Христианская мирная конференция 4 глава
В сентябре 1985 г. архиепископ Василий в очередной раз приехал на родину. 11 и 12 сентября он участвовал в Ленинграде в торжествах по случаю празднования дня памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. И тут бы 85-летнему старцу дать возможность отдохнуть, прийти в себя... Но не тут-то было. Согласно заранее составленной и «завизированной» «программе пребывания», его, по настоянию митрополита Ленинградского и Новгородского Антония, повезли в Новгород, хотя самочувствие владыки ухудшилось.
«Этапирование» оказалось роковым: вернувшись в Ленинград, 15 сентября архиепископ Василий совместно с митрополитом Антонием совершил свою последнюю литургию в Спасо-Преобра-женском соборе в Ленинграде —в том самом храме, где 85 лет назад над ним было совершено таинство Святого Крещения. После литургии он почувствовал себя плохо; врачи определили инсульт... На рассвете 22 сентября 1985 г. он мирно почил в Господе. Погребен архиепископ Василий на Серафимовском клад-
бище согласно с его желанием быть похороненным в родной земле329.
«Ма1ит песезз^аиз» — «необходимое зло»
... После кончины владыки Никодима мы вскоре почувствовали, как опытные «кукловоды с Литейного» стали сильнее дергать за ниточки. У опального студента ЛДА Юрия Рубана была одна надежда — на заступничество владыки Никодима. Но с его уходом в вечность многое быстро стало меняться — в худшую сторону. «Помню лишь ощущение мореплавателя, внезапно лишившегося своего опытного капитана и теперь вынужденного выйти из гавани в бурное море без надежды преодолеть его, — вспоминал "Георгий-бедо-носец". — Наступила странная тишина, как после шторма, сорвавшего паруса и унесшего рухнувшие мачты. Все хлопоты и надежды остались за спиной. Пришли холодная ясность и спокойствие, — аристократическое спокойствие осужденного, которому более нечего бояться»330.
А вскоре «брат Георгий» был отчислен со второго курса академии по смехотворному поводу — перепутав дату, не явился вовремя на переэкзаменовку по литургике. Сегодня Юрий Иванович Рубан—доцент филологического факультета Санкт-Петербургского гос. университета, один из ведущих специалистов в области православной литургики...
Владыка Никодим был не только «князем Церкви», но и ее чернорабочим, принимавшим на себя тот тяжкий груз, который взваливало на нее советское государство. Воистину, борьба «из-под глыб» — в атмосфере доносов, интриг, слухов, которые провоцировали «органы». Стремясь создать атмосферу постоянной неуверенности, нестабильности, «комитетчики» часто запускали «дезу», после чего в епархии, в академии долго перешептывались: а правда, что такого-то убирают? Но владыка решительно пресекал «хитрые» разговоры типа: «А вот, говорят, что... ». Он тут же просил уточнить: кто говорил, кому, когда? Так он отбивал у интриганов охоту ловить рыбку в мутной воде.
Владыка не терпел стукачей, сводящих счеты с недругами с помощью доносов. В начале 1970-х годов что-то не поделили между собой заведующий библиотекой ЛДА Василий Зубков и делопроизводитель академической канцелярии Петр Сенько. Вскоре на стол митрополиту легли две «телеги», и в тот же день оба автора — кан-
дидаты богословия — были переведены на приходы на должность пономарей.
В самых резких выражениях митрополит отзывался об одном настоятеле прихода, расположенном на юге ленинградской епархии. В ответ на мое «почему?» Владыка дал понять: «повязанный органами», этот пастырь не полагает душу свою за овец, а закладывает их. И с помощью доносов сводит счеты с неугодными ему людьми. Прошли годы, и сын этого священника поступил в ЛДА-иС. В годы «андроповщины» он был отправлен в «долгосрочную командировку» на приход в одну из ближних «капстран». А тогда «просто так» надолго за границу не выпускали.
Продолжая заочное обучение в ЛДА, этот «долгосрочник» представил к защите кандидатскую работу по моей кафедре. Никаких консультаций по написанию курсового сочинения он у меня не брал. Да и свою машинопись в переплетенном виде сдал прямо в канцелярию, — так сказать, «бесконтактным» способом.
