ПРЕДМЕТ ПСИХОСОМАТИКИ, СИСТЕМАТИКИ
А.В. Погосов, И.А. Погосова, Ю.В. Богушевская
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)
Курск – 2007
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению
И социальному развитию»
Кафедра психиатрии и клинической
Психологии
А.В. Погосов, И.А. Погосова, Ю.В. Богушевская
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)
Курск – 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО КГМУ Росздрава
|
УДК 616.891 (076)
ББК 56.14Я73
П-43
Погосов А.В., Погосова И.А., Богушевская Ю.В. Психосоматические расстройства (учебное пособие) 2-е доп. изд. – Курск: КГМУ, 2007. – с.
Рецензенты:
В.Д. Менделевич –доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета
Н.П. Гарганеева –доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии Сибирского государственного медицинского университета
Учебное пособие содержит материалы в помощь изучению элективного курса «Психосоматические расстройства» студентам старших курсов лечебного и педиатрического факультетов. Оно включает 17 разделов, освещающих с помощью текстовых слайдов, таблиц, схем современные представления о психосоматических расстройствах. Учебное пособие может быть также использовано на факультете последипломного образования для подготовки клинических интернов и ординаторов, занятий с курсантами при прохождении первичной специализации и тематических циклов усовершенствования по различным врачебным специальностям. Учебное пособие будет полезным и студентам факультета клинической психологии при изучении «Основ психосоматики» и проведении «Практикума по психосоматике». Предлагаемое учебное пособие позволит врачам общемедицинской сети восполнить дефицит необходимых знаний в области психосоматической медицины.
ISBN ББК 56.14Я73
© Коллектив авторов, КГМУ, 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие по актуальности полностью отвечает требованиям времени. Современное понимание психосоматической медицины, стержнем которой является интегративный подход, строится на взаимодействии биологических, психических и социальных процессов, связывающих человека с окружающей средой. Изучение проблемы коморбидности психических и соматических расстройств, многообразие их соотношений при различных соматических заболеваниях приобретает все большую актуальность в психиатрии и в общей врачебной практике. В своей повседневной работе участковый врач, семейный врач нередко сталкиваются с клиническими случаями, которые невозможно объяснить без учета психосоматических взаимосвязей. Это требует от врача специальной дополнительной подготовки по вопросам психосоматической медицины. Все более очевидной становится значимость и взаимодействие специалистов различного профиля (интерниста, психиатра, психотерапевта, психолога) для своевременной диагностики и адекватного лечения больных в первичном звене медицинской помощи. Новые подходы к совершенствованию медицинских знаний отражают интеграцию научных и практических достижений междисциплинарного характера. Возрос интерес специалистов в области внутренней медицины к проблемам личности, изучению соотношений соматического и психического. Все более значимой стала потребность в восполнении дефицита знаний медицинской психологии, в необходимости формирования психосоматического подхода к врачеванию.
Несомненным достоинством учебного пособия является его наглядность в виде таблиц, схем, рисунков. Они отражают теории и модели психосоматической медицины в их исторической последовательности, которые представлены зарубежными и отечественными школами от истоков до современного понимания предмета психосоматики, систематики психосоматических расстройств.
ПРЕДИСЛОВИЕ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Учебное пособие будет полезным для студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, факультета клинической психологии, а также для практикующих врачей общесоматической сети. Оно позволит врачам различных специальностей восполнить необходимый дефицит знаний в области психосоматической медицины. Его материалы могут быть включены в соответствующие программы обучения на кафедрах психиатрии и внутренних болезней при подготовке врача общей практики с учетом психосоматической ориентации.
Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования и унифицированной программе системы вузовской подготовки студентов. Целесообразность издания данного учебного пособия несомненна.
Профессор кафедры поликлинической терапии ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Росздрава», доктор медицинских наук
Н.П. Гарганеева
|
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психосоматика – наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой (В. Бройтигам с соавт., 1999).
