Христианская мирная конференция 5 глава
Из документов.
15.03.1989. Совет по делам религий при Совете министров СССР планирует направить в зарубежные страны 66 человек (в 1988 г. направлено 66 человек) и принять в СССР 82 человека (в 1988 г. принято 89 человек).
Представленные планы ориентированы, на закрепление и развитие международных связей по линии Совета и религиозных организаций и соответствуют основным направлениям внешней политики Советского государства...
В целях усиления координации международного сотрудничества считали бы возможным в последующем рассматривать международные связи религиозных объединений СССР совместно с планами сотрудничества советских общественных организаций с зарубежными партнерами.
С МИД СССР (т. Петровский В. Ф.) и Комитетом государственной безопасности СССР (т. Бобков Ф. Д.) согласовано.
Просим согласия. Зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто. Зав. международным отделом ЦК КПСС В. Фалин345.
И было бы наивно думать, что вот он какой гадкий, — второй заместитель, а те, кто по рангу выше, — «в белом венчике из роз». Если с этой меркой подходить к должности председателя ОВЦС, то можно дойти до абсурда, как в анекдоте времен «застоя»: Косыгин и Брежнев гуляют по кремлевскому садику, и Брежнев тихо, чтобы не подслушали, говорит: «Леша! Какой ужас! Недавно мне сказали, что Андропов — стукач!»
А это уже не юмор. Согласно неофициальным данным, Горбачев никогда не работал в КГБ. Однако сразу же после окончания
Московского университета он подавал документы на работу в органы госбезопасности. Но его туда не приняли, так как в ходе проверки выяснилось, что его отец проживал на временно окку-пированнои территории .
И «недреманным оком», присматривавшим за высокопоставленным «двурушником», был шеф КГБ Владимир Крючков. В этом он признался спустя 10 лет после провала августовского путча ГКЧП.
— Мы в КГБ получали очень много писем, в которых приводились факты и давались оценки действиям Горбачева и Ельцина... Причем письма настораживающие, письма, в которых нас предупреждали, что эти люди могут довести страну до катастрофы. Анализ поступков Ельцина я показывал Горбачеву. Он говорил: *Я все знаю, имей в виду, мы когда-нибудь займемся этим... » Письма, в которых давалась характеристика его собственным действиям, я показывать не мог...
— А о чем писали?
— Люди рассуждали. Многие предвидели развал, гибель страны, считали, что виновником всего является Горбачев, что ему надо обязательно уйти, что он импульсивен, что в силу своего характера ни одно начатое дело он не доводит до конца. Были письма от врачей, которые касались отдельных его странностей...
— Например?
— Ну, в общем, некоторые утверждали, что Горбачев в силу своих личных психических и психологических данных для поста первого человека такой страны просто не подходит.
— Это наблюдения психологов?
— Психологов. Я хочу сказать другое. Горбачев всегда был предателем партии и страны. И он сам это не так давно подтвердил... В конце 2000 г. в российских СМИ было сообщено о том, что первый и последний президент СССР Михаил Горбачев выступил в Турции с обширной лекцией. Там он говорил о том, что еще в ранние свои годы вынашивал теребящую его идею борьбы с коммунизмом и что она, оказывается, была главной целью его жизни. И все его последующие, известные всему миру действия на посту советского руководителя были лишь результатом его внутренних поисков...347
Примечательно, что Совет по делам религий включил тогдашнего епископа Курского Хризостома в третью, самую «вредоносную» группу: «Это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах,
некоторые из них религиозно консервативны, другие — способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих — замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти»348.
Владыка Хризостом — единственный из архиереев Московского патриархата, кто открыто признал свою связь со спецслужбами и сделал это добровольно и публично. Он иерарх, возглавляющий епархию Русской православной Церкви в Литве, и в его ситуации это, вероятно, был самый логичный ход. Архивы КГБ в Литве оказались в руках новой власти и там была проведена люстрация (чистка) всех граждан. В ходе изучения бумаг оказалось, что «законтаченной» была даже сама Прунскене — пламенный борец с «прогнившим оккупационным режимом».
