Христианская мирная конференция 6 глава
К концу 1980-х годов страх нарушить «омерту» (обет молчания у мафиози) стал ослабевать. Многие студенты не скрывали друг от друга своих «контактов» и, отправляясь на очередную встречу с «кумом», сообщали: «Иду к дяде». И договаривались, кто о ком что будет говорить. Лжеромантика «рыцарей плаща и кинжала» испарялась: от «плаща» остались лишь обноски. А «кумовья» продолжали с серьезным видом играть в детские игры, пока не проиграли державу. И теперь из ближнего забугорья только и слышно: «Не лезьте в нашу песочницу!».
После подавления путча ГКЧП, словно в годы «борьбы с космополитами», началось «раскрытие псевдонимов». В прессе замелькали агентурные клички... Особенно тяжело пришлось митрополиту Юрьевскому Питириму (Нечаеву): он стал героем авторской телепередачи Никиты Михалкова «Перекресток». В мае 1992 г., когда Никита Сергеевич был в Петербурге, он дал интервью на тему, затронутую в «Перекрестке».
— В своей передаче Вы задались вопросом: почему КГБ отдало на растерзание своих агентов только из иерархов Православной церкви, из интеллигенции и почему в этом списке нет никого из депутатов, из правительства, хотя, безусловно, и там есть люди, связанные с органами. Вы считаете, что это своего рода предупреждение для тех, кто был или сейчас находится у власти: мол, если что — и про вас скажут вслух. Но, наверное, это лишь часть ответа на вопрос: кому же это выгодно?
— Это стало уже достаточно явным: движение к Церкви понадобилось только ради того, чтобы взять власть в свои руки. А теперь ее начнут душить. Потому что несовместимо то, что делают власть имущие, с представлением о том, как должен поступать верующий человек. Это немыслимо, например, чтобы священник орал на трибуне перед огромной толпой, требуя возмездия. И если он этого не понимает, если вокруг —этого не понимают, о каком возрождении
может идти речь? Ведь все заняты гоном. Жаждой гона. Радостью от гона. А Церковь будет мешать этому. Она должна мешать гону только своим существованием. Поэтому провинциальные властолюбцы, которые во многом сейчас вершат судьбу народа без любви к нему, к этой стране, без желания даже задуматься над тем, что будет дальше, станут выступать против возрождения Церкви...
— Но Церковь — организация не только земная, но и небесная, мистическая. И многие говорят о том, что ее грехи не могут быть поставлены в один ряд с чьим бы то ни было служением тайной полиции. Здесь иной отсчет, и поэтому необходимо сказать всю правду до конца.
— А меня совершенно не интересует, был Питирим связан с КГБ или нет. Это его проблемы взаимоотношений с Богом, с совестью. Он что — преступник? Расстреливал людей? Сажал их в тюрьмы? Писал доносы? Ну, например, один священник рассказывал мне, что вынужден был писать проповеди в трех экземплярах. Один —себе, другой —в Синод, третий —в КГБ. И переживал это мучительно... Я же знаю, что такое «сотрудничество», в котором упрекают Питирима. Значит, тогда я тоже агент КГБ!
— Помилуйте!
— Когда едешь за границу, тебе говорят: «Слушай, Никита Сергеевич, там будет народ. Ты скажи, что так, мол, и так. Съезд у нас был. Решения хорошие принял». Я отвечал: «Есть! Обязательно скажу!». Но никогда этого не делал, конечно. А офицер ставил галочку, что беседовал с таким-то, дал задание... На кого может стучать митрополит? Вы только вдумайтесь! Чем он занят? Шифровками? Слежкой? Он служит утром и вечером по нескольку часов, издает массу прекрасной религиозной литературы, а между этим еще в поте лица своего работает на КГБ? Тогда это просто гениальные люди.
— Недавно на архиерейском Соборе создана специальная комиссия, которая намерена принимать обвинения в адрес духовенства в сотрудничестве с органами, но только в том случае, если они подтверждены документально и нанесли вред Церкви.
— Я не знаю об этой официальной позиции. Но вижу, что Патриархия в этой ситуации ведет себя достойно. Это как раз и будоражит ее оппонентов. Я абсолютно уверен, что Церковь не должна опускаться до выяснения отношений со светскими структурами. Ведь это и есть цель власть предержащих. Но кесарю — кесарево, а Богу — Богово364.
