Христианская мирная конференция 7 глава
1988 г., разгар перестройки, но Старая площадь все еще продолжает «подковерные игры». В их ряду-Записка отдела пропаганды «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде
в связи с 1000-летием введения христианства на Руси». Там были такие строки: «С целью нагнетания антисоветизма в ранг святых возведен царь Николай II, члены его семьи и несколько тысяч белогвардейцев, так называемых "убиенных мучеников"». Эту записку и принятое по ней секретное постановление секретариата ЦК КПСС, скрепляет подпись одного из «прорабов перестройки» — Александра Николаевича Яковлева379.
А после 1991 г. бывший перестройщик ни слова не сказал, чтобы не вспомнить Библию, прогрессивность религии. В числе «интересных дат», отмеченных в конце 1980-х годов он ставит рядом: 1000-летие крещения Руси (об опасности этого юбилея он предупреждал еще в 1988 г.), 200-летие Французской революции, 100-летие Интернационала.
Александр Яковлев цитирует Ленина в поддержку своей миротворческой платформы. На этот раз он вспоминает указание вождя о том, что революционер никогда не должен терять способность «самым хладнокровным и трезвым образом соображать, взвешивать, проверять, в какой момент, при каких обстоятельствах, в какой области действия надо уметь действовать по-революционному, и в какой момент действия перейти к действию реформистскому»380. Если бы Александр Яковлев позволил Ленину говорить дальше, мы бы прочли: «Надо уметь пойти на все и всякие жертвы, даже — в случае надобности — на всяческие уловки, хитрости и нелегальные приемы, умолчания, сокрытие правды... ».
Вот как сам Александр Яковлев оценивал свои поиски «дороги к храму».
Начал я свою деятельность в высшем эшелоне власти с принципиально ошибочной оценки исторической ситуации. Во мне еще жила какая-то надежа в возможность сделать нечто разумное в рамках социалистического устройства. Лелеял миф, что Его Величество Здравый Смысл возьмет, в конечном счете, верх над немыслием и неразумием, что все зло идет от дурости и корысти номенклатуры.
Отсюда и возникла концепция «обновления» социализма. Мы, реформаторы 1985 года, пытались разрушить большевистскую церковь во имя истинной религии и истинного Иисуса, еще не осознавая, что и религия обновления была ложной, а наги Иисус фальшивым. На поверку оказалось, что никакого социализма в Советском Союзе не существовало, а была власть вульгарной дипломатической диктатуры. А наши попытки «выдать замуж: за
доброго молодца старую подрумяненную гилюху сегодня выглядят просто смешным»381.
О цинизме большевистских властей говорят такие факты. В храмах устраивались всякие склады, конюшни, овчарни, свинарники. За годы, когда Александр Николаевич занимался идеологией, различным конфессиям было передано около четырех тысяч храмов, мечетей, синагог, монастырей, молитвенных домов. За большие заслуги перед Православной Церковью Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наградил Александра Николаевича Яковлева орденом Сергия Радонежского382.
... В 1992 г. на слушаниях по «делу КПСС» эксперт со стороны коммунистов задал Яковлеву вопрос: «Вы агент ЦРУ?». — «Спасибо за вопрос, — медленно произнес Александр Николаевич. — На мгновение замер, силясь что-то вспомнить, и наконец изрек: — Мои хозяева в ЦРУ сказали мне, что Вы — агент израильской разведки, но я этому не верю».
... Начало третьего тысячелетия. Храм Христа Спасителя, Божественная литургия, тезоименитство Святейшего Патриарха. В алтаре толпятся «охотнорядцы», многие из них «спланировали» в Думу со Старой площади. Под объективами телекамер медленно движется очередь: «красно-коричневые», «демшиза», либералы, консерваторы, политические клоуны. У каждого в руках цветы и подарок для Святейшего. Кто-то «по-товарищески» жмет ему руку, но большинство, неумело складывая руки «лодочкой», подходит под благословение и лобзает первосвятительскую десницу. «Град Небесный» выше «града земного»...
«Органы не ошибаются!..»