Приступив к чтению трактата, убеждаюсь, что он написан на высоком научном уровне. Слишком высоком для этого «практического работника». Значит, он мог нанять «литературного негра» и расплатиться за его труд твердой валютой. Пишу восторженный отзыв на блестящую работу, а в конце — обычная фраза: «При должной защите курсовая работа может быть оценена как кандидатское сочинение, а ее автор удостоен степени кандидата богословия».
От беседы с научным руководителем (хотя бы накануне защиты) «бесконтактник» уклонился. К чему это? Ведь он — протеже самого митрополита Антония (Мельникова); за ним стоят «серьезные структуры», и «трогать его не моги». По заведенному порядку — первые пять минут автор излагает суть работы, затем следуют вопросы научного руководителя и членов ученого совета.
Есть фразы, по которым сразу можно выявить полную некомпетентность «научного работника». Однажды партийная остепененная дама, поставленная ЦК на должность ответственного секретаря одного из научных издательств, пролистав рукопись, сказала автору: «В целом Ваша монография по теории относительности мне понравилась. Только почему, упоминая про Альберта Эйнштейна, Вы не указываете его отчества?»... Академик Лысенко отдыхает...
Во время легкой «разминки» прощупываю соискателя.
— Ваша работа написана по истории западных исповеданий. Одну из глав предваряет эпиграф — четверостишье Осипа Мандель-
штама. Почему Вы поместили его строки в свое сочинение, посвященное протестантизму? Он что — был англиканским епископом или лютеранским суперинтендантом?
— Лютеранским.
Мне все ясно, как говорится, «тушите свет».
Примерно в эти же годы никому тогда не известный армейский капитан Виктор Резун (Суворов) держал экзамен в Военно-Дипломатическую академию, где готовили кадры для ГРУ (Главное разведывательное управление). Вот фрагмент его диалога с экзаменаторами.
— Кто такой Чехов?
— Это снайпер из 138-й стрелковой дивизии 62-й армии.
— А Достоевский?
— Странные вопросы. Кто не знает Достоевского? Николай Герасимович Достоевский — генерал-майор, начальник штаба 3-й ударной армии331.
Есть такое понятие — «профессиональный кретинизм». В случае с Мандельштамом он был «непрофессиональным». Еще два-три подобных вопроса, и «клиническая картина» ясна. Члены совета высказываться не торопятся, — кому охота связываться с «темной лошадкой»? Соискателя просят на время удалиться, и я беру слово.
— Однажды одно высокое лицо — я не имею права назвать име ни, — но очень высокое лицо, читало доклад в Хельсинкском дворце конгрессов (там, где когда-то были подписаны «Хельсинкские со глашения»). Речь шла о межцерковных отношениях, и в докладе было упомянуто о первом православно-лютеранском собеседовании «Арнольдсхайн-1» (ФРГ, 1959 г.). Дойдя до этого хитрого слова, высокое лицо запнулось, а потом с трудом выговорило: «Арнольд Хаим!», после чего, поведя усами, недовольно посмотрело на своего референта: что это мне подсунули! И всем стало ясно, что высокое лицо только озвучивает доклад, и что писали его другие люди.
В этом нет ничего зазорного —общеизвестно, что людям такого уровня доклады пишут спичрайтеры. Главное — владеть терминологией (кстати, владыка Никодим владел ею блестяще). А мой «подзащитный» не владеет материалом, зато обрел гордыню и возомнил себя «высоким лицом».
С аналогичной проблемой в свое время столкнулся заслуженный профессор Л ДА Н. Д. Успенский. Это была попытка одного из таких «заочников» получить кандидатскую степень за не им на-
писанное сочинение на тему: «Христианское учение о страхе Бо-жием». В тексте докладной записки Николая Дмитриевича Ученому Совету ЛДА была такая фраза: «Подкупами, обманом Совета, угрозами и шантажом прокладывается путь диссертанту, избравшему своей темой страх Божий».
Решение совета было единодушным, невзирая на неизбежный гнев митрополита Антония: работу признать блестяще написанной, выразить благодарность «неизвестному автору», а «заказчику» в присуждении степени отказать.