В своем интервью Никита Сергеевич, в частности, заявил: «Мне омерзительна тональность всего происходящего. Мне глубоко претит необольшевистское желание заглядывать в замочные скважины, подымать дела и выяснять, «а что вы делали до 19 августа»? Но эта фраза «аукнулась» ему через 13 лет на страницах «Независимой газеты»: «Один известный кинорежиссер, настаивающий на своем княжеском происхождении, недавно объявил, что по примеру деда отныне становится помещиком, и купил по случаю гектаров тысячу в Калужской, что ли, губернии. Дело хорошее, правда, из поля зрения интервьюеров режиссера как-то выпал вопрос о том, чем занимался его отец в вынужденном временном промежутке между двумя периодами помещичьего землевладения» 5.
В 2000 г. помещик-патриот Никита Михалков процитировал жуткий документ, якобы рожденный в недрах американского правительственного истеблишмента, о плане последовательного уничтожения русской национальной культуры. Оказалось, оскароносец воспроизвел цитату из романа А. Иванова «Вечный зов», вложенную им в уста немца-абверовца. Прав был Белинский, заметив, что у художников ум уходит в талант.
С кинорежиссером Никитой Михалковым заочно полемизирует петербургский кинорежиссер-документалист Андрей Некрасов.
В 1988 году, когда я снимал один из первых своих фильмов, «Тысячелетие» (он был как раз посвящен Церкви, Тысячелетию крещения Руси), мне приходилось близко сталкиваться с Издательским отделом Московской Патриархии. Фильм был совместного англо-советского производства, причем с британской стороны было получено благословение ныне покойного Антония Сурожского, Так вот, как только у нас в Советском Союзе поняли, что в фильме задействованы англичане, сразу проявились все кагэбэшные антенки, навыки, ужимки и прыжки православных священников. Я просто почувствовал себя в Большом доме с рясами.
Извечная тема «Художник и власть» в стране Советов звучала так: «Поэт и органы». В конце 1930-х годов вспоминал В.Ф.Ходасевич.
Весной 1918 г. Алексей Толстой вздумал справлять именины. Созвал всю Москву литературную... Пришел и Есенин. Привел бородатого брюнета в кожаной куртке. Брюнет прислушивался к
"Дело. 2000. 18 сентября. С. 3. Новая газета. 2007. №1. 11-14 января. С. 14.
беседам,... Это был чекист Блюмкин, месяца через три убивший графа Мирбаха, немецкого посла. Есенин с ним, видимо, дружил. Была в числе гостей поэтесса К. Приглянулась она Есенину. Стал ухаживать, захотел щегольнуть и простодушно предложил поэтессе: — А хотите посмотреть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою366.
Это поэт. А с политиками было еще проще. Вот докладная Ежова Сталину, посланная в августе 1936-го. Он рассказывает о беседе с членом ЦК Пятаковым (тот был скомпрометирован — арестовали его жену):
— Пятакова вызывал. Сообщил ему мотивы, по которым отменено решение ЦК о назначении его обвинителем на процессе троц-кистско-зиновьевского террористического центра. Он понимает, что доверие ЦК к нему подорвано... Вносит предложение разрешить ему лично расстрелять всех приговоренных к расстрелу, в том числе и свою бывшую жену.Опубликовать это в печати. Несмотря на то, что я ему указал на абсурдность его предложения, он все же настойчиво просил соощить об этом в ЦК»367.
Режим ломал поэтов долгих 70 лет. Окуджава — лирический поэт, интеллигентный человек, автор и исполнитель задушевных романсов, которые все слушали и все пели 40 лет. Бард, слава которого, возникшая в начале 1960-х, жива и сейчас.
Впрочем, когда был подготовлен том стихотворений Окуджавы для «Новой библиотеки поэта» (СПб., 2001), возник скандал. Составитель включил все обнаруженное, и тут выяснилось, что в самом первом из его известных стихотворений, «Моем поколении», впервые напечатанном в калужской газете «Знамя» в отмеченный день 21 января 1953 г., упоминались не только Октябрь, Петроград и Ленин, но также Сталин. «Для моего поколения, — писал начинающий поэт, — высшее счастье — быть коммунистами, такими, как Ленин, такими, как Сталин».
Еще более жуткое впечатление произвело стихотворение «Ленин»: «Все, что создано нами прекрасного, создано с Лениным, все, что пройдено было великого, пройдено с ним... Он приходит, простой и любимый... »368 А потом были и «комиссары в пыльных шлемах...»