Осенью 1972 г. автор этих строк, будучи студентом второго курса ЛДА, попал «под колпак Мюллера»: хранение так называемой «антисоветской литературы» (т. е. литературы, рассказывающей правду о «Советах»; в том числе —и о гонениях на Церковь). «Факт наличия распространения» гэбистам доказать не удалось, а владыка прикрыл меня своей широкой спиной. Вот как это было.
Последние числа августа 1972 года. В стенах академии шумно и многолюдно: абитуриенты, сдавшие вступительные экзамены в семинарию, ожидают решения приемной комиссии. А мои экзамены растянулись на целый год. Зачисленный сразу на первый курс академии, я должен был сдать шесть экзаменов за семинарию —
по тем дисциплинам, которые в академии либо уже не изучаются, либо преподаются в другом «разрезе». К концу лета сдано пять экзаменов, и вот готовлюсь к последнему — по догматике.
Из стен академии не выхожу почти неделю, чтобы не терять времени на дорогу до дома. Разве что прогуляешься по лаврскому парку, и снова за конспекты. В аудитории нашего (теперь уже второго) курса никого — однокашники еще не вернулись с каникул. Полная изоляция от внешнего мира: газет не читаю, «ящик» не смотрю, «голоса» не слушаю. И откуда мне было знать, что тогдашний шеф КГБ Юрий Андропов усилил борьбу с диссидентами, с самиздатом и поклялся изничтожить «Хронику текущих событий», рассказывавшую о произволе властей?
Ведь есть конструктивная критика и самокритика, а есть и «критиканство». «Миссмахер унд критикастер» — «Нытики и критиканы», словосочетание, которым часто пользовался министр народного просвещения и пропаганды д-р Геббельс для обвинений в
адрес недовольных нацистским режимом инакомыслящих"" .
«Анализ распространяющейся в кругах интеллигенции и учащейся молодежи так называемой "самиздатовской" литературы показывает, что «самиздат» претерпел за последние годы качественные изменения, — докладывал Андропов в декабре 1970 г. — Если пять лет назад отмечалось хождение по рукам, главным образом, идейно порочных художественных произведений, то в настоящее время все большее распространение получают документы программно-политического характера. За период с 1965 г. появилось свыше 400 различных исследований и статей по экономическим, политическим и философским вопросам, в которых с разных сторон критикуется исторический опыт социалистического строительства в Советском Союзе, ревизуется внешняя и внутренняя политика КПСС, выдвигаются различного рода программы оппозиционной деятельности...
На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.
Примерно в конце 1968 — начале 1969 г. из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое "демократическим движением", которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: "имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих"; не при-
нимая четкой формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику; добивается легальности...
Централш распространения внецензурных материалов по-прежнему остаются Москва, Ленинград, Киев, Горький, Новосибирск, Харьков. В этих и других городах выявлено около 300 человек, которые, именуя себя "антисталинистами", "борцами за демократические права", "участниками демократического движения", занимаются выпуском как отдельных документов, так и сборников — "Хроники текущих событий", "Вестника Украины", "Общественных проблем" и т. п. Группой сионистски настроенных элементов в Москве, Ленинграде, Риге с 1970 г. начал выпускаться журнал под названием "Исход"...
Комитетом госбезопасности принимаются необходимые меры по пресечению попыток отдельных лиц использовать "самиздат" для распространения клеветы на советский государственный и общественный строй. На основе действующего законодательства они привлекаются к уголовной ответственности, а в отношении лиц, подпавших под их влияние, осуществляются профилактические меры.
Вместе с тем, принимая во внимание идейную трансформацию "самиздата" в форму выражения оппозиционных настроений и взглядов и устремление империалистической реакции использовать "самиздатовскую" литературу во враждебньас Советскому Союзу целях, полагали бы целесообразным поручить идеологическому аппарату выработать на основе изучения проблемы необходимые идеологические и политические меры по нейтрализации и разоблачению представленных в "самиздате" антиобщественных течений, а также предложения по учету в политике факторов, способствующих появлению и распространению "самиздатовских материалов "#384.
Но, в силу своего одряхления, окостенения режим был уже неспособен к политической гибкости и, когда через полгода ЦК принял наконец постановление «О мероприятиях по противодействию нелегальному распространению антисоветских и других политически вредных материалов», это был на редкость бессмысленный документ, сводивший все к комбинации репрессивных и воспитательно-пропагандистских действий.
