Христианская мирная конференция 11 глава
Началось оповещение журналистов по телефону, и мудрый архиерейский совет сделал свое дело: к вечеру третьего дня сын пастора переступил порог родного дома... На расспросы родителей почти не реагировал.
— Папа! Только не сегодня. Дай мне придти в себя!
Через день «кроха сын к отцу пришел» и вот что «сказала кроха».
«Возвращаюсь из школы; у тротуара — черная "Волга". "Лбы с короткой стрижкой" заталкивают меня в машину, и мы медленно трогаемся с места. Прямо в салоне — вербовка: надо помогать "дядям" в выявлении папиных "нехороших знакомых". Будешь сообщать нам: кто бывает у отца, о чем говорят, какие материалы передают».
13-летний парнишка отказывается: «"Павлика Морозова" из меня не выйдет!» (При Гитлере от детей требовали делать замечания своим родителям, если те забывали поприветствовать друг друга нацистским салютом)430.
Тогда «ставки» игры повышаются. Оперативники переговариваются по рации: «Как слышите ? Прием! — Объект вышел из дома». Машина сворачивает за угол и мальчик видит... своего отца, идущего по улице! За ним ведется наружное наблюдение и отслеживается каждый его шаг.
Комитетчик достает пистолет «Макарова»; щелкает обойма, патрон досылается в ствол. На дуле — глушитель. «Ну как? Будешь работать на нас?! Не будешь?! А вот щас грохнем твоего папанъку у тебя на глазах! Считаю до трех! Боковое окно опускается; дуло «Макарова» направлено в спину пастора... Раз, два... Нервы у сына не выдерживают, и он теряет сознание...
А как же пресловутая «слезинка ребенка», о которой так хорошо сказал Достоевский? Дожил бы Федор Михайлович до октября 1917-го, и если бы его не «шлепнули как контру», то архидобрей-
ший Владимир Ильич разъяснил бы архиреакционному писаке, что не бывает абстрактного гуманизма. А бывает мораль буржуазная и пролетарская. И нравственно все то, что служит делу революции. А посему в Москве при ВЧК существовал особый штаб «проституток». Специально использовались дети 12-14 лет, которые за свою работу получали деньги, подарки, сласти. Сотням девочек предлагали купить свою жизнь, приняв на себя функции тайных агентов ЧК. Сколько трагедий было на этой почве! Вот некая В. под угрозой расстрела отца согласилась на предложение ЧК. Укоры совести
привели к самосожжению...
Но это, скорее, исключение из правил. Вообще-то революционеры любили детей. Так, П. Н. Ткачев (1844-1885), русский революционер-социалист, приверженец идей Карла Маркса, предлагал истребить после победы революции всех граждан старше 25 лет432. (Что и осуществил пламенный марксист китайского разлива Пол Пот в Камбодже в 1970-х годах) Человеколюбивый Петр Никитич гарантировал молодому поколению не только счастливое детство, но также отрочество и юность. А дальше — как карта ляжет...
«Всякая революция влечет за собой временное одичание», — писал в свое время Фридрих Шлегель. Певец российской марксистско-ленинской революции Эдуард Багрицкий, обращаясь к своему современнику, писал о голосе революции как о моральном императиве XX века:
Но если он скажет «солги» — солги! И если он скажет «убей» — убей!433
Эти слова прозвучали прежде общеизвестной формулы Гитлера, обращенной к немецким национал-социалистам: «Я освобождаю вас от химеры совести!».
Коммунистические императивы «солги» и «убей» диктовались как будто бы не пренебрежением к «химере» совести, а именно совестью: преступления безотносительных заповедей совести (религии) должны были совершаться ради земного спасения и вечного земного же благоденствия человечества. Всего человечества — не расы, не нации, не только класса. На самом же деле призыв Багрицкого и «отпущение» Гитлера синонимичны: в обоих случаях заведомо насильническая идеология (вождь, век) разрешает переступить через заповеди ради своего торжества434.
Вспоминает Владимир Буковский.