В конце июня 1992 г. Верховный суд Литвы приступил к рассмотрению дела о сотрудничестве экс-премьера республики Кази-меры Прунскене с органами госбезопасности СССР. Процесс, которого ждали уже давно, проходил при переполненном зале и пристальном внимании средств массовой информации. Поводом для судебного разбирательства послужили материалы парламентской комиссии, занимавшейся расследованием деятельности КГБ в Литве.
Первый же день слушаний обнаружил, однако, что позиции комиссии уязвимы. Единственный документ, которым она располагала,— это заявление о согласии на сотрудничество с КГБ, на котором стоит подпись Прунскене. Графологическая экспертиза в свое время подтвердила идентичность подписи. Впрочем, сама Казиме-ра Прунскене тоже не отрицала этой возможности. Однако заявление датировано 1980-м годом, а, по ее словам, так расписываться она стала гораздо позже.
Как до суда, так и на суде Казимера Прунскене решительно отвергала предъявленные ей обвинения. Она настаивала на том, что если в деле и могли быть какие-то документы, то разве что отчеты о ее научных загранкомандировках, которые, вполне возможно, передавались и в органы госбезопасности...349
Да что там какая-то Прунскене! В 1920-1930-х годах агентами НКВД пребывали президент Литвы Сметона и Эстонии Пяте (в 1928-1934 гг. получал от советских чекистов по 4 тысячи долларов в год). Впрочем это не спасло Пятса от сталинских репрессий. С 1941 по 1956 гг. бывший президент Эстонии находился в Казанской
спецпсихбольнице. В 1956 г. его вывезли в Вильянди и поместили там в дом для престарелых. Однако его местопребывание стало известно эстонскому населению, началось настоящее паломничество, и он вновь был увезен в неизвестном направлении350.
Глава Латвии Карлис Ульманис также был агентом НКВД и даже своей диктатурой был обязан тайной финансовой и политической поддержке СССР. (На сей счет имеются разоблачения эстонского историка Ильмярва, работавшего с архивами КГБ СССР)351.
...Через 15 лет после подавления путча ГКЧП, после кровавого штурма вильнюсского телецентра, казалось бы, Литва давно «раскоммуниздилась». Но вот сообщение прессы. 4 июля 2006 г. литовский сейм утвердил 85 голосами «за» при 13 «против» 54-летнего социал-демократа Гядиминаса Киркиласа премьер-министром страны. До этого он занимал пост министра охраны края (обороны). Киркилас — уроженец Вильнюса. В молодости он служил в частях Северного флота в Североморске. Окончил педагогический институт и Высшую партийную школу в Вильнюсе, работал в ЦК Компартии Литвы. В 1989 г. был избран 1-м секретарем ЦК КП Литвы352. Требуются комментарии?
... В 2005 г. Герхард Шредер уступил место бундесканцлера ФРГ лидеру ХДС Ангеле Меркель. Она родилась в 1954 г. в ГДР; после окончания университета занимала пост секретаря по агитации и пропаганде комсомольской организации Академии наук ГДР.
* Семнадцать мгновений весны». Реплика Вольфа (Василий Лановой) Даллесу (Вячеслав Шалевич), касающаяся тех, кто будет руководить страной после падения режима: «... У нас все были в СС. Чем быстрее вы забудете об СС и об иерархии в СС, тем лучше будет для нас. И для вас... », — цитировалась в печати неоднократно. В годы войны заявления о приеме в партию писали как по ту, так и по эту сторону фронта.
... Август 2006 г. в Германии ознаменовался нешуточным скандалом, разразившимся в связи с неожиданным признанием, сделанным знаменитым немецким писателем, лауреатом Нобелевской премии Гюнтером Грассом на страницах книги воспоминаний «Когда чистишь луковицу», появившейся на прилавках немецких книжных магазинов. Все началось с заголовка во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» от 12 августа 2006 г.: «Гюнтер Грасс: я служил в войсках СС».
В опубликованном в том же номере интервью 79-летний Грасс действительно подтвердил, что в 1944 г. в 17-летнем возрасте был
призван в танковую дивизию СС «Фрундсберг». Решение записаться на фронт, по словам писателя, пришло от безысходности — это была попытка убежать из «двухкомнатной дыры», где проходило его детство, вырваться из «капкана своего происхождения».
