Христианская мирная конференция 9 глава
Ведь я —не 18-летний призывник, и не бросишь ему свысока: «Как ты дошел до жизни такой?». Тыловик-канцелярист видит перед собой «не мальчика, но мужа», и на подобный вопрос он может получить симметричный ответ: «Простите, а как Вы дошли до такой?». Но сказать что-то надо, и вот звучит нейтральное: «А что, в Москве тоже есть.., как это? Академия?» «Твердо и осмысленно» уточняю: «Не в Москве, а в Загорске (ныне — Сергиев Посад)». Говорить больше не о чем: проявишь интерес к «неформалу» — поплатишься погонами.
— Характеристика останется у нас. Когда будет надо — вызовем повесткой. Свободны.
... «С трепетом» жду вызова вот уже больше 30 лет. По возрасту давно положено сниматься с воинского учета. А повестки все нет и нет. Так и бегаю в младших лейтенантиках... Но эти воспоминания, составившие целую книгу, не нужно воспринимать как «синдром лейтенанта, не ставшего генералом». Владыка Никодим вообще был «рядовым запаса, ограниченно годным в мирное время к нестроевой»...
А «вызов» мог последовать не только в военкомат. Ведь 70-ю и 190-ю статьи УК в те годы никто не отменял; их всегда можно было предъявить «оступившемуся» «по вновь открывшимся обстоятельствам». И «комплекс вины» «перед родиной, перед партией и лично перед товарищем Андроповым» не давал спать спокойно аж до конца 1980-х годов.
«Маразм крепчал», но хватка органов слабела. Вспоминает Павел Кузнецов, обозреватель газеты «Хроника».
В октябре 1986 года, уже при Горбачеве, у нас на квартире был обыск. Точнее не обыск, а «добровольная сдача антисоветской литературы». Разница существенна — для обыска даже тогда нужен был ордер. А если они вдруг ничего не найдут? Провал. И для обыскиваемого безопаснее.
Никаких протоколов и понятых. Тогда, в октябре, меня не было в городе. К историческому факультету ЛГУ, где работала моя подъехала черная «Волга» (как в кино) и забрала ее для беседы. Беседа длилась часов пять. Доблестные органы дали возмомс-ность выбора: либо как только ваш муж ступит на перрон Московского вокзала, мы берем его «тепленьким», либо «добровольная» сдача и — никаких проблем.
Жена пошла на разумный компромисс. Один из гэбистов был явно простоват. Ему выдали перепечатку джойсовского «Улисса» из довоенной «Иностранки», и он радостно бросился к напарнику: вот смотри! Тот брезгливо поморщился: нет, это можно. Он был почти «интеллектуал», и в степени крамольности литературы разбирался. Первые выданные книжки (точнее, ксерокопии) его несколько разочаровали — Бердяев, «Вестник РХД», «Лолита» (порнография) и что-то еще — для отчета начальству этого явно не хватало. Но затем в случайно открытом ящике стола нашлось то, что нужно: Владимир Буковский «И возвращается ветер» и копия «ардисовского» «Котлована» с предисловием Бродского. Этого было уже достаточно! И меня можно было не брать на Московском вокзале. В декабре вернули из Горького Сахарова, а в январе начали выпускать диссидентов. Страна перевернулась за два месяца. «Котлован» был напечатан в июньском номере журнала «Знамя», но еще раньше, в мае, мне позвонили из Большого дома, —мол хотим вернуть вам всю конфискованную литературу... Очень любезно! Когда я забирал книги, разговор зашел о Платонове. Продвинутый гэбист удивился, что это за писатель, читать невозможно, и зачем мы за ним охотились? И, правда, зачем? Великий писатель был законопослушным гражданином, после войны работал дворником при Литин-ституте. Но, отдавая литературу и видя мой торжествующий вид, «интеллектуал» усмехнулся — он всегда был склонен к черному юмору: «Вы что думаете, —победили? Запомните, Земля, она круглая. Сегодня вы нас к стенке, а завтра — мы вас». Я уходил победителем... Кстати, «Лолиту» мне так и не вернули. Похо-
же, понравилась
«Диагноз был снят» только 27 октября 1989 г.; именно в этот день в «Известиях» было опубликовано интервью члена Политбюро ЦК КПСС, председателя КГБ СССР В.А.Крючкова. Теперь настал его черед выступить с «покаянкой».