Как-то осенью я возвращался домой и в проходном дворе на Кропоткинской один из «наружников» нагнал меня. Держался он развязно, вызывающе, матерился, рассчитывая, видимо, показать, что ему море по колено. Грозился убить ночью, в подъезде, пристрелить, когда я поздно возвращаюсь домой. Напирал на то, что он — не как другие, он не допустит, чтобы у него из-за меня были неприятности.
— Думаешь, мне что-нибудь за это будет? Наоборот, спасибо скажут. Да что ночью! Сейчас вот прикончу, и никто даже не огля нется. Только попробуй еще раз удрать от нас, как вчера.
В доказательство своих слов он вытащил из внутреннего кармана пальто пистолет... Я же лихорадочно искал какой-нибудь способ проучить этого молокососа. Отнять пистолет мне бы сил не хватило — парень он был тренированный, крепкий. От драки я ничего бы не выиграл. И поэтому я выманил его на улицу и медленно двинулся к дому. Расчет был простой — встретить кого-нибудь из знакомых, получить свидетеля. Этот осел шел рядом, все еще надеясь произвести на меня впечатление, а его команда медленно ехала на машине сзади. И ровно в этот момент моя мать вышла из дома в магазин. От неожиданности оба они пожали друг другу руки, когда я их «представил».
— Вот, мама, запомни этого человека, — сказал я. — Если со мной что-нибудь случится, будешь знать, кто виноват. Он грозится меня убить. А это сзади их машина. Запомни номер.
Я сам не ожидал, что мать так разъярится. Даже испугался, как бы она его не побила.
— Что вы себе позволяете! — кричала она на всю улицу. — Вас поставили следить?
— Следить, — уныло ответил чекист.
— Вот и следите. А что с ним делать, решит начальство. Не вашего ума дело. Этого еще не хватало, чтобы всякий подонок решал, кого убить, а кого нет.
— А что же он финты кидает, — вяло оправдывался чекист, — пусть ходит как все люди.
Вокруг стала собираться толпа любопытных. Чекисты в машине сидели злые, как собаки: выговор им был обеспечен. Мать кричала дальше, что пойдет в прокуратуру, будет жаловаться в ЦК, но дела так не оставит. Мое присутствие больше не требовалось, и я пошел своей дорогой, оставил их еще потолковать друг с другом. Больше я эту опергруппу не видел, не назначили их ко мне435.
18 декабря 1976 г. произошел первый в истории политический обмен между СССР и Западом. Советского диссидента Владимира Буковского обменяли на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана. В итоге 95-летний Корвалан сбежал из коммунистического рая, стал миллионером (потому что все годы тюрем и изгнаний чилийское правительство исправно перечисляло на его счет зарплату сенатора) и купил милый особнячок в предместье Сантьяго. Владимир Буковский стал профессором английского Кембриджа и, в отличие от большинства своих коллег-диссидентов, возвращаться в свободную Россию не спешит. Тогда же в народе родилась частушка:
Обменяли хулигана На Луиса Корвалана. Где б найти такую б..., Чтоб на Брежнева сменять?^
... Через некоторое время пастор 14, будучи в одной из Скандинавских стран, при странных обстоятельствах, попадает в тяжелую автомобильную катастрофу. Пройдя долгий и мучительный курс лечения, он принял решение: «эвакуировать» семью на Запад. В то время он не видел иного выхода: в этой стране не живут, а выживают; а пойдешь «против рожна» — выживут.
... 15 октября 2004 г., в 75-ю годовщину со дня рождения митрополита Никодима, в Свято-Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил панихиду об упокоении этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX в. На богослужении присутствовали православные верующие Первопрестольного града, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Приступая к совершению панихиды и призвав собравшихся в храме вознести молитвы об упокоении души приснопамятного митрополита Никодима, владыка Кирилл, в частности, сказал: «Доныне ясно различим и значим след, оставленный им. В те времена, когда по стране бушевали хрущевские гонения на веру Христову, он заложил основу того епископата, который в настоящее время является ядром, сердцевиной иерархии Русской православной Церкви. И потому мы не вправе рассматривать нынешний период новейшей истории нашей Церкви в отрыве от деяний, вклада и самой лично-
сти владыки Никодима. Ибо значительную роль в жизни русского православия наших дней играют те люди, которых владыка Нико-дим в свое время благословил и поставил на путь иерархического служения. И первым среди таких людей мы должны вспомнить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II».