Психосоматика, будучи междисциплинарным научным направлением, находясь в рамках медицины, служит лечению заболеваний; как отрасль клинической психологии исследует личностные и поведенческие реакции, связанные с болезнью, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции; как раздел психотерапии корригирует деструктивные для организма формы эмоционального реагирования и поведения.
Использование психосоматического подхода позволяет оценить динамическую взаимосвязь разноуровневых компонентов человеческой деятельности, имея в виду духовные и организменные функции. Такая диагностика опирается не только на инструментальные (физикальные, параклинические) признаки органного (системного) расстройства, но и личностную реакцию на развивающуюся болезнь.
Совершенно очевидно, что во всем мире интерес к психосоматическим взаимоотношениям возрастает, что находит подтверждение и в отечественной медицине. В чем причина этого интереса? За последние годы изменилась структура заболеваемости и смертности, возрастает группа неэпидемиологических, неинфекционных соматических заболеваний, в генезе которых психогенные факторы играют значимую роль, происходит своеобразная «экспансия» психических расстройств (В.Я. Семке, 2004).
Первоначально термином «психосоматические» обозначались так называемые специфические заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (эссенциальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.). Сегодня понятие «психосоматические»
ВВЕДЕНИЕ
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
значительно расширилось. В клинической практике возникло свое понимание психосоматических заболеваний. Оно охватывает, прежде всего, соматические нарушения без однозначного органического субстрата (соматоформные расстройства). Под такое определение попадали и картины болезни, исторически обозначавшиеся понятием «истерия» (С.А. Кулаков, 2000).
Научные достижения ХХ века позволили возвести психосоматическую медицину в ранг науки, которая не только может толковать наблюдаемые расстройства, но и эффективно лечить их. Развитие психосоматического направления в медицине позволило не на словах, а на деле реализовать один из важнейших принципов медицины «лечить не болезнь, а больного» (Ю.Г Тюльпин, 2004).
По мере интеграции психиатрии в общую медицину очевидной становится потребность в обсуждении проблем, связанных с психическими расстройствами, наблюдающимися в общемедицинской сети. Речь идет об огромном контингенте «трудных больных» со стертыми, атипичными формами психической патологии, коморбидными соматическим заболеваниям. В подобных случаях именно психическая патология нередко принимает на себя «ответственность» за повышение частоты обращений за медицинской помощью, недостаточно обоснованных повторных обследований и риска диагностических ошибок. Патология этого круга представляет собой часть сложной психосоматической проблемы, включающей ряд междисциплинарных аспектов (вопросы полипрофессионального взаимодействия, создания новых форм помощи, обоснования принципов терапии, совершенствования квалификации интернистов и психиатров и пр.). Ответом на вопрос времени становится сегодня реализация программ, углубляющих знания специалистов в области психосоматической медицины (А.Б. Смулевич, 2006).
ВВЕДЕНИЕ
Высшее профессиональное образование по специальностям «Лечебное дело» (060101), «Педиатрия» (060103) требует накопления знаний об особенностях и закономерностях проявления, течения и исходов психосоматических расстройств, об их месте в современных классификационных системах, о присущих им синдромах. Оно предусматривает обучение способам и методам выявления психосоматических феноменов для составления адекватной программы психокоррекционных мероприятий таким пациентам.
Учебное пособие включает 17 разделов, освещающих с помощью текстовых слайдов, таблиц, схем современные представления о психосоматических расстройствах. Оно может быть также использовано на факультете последипломного образования для подготовки клинических интернов и ординаторов, занятий с курсантами при прохождении первичной специализации и тематических циклов усовершенствования по различным врачебным специальностям. Учебное пособие будет полезным и студентам факультета клинической психологии при изучении «Основ психосоматики» и проведении «Практикума по психосоматике». Предлагаемое учебное пособие позволит врачам общемедицинской сети восполнить дефицит необходимых знаний в области психосоматической медицины. Издание преследует цель улучшить качество самостоятельного освоения дисциплины.
Заведующий кафедрой психи-
атрии и клинической психоло-
гии ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, член-корреспондент РАЕН, профессор А.В. Погосов
|
ПРЕДМЕТ ПСИХОСОМАТИКИ, СИСТЕМАТИКИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|