Следует отметить, что пятые подразделения КГБ в своей
работе руководствовались действовавшими законами. В этой работе были и ошибки, и недостатки, и, к сожалению, перегибы. Это обусловливалось отчасти и тем, что существовавшее тогда законодательство, например, ст. 70 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда), ст. 190-1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственый и общественный строй) и некоторые другие, было недостаточно четким, что позволяло трактовать его расширительно и в известном смысле субъективно. Как следствие этого, порой по малозначительным фактам органы КГБ профилактировали советских людей, брали на себя в какой-то мере функции других государственных и общественных органов, а в некоторых (1 — а.А.) случаях и привлекали к уголовной ответственности.
В условиях демократизации и развития гласности в работе правоохранительных органов многое существенно изменилось. Это нашло свое отражение в новых правовых актах, в разработке которых участвовали и органы КГБ.(Это к вопросу о разделении функций судебной и исполнительной власти. — а. А.) Статья 190-1 из УК РСФСР исключена. Принимаются аналогичные решения по уголовным кодексам других союзных республик. Верховный Совет СССР изменил статью 7 Закона «Об уголовной ответственности за государственные преступления», в которой теперь четко говорится, что преступлением признаются публичные призывы к насильственным свержению или изменению советского государственного и общественного строя (привет участникам ГКЧП и товарищу Крючкову лично! — а. А.), а также распространение с этой целью материалов такого содер-Таким образом, признаки состава преступления сузились и стали конкретнее. Сами по себе мысли и убеждения, какими бы они ни были, если они не реализуются в указанные в законе действия, не образуют состава преступления. Они относятся к области идей мировоззрения конкретных лиц, а это уже сфера деятельности других государственных и общественных организаций (местком, профком, партком. — а. А.), а не органов госбезопасности411.
Шеф КГБ скромно умолчал о том, что Указ от 8 апреля 1989 г. заменил статью 190-1 на статью 11-1. Она предусматривала наказание лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до 2-х тысяч рублей за «оскорбление или дискредитацию государственных органов и общественных организаций».
Формулировка статьи поразила многих советских юристов. Она оказалась жестче предыдущей. Если, как указывали юристы, в правовом государстве можно доказать на суде, что в текстах или выступлениях обвиняемого не было «заведомо ложных измышлений», интерпретация отсутствовавшего в советском праве понятия «дискредитация» оставлена воле судьи. К тому же речь идет о дискредитации «государственных органов и общественных организаций»: под это определение можно подвести любое высказывание. Как это было с пунктом 10 знаменитой 58-й статьи, каравшим за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Замечательным примером применения 10 пункта было осуждение на десять лет пастуха,
„ 412
обозвавшего колхозную корову «проституткой»
Ничего такого в «разъяснениях» Крючкова не было. А в конце интервью — «проговор» по Фрейду: «Динамичные процессы, происходящие в нашем обществе, а также на международной арене,требуют от чекистов адекватной и быстрой реакции»413. Сотрудники КГБ, привычно называя себя чекистами, невольно настаивали на своем родстве с организацией преступной и страшной. Трудно себе представить, что в сегодняшней Германии агент спецслужб скажет: «Мы, гестаповцы...».
«Электрический стул»'
Как-то, гуляя с владыкой Никодимом по лаврскому саду, мы
затронули в разговоре «политику». И я в шутку спросил его: какая
разница между демократией и социалистической демократией? _ ?
— Такая же, как между стулом обычным и электрическим.
Святитель юмор оценил; ему самому часто приходилось быть «под напряжением». Мог ли я предположить, что пройдут годы, и меня самого насильно усадят в подобное кресло, где сильно «тряханет»?
Начиная с 1982 г. митрополит Антоний (Мельников) стал усиленно навязывать мне должность инспектора, но несколько раз получал от меня решительный отказ. Но «заходы» продолжались: архиерею нужно было убрать с этой должности честного и принципиального профессора-протоиерея Василия Стойкова. После каждой оеседы я предупреждал о. Василия, что над ним «сгущаются тучи» и что я не намерен участвовать в «крысиных гонках».