Он хотел попасть на подводную лодку, написал заявление, но не прошел отбора и был направлен после трудовой повинности в танковую дивизию СС «Фрундсберг». Честно написал и о том, что в юности воспринимал СС «как элитное подразделение, несущее службу в горячих точках», и лишь спустя долгие годы к нему пришло чувство вины, хотя он и не успел сделать ни одного выстрела.
Родившийся в 1927 г. Грасс пережил немецкий вариант «военной юности». До сих пор он говорил о себе: «в 16 —солдат, в 17 — военнопленный», никогда не делая тайны из того, что в юности был убежденным членом гитлерюгенда и до последнего момента верил нацистской пропаганде. Ранение в апреле 1945-го, видимо, спасло ему жизнь — когда его сослуживцев громил под Лаузицем маршал Конев, он уже находился в американском лагере для военнопленных, откуда был выпущен в 1946 г.
Была ли бы возможной Нобелевская премия, если бы Грасс с самого начала указывал во всех своих официальных биографиях, включая биографию, представленную в Комитет по присуждению Нобелевской премии, службу в войсках СС, пусть даже и очень короткую? Нельзя сказать, что Грасс скрывал этот факт своей биографии. В 1992 г. в справочную службу в Берлине, где хранится вся архивная документация времен войны, поступил запрос от государственного управления по социальному страхованию по Гюн-теру Грассу на период 1945-1946 гг., чтобы установить сумму пенсионных начислений за этот период. В найденных документах значилось, что вышеупомянутый стрелок 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг» с 8 мая 1945-го по 24 апреля 1946 г. находился в американском плену. Сохранилась и учетная карточка американского лагеря, заполненная и подписанная самим Грассом353.
1944 год. Варшавское восстание. Молоденький член гитлерюгенда видит, как из какого-то люка вылезает польский повстанец. Немец вскидывает «шмайсер», но вдруг слышит голос с неба: «Не стреляй! Это будущий папа!» Он прицеливается, но снова тот оке голос: «Не стреляй! Ты — следующий папа!».
СС —это у них. А у нас —КПСС. Мало кто знает, что КПСС имела собственную охранку, самый настоящий внутрипартийный
жандармский корпус, который выполнял свои функции независимо и параллельно с госбезопасностью. Об этом рассказывает журналист Ю. Борин; в начале 1970-х годов он был изгнан из редакции «Ленинградской правды» за неугодное тогдашнему обкому КПСС поведение и устроился на работу в «Ленинградский дом журналиста».
«Делать там было практически нечего, и мне предложили проводить политинформации среди трудового коллектива. Утром читаешь газеты, а в обеденный перерыв собираешь публику и излагаешь прочитанное своими словами.
Однажды вызывает меня директор: звонили из райкома и приглашали всех политинформаторов на инструктаж. Как выяснилось позже, директор явно напутал. Вызывали не политинформаторов, а партинформаторов.
В назначенный час явился в помещение Смольнинского РК КПСС, где уже собралось изрядно народа. Когда все расселись, слово взял заведующий не то общим, не то первым отделом райкома и начал объяснять аудитории, как и в какие сроки следует подавать докладные в райком и что в этих докладных указывать: подробнее о настроениях людей, об их взглядах и высказываниях. А особо — о высказываниях негативных — с указанием фамилий и должностей. А также о том, как и кто реагировал на эти высказывания: смеялись, давали отпор, равнодушно молчали, внимательно слушали и т. д.
Я был потрясен, поскольку не подозревал, что среди нас есть стукачи не только гэбэшные, но и доносчики, так сказать, по партийной линии. Между тем партстукачи выслушивали инструктаж с большим вниманием, задавали вопросы, кое-что записывали. После чего молча разошлись. Партийное око следило за каждым из нас, в том числе и за "своими", — на том и зиждился тоталитарный режим»354.