А между тем в Москве начались обыски; об этом с черным юмором пишет Владимир Буковский.
«Москва привыкла к арестам, обыскам, судам и допросам — они
стали темой шуток и светских сплетен, как другие говорят о свадьбах, крестинах и новых нарядах. Появилась новая форма общения — ходить друг к другу на обыски.
Постоянно встречаясь со своими знакомыми, легко обнаружить, когда в их квартире происходит что-то подозрительное: к телефону никто не подходит, а свет в окнах горит. Или просто сговорились встретиться, а они пропали, не идут почему-то. И тут оке звонки по всей Москве — обыск у таких-то! Скорее в такси, и со всех концов уже летят гости. Точно, обыск. Всех впускают, а выпускать не положено. Набивается полная квартира, шум, смех. Повернуться негде. Кто-то приехал с бутылкой вина, кто-то с арбузом. Все угощаются, посмеиваясь над чекистами. Попутно пропадают в карманах гостей какие-то бумаги, лишний самиздат, неосторожно сохраненные письма и прочие вещественные доказательства — разве уследишь за такой толпой!
Взмокшие чекисты пытаются выгнать собравшихся — куда там! Все ученые — по закону выгнать во время обыска нельзя. Терпите. На столе УПК для всеобщего обозрения.
— Потише, граждане!
— А где сказано, что во время обыска нельзя шуметь? Покажите такую статью!
— Только понятые из домоуправления с ужасом глядят на этих нечестивцев»385.
... »Ловцы человеков» прошлись по столице «широким бреднем», захватив в свои сети крупный улов и рыбешку помельче. В числе прочих в мелкоячеистый невод попал один из моих знакомых, и у него была изъята записная книжка с адресами и телефонами. Там были мои координаты; информацию сбросили в Питер, на Литейный, и «Большой дом» взял меня в «оперативную разработку».
В моей комнате был проведен негласный обыск. Ведь это МВД может работать «втемную»: найдут «вешдоки» — хорошо, нет — извинятся. Но «органы не ошибаются», а «кто ищет, тот всегда найдет». Соседка по коммуналке не сболтнет: сама коммунистка, а сын — уголовник, сидит в лагере.
«Досмотр» проведен, кое-что обнаружено, и теперь можно выписывать ордер на обыск. Главное, действовать быстро: вдруг «клиент» что-то заподозрит и начнет «рубить хвосты»? («Тиха украинская ночь, но сало трэба перепрятать».) Но мой случай — особый. Жилец дома не ночует, на улицу не выходит, сидит «в затворе». А сверху требуют результат...
Дверь в аудиторию открывается; на пороге мелькнуло бледное лицо молоденького инспектора — протоиерея Владимира Сорокина.
Ничего не сказав, инспектор зафиксировал: «объект на месте». Минут через 40 снова заглядывает в аудиторию: «Зайдите ко мне в кабинет!».
Вхожу, а там — «группа захвата» из трех человек. Машут «корочками»: «Комитет госбезопасности». И ордер на обыск: «на предмет изъятия антисоветской литературы». Записную книжку —на стол!
Инспектор смотрит сквозь меня отсутствующим взглядом: «Он думает, что нас похоронил... ». Оперативники выводят меня из кабинета, и мы спускаемся вниз по лестнице. На лестничной площадке между вторым и первым этажами останавливаюсь перед иконой Воскресения Христова. Подхожу поближе, чтобы перекреститься. Оперативники в броске готовы повиснуть на руке, у них инструкции: вдруг «задержанный» разобьет стекло и вскроет вены? А им потом отвечать... Прикладываюсь к образу, испрашивая силы на предстоящие испытания.
В вестибюле толпятся испуганные абитуриенты. Парнишки из провинции, они слышали всякое о кознях, которые чинятся поступающим. Но чтобы «брали» прямо из стен академии, да еще перед началом учебного года! А комитетчик деловито осведомляется: документы (паспорт) при мне? А откуда им у меня быть, если пиджак оставлен в архиерейских покоях, куда у меня, как иподиакона, свободный доступ? Идем по коридору к крестовой церкви, но дверь закрыта. Старший иподиакон Коля Тетерятников ушел по делам и замкнул покои на ключ.