Одним из таких «неизвестных авторов» был в свое время околоцерковный писатель А. Э. Краснов-Левитин. По его словам, с 1962 г. он начал писать магистерские и кандидатские диссертации для архиереев и некоторых священников: «За свою жизнь я написал две магистерские и около 30 кандидатских диссертаций. Так что я дважды магистр богословия и 30 раз кандидат»332.
Казалось бы, позор! Скандал! И был бы жив владыка Никодим, лжеавтора он в 24 часа перебросил бы из-за границы на сельский приход. Но от тогдашнего архиерея никаких «оргвыводов» не последовало; ведь отбор кандидатов на заграничное служение был иным, и митрополит Антоний ничего не решал.
Слово Виктору Суворову. Много позже я узнал, что тех, кто ответил правильно больше чем на 90% вопросов, сюда не принимают. Очень умные не нужны. И все же, главное в экзаменах — это не установить уровень знаний. Совсем нет. Способность усваивать большое количество информации в короткое время при сильном возбуждении и при наличии помех — вот что главное. А кроме того, устанавливается наличие или отсутствие чувства юмора, уровень оптимизма, уравновешенность, способность к интенсивной деятельности, устойчивость настроения и многое другое333.
Прошли годы, в августе 1991-го «цирк сгорел», и «клоуны» со Старой площади разбежались. Одним из первых «течь в трюме» учуял поэт Александр Межиров, автор стихотворения «Коммунисты, вперед!». Еще в 1989 г. Александр Петрович, верный своему пламенному кличу, уехал в Америку. (Лучше «сидеть на вэлфэре» в Бостоне, чем стоять в голодных очередях в Москве.) Когда-то, в разгар перестройки, я прочитал в «Новом мире» стихи Межирова: «Что ж ты плачешь, старая развалина, — Где она, священная твоя Вера в революцию и в Сталина, В классовую сущность бытия... ». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что эти стихи напи-
саны аж... в 1971 г.! (У охотничьих собак это называется «верхнее чутье».)
За рубежом началось массовое бегство советской агентуры. Ре-зидентура западных стран в СССР начала почти открытые попытки вербовки ведущих специалистов разведки и контрразведки. До 20% личного состава советской агентуры за рубежом стали перебежчиками в течение нескольких дней334. Лубянку трясло от реформ, летели головы, ломались судьбы. А наш «манделыитамовед в рясе» до сих пор (2008 г.) машет кадилом на приходе в столице «одной неназванной страны» Северной Европы. (По крылатому выражению Святейшего Патриарха Алексия II — «требоисправители и кадиломахатели»). В этой стране есть своя Автономная православная Церковь, и клирики обеих юрисдикции часто встречаются на приемах, празднествах, конференциях. Как рассказывали некоторые «автономные», наш «литературовед» давал им понять: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Но не в стихах, а в прозе.
— Советую с нами дружить. Будут проблемы — мы поможем.
Имея в виду его папашу, вспоминаю классическое: «Яблочко от яблоньки... ». Но не будем так строго их судить, ведь они — жертвы коммунистического режима. Виноваты «вредные гены»: Геннадий Зюганов и Геннадий Селезнев...
Затрагивая тему отношений к властям, владыка часто цитировал слова апостола Павла: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10,16). А некоторые клирики из его тогдашнего окружения простодушно развивали тему — ведь Сам Христос говорил: «Стяжите друзей от мамоны неправды» (Лк. 16, 9). Впрочем, от самого владыки ссылку на эти слова мне слышать не приходилось.
Не нам судить о тех временах; можно лишь сопоставить сказанное (безоценочно) со словами папы римского Пия XI. Комментируя заключение Латеранского соглашения (1929 г.) с Муссолини, он заметил: «Для блага Церкви я готов заключить договор даже с диаволом». Как оценивать, к примеру, действия сельской учительницы на оккупированной немцами территории, когда она шла в гебитскомиссариат просить дрова для замерзающей школы? И ей — без разницы, что гебитскомиссариат, что гэбистский комиссариат, — лишь бы спасти детей. Так и владыка неизбежные контакты с КГБ характеризовал как «та1ит песе53п.а1<15» (необходимое зло).