Однако в сентябре 1983 г. митрополит произвел «рокировку»: убрал о. Василия, а мне всучил указ о назначении на освободившуюся должность. Отказаться — это значило идти на полный разрыв с правящим. А в то время в отношении него у меня были еще какие-то иллюзии. Но с моей стороны было условие: согласен «отбыть срок», но не больше двух-трех лет. И вот вхожу в инспекторский кабинет, в тот самый, откуда 11 лет назад комитетчики уводили меня на обыск под немигающим взглядом протоиерея В. «Ирония судьбы или с легким паром»! «Парилка» началась сразу же после «ноябрьских».
Кто не застал это время, поясню. «День 7-е ноября — красный день календаря» — празднование очередной годовщины Великой Октябрьской соцалистической революции (ВОСР). После 1991 г. праздничная дата стала отмечаться как «<?емь примирения», но абсурд этого был очевиден. Это все равно, что во Франции «день примирения» между католиками и протестантами отмечался бы под праздник св. Варфоломея («Варфоломеевская ночь»). Или какую-нибудь гипотетическую «Неделю немецко-израильской дружбы» начинать в канун «Хрустальной ночи». (В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. [тоже «ноябрьские»]] по всей Германии прошли еврейские погромы). В последний раз в России «ноябрьские» отметили осенью 2004 г.
Утром захожу в свой «вольер» и снимаю трубку надрывающегося телефона. Дрожащий голос правящего.
— Вчера вечером случилось ЧП. Три студента академии были задержаны милицией; был составлен протокол. Немедленно исключайте их из академии! Через час доложить!
Приглашаю в кабинет дежурного помощника инспектора, и от него узнаю подробности. Действительно, трое наших «студиозусов» вернулись в здание академии с опозданием — после вечерней молитвы. Их допоздна продержали в отделении милиции: «устанавливали личности». Как же их угораздило попасть в райотдел? А вот как.
Изучая в академии апологетику, наши «пытливые умы» решили применить свои знания на практике. «Войдя в контакт» с молодыми баптистами, они решили провести богословский диспут на тему: «Чья вера лучше?». И вот, в разгар этого собеседования комитетчики ворвались в помещение и скрутили каждого из начинающих «златоустов»: «Вывели болезного, руки ему за спину и с размаху бросили в черный воронок».
А ведь дискуссия затрагивала такие вопросы, как иконопочита-
ние, оправдание верой, почитание святых угодников Божиих. Где же здесь «антисоветский умысел» и «заведомо ложные измышления, порочащие советский строй»? Но на то «органы» и «компетентные» : важно не то, о чем говорят, важно — кто говорит. Ведь лидер молодежной баптистской «устойчивой группировки» — сам Валерий Баринов! Итак, «кто есть кто».
Эта история началась еще в далеком 1982 г. Уверовавшему поэту и музыканту Валерию Баринову удалось собрать тогда единомышленников, образовавших христианскую рок-группу «Трубный зов». Невзирая на запрет религиозной пропаганды, они пишут рок-оперу со вполне прозрачным названием «Второе пришествие». Местные общины помогать «Трубному зову» не рискнули, зато зарубежные баптисты предоставили Баринову высококлассную студию под Таллином, где была осуществлена звукозапись.
Подпольный выпуск магнитоальбома поначалу не вызвал ничего, кроме тотальной злобы. «Независимые» рок-критики обвинили группу в примитивизме, агрессии, сумрачной экзальтации. Братский совет баптистов отлучил Валерия Баринова от общины. Власти устроили травлю с арестами, обысками, психушкой, принудительными инъекциями аминазина. Но, как явствует из действий Баринова и Сергея Тимохина (другого участника группы), они ощущали себя не просто радикальной «тусовкой андеграунда», а проповедниками, зовущими народ к покаянию:
Есть, есть еще время,
Покайтесь! Есть, есть еще место,
Спасайтесь!
С точки зрения рядового «совка» это были люди, как сказали бы сейчас, «со съехавшей башней». Они обратились к брежневскому руководству с просьбой разрешить группе официальные гастроли, но когда поняли, что из этого ничего не выйдет, передали рок-оперу на радио Би-би-си, а сами стали готовиться к записи второго альбома414.