Но это не беда: «Нет таких преград, которые не могли бы преодолеть большевики». Выходим из академии, у подъезда — черная «Волга». Рассадка — согласно инструкции: задержанного сажают на заднее сиденье; с обеих сторон — оперы. Трогаем с места; едем по Дворцовому мосту через Неву. Вспоминаю строчки из Бродского:
Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать.
(Незадолго до этого с поэтом уже «решился вопрос» [июнь 1972 г.], и он был выслан из страны.)
Поворачиваем во двор; у подъезда в засаде дежурит еще одна черная «Волга» (хорошо, что не «маруся»). Из нее выходят понятые (ясное дело, — свои, не с улицы), и мы поднимаемся по лестнице. Соседка особого удивления не выказывает («товарищи» заранее ввели ее в курс дела), но рот на замке (закон «омерты»). Лишь полгода назад в ее комнате был обыск (сын арестован за грабеж), а тут снова оперы и понятые. Одно слово: «нехорошая квартира»! Перед обыском — официальное предложение: выдать антисоветскую литературу добровольно.
...17 января 1974 года. Девять сотрудников КГБ произвели обыск в квартире писателя-фронтовика Виктора Некрасова. Как было сказано в ордере, цель обыска — «обнаружение литературы антисоветского и клеветнического содержания». На основании этого были изъяты книги Зайцева, Шмелева, Цветаевой, Бердяева, «Один день Ивана Денисовича» на итальянском языке (на русском не взяли), «Житие преподобного Серафима Саровского», «Скотный двор» Оруэлла, немецкие и украинские газеты периода Сталинградской битвы.
«Кто может дать точное определение понятию "антисоветский"? — размышлял Виктор Некрасов. — В свое время антисоветскими были такие писатели, как Бабель, Зощенко, Ахматова, Булгаков, Мандельштам, Бунин — сейчас же их издают и переиздают, хотя и не злоупотребляют размерами тиражей. Ну, а речь, допустим, Вячеслава Михайловича Молотова на сессии Верховного Совета в октябре 1939 г. —как надо рассматривать: как про- или антисоветскую? А ведь он в ней, переосмысливая понятие агрессии, говорил, что воевать против гитлеризма нельзя, так как война с идеей (гитлеризм — это идея!) — абсурд и преступление. Если бы нашли, например, у меня газету с этой речью — ее изъяли бы или нет?»
Свои невеселые размышления автор знаменитой повести «В окопах Сталинграда» завершает серией вопросов. «Кому это нужно? Стране? Государству? Народу? Не слишком ли щедро разбрасываемся мы людьми, которыми должны гордиться? Стали достоянием чужих культур художник Шагал, композитор Стравинский, авиаконструктор Сикорский, писатель Набоков. С кем же мы останемся? Ведь следователи из КГБ не напишут нам ни книг, ни картин, ни симфоний.
Я на баррикадах никогда не сражался, но в окопах, и очень мелких, неполного профиля, сидел. И довольно долго. Я сражался за
свою страну, за народ, за неизвестного мне мальчика Витю. Я надеялся, что Витя станет музыкантом, поэтом или просто человеком. Но не за то я сражался, чтобы этот выросший мальчик пришел ко мне с ордером, рылся в архивах, обыскивал приходящих и учил меня патриотизму на свой лад».
... Итак, предложение — выдать антисоветскую литературу.
— А что вы понимаете под «антисоветской литературой»?
— Печатные материалы, которые не поступают в книжные мага зины и в киоски «Союзпечати» (были такие).
— Вот у меня на полке комплект «Журнала Московской Патриархии». Он в розничную продажу не поступает.
— Вы прекрасно знаете, что мы имеем в виду. Предлагаем оформить добровольную сдачу.
(Расчет простой: если выдаст сам —значит косвенно признает, что материалы антисоветские, значит чувствует свою вину перед советской властью. И потом уже не сможет утверждать, что литература не его, что кто-то подбросил.)
— Не знаю, о чем идет речь. Ищите.