А теперь небольшое отступление. Не так давно в телепередаче о Константине Симонове писатель Василий Аксенов высказался в том смысле, что поэт был слишком близок к власти и Сталину. Но перечитаем открытое письмо Александру Шелепину, «железному
Шурику», наследнику Лаврентия Берии, человеку, которого тогда боялись все, даже Никита Хрущев. Это письмо было опубликовано в «Литературной газете» 5 декабря 1962 г., в нем писатели —их список открывался фамилией В. Аксенова (Вознесенский, Войно-вич и др.) — просили КГБ взять их в помощники «по контролю» — использовать их в качестве идеологических надсмотрщиков. И кто же был ближе к власти: К.Симонов или В.Аксенов? После этого «инок честной Питирим» отдыхает...
«Период полураспада»
...Начало 1990-х годов —время, когда приоткрылись архивы, спрятанные за семью печатями. Когда была снята «пятая печать», мир «увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6, 9). Студенты на лекциях все смелее стали говорить о новомучениках и о тех, кто подводил их под расстрел. Когда речь заходила об очередном «информаторе», все почему-то смотрели на одного «меченого», а тот, краснея, низко опускал голову. Отираясь при епархиальном филиале ОВЦС, он рассчитывал получить место на заграничном приходе и вовремя «эвакуироваться» из страны, охваченной разрухой. Перешагнув через себя, он добился желаемого и вскоре «загнездился» с матушкой в сытой и благодатной Европе.
Через несколько лет, будучи на зарубежной конференции, я посетил этот приход и, в числе прочих, задал настоятелю вопрос: сколько лет он предполагает пробыть в «долгосрочной командировке»? Ответ был предельно откровенен.
— Все зависит от бойкости пера. Пишем со «смежниками» друг на друга «телеги», и — кто кого «переиграет».
А в глазах — тоска...
... 26 апреля 1933 г. Геринг опубликовал специальный декрет, которым создавалась тайная государственная полиция — гехайме штаатсполицай (сокращ. — гестапо). 22 специальная инструкция предписывала всем чиновникам следить за характером высказываний государственных служащих и сообщать министерству о любой критике. 30 июня аналогичным распоряжением вводилась практика доносительства среди рабочих и служащих.
10 февраля 1936 г. Геринг подписал текст указа, названного впоследствии основным законом гестапо. Статья 1 этого документа гласила: «На гестапо возлагается задача разоблачать все
опасные для государства тенденции и бороться против них, собирать и использовать результаты расследований, информировать о них правительство, держать власти в курсе наиболее важных для них дел и давать им рекомендации к действию»369.
Гестапо было ликвидировано в 1945-м, а «5-е управление КГБ по борьбе с идеологическими диверсиями» — на 45 лет позже. Тогдашний шеф КГБ В. А. Крючков, «нутром чуя» грядущие перемены, прикинулся «казанской сиротой». В интервью, опубликованном осенью 1989 г., он представил «Палату №5» этакой «тихой заводью».
Бывшее Пятое управление по своим штатам было одним из малочисленных в системе органов госбезопасности и занимало (в Москве, —а. А.) часть одного из административных зданий. Его упразднение в целом органически вписывается в процесс усовершенствования работы аппарата, которое имеет место в КГБ, так же как и в других ведомствах. Часть сотрудников этого управления ушла на пенсию, некоторые направлены для дальнейшего прохождения службы в другие подраздедения органов госбезопасности в центре и на местах. Создание Управления по защите советского конституционного строя потребовало определен-ной перегруппировки сил, которая сейчас осуществляется .
Но августе 1991-го сам Владимир Александрович уже парился на нарах в Лефортово, а «шестерки из пятерки» разбежались, как тараканы. Кто-то спился, кто-то ушел в охранники, кто-то в бизнес. Один из питерских настоятелей рассказывает: «Как-то в соборе вижу "кума", который "курировал" меня годами. Где былой гонор и амбиции?! С трудом устроился в турфирму; ходит по храмам, набирает паломников в Святую Землю... »
А другой «куратор», «разрабатывавший» духовенство (контакты, связи, компромат), в начале 1990-х годов принял Православие, и его крестил бывший «объект разработки». Так кто кого «разработал»?
А как устроился последний председатель КГБ СССР? Когда Крючкову отмечали семидесятипятилетний юбилей, Путин был директором ФСБ. Он пригласил его на Лубянку, поздравил...
— В то время, когда он был сотрудником разведки, я не встречался с ним, — говорит Крючков. — Да... Но я говорил с товарищами, которые знали его по прежней работе. Они положительно отзываются о нем.
~ Порядочный человек? Хороший офицер?