«Ненужен мне берег турецкий... »
Будучи начальником Русской духовной миссии в Палестине, неутомимый архимандрит Никодим объездил Святую землю с Библией в руках; прибыв в какое-либо место, упомянутое в Священном Писании, он читал соответствующий отрывок. А с Иорданом у владыки была «кровная» связь. Войдя в реку, он сильно поранил ногу бутылочным осколком и потом долго не мог остановить кровотечение.
В те годы свободно путешествовать по Святой земле могли немногие. Есть устойчивое устное предание о «творческом импульсе», побудившем советского композитора Матвея Блантера написать песню «Летят перелетные птицы». Когда в ООН решался вопрос о создании государства Израиль, молоденький Андрюша Громыко, по наводке Хозяина, голосовал «за». (В те годы Сталину нужен был плацдарм для советского внедрения на Ближний Восток.) Вскоре в пропагандистских целях в Землю обетованную было выпущено несколько тысяч «простых советских евреев». На «историческую родину» якобы засобирался и Блантер. Но поскольку он был уже не простой, а номенклатурный, ему было отказано. Надвигалась «борьба с космополитизмом», «дело врачей» и, дабы обезопасить себя от травли, М. Блантер со своим напарником М. Исаковским написал «Перелетных птиц». Вот ключевые строки этой песни:
Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна.
Те, кому это предупреждение было адресовано, намек поняли и затаились до начала 1970-х годов («дело самолетчиков»). А Исаковский—автор «рыбы», не удосужился привести строки своей текстовки в соответствие с нормами правописания:
А я остатося с тобою, Родная моя сторона.
Вплоть до падения советского режима выезд за границу по частным делам был чрезвычайно ограничен. Это в «мирное время», «при царе», скажем, учитель гимназии, летом отправлявшийся с семьей за границу, мог сказать дворнику: «Голубчик, вот тебе рубль серебром, сходи в полицейский участок: пусть выправят мне заграничный паспорт». А когда «царя скинули», то из бывшей «тюрьмы народов» стали выпускать с большим трудом. И простой советский человек, мечтавший побродить по парижским улочкам, должен был ходить по рижским.
Для тех, кто не жил в ту эпоху, — информация для размышления.
Анжелика Балабанова была назначена Лениным на пост наркома иностранных дел Украины. Из многого, увиденного там, особенно тягостное впечатление произвел на нее действовавший с ведома Дзержинского провокатор из ЧК: он выдавал себя за иностранного посла, продавал паспорта желавшим выехать за границу и немедленно сообщал о своих клиентах в ЧК, где их расстреливали. Возмущенная Балабанова обратилась к Ленину. Ответ Ильича был отечески снисходительным: «Товарищ Балабанова, когда Вы начнете понимать жизнь?»437.
Вывод: желавшим уехать за границу надо было действовать легальным путем, как это сделал, например, все тот же Ильич. В 1900 г. Ленин, побывавший в тюрьме и ссылке, стал опасным революционером, и полиция не могла не догадываться, что, перейдя границу, он поведет подкоп под существующий строй. Несмотря на это, ему беспрепятственно был выдан заграничный паспорт. «Вчера, — сообщал он матери, — получил свидетельство от местного полицмейстера о неимении с его стороны препятствий к отъезду моему за границу, сегодня внес пошлину (десять рублей) и через два часа получу заграничный паспорт» (письмо от 18 мая 1900 г. из Пскова)438.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека». В статье 13 (2) говорилось следующее: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». Советский Союз, воздержавшийся при голосовании Декларации, затем официально присоединился к ней.
В статье 5(д) Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН21 декабря 1965 г., была повторена цитированная формули-
ровка из Декларации. Советский Союз ратифицировал Конвенцию только в 1969 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. в статье 12 (2) констатирует: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную». Советский Союз не только подписал и ратифицировал в 1973 г. этот Пакт, но то же сделали обе советские национальные республики — члены ООН: Украина и Белоруссия. В 1976 г. Пакт вступил в силу.