То, что сегодня открыто делает энергичный православный миссионер — диакон Андрей Кураев, собирая под сводами московского храма Христа Спасителя толпы молодежи, четверть века назад считалось криминалом. Но это еще «цветочки». «Изюминкой» было то, что Баринов был связан с... Кестон-коллеждем!!!
А в те времена это приравнивалось к контактам с НТС («Народно-Трудовой Союз»). Найденный при обыске журнал «Посев» гарантировал владельцу «гарантийку» (минимальную пайку) в лагерной зоне.
В течение ряда месяцев Валерий Баринов был «под колпаком» КГБ и находился в «оперативной разработке»: «наружники» отслеживали все его контакты и пытались отсечь «антисоветчика» от официально зарегистрированной общины евангельских христиан-баптистов. И когда наши «симеоны новые богословы» отправились в молитвенный дом на Поклонной горе, чтобы провести там диспут, то оказались перед закрытыми дверями. Но Баринов, подрабатывавший ночным сторожем на стройке, не растерялся и пригласил «господ диспутантов» в свою времянку-вагончик, стоящий неподалеку на стройплощадке. А через четверть часа сюда-то и подкатил милицейский воронок...
Выловив в лице Баринова крупную «щуку», оперативники извлекли из «невода» и наших «премудрых пескарей». Кое-кто из них попал в «поле зрение органов» впервые, а кто-то уже «числился за Комитетом». «Фигураном №1» с православной стороны был студент, учившийся на третьем курсе ЛДА. Впоследствии, после «хождения по мытарствам», он был рукоположен во иерея. Поскольку литеры от «А» до «В» уже заняты, назовем его «протоиерей Г.».
С владыкой Никодимом Г. познакомился довольно поздно. Его первая (и последняя) встреча с митрополитом состоялась за полгода до кончины святителя. Выпускник престижного вуза, Г. работал в то время в Институте экономики Академии наук и учился в аспирантуре. В Москве он часто бывал в Елоховском соборе на патриарших богослужениях, где Святейшему Патриарху иногда сослужил митрополит Никодим. Бывая в городе на Неве, Г. посещал храм ЛДА; несколько раз он присутствовал там при совершении литургии апостола Иакова, которую возглавлял митрополит Никодим.
В один из майских дней 1978 г., по окончании богослужения, знакомий семинарист представил Г. владыке, но у юноши еще не было намерения, ставить крест на светской карьере. Более того, имелась некоторая настороженность в отношении «либеральной» академии и «прогрессивного» митрополита: эта предубежденность возгревалась в московских кругах, близких к «пименовскому окружению».
«Аудиенция» проходила в садике перед зданием академии. 334
40 минут владыка-«экуменист» прогуливался с молодым «экономистом». Обменявшись с «юношей, обдумывающим житье», несколькими фразами, святитель почувствовал, что тот еще не готов к поступлению в семинарию. И деликатно не стал развивать эту тему, оставив вопрос открытым: «Приезжайте к нам в июне посмотреть на белые ночи!».
— Я не помню, о чем мы тогда говорили, — вспоминал о. Г. Но после беседы сразу почувствовал: этому архиерею и этой академии я доверяю полностью.
В качестве студента Г. перешагнул порог академии в сентябре 1980 г.... Осенью 1983 г. в жизни студента третьего курса ЛДА началась «темная полоса». И его «легкий челн» не смог укрыться от шторма в безопасной гавани...
В отличие от Баринова, которому «светил срок», «вредоносный» Г. ходил «на грани фола». Тиснуть статью под псевдонимом в «Вестник РХД» —попробуй, докажи авторство. Пойти в Третьяковку и в зале древнерусской живописи начать демонстративное чтение акафиста перед Владимирской иконой Божией Матери — это еще не криминал. (Кстати, о чудотворной иконе. Ее судьба тоже решалась на Старой площади и у «смежников».)
Из архива ЦК КПСС. 4-09.1989. Вопрос о передаче Московской Патриархии иконы Владимирской Богоматери, находящейся в Государственной Третьяковской галерее, передать для дополнительной проработки Министерству культуры СССР. Зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто»415.