А теперь посмотрим, «плясал ли под дудку КГБ» епископ Курский Хризостом? Вот выдержка из отчета Совета по делам религий за 1974 г.:
В сентябре 1974 г. стал правящим архиереем Курской епархии епископ Хризостом, зам. председателя 0ВЦС Патриархии, но уже в первые месяцы его правления от уполномоченного Совета по Белгородской области тов. Шаманова П. Ф. поступила информация о ретивых действиях епископа по оживлению религиозной жизни. В связи с этим Совет решил оперативно разо-
браться по ряду вопросов, вытекающих из информации уполномоченного Совета. С этой целью с епископом Хризостомом была проведена индивидуальная беседа, в которой Хризостом подчеркнул: «Уполномоченный по Курской области Коробко Г. Ф. душевно понимающе относится к проблемам архиерея, а уполномоченный по Белгородской области Шаманов Петр Федорович, видимо, не встречался с религиозными людьми, не имеет опыта. В первой беседе со мной он говорил, что в церковь ходят только старики и старухи, молодежи нет. А когда я стал говорить, что это неправильно: я вот молодой архиерей, Петр Федорович ответил: — Это еще неизвестно, зачем Вы туда пошли. Я, архиерей, считаю для меня оскорблением такие намеки».
В ходе беседы в Совете Хризостом твердо и настойчиво проводил мысль о том, что как епископ он обязан искать и подбирать кадры духовенства, трижды подчеркнув «с кадрами у нас дело обстоит катастрофически». Он выражал недовольство тем, что духовные школы мало принимают слушателей, отказывают в приеме бывшим комсомольцам, не обеспечивают потребности приходов в служителях культов, а поэтому ему приходится брать кандидатов для рукоположения из Тамбовской, Липецкой и других епархий, представлять большие списки уполномоченному, который не всех из них пропускает. Хризостом сказал: «Мой предшественник епископ Николай не принимал верующих, а я принимаю и стремлюсь внушить им надежду на возобновление работы храма. У меня сейчас в епархии около сорока церквей не действуют из-за отсутствия священников, а я как зам. председателя ОВЦС и как епископ не хочу, чтобы про меня говорили: этот епископ — атеист, епископ — чекист, как про нас говорят. Я хочу быть чистым епископом в глазах верующих и иностранцев. Что же касается обвинения в мой адрес со стороны уполномоченного в активизации религиозной жизни, то я же не езжу по церквам и не предлагаю верующим ходатайствовать об открытии церквей. Они сами приходят ко мне.
Я епископ, мне 40 лет. Из Церкви я уходить не собираюсь. Хотя я слышал от атеистов немало обидного и оскорбительного, но теперь время такое, что сделаешь. Вчера от настоятеля Белгородского собора я узнал, что в сентябре 1973 г. в собор приходила секретарь уполномоченного и запретила крестить детей в обычные дни, а только крестить по воскресеньям. Это делать нельзя и незаконно. Уполномоченного я еще не видел и с ним еще об этом
не говорил. Против Белгородского уполномоченного у меня обиды нет. Нам нужно работать в контакте».
Совет разъяснил епископу Хризостому как начинающему правящему архиерею, каковы должны быть взаимоотношения архиереев с уполномоченными, а также основные положения законодательства о религиозных культах.
В тот же день, сразу после беседы с Хризостомом, в Совете состоялась встреча с уполномоченным по Белгородской области тов. Шамановым П. Ф. Ему рассказали о беседе с Хризостомом. В ответ тов. Шаманов сказал: «Разговоров с епископом на атеистические темы, а тем более намеков, почему епископ пошел в Церковь, я не вел. Видимо, у него есть привычка передергивать в разговорах. Я это учту на дальнейшее; что же касается активной деятельности епископа, то он действительно стремится активизировать религиозную жизнь. В области не действуют несколько лет более 20 церквей, в 6 из них Хризостом уже подобрал священников и представил список еще на 16 кандидатур. Хризостом активно выезжает по приходам с архиерейскими службами. Мы усматриваем в этой ретивости стремление укрепить Церковь и желание укрепить авторитет среди местного духовенства и верующих.
Епископ не прав в том, что якобы мой секретарь был в сентябре прошлого года в соборе и давал указания проводить крещение только по воскресеньям. Этого не было. Секретарь уполномоченного — это технический работник и другими вопросами не занимается».