Таким образом, Советский Союз не только признал провозглашенный в Декларации принцип свободы передвижения, но и принял на себя по Конвенции и Пакту прямое обязательство свободно выпускать своих граждан за пределы СССР.
Чтобы свести к минимуму возможности отговорок, в статье 12 (3) Пакта точно записано, в каких случаях государство может ограничивать зафиксированные в этом документе права человека. Обязательной предпосылкой ограничения является принятие закона о них. Но такого закона в Советском Союзе принято не было. Не было, правда, и закона, подтверждавшего право каждого гражданина свободно по своему усмотрению выезжать из страны. Но и это было предусмотрено в Пакте. Статья 2 (2) гласит:
«Если это уже не предусмотрено существующими законодательствами или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте».
Значит, и закон должен быть издан, и практика должна быть приведена в соответствие с правом на свободу каждого покидать Советский Союз по своему желанию. Но, может быть, пока Верховный Совет СССР не издал такого закона, Пакт можно и не выполнять, ссылаясь на то, что закона-то нет? Но в Основах гражданского законодательства СССР и в Основах гражданского судопроизводства была записана коллизионная норма: в случае коллизии между действующим в СССР законом и нормой, зафиксированной в международном обязательстве СССР, действует международная норма. Таким образом, каждый гражданин Советского Союза имел право покинуть любую страну, включая СССР439.
Эти нормы действовали в царской России, которую советская пропаганда именовала не иначе как «тюрьмой народов». А после
1917 г. нам разъяснили: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно душат человек». За громкой болтовней о великом счастье быть советским гражданином номенклатура прятала свою твердую уверенность в том, что если разрещить свободный выезд из Советского Союза, то страна опустеет. Почему Советский Союз и подписывал все эти пакты и конвенции, мол, это — в защиту прав негров. А «советские белые негры» по-прежнему гордились тем, что у нас «граница на замке». И сидели «под замком», зато колбаса была по 2.20.
Но в жизни бывает всякое, и постепенно стали выпускать за границу по частным делам (встреча с родственниками, лечение, похороны, приглашение от друзей). Но до 1987 г. — не чаще одного раза в году («противочелночная» защита), причем в паспорте ставился штам с надписью: «Выезд разрешен до... ». Государственному крепостному давали «вольную» на строго определенный срок, после чего — «вертайся обратно». Была такая закрытая формулировка: «90 дней допустимого пребывания за рубежом». (Это не касалось «долгосрочников», но там и отбор шел через «мелкоячеистую сеть».) Для работающих «совслужей» разрешение на выезд санкционировал «треугольник»: партком, местком, профком. («Какие старые слова, а как кружится голова!») При собеседовании устраивали «ловушки».
— С какой целью Вы хотите поехать за границу?
— Посмотреть, как там живут.
— Ну и, как Вы считаете, где живут лучше: у нас или у них?
— Конечно у нас!
— Так для чего Вам к ним ехать? Был и такой вариант.
— ... Посмотреть, как там живут.
— А что, у нас Вы уже все посмотрели?
Но эти «круги треугольника» — для простых советских людей. А тех, кто ехал «по церковной линии», от этого «дурдома» освобождали.
Вопреки Международному пакту о гражданских и политических правах основанием для оформления выезда не могло быть простое желание гражданина поехать за границу. Основанием признавалось: 1. Ходатайство вашего учреждения о разрешении направить вас в загранкомандировку, 2. ходатайство организации (профсоюза, творческого союза, общественной организации) о разрешении продать вам путевку в заграничную туристическую поездку
или в заграничный дом отдыха, 3. частное приглашение (вариантом такого приглашения был вызов от родственников в Израиле, а также от иностранцев, вступивших в брак с советскими гражданами).
Разрешение на выезд давали номенклатурные органы. В первом случае (командировка) — Отдел загранкадров ЦК КПСС или Комиссия по выездам за границу при ЦК КПСС. Во втором (туризм) — Комиссия по выездам за границу в горкоме, обкоме или ЦК компартии союзной республики. В третьем случае (частная поездка)—отдел виз и регистрации (ОВИР), являвшийся органом Министерства внутренних дел СССР, но находившийся практически под контролем КГБ.