В нацистской Германии простые бедные люди воспринимали социальную помощь как личное благодеяние Гитлера. Районный нацистский руководитель приводил рассказ о благодарности одной
женщины: «Мы были коммунистами. Но когда ты четыре года остаешься безработным, то становишься радикалом. Уже два г. мой муж: работает. Посмотрите, теперь фотография Фюрера висит в нашей когда-то коммунистической лачуге, и под этой фотографией я научила свою девочку молитве «Отче наш». Я, которая рассталась с Церковью в 1932 году. Каждый день моя дочка произносит «Отче наш» перед Фюрером, потому что он дает нам насущный кусок хлеба»335.
Моя первая поездка за границу в составе церковной молодежной группы состоялась в 1977 г. «Страной назначения» была Финляндия—какая-никакая, а все же «капстрана». Времена были что ни на есть «застойные», «маразм крепчал». Зная, что в составе группы обязательно будет «тайное ухо», владыка предупредил: «В Хельсинки есть большой книжный магазин. В русский отдел не заходи! Первая поездка может оказаться последней!».
Вняв дельному совету, русский отдел, с его «антисоветчиной», я посетил с предосторожностью, чтобы не увидели свои. Но «тайное ухо» (игумен из Одесской духовной семинарии) все же сработало, но топорно. Через некоторое время после поездки мы гуляли с владыкой по лаврскому саду, без «прослушки». На всякий случай понизив голос, владыка сказал: «Говорят, что во время поездки ты якобы злоупотреблял спиртным. Там очень смеялись... ».
Прошли годы, и до меня дошли слухи о судьбе «игумена-фантаста»: спился... «Жидкая валюта» играла большую роль в оперативно-сыскной деятельности. Бывший главный чекист страны Николай Ковалев, занимавший главный кабинет на Лубянке с 1996 по 1998 гг., свидетельствовал о катастрофической дисквалификации оперсостава всех спецслужб. Но разложение началось еще в советские времена.
Областная контора КГБ срочно потребовала от новичка отчет по резидентуре, агентуре, доверенным лицам и содержателям явочных квартир. Ничего лучше местного алкоголика Липки-на по кличке Санька-Костыль лейтенант госбезопасности найти не смог. В случае «успешной реализации особо ценных донесений» Липкину было обещано разовое денежное вознаграждение, эквивалентное трем бутылкам «Столичной» емкостью 0,5 литра по цене 3 рубля 62 копейки каждая.
Воодушевленный такой перспективой, Санька-Костыль бумагу о добровольном сотрудничестве подмахнул. Своим грозным агентурным псевдонимом «Разящий» возгордился. И принялся на-
стойчиво выспрашивать у местных мужиков про их антисоветские замыслы. Соблазняя «диверсантов»... третьей долей «премии в стеклотаре». Кончилось все трагически: после его нелепых безграмотных «донесений» ему отказали от «должности», которой он, оказывается, очень гордился336.
Еще одна заграничная поездка в составе православной молодежной делегации. Через день после возвращения в город на Неве один из «заангажированных» коллег подходит с вопросом: «Слушай, Августин! Что бы написать о тебе плохого?».
—Напиши, что я настаивал на строгом выполнении программы визита и ругал тех, кто опаздывал.
—Так-то оно так, но этого мало!
И, отходя, задумчиво чешет затылок.
А с другим «подсадным» подобный разговор состоялся только через двадцать с лишним лет. Пробыв короткое время преподавателем в семинарии, скромный иеромонах был взят в ОВЦС и отправлен на заграничный приход. Прошли годы, клирик бьш отозван на родину, и вот — неожиданная встреча в лаврском саду. Вспомнили годы застоя, и «долгосрочника» потянуло на откровенность.
— Да, тяжелые были времена! Ведь сколько гадостей мы с тобой должны были писать друг на друга!
И слышит в ответ: «Извини, но я о тебе гадостей не писал!».
В Одессе это называлось «бричка». Допустим, прохожему «приспичило» на Дерибасовской. Он пристроился за бричкой, «процесс пошел». Но тут лошадь тронулась, бричка скрылась за углом, и вот уже «с него смеется вся Одесса».
