Сделай Сам Свою Работу на 5

Расстройств В.Н. Мясищева

Возникновение психосоматических расстройств зависит от личностного преморбида и психической травмы.

Психическая травма – это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психическим переживаниям.

Психические травмы делятся на:

объективно значимые – это жизненные события, значимость которых высока для подавляющего большинства людей;

– условнопатогенные – события, которые становятся травмирующими в силу особенностей иерархии ценностей человека.

Характеристики психической травмы:

– интенсивность – смысл – актуальность – патогенность – внезапность – продолжительность – повторяемость – связь с преморбидными личностными особенностями

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Теория жизненных событий Холмса и Рея

Жизненная стрессовая травматизирующая ситуация – это ситуация, ставящая перед человеком проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно на должном уровне. Имеет значение частота и тяжесть переживаемых событий.

T.H. Holmes., R.H. Rahe (1967) создали теорию жизненных событий и разработали специальную шкалу для определения уровня выраженности стресса в повседневной жизни. В шкале содержится ряд житейских событий, выраженность стрессогенного влияния которых оценивается в баллах.

В течение года у человека набирается таких событий в среднем на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 баллов), то вероятность заболевания у такого человека составляет 80%. Если число событий в сумме составляет от 300 до 200 баллов, то риск болезни – 50%, а при сумме баллов от 200 до 150 риск физической реакции на стресс – 30%.


ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Шкала социальной адаптации

Жизненные события Стресс (баллы)



1. Смерть супруги, супруга, ребенка (матери, отца)
2. Развод
3. Разрыв с партнером, разъединение с партнером
4. Смерть близкого члена семьи
5. Значительное личное повреждение или болезнь
6. Свадьба
7. Увольнение с работы
8. Уход на пенсию
9. Примирение с партнером (партнершей), супругом (супругой)
10. Значительная перемена в здоровье или поведении членов семьи
11. Беременность (для мужчин – беременность партнерши)
12. Сексуальные затруднения
13. Рождение ребенка
14. Изменение финансового положения
15. Смерть близкого друга
16. Смена места работы
17. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор
18. Растущие долги
19. Значительное изменение в обязанностях на работе (повышение, понижение, горизонтальный перевод)
20. Отъезд сына или дочери из дома (свадьба, поступление в учебное заведение)
21. Раздоры с родителями мужа или жены (раздоры с родителями или другими членами семьи)
22. Головокружительный личный успех
23. Окончание школы и (или) поступление в институт (училище)
24. Уход с работы (мужа, жены)
25. Изменение жилищных условий
26. Пересмотр личных привычек (одежды, манеры, знакомства)
27. Конфликты с начальством (с преподавателем)
28. Изменение условий работы или рабочего времени
29. Перемена места жительства
30. Экзамены, зачеты, квалификационная аттестация
31. Смена привычного места отдыха
32. Значительное изменение в виде и количестве развлечений
33. Значительные изменения в общественной деятельности
34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.)
35. Нарушение сна
36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи или близкими родственниками
37. Изменение привычного режима питания и количества потребляемой пищи
38. Отпуск
39. Штраф за нарушение правил уличного движения
40. Стрессоры, не внесенные в данную шкалу (смерть любимого животного, аборт, кража, потеря любимой вещи и пр.)

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Систематика стрессоров, участвующих в организации
эмоционально-стрессовой реакции у человека

(Ю.М. Губачев)

Стрессоры активной деятельности

· Экстремальные стрессоры (боевые действия, деятельность, связанная с риском)

· Производственные стрессоры

· Стрессоры психосоциальной мотивации (ситуации соревновательной деятельности)

Стрессоры «оценок»

· «Старт»-стрессоры и стрессоры памяти – ожидание предстоя­щих состязаний, оперативных вмешательств и других значимых для человека событий, внезапное воспоминание о пережитом горе

· Стрессоры побед и поражений: переживание самих событий с выраженной положительной или отрицательной эмоциональной окраской

· Стрессоры зре­лищ

Стрессоры рассогласованной деятельности

· Разнообразные конфликтные ситуации, неожиданные, но значимые известия

· Стрессоры психосоциальных и физиологических деприваций, в том числе тюремной изоляции

Физические и природные стрессоры

· Травмы

· Хирургические вмешательства

· Дискомфор­тные условия окружающей среды

· Природные катаклизмы


ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Распределение жизненных событий по психогенной интенсивности
(Э.И. Ушакова)

· Массивные (катастрофические) – внезапные, острые, неожиданные, потрясающие

· Ситуационные острые (подострые) – неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, ущербом для самоутверждения)

· Пролонгированные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуации лишения, деприваций)

· Пролонгированные, приводящие к стойкому психическому перенапряжению (истощающие) – связанные с требованиями ситуации или чрезмерным уровнем притязаний

Кортико-висцеральная концепция психосоматических
расстройств К.М. Быкова и И.Т. Курцина

Преследовалась цель дать физиологическое обоснование психосоматическим соотношениям (игнорировалась роль личности, эмоционального стресса).

Висцеральные функции организма имеют кортикальную обу-
словленность. Кора головного мозга посредством корригирующих влияний на висцеральные функции организма (функции внутренних органов) осуществляет их приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.

Экспериментально доказано, что у невротизированных животных имеют место генерализованные висцеральные дисфункции.

Психосоматические расстройства (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, ишемическая болезнь сердца) возникают в результате ослабления, извращения корковых влияний вследствие невроза.

Невроз рассматривается как обязательная стадия органического заболевания. Важная роль в патогенезе заболеваний отводится исходным физиологическим особенностям высшей нервной деятельности и дефектности органа.


ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ

· Интегративная модель Вайнера

· Биопсихосоциальная модель Икскюля

· Медицинская антропология В. Вайцзекера

Интегративная модель Вайнера

Человек рассматривается как психобиологическая целостность в её единстве с окружающей средой. Психосоматическое расстройство есть дефицит или нарушение определённых элементов структуры и функций организма человека. Здоровье определяется не только как отсутствие болезней, но и как успешное приспособление к окружающему миру, обеспечивающее «полное физическое, социальное и духовное благополучие».

Болезненные ощущения у человека могут не сопровождаться анатомическими повреждениями органа, а быть результатом несоответствия между адаптивными возможностями и требованиями окружающего мира. Анатомические повреждения органа могут не вызывать болезненных ощущений у человека.

За возникновение болезни ответственны несколько факторов: генетическая предрасположенность, иммунные, биохимические, физиологические процессы, а также характер приспособления к социальному окружению.

Биопсихосоциальная модель Икскюля

Возникновение психосоматических расстройств рассматривают с позиции теории систем. Организм человека как система имеет несколько уровней функционирования.

Физиологический уровень. На нем работают клетки, органы, системы органов с биохимическими или электрофизиологическими свойствами, а также эндокринная, иммунная и нервная системы.

Психологический уровень. На нем работают ощущения, восприятия, представления и т.д.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.