Епископ Хризостом, как было нами установлено, действительно показал свою религиозную ретивость, поставил своей целью возобновить деятельность затухающих приходов, активизировать верующих, не брезгуя на этом пути никакими средствами, вплоть до наговоров на уполномоченного Совета с целью его компрометации.
О неправильном поведении Хризостома сообщил в Совет и уполномоченный по Курской области тов. Коробко. Так, выступая 20 октября 1974 г. в Курском соборе с проповедью, пишет в Совет тов. Коробко, Хризостом говорил:
« Человек в своей земной жизни приобретает право на вечную жизнь с Богом или лишается этой радости. Неверующие люди говорят, мол, Бога нет, а верующие знают и верят в существование Бога. Неверующий человек, поднявшись над землей на несколъ-
ко десятков или сотен километров, говорит, что не видел Бога, а потому, мол, Бога нет, а верующий знает, что Бог есть в сердце. Но и неверующий много принимает по вере, например, ученые говорят, что Вселенная не имеет границ, она беспредельна, и неверующий этому верит».
«Проповедь епископа, — сообщает в этой связи уполномоченный Совета, — вызвала много различных толков, вплоть до того, что он выступал против власти». Хризостом согласился с тем, что эта проповедь была неудачной и обещал впредь тщательнее продумывать содержание своих выступлений перед верующими.
После назначения в Курск к Хризостому стали приезжать, помимо его знакомых по учебе в семинарии, академии и совместной службе, такие лица, которые серьезно скомпрометировали себя в прошлом. Хризостом рукоположил в сан священника и взял на службу в церкви епархии несколько человек своих знакомых»355.
Напомним, что речь шла о ближайшем сотруднике владыки Никодима по работе в ОВЦС. А вот как партийные верхи оценивали деятельность самого митрополита Никодима. То, что в их устах звучит как упрек, для «человека Церкви» — похвала.
Умело, тонко и в то же время открыто и недвусмысленно митрополит Никодим стремится увести молодежь от решения современных и весьма острых политических, социальных задач, убеждая слушателей, что в мире ничего нет лучше Христа и нужно чаще собираться верующим вместе, в тесном союзе поддерживать церковь земную, воинствующую; спасать не только верующих, но и неверующих, и не стремиться угождать людям356.
Еще один абзац из отчета (1974 г.)—косвенный подкоп под владыку Никодима и его «ставленников», вкусивших на Западе дух свободы: «Определенную озабоченность вызывает деятельность некоторых молодых правящих архиереев, которые в разное время привлекались к зарубежной работе, а внутри страны нередко проявляют религиозную ретивость, не считаясь с рекомендациями уполномоченных Совета и местных органов власти. К их числу относятся архиереи Николай Владимирский, Владимир Иркутский, Гермоген Калининский, Дамаскин Вологодский, Хризостом Курский, Савва Черниговский, Михаил Астраханский и некоторые другие»357.
Как видим, в числе «религиозно ретивых» снова упоминает-
ся епископ Хризостом. Таким же он остается и ныне, будучи уже архиепископом. Рассказывает один из клириков Виленской епархии.
Возглавив нашу епархию, владыка быстро искоренил порочную практику взаимного доносительства, процветавшую здесь с советских времен. Сделал он это очень просто. На очередном епархиальном собрании он затронул проблемы одного, отдельно взятого прихода, — на «конкретном материале».
— Вот, например, протоиерей X в своем рапорте пишет на протоиерея У то-то и то-то. А протоиерей У, в свою очередь, в своей докладной записке пишет на протоиерея X то-то и то-то. А теперь перейдем к проблемам следующего прихода...
С того времени епархиальные любители «эпистолярного жанра» в Литве повывелись...