Его бывший однокашник как-то рассказал, что однажды с этим «источником» приключилась забавная история. Шел он как-то на конспиративную квартиру для встречи с «кумом». И, войдя в подъезд, столкнулся там с другим «источником»-однокурсником. (Почти по курсу истмата: «Два источника — две составные части марксизма».) Тот тоже шел «сливать компромат». Немая сцена, как в последнем акте «Ревизора». Оба «композитора» писали оперу, но опера переклинило «после вчерашнего», и опер вызвал «на контакт» сразу обоих...
Эпизод из польской кинокомедии середины 1960-х годов. Война, Варшава под немецкой оккупацией. Подпольщик, переодетый в женскую одежду, поднимается по лестнице, направляясь на явку к связному. Навстречу сосед; приподнимает шляпу: «Добрый Эенъ, пан конспиратор!».
Через лаврский садик владыка Никодим «прокачал» десятки людей, ведя с ними доверительные беседы. И ни один из них потом не был подвергнут преследованиям и гонениям за «разговорчики». Наоборот, митрополит часто предупреждал своих собеседников о тех, кого им следует остерегаться. Вспоминает протоиерей Игорь Мазур.
Райотдел КГБ, «курировавший» Ленинградскую духовную академию, помещался по адресу Невский проспект, д. 176, в здании бывшего епархиального училища; там же был кинотеатр «Призыв». Студентов «призывали» повесткой в военкомат, находившийся в том же доме. Там их встречал «референт, что из органов». Студента Игоря Мазура вербовали в осведомители дважды: «У вас учатся иностранцы! Мы должны быть в курсе!..». Игорь отказывался дать подписку, и при встрече с владыкой Никодимом рассказал ему о своих напастях. После этого от «несознательного» отстали...
В начале 1970-х годов о. Игоря перевели со Смоленского кладбища на Волковское. По окончании литургии он сказал прощальное слово и попросил прощения у прихожан и у сослужащих батюшек. Один из них здесь же, при всех, встал на колени и покаялся: «Прости, я подписал бумагу против тебя!».
Студентов ЛДА вербовали не только в военкомате, но и прямо в здании академии. Могли вызвать к паспортистке, а там комитетчик уже поджидает «объекта разработки». Протоиерея Бориса Безме-нова пытались «вербануть» в конце 1970-х. Но он твердо заявил: «Я от вас ушел сюда. А вы и здесь! Мне от вас ничего не надо! Оставьте меня в покое!». А потом рассказал о «контакте» ректору, в его кабинете. Реакция была сдержанной (прослушка!): «Вас спросили, Вы ответили...».
Но не все могли отбиться от супостатов. Кого-то «прижимали на компромате», кого-то — обещанием «помочь в карьере». В смутные годы «андроповщины — черненковщины» один нахрапистый игумен, отиравшийся в академии, почти не скрывал своих «негласных контактов», и в ходе «доверительных бесед» с «кумом» он «сливал компромат» на своих собратьев. Однажды он должен был возглавить литургию в академическом храме, но прибежал в алтарь в последний момент, как часто с ним бывало, — «с бодуна». Облачаясь, он крикнул диакону: «Евангелие заложили?». (То есть отметили ли страницу с сегодняшним евангельским чтением?) Будучи рядом, я громко посетовал: «Бедное Евангелие! И тебя здесь закладывают!».
Вокруг таких «нахрапистых» постепенно образовывался вакуум, с ними избегали общаться. Как известно, за литургией, во время пения «Символа веры», священники в алтаре у престола лобызаются со словами: «Христос посреде нас! — И есть и будет!». Один резковатый батюшка=«< заложник» так ответил «подсадному»: «Нет и не будет!». И вправду, — что сказать «меченому», если знаешь его подноготную? «Донос посреде нас»? А он в ответ: «И есть и будет»? А «нахрапистого» за обедом я с издевкой похвалил: «Молодец! Твои хозяева довольны, — стал грамотным! Слово "донос" уже пишешь через "о"!»
Как только митрополит Никодим появлялся на Западе, почти вся пресса начинала писать, что он — полковник (или генерал) КГБ. Владыка весьма огорчался, что его повсюду отождествляют с советской властью, с КГБ. Конечно, можно было бы сказать: подождем, пока откроются архивы (лет, этак, через 50) и тогда обретем «момент истины». А пока можно привести слова Фэри фон Лили-енфельд, которая оценивает эту «дезу» с психологической точки зрения.