Были некоторые исключения из описанного порядка. Так, военнослужащие направлялись в советские войска, дислоцированные в странах Варшавского Договора, по документам, выписывавшимся Министерством обороны СССР. Имелся особый порядок и для выездов за границу нелегальных агентов КГБ и Главного разведывательного управления440.
В советские времена Большой симфонический оркестр уехал на гастроли на Запад, а приехал, как отметили остряки, лишь Малый — половина замечательного коллектива осталась за рубежом. По возвращении в Ленинград руководителя коллектива Евгения Мравинского вызвали в высокие партийные кабинеты и поставили вопрос ребром: «Почему от вас бегут музыканты?». На что великий дирижер ответил: «Разве от меня бегут? Это от вас бегут!».
Нельзя сказать, что владыка Никодим путешествовал по миру в неких «процедурных шорах», сидел в международных президиумах исключительно ради принятия резолюций, коммюнике и результативных документов. В свободное время он стремился посещать все то, что на языке ООН именуется «всемирным достоянием человечества». А в более узком кругу называется «церковным туризмом». Он с иронией рассказывал об одном высокопоставленном церковном иерархе, который совершал поездку по Ближнему Востоку. Когда кортеж автомобилей подъехал к известным на весь мир пирамидам, посетить которые — мечта каждого образованного человека, «высокое лицо», не выходя из машины, промолвило: «Каменья —они и есть каменья». После чего кортеж развернулся в обратном направлении.
Глядя на энергичного архипастыря, путешествующего по все-
му миру, мы тоже стремились ухватить кусочек хотя бы советской «заграницы». А по тем временам это были Прибалтика и Кавказ.
1973 год. Почти все лето прошло в архипастырских разъездах по епархиям, Ленинградской и Новгородской, плюс Карелия. И «людие архиерейстии» иподиаконствовали во время митрополичьих богослужений. Но все же образовался «просвет» — владыка дней на 20 уезжал за границу и не имел возможности держать нас «на коротком поводке». При отъезде он посоветовал мне, «как опальному», никуда из города не отлучаться. Однако «охота к перемене мест» была сильнее, и я махнул в Армению.
Арташат — небольшой городок близ турецкой границы. Смотрю на туристскую карту. Отсюда — полчаса езды до древнего монастыря Хор-Вирап. В конце III в. здесь держали в темнице св. Григория, просветителя Армении, а в эпоху средневековья на этом месте была воздвигнута обитель. Оставив вещи в гостинице на попечение дежурной, отправляюсь на поиски автобуса до обители. Дорогу до автостоянки подсказала та же дежурная; она же «стукнула по телефону» про залетного гостя.
Скрип тормозов, рядом останавливается «москвич». Из машины вылезают два армянина в штатском. Мелькают «корочки»: «Комитет госбезопасности». Достаю паспорт; комитетчики «устанавливают личность». Вопросы соответствующие.
— С какой целью искал пути подхода к границе?
— Меня интересует не граница, а монастырь Хор-Вирап.
— Хор-Вирап стоит прямо на границе. Зачем про него знаешь?
— Он отмечен на карте как туристический объект.
— Кто дал карту, какое получил задание?
Чувствую, что время здесь, в Арташате, остановилось; «ребятишки» «выпали из 37-го года». Но мне нельзя их злить; ведь составят протокол о «задержании при попытке перехода турецкой границы». И выдержит ли сердце митрополита этот удар? Поэтому разговариваю с гэбэшниками предельно вежливо.
— Туристическая карта продается в любом книжном магазине, и там Хор-Вирап не засекречен. В Арташат въезд свободный, никто в автобусе документы не проверял.
— Въезд свободный, но город закрытый, и ты должен отсюда уехать.
Решающим аргументом в пользу моей невиновности оказался обратный авиабилет в Ленинград, купленный в Ереване за неделю до возвращения. Сыскари с умным видом долго изучали его,
рассматривая чуть ли не на просвет. Вроде бы полегчало: когти разжимаются, и, кажется, обойдемся без протокола.
