Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕДМЕТ ПСИХОСОМАТИКИ, СИСТЕМАТИКИ





А.В. Погосов, И.А. Погосова, Ю.В. Богушевская

 

 

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Курск – 2007

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению

И социальному развитию»

 

Кафедра психиатрии и клинической

Психологии

 

А.В. Погосов, И.А. Погосова, Ю.В. Богушевская

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

 

 

Курск – 2007

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО КГМУ Росздрава

УДК 616.891 (076)

ББК 56.14Я73

П-43

 

Погосов А.В., Погосова И.А., Богушевская Ю.В. Психосоматические расстройства (учебное пособие) 2-е доп. изд. – Курск: КГМУ, 2007. – с.

 

 

Рецензенты:

В.Д. Менделевич –доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета

 

Н.П. Гарганеева –доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии Сибирского государственного медицинского университета



 

Учебное пособие содержит материалы в помощь изучению элективного курса «Психосоматические расстройства» студентам старших курсов лечебного и педиатрического факультетов. Оно включает 17 разделов, освещающих с помощью текстовых слайдов, таблиц, схем современные представления о психосоматических расстройствах. Учебное пособие может быть также использовано на факультете последипломного образования для подготовки клинических интернов и ординаторов, занятий с курсантами при прохождении первичной специализации и тематических циклов усовершенствования по различным врачебным специальностям. Учебное пособие будет полезным и студентам факультета клинической психологии при изучении «Основ психосоматики» и проведении «Практикума по психосоматике». Предлагаемое учебное пособие позволит врачам общемедицинской сети восполнить дефицит необходимых знаний в области психосоматической медицины.

 

ISBN ББК 56.14Я73

© Коллектив авторов, КГМУ, 2007




ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по актуальности полностью отвечает требованиям времени. Современное понимание психосоматической медицины, стержнем которой является интегративный подход, строится на взаимодействии биологических, психических и социальных процессов, связывающих человека с окружающей средой. Изучение проблемы коморбидности психических и соматических расстройств, многообразие их соотношений при различных соматических заболеваниях приобретает все большую актуальность в психиатрии и в общей врачебной практике. В своей повседневной работе участковый врач, семейный врач нередко сталкиваются с клиническими случаями, которые невозможно объяснить без учета психосоматических взаимосвязей. Это требует от врача специальной дополнительной подготовки по вопросам психосоматической медицины. Все более очевидной становится значимость и взаимодействие специалистов различного профиля (интерниста, психиатра, психотерапевта, психолога) для своевременной диагностики и адекватного лечения больных в первичном звене медицинской помощи. Новые подходы к совершенствованию медицинских знаний отражают интеграцию научных и практических достижений междисциплинарного характера. Возрос интерес специалистов в области внутренней медицины к проблемам личности, изучению соотношений соматического и психического. Все более значимой стала потребность в восполнении дефицита знаний медицинской психологии, в необходимости формирования психосоматического подхода к врачеванию.

Несомненным достоинством учебного пособия является его наглядность в виде таблиц, схем, рисунков. Они отражают теории и модели психосоматической медицины в их исторической последовательности, которые представлены зарубежными и отечественными школами от истоков до современного понимания предмета психосоматики, систематики психосоматических расстройств.




ПРЕДИСЛОВИЕ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Учебное пособие будет полезным для студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, факультета клинической психологии, а также для практикующих врачей общесоматической сети. Оно позволит врачам различных специальностей восполнить необходимый дефицит знаний в области психосоматической медицины. Его материалы могут быть включены в соответствующие программы обучения на кафедрах психиатрии и внутренних болезней при подготовке врача общей практики с учетом психосоматической ориентации.

Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования и унифицированной программе системы вузовской подготовки студентов. Целесообразность издания данного учебного пособия несомненна.

 

Профессор кафедры поликлинической терапии ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Росздрава», доктор медицинских наук Н.П. Гарганеева

 


ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Психосоматика – наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой (В. Бройтигам с соавт., 1999).