Профессионалы в своем деле, сыскари мысленно делят комнату на две части и начинают «обрабатывать» книжные стеллажи. Шмоналыцик перебирает книги на средней полке, где между томами — машинописные листки «Хроники». Вспомнив хрестоматийный рассказ про то, как молоденький Ульянов провел охранку, предлагаю оперативнику табуретку, чтобы он начал шарить «по верхам». Но «бывалый» отвергает услугу: он «нутром чует», где «собака зарыта». И вот уже изъятая «Хроника» заносится в протокол под номером 1.
А на другой половине комнаты открывают ящик письменного стола. Там - десяток коробочек с фотопленками, отснятыми во время летних путешествий. Но «литературовед» безошибочно открывает именно ту, где пленка с переснятой книгой «Истоки и смысл русского коммунизма». (Автор — злейший враг советской власти — Бердяев!)
Начальнику Главного управления по охране государственных тайн в печати при СМ СССР товарищу Романову П. К.
При контроле букинистических магазинов было выявлено, что некоторые из них покупали и продавали книги реакционного философа Н. А. Бердяева, контрреволюционера, реакционного экономиста и философа С. Н. Булгакова... Управление просит рассмотреть вопрос о целесообразности внести имена С. Н. Булгакова и
Н. А. Бердяева в «Список лиц, все произведения которых подлежат изъятию».
Начальник Управления Б. А. Марков
12 октября 1977 г.386
А в конце 1980-х — начале 1990-х годов Бердяев стал «другом» и даже «кормильцем». В марте 1991 г. директор парижского издательства «ИМКА-Пресс» Никита Струве жаловался: «Мы совершенно случайно узнали, что издательство «Наука» перефотографировало наше издание книги Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». У нас не только не попросили разрешения, но даже не сочли нужным известить, хотя мы являлись обладателями прав автора. В этой ситуации даже простое любезное письмо было бы достаточной компенсацией»3®1'.
Но в данном случае издательство «Наука» отошло от ленинских принципов. Ведь расходясь с кем-либо теоретически и политически, Ленин обычно порывал с ним всякие личные отношения: «Все, уходящие от марксизма, мои враги, руку им я не подаю и с филистимлянами за один стол не сажусь»388.
... Понятые, по мере сил, тоже участвуют в обыске. Один из них извлекает из-под радиоприемника расписание передач «Голоса Америки» и «Би-Би-Си». И листок со строчками из песни Галича: «А я выбираю свободу Норильска и Воркуты». Взглянув на «ве-шдок», комитетчик изрекает: «Ну вот, сам и выбрал!». А потом, блеснув эрудицией, цитирует Фамусова: «А чтобы зло пресечь, собрать бы книги все, да сжечь!» и поясняет понятым: «Грибоедов! "Горе от ума". Интеллихенция!».
Ленинское определение интеллигенции («г... о») — общеизвестно. Гениальную мысль вождя развил фюрер: он называл немецкую интеллигенцию «отрыжкой природы». Вторя ему, министр народного просвещения и пропаганды д-р Геббельс называл интеллигенцию «сворой болтливых паразитов»389. 10 мая 1933 г. по инициативе Геббельса нацистами была устроена акция сожжения книг. На территории почти всех германских университетов в костры летели произведения выдающихся немецких и зарубежных мыслителей. Во время сожжения книг выступил Геббельс: «Дух германского народа выразит себя с новой силой. Эти костры не только освещают конец старой эпохи, они также озаряют и новую эпоху»390. Добавим: эпоху газовых камер и крематориев... И еще: в советскую эпоху кни-
ги, изымавшиеся при обысках, на площадях не сжигали — их «утилизировали»...
Изъятое складывается в мешок; к «делу» приобщен и листок с расписанием передач «вражеских радиостанций».
«Фейндхерер» («Слушатели врага») — так в Германии называли тех, кто слушал вражеское радио во время Второй мировой войны. Они причислялись к категории «врагов народа» и строго наказывались, вплоть до тюремного заключения. Лишь за первый г. войны свыше 1500 немцев были отправлены в концлагеря, тюрьмы или исправительные работы. В «третьем рейхе» получило широкое распространение доносительство на слушателей Би-би-си и других радиостанций противника391.