Напрашивается аналогия с армией. Осмелюсь предположить, что владыка Никодим был в Русской Православной Церкви фигурой такого же масштаба, что и маршал Жуков в армии. (Жуков сражался против внешних врагов, а митрополит — против внутренних.) И если маршал находился под «колпаком» органов, значит ли это, что полководец «спутался с НКВД»? На таком уровне обыденные оценки и понятия смещаются. Жуков стал маршалом благодаря своему полководческому таланту, а не потому, что его, допустим, продвигал наверх Ежов или Берия. Жуков сам ходил под угрозой ареста и летом 1953 г. сполна рассчитался с Лаврентием Павловичем. Сегодня имена «особистов», которые «курировали» Жукова, давно забыты, а статуя маршала стоит на подходе к Красной площади.
Как заметила Фэри фон Лилиенфельд, «Может быть, владыка и сотрудничал с "органами", но провел их! Если буквально перевести на русский немецкую идиому, он "станцевал у них на носу"! Митрополит всегда проявлял удивительную независимость и самостоятельность!» 358
Автор этих заметок сознает спорность своих рассуждений и отнюдь не настаивает на правоте. Многое мы еще не знаем; подождем, когда откроются архивы. В любом случае будем помнить о той надписи, которую владыка Никодим завещал высечь на своем надгробии: «Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея». Эти слова он заповедал написать на своей могиле еще за несколько лет до своей скоропостижной кончины.
... В 1990 г. на .Ленинградскую кафедру из Куйбышева (Самара) был переведен митрополит Иоанн (Снычев). По оценке Совета по делам религий, он числился в третьей, вредоносной группе архиереев,—с антисоветским уклоном. При нем город на Неве был «раскодирован» (1991 г.), и правящий архиерей вновь стал именоваться Санкт-Петербургским.
В мае 1992 г. вступил в действие закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Раздел 4 Закона, озаглавленный «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность», гласил, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению мероприятий. При их желании сохраняется конфиденциальность сотрудничества. Работа может осуществляться и по контракту. Помощники обязаны сохранять в тайне полученные сведения и не предоставлять заведомо ложной информации. В свою очередь сведения о таких людях являются государственной тайной.
Подобной деятельностью на контрактной основе не имеют права заниматься народные депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений359.
Но «комитетчики» продолжали вербовать студентов и воспитанников СПбДАиС в «добровольные помощники». Во-первых, они еще не священнослужители, а во-вторых, будут не на «контракте», а просто на «контакте». Однажды, проводя в актовом зале вечер вопросов и ответов, митрополит огласил поданную ему записку.
— Дорогой владыка! Меня вербуют в осведомители и угрожают в случае моего отказа. Как мне поступить?
В «миру» был хороший способ избежать «капкана». Так, чекисты хотели завербовать «комсомольского поэта» Михаила Светлова для того, чтобы он писал «психологические портреты» писателей. А они знали, с кем имеют дело: это был человек, в 15 лет ушедший в Красную армию, служивший в ЧК, исключенный за троцкистские убеждения из комсомола, певец советского патриотизма, автор знаменитой «Гренады», «Баллады о чекисте Иване Петрове» и всякое такое.
Но вербовка оказалась безуспешной: поэт, чтобы избавиться от опеки органов, совершил беспрецедентный поступок. Будучи вызван на Лубянку, он, никогда не увлекавшийся алкоголем, явился туда изрядно выпившим. На чекистов это произвело впечатление, и бывший коллега Светлов был отпущен подобру-поздоро-
ву360. Но для церковных людей этот способ «сорваться с Крючкова» был неприемлем.
Вспоминает протоиерей Владимир Тимаков. 1950-е годы.
Когда я стал священником, меня позвали к телефону. Вызвавший отрекомендовался оперуполномоченным и назначил мне встречу на Якиманке под часами. Понимая опасность ситуации, я прикинулся простачком и, как бы ища совета, пересказал все доверенному лицу митрополита Николая (Ярушевича). Доверенное лицо тут же сообщило об этом митрополиту, тот возмутился и потребовал, чтобы в Совете по делам РПЦ проверили, что за личность вызывает меня на встречу под часами. Это фактически мне и было нужно: встреча еще не состоялась, а факт вызова был уже разглашен. Если бы состоялась встреча, то у меня взяли бы подписку о неразглашении тайны, не встретившись же, естественно, я такой подписки дать не мог. Это помогло мне легко выпутаться из неприятной ситуации.