Психосоматика, будучи междисциплинарным научным направлением, находясь в рамках медицины, служит лечению заболеваний; как отрасль клинической психологии исследует личностные и поведенческие реакции, связанные с болезнью, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции; как раздел психотерапии корригирует деструктивные для организма формы эмоционального реагирования и поведения.

Использование психосоматического подхода позволяет оценить динамическую взаимосвязь разноуровневых компонентов человеческой деятельности, имея в виду духовные и организменные функции. Такая диагностика опирается не только на инструментальные (физикальные, параклинические) признаки органного (системного) расстройства, но и личностную реакцию на развивающуюся болезнь.

Совершенно очевидно, что во всем мире интерес к психосоматическим взаимоотношениям возрастает, что находит подтверждение и в отечественной медицине. В чем причина этого интереса? За последние годы изменилась структура заболеваемости и смертности, возрастает группа неэпидемиологических, неинфекционных соматических заболеваний, в генезе которых психогенные факторы играют значимую роль, происходит своеобразная «экспансия» психических расстройств (В.Я. Семке, 2004).

Первоначально термином «психосоматические» обозначались так называемые специфические заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (эссенциальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.). Сегодня понятие «психосоматические»


ВВЕДЕНИЕ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

значительно расширилось. В клинической практике возникло свое понимание психосоматических заболеваний. Оно охватывает, прежде всего, соматические нарушения без однозначного органического субстрата (соматоформные расстройства). Под такое определение попадали и картины болезни, исторически обозначавшиеся понятием «истерия» (С.А. Кулаков, 2000).

Научные достижения ХХ века позволили возвести психосоматическую медицину в ранг науки, которая не только может толковать наблюдаемые расстройства, но и эффективно лечить их. Развитие психосоматического направления в медицине позволило не на словах, а на деле реализовать один из важнейших принципов медицины «лечить не болезнь, а больного» (Ю.Г Тюльпин, 2004).

По мере интеграции психиатрии в общую медицину очевидной становится потребность в обсуждении проблем, связанных с психическими расстройствами, наблюдающимися в общемедицинской сети. Речь идет об огромном контингенте «трудных больных» со стертыми, атипичными формами психической патологии, коморбидными соматическим заболеваниям. В подобных случаях именно психическая патология нередко принимает на себя «ответственность» за повышение частоты обращений за медицинской помощью, недостаточно обоснованных повторных обследований и риска диагностических ошибок. Патология этого круга представляет собой часть сложной психосоматической проблемы, включающей ряд междисциплинарных аспектов (вопросы полипрофессионального взаимодействия, создания новых форм помощи, обоснования принципов терапии, совершенствования квалификации интернистов и психиатров и пр.). Ответом на вопрос времени становится сегодня реализация программ, углубляющих знания специалистов в области психосоматической медицины (А.Б. Смулевич, 2006).


 

ВВЕДЕНИЕ

Высшее профессиональное образование по специальностям «Лечебное дело» (060101), «Педиатрия» (060103) требует накопления знаний об особенностях и закономерностях проявления, течения и исходов психосоматических расстройств, об их месте в современных классификационных системах, о присущих им синдромах. Оно предусматривает обучение способам и методам выявления психосоматических феноменов для составления адекватной программы психокоррекционных мероприятий таким пациентам.

Учебное пособие включает 17 разделов, освещающих с помощью текстовых слайдов, таблиц, схем современные представления о психосоматических расстройствах. Оно может быть также использовано на факультете последипломного образования для подготовки клинических интернов и ординаторов, занятий с курсантами при прохождении первичной специализации и тематических циклов усовершенствования по различным врачебным специальностям. Учебное пособие будет полезным и студентам факультета клинической психологии при изучении «Основ психосоматики» и проведении «Практикума по психосоматике». Предлагаемое учебное пособие позволит врачам общемедицинской сети восполнить дефицит необходимых знаний в области психосоматической медицины. Издание преследует цель улучшить качество самостоятельного освоения дисциплины.

 

Заведующий кафедрой психи- атрии и клинической психоло- гии ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, член-корреспондент РАЕН, профессор А.В. Погосов

 

 


ПРЕДМЕТ ПСИХОСОМАТИКИ, СИСТЕМАТИКИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.