В советское время Владимир Высоцкий пел: «Есть у нас в палате Рудик, у него приемник "Грундиг", — ловит, контра, ФРГ».
В 1950-е годы Ольгу Ивинскую осудили на пять лет лагерей «за охаивание советского строя» и прослушивание передач «Голоса Америки», отправив в Мордовию, куда потом приходили письма со стихами Бориса Пастернака: «Засыплет снег дороги, // Завалит скаты крыш... // Пойду размять я ноги — // За дверью ты стоишь...»
Спецслужбы в силу своей тогдашней специфики сторожили каждый шаг известного поэта, пытаясь уличить его в антисоветской деятельности, и первый арест Ивинской был предисловием к его так и не состоявшемуся аресту.
А в 1960-м, уже после смерти поэта, Ольгу Ивинскую осудили на восемь лет — за контакты с иностранцами, за причастность к выходу за границей романа «Доктор Живаго». В минуты унижения измученная испытаниями Ольга Ивинская однажды сорвалась, закричав охране о том, что она та самая, ставшая знаменитой на весь мир Лара, про которую написан роман «Доктор Живаго», и обозленные охранники пригрозили ей в ответ: «Вот сейчас мы тебе покажем «Живагу... »392.
... Этот роман можно было сунуть в карман, как пухлую записную книжку, а потом читать в метро со страхом, что арестуют, если сосед по вагону разглядит микроскопические буквы. Впрочем, если и разглядит, не поймет: обложка обернута полупрозрачной скользкой калькой, заметит что-то про революцию, про какого-то доктора, и отвернется... Спрячешь книжечку в карман, выйдешь на своей остановке, оглянешься и вздохнешь: пронесло. Так читали «Доктора Живаго» в 1960-х годах...
... Немного покопавшись для вида, сыскари заканчивают операцию. Пожилой чекист, призыва 1940-х годов, оценивающе прикидывает улов: «Тянет на 70-ю». Незваные гости тянутся на выход; выбрав момент, прячу под рубашку неизъятое Евангелие карманного формата. Соседка, добрая душа, сует в руку бутерброд — небось вспомнила о сыне. Как писал Иосиф Бродский, «ворюги мне милей, чем кровопийцы».
Садимся в машину, и «художественный руководитель» бросает шоферу: «В управление!» Значит, едем в Большой дом. Литейный проспект, д. 4 — «самое высокое здание в городе: даже из его подвалов Колыму видно» (шутка 1930-х годов) В начале 1920-х годов Зиновьев, сидевший «на хозяйстве» в Смольном, сказал: «Чрезвычайная Комиссия — краса и гордость коммунистической партии». А его соратник Лацис добавил: «чрезвычайка —это лучшее, что наши советские органы могут дать»393.
Зиновьев в день пятилетнего кровавого юбилея Чрезвычайной комиссии писал: «Меч, вложенный в руки ЧК, оказался в надежных руках. Буквы ГПУ не менее страшны для врагов, чем буквы ЧК. Это самые популярные буквы в международном масштабе...» В России в народе буквы ВЧК переводились словами: «всякому человеку капут», а ГПУ— «Господи, помилуй усопших»394.
... «Большой дом» был заложен 15 сентября 1931 г. по распоряжению Кирова. На строительстве, завершенном через 13 месяцев, ударно трудились около 400 человек из Соловецкого лагеря военного назначения. Вопреки более поздним легендам — мол, почти все строители БД, знавшие о его секретных застенках, погибли — половина строителей-заключенных была освобождена, а половине сократили сроки395.
Серые стены Большого дома с четырех сторон окружили здание тюрьмы, возведенное еще при Екатерине II как офицерская гауптвахта. Сделавшись внутренней, тюрьма превратилась в скрытую от чужих глаз фабрику смерти. Утверждают, что тогда, в тридцатых, здесь постоянно функционировали три специальные шаровые мельницы: помещенный в такую центрифугу труп мгновенно превращался в кровавую жижу, которая по наклонной трубе, проложенной под землей, стекала в Неву. А катер НКВД постоянно дежурил у Литейного моста и отгонял проходящие мимо «плавсредства» от запретной зоны — чтобы посторонний глаз не увидел огромной стаи корюшки, нагуливавшей здесь свой вес...