... Ответ митрополита Иоанна поразил всех своей откровенностью и простотой.
— В Куйбышеве, бывало, прибегает ко мне приходской батюшка, падает в ноги и причитает в слезах: «Владыка! Меня вербуют! Требуют доносить на собратьев по храму. Помогите!». А я ему: «От встречи-то не отказывайся, приходи. А в разговоре прикинься дурачком: мол, то не понял, это забыл. И так —раз, другой, а на третий они сами от тебя отстанут».
— ... В 1924 г. епископ Мануил (Лемешевский), духовный отец владыки Иоанна, прибыл в Москву для беседы с Тучковым о делах Петроградской епархии. «... С такими архиереями, как вы, не разговаривают, таких архиереев к стенке ставят, — перебил его на первом же слове Тучков.
—Вы это сознательно говорите? — спросил его епископ Мануил. -Да.
— В таком случае мне с вами не о чем разговаривать, — сказал епископ Мануил и вышел из кабинета.
Перейдя через дорогу, он прошел затем в Наркомат юстиции, который помещался тогда с другой стороны Лубянки, и принес им официальную жалобу на ГПУ. Красиков, работник Наркомата, заведовавший церковными делами, внимательно выслушал владыку,
Тимаков В., протоиерей. Церковь и атеистическое засилье в 40-80-х годах // Альфа и Омега. №1 (42). М, 2005. С. 227.
поблагодарил за то, что он обратился в Наркомат, и обещал принять меры. В тот же день епископ Мануил вернулся в Ленинград. А через день-другой арест в Петрограде епископа Мануила и около сотни человек, которым приписали участие в тайной организации. Епископ Мануил получил три года Соловков361.
Но «от Тучкова до Крючкова» прошло 70 лет; настали иные времена, иные нравы...
... В свое время ГДР была занесена в книгу рекордов Гинне-са: там каждый четвертый «сознательный гражданин» работал на «штази». Дело доходило до того, что муж следил за женой, а жена следила за мужем362. А в «закрытой» и «гэбизированной» Куйбышевской области (епархии), возможно, каждый второй батюшка должен был «косить под придурка». Вот уж поистине — «наш дом— дурдом». Но как бы то ни было, наступали другие времена. «Про это» уже можно было говорить...
Ну, а если студент или батюшка «шибко умный» и «прикинуться дурачком» не получается?
— Вы же советский человек, — говорил с напором сотрудник КГБ, — а значит, должны нам помочь.
И что ты ему скажешь? Если не советский, то какой? Антисоветский? А это уже семь лет лагерей и пять ссылки. Советский же человек обязан сотрудничать с нашими доблестными органами — это ясно как день. Между тем никакой закон не обязывал нас быть «советскими людьми». Гражданами СССР — другое дело. Гражданами СССР все мы являлись в силу самого факта рождения на территории этой страны. Однако никакой закон не обязывал всех граждан СССР верить в коммунизм или строить его, сотрудничать с органами или соответствовать какому-то мифическому облику. Граждане СССР были обязаны соблюдать писаные законы, а не идеологические установки.
Далее, понятие советской власти. Вы против советской власти или за? Я могу думать что угодно, но если я официально заявлю, что я против, — это уже антисоветская пропаганда. Опять семь плюс пять. Что же мне — лгать? Или сознательно нарушать законы? Однако этого и не требовалось. Согласно Конституции СССР, политическую основу советской власти составляла власть Советов депутатов трудящихся, тот самый бутафорский орган, который на деле имел меньше власти, чем рядовой милиционер. Ни о какой партии в этом разделе Конституции и помина нет.
— Возражаю ли я против власти некоего парламента, который
называется Совет депутатов трудящихся? — Нет, не возражаю. Тем более, что абсолютно нигде не сказано, что он должен быть однопартийным. Название, конечно, можно было бы придумать и получше.
Это рассуждение было чрезвычайно важным, так как на практике власти автоматически объявляли антисоветским все, что им не нравилось. Рассуждая же строго юридически, никто из нас не совершал преступления, пока не выступал против власти Советов депутатов трудящихся. А кому она мешает?363
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|