В общем, на Литейном от «материалов» на Г. ломился сейф. Но «трогать его не моги»: будет много шума; кроме всего прочего, Г. — «отличник учебы» и первый иподиакон викарного архиерея. А тут —удачный расклад: викарий в загранкомандировке, и «антисоветскую триаду» во главе с Г. можно выкурить из академии руками инспектора, а потом «стравить» его с ректором.
Надо спасать ребят во что бы то ни стало. Что бы сделал в этой ситуации в этом же кабинете недоброй памяти протоиерей В.? Взял бы «под козырек», и было бы как у поэта, в песне: «Ну а наутро он продал всех подряд... ». Вспоминаю, как «прикрыл» меня в свое время владыка Никодим, и решаю: моими руками они этого не сделают!
Полчаса ушло на созыв «экстренного воспитательского совещания» в узком кругу помощников инспектора. Ввожу «ограниченный контингент» в курс дела. Что нам известно официально? То,
что три студента пришли в общежитие академии после отбоя, и это, как положено по инструкции, было отмечено в журнале дежурных помощников. А все остальное — неофициально, по звонку. А мы — не из семейства «-позвоночных» и дергать себя за ниточки не дадим. А если, предположим, придет официальная бумага из райотдела милиции: «Задержаны при проведении религиозного собрания без предварительного разрешения местными органами власти», — так это всего лишь административное нарушение, и «высшая мера» — штраф 50 рублей. (Перешли вы улицу на красный свет. Заплатили трешку штрафа постовому. Но никому не придет в голову увольнять вас с работы. Это в гитлеровской Германии не разрешалось проводить ни занятий по пению, ни вечеров, посвященных разбору Библии, если об этом за месяц не сообщалось властям)416.
Подвожу итоги «совещания». Едет мужик зимой из леса в деревню, и догоняют его волки. Мужик сбрасывает тулуп и нахлестывает гнедую. Хищники бросаются на овчину, а крестьянин, «на дровнях торжествуя», уходит от погони. Предлагаю снизить нарушителям балл по поведению за опоздание: главное — выиграть время. Приедет викарий, примет эстафету и прикроет.
Помощники-коллеги согласны, и мы «на колене» составляем «экстренный протокол». А затем «прикладываем руку»: иеромонах Маркелл (Ветров), иеромонах Иннокентий (Павлов), иерей Александр Ранне. Но у четвертого «дрогнула рука», и он сдавленным голосом умоляет: «Можно не упоминать моего имени? Я человек семейный, мне надо кормить детей!». С пониманием даем ему «отпускную грамоту»: если подпишет, то, как потом дети будут без отца?
Вспоминает игумен Иннокентий (Павлов).
«Это был первый год моего преподавания в лининградских духовных школах. Помню, как-то ранним утром о. Августин, зная, что я в стенах академии, позвал меня на "чрезвычайное воспитательское совещание". Прежде чем ставить перед Ученым советом вопрос об исключении, требовалось такая формальная процедура: без нее никого исключить было нельзя. На том совещании в мою обязанность входило составление протокола, и я никогда не забуду фразу, которую я тогда записал. Она представляла собой не что иное, как гейисИо ай аЬзигд.ит: "студенты такой-то, такой-то и такой-то глубоко раскаиваются в случившемся". Для той публики, которая потом должна была знакомиться с протоколом, эмоционально это прозвучало бы сильно, а рационально —
это полнейший абсурд». Совещание закончено, и тут же — звонок «сверху».
— Ну, как, исключили?
— Нет, владыка. Решили снизить балл по поведению!
— Трубка срывается на визг: «Вы еще пожалеете!» Архиерей бросает трубку; моя тоже ложится на рычаг, после
чего выдергиваю вилку из штепселя, чтобы отключить телефон: в ваших играх участвовать не намерен!
«Пожалеть» пришлось очень скоро. Потянулись годы «поражения в правах». Г. и К° (компания) после ЧП были все же исключены (но не моими руками) и находились в опале вплоть до разгона ГКЧП. Что касается их оппонентов по богословскому диспуту, то из сторожки они попали под стражу. Поскольку записать второй альбом «Трубного зова» в Союзе было уже нельзя, Баринов и Тимохин планировали перейти границу, записать альбом в Финляндии... и вернуться обратно в Ленинград. Их поймали на лыжне в Западной Карелии: Тимохину присудили два года исправительных работ, Баринов же едва не погиб в лагерях и вышел на свободу лишь в 1987-г.
