование нозогений, принадлежит отношению пациента к собственному заболеванию. В соответствии с концепцией о внутренней картине болезни (ВКБ) отношение сводится к двум полярным позициям: гипернозогнозия (высокая субъективная значимость физического неблагополучия) и гипонозогнозия (низкая субъективная значимость физического неблагополучия).

Гипернозогнозия– яркая, преувеличенная эмоциональная окраска переживаний, связанных с болезнью. Тяжесть заболевания преувеличена, формируется заниженная модель ожидаемых результатов.

Гипонозогнозия – больные игнорируют свою болезнь, пренебрежительно относятся к лечению. Симптомы болезни и ее течение эмоционально недооцениваются. Больной знает о своей болезни, ее прогнозе, но это не вызывает у него эмоций тревоги и беспокойства (при сохранении эмоциональной живости в других вопросах). Модель ожидаемых результатов у них завышена. Гипонозогнозия может быть осознанной и неосознанной (зависит от особенностей личности больного).

Первая систематизация психологических изменений, связанных с протеканием болезни, принадлежит немецкому неврологу А. Гольдшейдеру (1929). Он разработал учение об «аллопластической и аутопластической картине заболевания».

Структура психологической картины болезни

ПО A.Goldscheider

 
 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.