Едем в гостиницу, дежурная отводит глаза: «Я не стукачка, но доложить обязана!». Оперативники роются в моем рюкзаке, но «ве-щдоков», естественно, не находят. На ближайшем автобусе убываю в Ереван. В древней обители побывать не удалось, но и владыку не подвел «под монастырь»...
Бывая за границей по церковным делам, владыка иногда денек-другой предавался отдыху. Но крайне редко, и только после завершения официальной программы. Лишь незадолго до своей кончины он отправился в круиз на теплоходе вокруг Европы — с лечебными целями. В те годы это было доступно в основном партократам, которых называли «Дроздовы» — по фамилии персонажа из романа Дудинцева «Не хлебом единым».
Знаменитый писатель Константин Паустовский — употребляя имя Дроздова как нарицательное обозначение номенклатурщика, вспоминал о своей поездке на теплоходе вокруг Европы. «Дроздовы проявляли враждебность ко всему, кроме своего положения; они поражали своим невежеством. У них и у нас оказались совершенно разные понятия о том, что представляет престиж и достоинство нашей страны. Один из Дроздовых, стоя перед «Страшным Судом», спросил: «Это суд над Муссолини?». Другой, глядя на Акрополь, сказал: «А как пролетариат допустил постройку Акрополя?». Третий, услыхав замечание об изумительном цвете воды Средиземного моря, строго спросил: «А наша вода разве хуже? (И вообще, надо присмотреться к этому товарищу.) Что, наши черноморские виды в Крыму разве хуже?»441
«Беспартийный Паустовский произнес антисоветскую речь», — констатировалось в закрытом письме ЦК.
В портах захода Дроздовы «делали шоппинг», а у владыки Ни-кодима была своя программа: посещение местных храмов, встречи с духовенством, поклонение святыням. Но неизменно —с «референтом», который неотступно сопровождал владыку во время круиза...
Но это не значит, что «око государево» присматривало за владыкой Никодимом при каждой заграничной поездке. Вспоминает священник Роберт Слесинский (США).
После окончания учебы я был паломником в Фатпиме (Португалия). Там я узнал от капеллана-американца о. Иоанна Мовата, что в свое время здесь был паломником и митрополит Никодим.
Когда одна служанка вскрикнула, что идет какой-то православный монах, о. Иоанн посмотрел в окно и не сдержал эмоций: «Боже мой, — воскликнул он, — это не простой монах, к нам идет сам митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим!». Да, митрополит приближался пешком и без всякого сопровождения — вот подлинный монах!» . А ведь в то время поездка в Фатиму приравнивалась к антисоветской...
«Держать и не пущать» —этот принцип был общим для нашей тогдашней «солнечной системы». Но владыка Никодим молчаливо поощрял «отклонения» от официальной программы и знакомство с церковными достопамятностями «страны пребывания». После кончины святителя многое изменилось; местные власти стали действовать в этом смысле грубо и примитивно.
1982 год. Накануне поездки в Сербию на молодежную конференцию — «инструктаж» в митрополичьем кабинете. Сбоку—«референт», постукивающий о стол карандашиком. Его предписание — «простое, как мычанье»: после конференции сразу же возвращаться на родину, и никаких самостоятельных поездок по Югославии! Ни в Боснию, ни в Словакию (он имел в виду Словению).
Антониевский «наказ» изощреннее — он выше «образованщи-ны», сидящей сбоку.
— Отец архимандрит! Вам, конечно, захочется в первую очередь поехать в Дубровник. Только не говорите— «нет»! я знаю, что это Ваша мечта. Так вот, в Дубровник — ни ногой! Идите!
Надо ли говорить, что по окончании конференции я предложил сопровождавшему меня игумену-«подсадке» переоформить аэро-флотовские билеты, и у нас образовалось целых два дня на поездку по стране. Это наше личное время; все равно в академии срочных дел нет. «Подсадной» возражать не стал, но отправиться в путешествие побоялся. Я же вечерним рейсом вылетел в Дубровник, тогда еще не разрушенный войной. А потом автобусом, через горные перевалы, в Сараево (от того города мало что осталось) и, наконец, ночным поездом — в Белград. С «тайным ухом» встретились в аэропорту; оно из Белграда никуда не отлучалось. Двое суток оно предавалось застолью с возлияниями у настоятеля русского храма: наказ референта выполнен.