Иногда на Западе говорили: у части архиереев в России припрятаны партбилеты. Между тем как раз этого-то и не было! Криптокоммунист в церковные иерархи не пошел бы. Только представьте себе, сколько пришлось бы ему для этого затратить усилий! Все время быть на виду, не иметь семьи, вести монашескую жизнь, помнить наизусть массу псалмов и других текстов, соблюдать посты, простаивать в храме на ногах час за часом и т. д. Церковь предъявляла (и предъявляет) к кандидатам в священство и уж тем более в епископы такие высокие барьеры, что без подлинной, глубокой и жертвенной веры преодолеть их невозможно!^7
Но был ли митрополит Никодим «связан с КГБ»? И такая формулировка тоже заведомо неточная. В ту эпоху тайная полиция пронизывала все слои общества, в том числе и церковные. При Андропове было создано «5-е управление КГБ по борьбе с идеологическими диверсиями». Православие было одной из них, поскольку размывало основы режима, воздвигнутого на песке. «Шестерки из пятерки» собирали компромат на духовенство, вербовали в осведомители. Это была рутинная, вялотекущая деятельность; в ОВЦС был кабинет «референта», и все знали, что он «оттуда». Такой же «референт» сидел в академии, его кабинет соседствовал с митрополичьим (удобно для прослушивания). Подобный чекист присут-
ствовал практически в каждом крупном НИИ, а в оборонке он возглавлял «1-й отдел». «Особисты» контролировали армию; в ельцинскую эпоху их оттуда убрали, при Путине снова вернули. Все предельно ясно и открыто.
Как это ни странно, в армии «ЧК сменила ЦК» при «перестроечном Горби».
Коммунистическая партия Советского Союза. Центральный Комитет.
Совершенно секретно. Особая папка. Лично. №П 150/16.
Т. т. Горбачеву, Рыжкову, Чебрикову, Язову, Крючкову, Лизи-чеву, Павлову А., Смиртюкову.
Выписка из протокола № 150 заседания Политбюро ЦК КПСС от 15 марта 1989 года. Вопрос Министерства обороны СССР и Комитета государственной безопасности СССР. (О введении в политических органах Советской Армии и Военно-Морского флота дополнительных должностей инструкторов по организационно-партийной работе и замещении их офицерами КГБ СССР).
1. Принять предложение Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота и Комитета государ ственной безопасности СССР о введении в политических органах Советской Армии и Военно-Морского флота за счет штатной численности КГБ СССР 32 должностей инструкторов по орга- низацонно-партийной работе.
2. Установить, что должности, вводимые в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, замещаются офицерами органов государственной безопасности с зачислением их в дей ствующий резерв КГБ СССР.
Секретарь ЦК338 В те годы «референтов» не было, пожалуй, только при банно-прачечных комбинатах; там их функции исполняли парторги.
Такие «референты» назывались офицерами «действующего резерва». Это были кадровые офицеры КГБ, которые либо открыто работали под другими «крышами», либо имели профессию-прикрытие. Скажем, должности заместителей директоров научно-исследовательских институтов «по режиму» и проректоров «по работе с иностранцами» в высших учебных заведениях, трудились переводчиками, швейцарами интуристовских отелей, инженерами автоматических телефонных станций, журналистами. Зарплату они получали в тех же кассах, где и их цивильные коллеги а КГБ выплачивало им разницу между окладом сотрудника Ко-
митпета, надбавкой за звание и выслугу лет и теми деньгами, как правило, меньшими, кои они имели согласно штатному расписа-
нию своей «крыши»
После августовского путча Лубянка произвела «рокировку в длинную сторону». 27 декабря 1991 г. первый заместитель тогдашнего шефа КГБ Анатолий Олейников в своем письме в комиссию Верховного Совета России сообщил, что «в связи с реорганизацией органов госбезопасности действующий резерв КГБ СССР упразднен».
Это правда. Неправда состояла в том, что, где чекисты работали под «крышами», там в большинстве своем и продолжали трудиться, только в официальных комитетских бумажках они стали именоваться по-другому — «прикомандированные»**0.
