Расстройств В.Н. Мясищева
Возникновение психосоматических расстройств зависит от личностного преморбида и психической травмы.
Психическая травма – это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психическим переживаниям.
Психические травмы делятся на:
– объективно значимые – это жизненные события, значимость которых высока для подавляющего большинства людей;
– условнопатогенные – события, которые становятся травмирующими в силу особенностей иерархии ценностей человека.
Характеристики психической травмы:
– интенсивность
– смысл
– актуальность
– патогенность
| – внезапность
– продолжительность
– повторяемость
– связь с преморбидными личностными особенностями
|
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Теория жизненных событий Холмса и Рея
Жизненная стрессовая травматизирующая ситуация – это ситуация, ставящая перед человеком проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно на должном уровне. Имеет значение частота и тяжесть переживаемых событий.
T.H. Holmes., R.H. Rahe (1967) создали теорию жизненных событий и разработали специальную шкалу для определения уровня выраженности стресса в повседневной жизни. В шкале содержится ряд житейских событий, выраженность стрессогенного влияния которых оценивается в баллах.
В течение года у человека набирается таких событий в среднем на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 баллов), то вероятность заболевания у такого человека составляет 80%. Если число событий в сумме составляет от 300 до 200 баллов, то риск болезни – 50%, а при сумме баллов от 200 до 150 риск физической реакции на стресс – 30%.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Шкала социальной адаптации
Жизненные события Стресс (баллы)
1. Смерть супруги, супруга, ребенка (матери, отца)
|
| 2. Развод
|
| 3. Разрыв с партнером, разъединение с партнером
|
| 4. Смерть близкого члена семьи
|
| 5. Значительное личное повреждение или болезнь
|
| 6. Свадьба
|
| 7. Увольнение с работы
|
| 8. Уход на пенсию
|
| 9. Примирение с партнером (партнершей), супругом (супругой)
|
| 10. Значительная перемена в здоровье или поведении членов семьи
|
| 11. Беременность (для мужчин – беременность партнерши)
|
| 12. Сексуальные затруднения
|
| 13. Рождение ребенка
|
| 14. Изменение финансового положения
|
| 15. Смерть близкого друга
|
| 16. Смена места работы
|
| 17. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор
|
| 18. Растущие долги
|
| 19. Значительное изменение в обязанностях на работе (повышение, понижение, горизонтальный перевод)
|
| 20. Отъезд сына или дочери из дома (свадьба, поступление в учебное заведение)
|
| 21. Раздоры с родителями мужа или жены (раздоры с родителями или другими членами семьи)
|
| 22. Головокружительный личный успех
|
| 23. Окончание школы и (или) поступление в институт (училище)
|
| 24. Уход с работы (мужа, жены)
|
| 25. Изменение жилищных условий
|
| 26. Пересмотр личных привычек (одежды, манеры, знакомства)
|
| 27. Конфликты с начальством (с преподавателем)
|
| 28. Изменение условий работы или рабочего времени
|
| 29. Перемена места жительства
|
| 30. Экзамены, зачеты, квалификационная аттестация
|
| 31. Смена привычного места отдыха
|
| 32. Значительное изменение в виде и количестве развлечений
|
| 33. Значительные изменения в общественной деятельности
|
| 34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.)
|
| 35. Нарушение сна
|
| 36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи или близкими родственниками
|
| 37. Изменение привычного режима питания и количества потребляемой пищи
|
| 38. Отпуск
|
| 39. Штраф за нарушение правил уличного движения
|
| 40. Стрессоры, не внесенные в данную шкалу (смерть любимого животного, аборт, кража, потеря любимой вещи и пр.)
|
|
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Систематика стрессоров, участвующих в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека
(Ю.М. Губачев)
Стрессоры активной деятельности
· Экстремальные стрессоры (боевые действия, деятельность, связанная с риском)
· Производственные стрессоры
· Стрессоры психосоциальной мотивации (ситуации соревновательной деятельности)
Стрессоры «оценок»
· «Старт»-стрессоры и стрессоры памяти – ожидание предстоящих состязаний, оперативных вмешательств и других значимых для человека событий, внезапное воспоминание о пережитом горе
· Стрессоры побед и поражений: переживание самих событий с выраженной положительной или отрицательной эмоциональной окраской
· Стрессоры зрелищ
Стрессоры рассогласованной деятельности
· Разнообразные конфликтные ситуации, неожиданные, но значимые известия
· Стрессоры психосоциальных и физиологических деприваций, в том числе тюремной изоляции
Физические и природные стрессоры
· Травмы
· Хирургические вмешательства
· Дискомфортные условия окружающей среды
· Природные катаклизмы
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Распределение жизненных событий по психогенной интенсивности (Э.И. Ушакова)
· Массивные (катастрофические) – внезапные, острые, неожиданные, потрясающие
· Ситуационные острые (подострые) – неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, ущербом для самоутверждения)
· Пролонгированные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуации лишения, деприваций)
· Пролонгированные, приводящие к стойкому психическому перенапряжению (истощающие) – связанные с требованиями ситуации или чрезмерным уровнем притязаний
Кортико-висцеральная концепция психосоматических расстройств К.М. Быкова и И.Т. Курцина
Преследовалась цель дать физиологическое обоснование психосоматическим соотношениям (игнорировалась роль личности, эмоционального стресса).
Висцеральные функции организма имеют кортикальную обу- словленность. Кора головного мозга посредством корригирующих влияний на висцеральные функции организма (функции внутренних органов) осуществляет их приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.
Экспериментально доказано, что у невротизированных животных имеют место генерализованные висцеральные дисфункции.
Психосоматические расстройства (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, ишемическая болезнь сердца) возникают в результате ослабления, извращения корковых влияний вследствие невроза.
Невроз рассматривается как обязательная стадия органического заболевания. Важная роль в патогенезе заболеваний отводится исходным физиологическим особенностям высшей нервной деятельности и дефектности органа.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ
· Интегративная модель Вайнера
· Биопсихосоциальная модель Икскюля
· Медицинская антропология В. Вайцзекера
Интегративная модель Вайнера
Человек рассматривается как психобиологическая целостность в её единстве с окружающей средой. Психосоматическое расстройство есть дефицит или нарушение определённых элементов структуры и функций организма человека. Здоровье определяется не только как отсутствие болезней, но и как успешное приспособление к окружающему миру, обеспечивающее «полное физическое, социальное и духовное благополучие».
Болезненные ощущения у человека могут не сопровождаться анатомическими повреждениями органа, а быть результатом несоответствия между адаптивными возможностями и требованиями окружающего мира. Анатомические повреждения органа могут не вызывать болезненных ощущений у человека.
За возникновение болезни ответственны несколько факторов: генетическая предрасположенность, иммунные, биохимические, физиологические процессы, а также характер приспособления к социальному окружению.
Биопсихосоциальная модель Икскюля
Возникновение психосоматических расстройств рассматривают с позиции теории систем. Организм человека как система имеет несколько уровней функционирования.
Физиологический уровень. На нем работают клетки, органы, системы органов с биохимическими или электрофизиологическими свойствами, а также эндокринная, иммунная и нервная системы.
Психологический уровень. На нем работают ощущения, восприятия, представления и т.д.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|