На что же рассчитывали «бременские музыканты»? Система охраны государственной границы СССР преподавалась как специальный курс в школах КГБ и МВД и была возведена таким образом вранг науки. Учебника по этой «охранной» науке наши беглецы не читали, но об оснащении и устройстве рядового участка советской границы им узнать было бы интересно — и не на нарах, а до побега.
Элементы границы, если двигаться из глубины страны к ее рубежу, таковы.
1. Пограничная полоса. Это — примыкающий к границе район. Населению позволено здесь проживать, но всякий житель должен иметь особоена то разрешение с отметкой в паспорте. Для въезда впограничную полосу и даже для проезда через нее требуется специальное разрешение органов милиции. Контроль проводится военныминарядами пограничных войск. Всех оказавшихся в пограничной полосе без такого разрешения задерживают и выясняют цельих появления в запретном районе.
2. Укрепленная полоса. Ее ширина —в среднем 100 метров. На полосе размещены различные так называемые «приграничные системы».
а) Забор из колючей проволоки на бетонных столбах с козырька-
^- оре имеется много ворот, которые открываются с погран-
авы припомощи телереле. Для того, чтобы дежурный связист
на заставе включил реле, пограничник должен позвонить ему по телефону и сообщить код-цифру, каждый день новую, даваемую начальником заставы. Вдоль границы на нейтральной полосе расположены столбы с ячейками, к которым пограничник подключает висящую у него на поясе телефонную трубку. Проволока забора находится под малым электрическим напряжением; прикосновение сдвигает провода или козырек на столбе, и тогда на заставу поступает сигнал.
б) Сразу за забором пролегает контрольная следовая полоса (КСП) шириной в пять-шесть метров. (А наши барды считали, что КСП — это Клуб самодеятельной песни?! — а. А.) Она регуляр но перепахивается, так чтобы на рыхлой земле отпечатывались все следы.
в) Далее идут заграждения из колючей проволоки витками, а также натянутые на низких колышках.
г) В траве и зарослях проложена скрытая «система» — незамет ные стальные проволочки с петлями. «Если человек бежит в за рослях и попадает ногой в стальную петлю, он падает, пытается встать, попадает в другую такую же петлю... рассказывал пере шедший на Запад советский солдат-пограничник. — Чем больше он старается высвободиться, тем сильнее затягивают его эти петли. У нас даже проводились опыты — заставляли кого-нибудь залезть в "систему". Никому вылезти ни разу не удалось».
На укрепленной полосе находятся вышки, и пограничники с биноклями просматривают местность.
3. Нейтральная полоса, или, как ее иногда лирически называют, «ничья земля». Хотя она ничья, по ней патрулируют вооруженные автоматами пограничники с собаками, по два человека. Начальники застав обязаны, чтобы еще больше затруднить нелегальный переход границы, часто менять часы смены постов и маршруты патрулирования границы. Жители пограничной полосы, несмотря на отметку в паспорте, допускаются на нейтральную полосу только по дополнительному специальному разрешению и под охраной двух вооруженных солдат.
Приказ открывать огонь по беглецам, ассоциировавшийся на Западе с границей ГДР, давно уже существовал для советских пограничников. За убийство беглеца пограничник получал государственную награду — медаль «За отвагу», хотя в общем нужно не так много отваги, чтобы из автомата застрелить в спину безоружного человека. В назидание пограничникам политработники рассказыва-
ли даже, как убежавшего за границу начальника одной из погранзастав «советские люди нашли и пристрелили». Впрочем, беглеца (официально «нарушителя») стараются взять живым. Выигрывает ли он от этого, трудно сказать.
Ну, а если «нарушителю» все-таки удается преодолеть все препятствия? Тогда, если только для этого есть какая-либо возможность, за ним устраивалась погоня. Сколько раз поисковые группы советских военнослужащих отправлялись в Западный Берлин ловить беглецов! В годы оккупации Австрии такие же группы высылались по тревоге в занятые западными войсками секторы Вены.