Кто-то скажет: такого быть не могло! А как бы вы хотели? Ведь 312
когда ЧК приступила к массовым расстрелам, еще не было технического обеспечения, и приходилось идти наощупь, эмпирическим путем. Так, в Москве приговоренных прежде везли на Ходынку. Потом поближе — в дом № 7 по Варсонофьевскому переулку. Там осужденных вводили по 30-12-8-4 человека (как придется) на четвертый этаж. В специальной комнате раздевали до нижнего белья, а потом — вниз по лестницам. Раздетых вели по снежному двору, в задний конец, к штабелям дров и там убивали в затылок из нагана.
Иногда стрельба была неудачной. С одного выстрела человек падал, но не умирал. Тогда в него выпускали ряд пуль; наступая на лежавшего, били в упор в голову или грудь. Снег на дворе весь красный и бурый. Все кругом забрызгано кровью. Устроили снеготаялку, благо — дров много, жгут их на дворе и улице в кострах полсаженями. Снеготаялка дала жуткие кровавые ручьи. Вот тут бы и пригодилась наклонная труба, но у страны не было лишнего металла. И случилось непредвиденное. Ручей крови перелился через двор и пошел на улицу, перетек в соседние места. Спешно стали закрывать следы. Открыли какой-то люк и туда стали спускать этот темный страшный снег —кровь только что живших людей396.
И не случайно В 1918 г. ЦК партии принял специальное решение, запрещавшее критиковать ВЧК, поскольку она работала «в особо тяжелых условиях»397.
Рассказывает Антон Антонов-Авсеенко.
*В конце 1970-х довелось мне встретить пожилого рабочего-сантехника, который участвовал в переоборудовании бывшего особняка Берии (в Москве). Он видел, как из подвала вытаскивали камнедробилку, и узнал от охранника, что в этом подвале спускали в канализацию размельченные трупы убитых. Да, особняк был настоящей душегубкой, не только местом отдыха и работы хозяина»398.
А теперь слово Михаилу Восленскому.
Ныне этот дом — посольство Туниса на Садовом кольце около Площади Восстания. В «Лаврентьевскую эпоху» проходить мимо окружающей особняк высокой темносерой каменной стены и замурованных нижних окон не рекомендовалось, да и не хотелось — так много топталось там мрачных типов в штатском. Поэтому было принято или переходить на другую сторону широкого Садового кольца, или уж во всяком случае сходить с тротуара. Конечно и в 1980-е годы рядовому человеку зайти в особняк было невозможно — из-за тех же типов, одетых теперь не в штатское, а
в милицейскую форму. Но если кто-то даже был приглашен на прием, ходить по паркету этой анфилады залов неприятно.
Здесь происходили омерзительные оргии с доставленными охраной запуганными девушками. В подвале дома Берия лично пытал привозимых ему для этой забавы заключенных: после его падения здесь был найден набор изготовленных для него по специальному заказу и содержавшихся с любовной аккуратностью инструментов. В подвале — несколько тесных камер с тяжелыми железными дверьми, снабженными тюремным глазком: тут содержались граждане страны социализма, которых, развлекаясь, собственноручно мучил член Политбюро. Рядом находится ведущий куда-то люк. Он наглухо опечатан: или за ним хранится какая-то еще более омерзительная тайна, или, как утверждают, там подземный ход в Кремль399.
Народная мудрость вещает. «Если ты по воле судьбы попал в ученики к дьяволу, твоей вины в этом нет. Но если ты стал самым лучшим из его учеников — это твоя вина». В 1937 г. начальник АХО-УНКВД Московской области Исай Давидович Берг изобрел душегубки — автомашины, приспособленные для массового убийства людей при помощи выхлопных газов. Суть изобретения и технология действия очень просты. Закрытый автофургон изнутри обшивается оцинкованным железом. Поворотом рычага выхлопные газы двигателя по спецпроводу начинают нагнетаться внутрь автофургона. Осужденных раздевают догола, связывают, затыкают им рты и загружают в фургон. Двери плотно закрывают — и в последний путь. Рычаг переключают в рабочее положение, выхлопные газы начинают нагнетаться в фургон. Где-то через час все пассажиры фургона умирают от отравления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|