По возвращении — диалог с референтом.
— Отец Августин! У меня есть сведения, что Вы задержались в Югославии.
— Это рыжий Иуда доложил?
— Ну, не будем называть имена...
Не будем. Но это не просто «тип», а типаж тех лет, о которых сказано: «Серые начинают и выигрывают». Высоцкий пел: «Феофан был злобный, жадный, // наглый, хитрый, плотоядный... ». Однажды паренек, родом из Закарпатья, подал прошение об отчислении из первого класса семинарии — не выдержал испытаний.
Днем вызвали в военкомат, пытались «вербануть». Еле отбился. Всю ночь не спал. Утром гуляю по лаврскому парку, смотрю — навстречу «Феофан» — в «косухе», джинсах, с кейсом в руке. С похмелья спешит на лекцию — читать курс аскетики...
Вспоминает архимандрит Ианнуарий. Когда «рыжего» и его дружка начали продвигать наверх, они съехали с квартиры, которую снимали в Ленинграде, и перебрались в Москву. Какое-то время о. Ианнуарию пришлось снимать ту же квартиру, и соседи не могли нарадоваться. При встрече на лестнице благодарили: Вы такой тихий, спокойный! Не представляете, что тут творилось до Вас! Шум, пьянки, драки... Прямо по Блоку:
Грешить бесстыдно, непробудно, Счет потерять ночам и дням, И, с головой от хмеля трудной, Пройти сторонкой в Божий храм...
В те годы духовником академии был протоиерей Иоанн Кондратов. Пожилой батюшка был туговат на ухо и говорил очень громко, думая, что все «в норме». Подходит к нему «рыжий» на исповедь и тихо шепчет: «Шу, шу, шу... » А в ответ громовой раскат на весь храм: «Что?! Да ты же монах!».
— Тише, тише! Шу, шу, шу...
— Что?! Да ты же монах!
За границей «рыжий» вел себя осмотрительно, — чтобы свои же не заложили. Зато в «Союзе» позволял себе «оторваться по полной программе». Однажды, не справившись с канцелярской «текучкой», он симулировал сердечный приступ, и ректор, встревожившись не на шутку, дал ему отпуск в самом начале учебного года. Компания, отправившаяся на поезде в Крым, была маленькая, но приличная. В хозобслуге — малчики, в купе —ящик коньяка: «Гуляй, рванина, от рубля и выше!».
Загул кончился печально: мертвецки пьяного «аскета» сняли с поезда то ли в Жмеринке, то ли в Бердичеве. В линейном отделе,
как положено, был составлен протокол, но дело замяли его покровители по другой «линии»...
Начало 1980-х; в составе небольшой делегации еду на богословскую конференцию в Англию. После завершения официальной программы — посещение православного кафедрального собора, встреча и «речевой контакт» с «опальным» митрополитом Антонием (Блюмом).
Во время беседы владыка Антоний рассказал забавную историю. Годы «застоя» были не только в Советском Союзе, но и в Югославии. (В былые времена советских туристов, вырвавшихся в Югославию, немало радовали агитационные лозунги, откровенно утверждавшие: «Маршал Тито — наш понос!» Переводчики поясняли, что знакомое русским слово на их языке означает «слава» и доверительно сообщали, что то явление, что обозначаемое им в русской речи, по-сербски именуется совсем иначе — пролив».) Культ личности Иосипа Броз Тито достиг такого размаха, что некоторые интеллектуалы не выдерживали «прессинга» и уезжали из страны в эмиграцию, благо, что это можно было сделать легально — под видом временного выезда на заработки в Западную Европу.
Идет семья таких политэмигрантов по Лондону, наслаждается свободой. Впереди православный храм — как не зайти? Совершается литургия; диакон выходит читать Апостол и возглашает: «К Титу послание святого апостола Павла чтение!». Эмигранты в отчаянии: «И здесь Тито!».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|