В отчете Совета по делам религий за 1974 г. говорилось прямо и откровенно: «Ни одно рукоположение во епископы, ни одно перемещение не проходит без тщательной проверки кандидатур ответственными сотрудниками Совета в тесной связи с уполномоченными, местными органами и соответствующими заинтересованными организациями»2*1. Что такое «заинтересованные организации» — разъяснять не надо. Как пел Высоцкий, «я знал, что мной интересуются, но, впрочем, я пренебрегал».
В том же отчете Совета по делам религий тогдашние правящие архиереи условно разделены на три группы. «Первая — правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения. К ним можно отнести: Патриарха Пимена... »; далее следуют имена митрополитов и архиепископов, но среди них имя митрополита Никодима отсутствует342.
Он зачислен во вторую группу, куда вошли «правящие архиереи, которые стоят на лояльных позициях к государству, правильно относятся к законам о культах и соблюдают их, но в своей повседневной административной и идеологической деятельности стремятся к активизации служителей культа и церковного актива, выступают за повышение роли церкви в личной, семейной и общественной жизни с помощью модернизированных или традиционных
концепций, взглядов и действий, подбирают на священнические должности молодежь, ретивых ревнителей православного благочестия. В их числе митрополиты — Ленинградский Никодим... »343
Давний друг Русской православной Церкви (МП) Фэри фон Лилиенфельд (Вера Георгиевна) отвечает на «каверзный» вопрос о митрополите Никодиме: «Он, конечно, хотел добра Церкви, но средства, к которым прибегал, не были безупречными».
«Может быть. Вероятно, он имел свои особые связи с властями и умел их использовать. Тут непросто найти правильную границу. Когда я впоследствии говорила на сию щекотливую тему с молодыми православными иереями, вскоре после смерти митрополита, то не раз слышала примерно следующее: лучше иметь архиерея, который не допускает у себя в епархии массового закрытия храмов, пусть и неприглядными методами, чем такого, который хранит чистоту риз, но остается почти без церквей.
Это то же самое, что с нашим бывшим президентом консистории (Консистория — высший совет Земельной Церкви в Германии. Его можно уподобить синоду РПЦ) Манфредом Штольпе (8*о1ре), высшим церковным юристом времен ГДР (он был членом Церкви земли Берлин-Бранденбург). Его постоянно обвиняют в том, что он сотрудничал со Штази. У нас тогда епископ не был обязан вступать в прямой контакт с властями — все переговоры и обращения находились в руках церковных юристов. Соответственно церковным юристам приходилось общаться с представителями властей, даже если последние и были нашпигованы сексотами. Так вот теперь Штольпе бросают упрек в сотрудничестве со Штази; Штольпе же резонно отвечает: он не сотрудничал, а вступал в переговоры. Вести переговоры и быть коллаборантом — не одно и то же. Ему удавалось освобождать диссидентов из тюрем — разве это коллаборационизм? Если бы он добивался выгод лично для себя или приносил ущерб Церкви, — это был бы настоящий коллаборационизм. Вот он, как бы желая блага, говорит тому или другому государственному чиновнику: "Послушайтесь доброго совета. Отпустите N. N. Что вы держите его в тюрьме? Это только вредит престижу ГДР". Предположим, власти быстро освобождают человека, за которого ходатайствовал Штольпе, — разве это коллаборационизм? Мы всегда питали доверие к Штольпе: у него был свой подход к властям, приводивший к благу. Он умел ловко добиться, предположим, разрешения на проведение определенного "сомнительного" церковного мероприятия.
Точно так же и с митрополитом Никодимом. Во время его пребывания на Ленинградской кафедре не была закрыта ни одна церковь!»344
После 1991 г. покаялся бывший второй заместитель председателя ОВЦС — архиепископ Хризостом (Мартишкин; ныне — Вилен-ский и Литовский) — в том, что в свое время имел контакты с КГБ. Он даже раскрыл свой агентурный псевдоним — «Реставратор». (В молодости, до принятия сана, он действительно работал реставратором.) Но ему это было положено по должности, поскольку он отвечал за приезды в страну иностранных церковных деятелей. Оформление виз, программа пребывания гостей, разрешение на посещение других городов (было и такое!), — все это замыкала на себя Лубянка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|