Ловля беглецов вне пределов советской территории не имела ровно никакого правового основания. Расчет при проведении таких операций — на то, что западные власти стушуются и молчаливо разрешат ловить на своей территории советских граждан, как беглых рабов. Такой расчет иногда оправдывался. Поддавшись настояниям Москвы, граничащая с Советским Союзом несоциалистическая Финляндия (не говоря уже о социалистических странах) не раз выдавала советским властям беглецов, поверивших словам о праве на политичское убежище.
Надо отдать должное Советскому правительству, что оно и не подумало отплатить эту услужливость той же грязной монетой. Отто Куусинен, возглавлявший после нападения СССР на Финляндию в конце 1939 г. марионеточное «народное правительство Финляндии», не только не был выдан на суд, но сделался членом Президиума и секретарем ЦК КПСС417.
А Баринов и Тимохин были кандидатами не в ЦК, а в з/к. На суде присутствовал представитель руководства местной общины евангельских христиан-баптистов. Вызванный в качестве свидетеля, он, не моргнув глазом, заявил: подсудимые из общины исключены, от Церкви отлучены. (Прямо по Евангелию: «Пришел к своим и свои Его не приняли» (Иоан. 1,11). И тогда старший пресвитер по Северо-Западу, честный и принципиальный человек, в сердцах бросил «заангажированному»: «Это тебе не простится и на Страшном суде!».
Когда избитый урками Баринов доходил в лагерном бараке, сотни кассет с записями «Второго пришествия» произвели нечто вроде религиозного шока среди советской молодежи, никогда до того не задумывавшейся о существовании Господа. В песнях «Трубного зова» не было никакой политики. Никакой антисоветчины — только плач о грехах и призыв открыться Христовой любви.
Писатель Юлий Даниэль, отбывавший срок за «несвоевременные мысли», определил зону как край непуганых идиотов. Во всяком случае, наличие в лагере агитационного плаката с цитатой из Горького: «Нет ничего прекраснее, чем свободный труд свободно собравшихся людей!», заставляло серьезно усомниться в умственных способностях местного начальства. Но даже этот не к месту пришпандоренный лозунг явно проигрывал в идиотизме простому и ясному: «Ленин с нами!» Такого не придумаешь в анекдоте. Один баптист, сидевший в лагере, говаривал соседям-социалистам: «Хорошие вы ребята, а вот неверующие, в ад попадете. А в аду никаких сковородок — только газета «Правда» и телевизор, по которому все время Брежнев выступает, — ни кофе, ни чаю»418.
Согласно эсхатологическому «сценарию», пророческое слово должно непременно воскреснуть. Чудо воскрешения «Трубного зова» произошло на наших глазах. Его земному инициатору, продюсеру Александру Сплошнову, удалось разыскать в Белоруссии мастер-ленту 1983 г. Затем в течение двух лет реставрировали рвущийся вокал Баринова. Как признавались сами участники проекта, постоянным источником вдохновения для них служили картины Владислава Провоторова (ныне православного священника), особенно его цикл «Семь трубных гласов» (1991-1992)419. В начале 1990-х за такие композиции уже не сажали...
...В 1985 г., по истечении двухлетнего срока пребывания в должности инспектора, я подал прошение об отставке. А опала стала ослабевать лишь после кончины митрополита Антония. В 1989 г. владыка Ленинградский и Новгородский Алексий, «прикрывавший гонимого», предложил мне подумать о епископском сане. Признательный за благорасположение, я, тем не менее, деликатно отказался и до сих пор об этом не жалею. Использую свои силы на церков-но-научном поприще. Слишком сильно в подсознании закрепился условный рефлекс: надо держаться подальше от высоковольтного щитка с надписью: «Не влезай. Убьет!». Ведь владыка Никодим «сгорел», не дожив до 50-ти...
Держитесь, ребята, держитесь! С подонками будьте на «ты». Еще вы стране пригодитесь На случай кромешной беды.
Держитесь за звуки оркестра, Что боль причиняли сердцам,
И лишь не держитесь за кресло, Что будет предложено вам420.
Когда-то Александр Фадеев, возглавлявший Союз писателей, пожаловался Сталину: «Инженеры душ человеческих» — косноязычные пьяницы и подонки, а пишут в основном друг на друга. И Сталин ответил: «У меня нет для Вас других писателей. Работайте с этим "материалом!"».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|