-Да. Исполнительный такой, работоспособный, думающий...
— Сейчас он звонит, советуется?
— Думаю, что мы не будем вторгаться в дела, которые долж ны сохранить печать конфиденциальности.
Э71
— Я все понимаю...
Кстати, о компромате. В феврале 1991 г. магаданские геологи обнаружили на сопках вблизи областного центра целые комплекты фирменных бланков... КГБ. Бланки с печатным названием ведомства и его угловым штампом. У кого не пробежит холодок по спине от такого, например, запроса, который можно направить на службу любого человека: «Нами проверяется (фамилию вписать). Просим сообщить возможное наличие компрометирующих материалов». И гриф— «Секретно по заполнении».
В куче можно было отыскать и бланки с грифом «Секретно, экз. единственный» и особым примечанием: «Составляется только в перефразированном виде, исключающем возможность восстановления дословного текста». Тут же протоколы допроса, осмотра места происшествия, «выемки»...
Геологи вручили свою находку корреспонденту газеты «Магаданский комсомолец» Дмитрию Чехову, он опубликовал об этом заметку. Что же руководители управления КГБ? Провели расследование, выявили виновников утери бланков? И не подумали.
— Для проведения служебного расследования нам показалось недостаточно тех бланков, которые передал корреспондент Че хов,—заявил заместитель начальника Управления КГБ по Мага данской области (В.Власенко). —В незаполненном виде они не яв ляются секретными...
В эпоху гласности народ осмелел; тем более в Магадане —там никого Колымой не запугать. Так бланки оказались на свалке. Но это только в Магадане. А по всей стране точно такие же бумажки хранили за семью печатями. Ведь бланки-то типовые...
Характерно, что в годы перестройки, когда все рушилось, охранные структуры «нутром чуяли», что Церковь — это духовный стержень общества, и что она переживет все режимы. Рассказывает кришнаит, вызванный на допрос в КГБ в конце 1980-х.
Следователь молчит, продумывает тактику допроса подследственного. На чем его «прижать», чтобы «сдал подельников» ?
— Пригрозить, что выгоним из института? Так он сам оттуда ушел.
— Уволим с работы? Так он из котельной уйдет в дворники.
— Исключим из комсомола? Так он плевать хотел на этот комсомол!
И тогда «следак», наливаясь партийной злобой, задает первый вопрос: * Что оке ты, гад, Христа продал!?».
А теперь учтем одно важное обстоятельство. Законно избранным Президентом России, причем с высоким рейтингом популярности, стал высший должностной чин ФСБ. Значит ли это, что церковная иерархия получила «полную индульгенцию» от народа за «сотрудничество с органами»? Притом, что близ здания ФСБ на Лубянке отреставрирован и освящен их «ведомственный» храм — Софии Премудрости Божией. А «мудрость — основа государственной безопасности». А сестра мудрости — интуиция, а »мать интуиции — информация», — в «режиме фиксации»... «Все смешалось в доме Лубянском!»
А всей тайной службе покровительствует святой князь Алеке-сандр Невский. Есть и соответствующая молитва, в которой прихожане в погонах просят покровителя: «всех видимых и невидимых врагов низложи»...
После подавления Пражской весны (1968 г.) многим стало ясно, что режим изживает себя, и наиболее дальновидные его стражи стали использовать марксистско-ленинские заклинания лишь как «оперативное прикрытие».
Середина 1960-х годов. В один из дней владыка Никодим, побывавший «в сферах», возвращается в резиденцию ОВЦС в Серебряном Бору. И за ужином с сотрапезниками роняет такую фразу: «Подождите, мы еще доживем до того времени, когда заседания Политбюро будут начинать с пения молитвы "Царю Небесный"«. Известно, что пророчества не всегда сбываются в деталях. Владыка скончался в 1978 г., Политбюро разогнали в 1991-м. Но в целом ситуация была угадана верно.
В середине 1980-х годов уже начали ощущаться «новые веяния». В конце января 1982 г. печать и радио СССР сообщили о смерти на 80-м году жизни «... после непродолжительной болезни члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР, дважды Героя Социалистического труда Михаила Андреевича Суслова». Через четыре дня после смерти Суслов был похоронен с такими официальными почестями, с какими после марта 1953 г. не хоронили в Москве ни одного из высших руководителей партии и государства. Позднее кончину «советского Геббельса» в народе назвали «великим почином». Были и другие «антисоветские форму-
лировочки»: «Пятилетку —в четыре гроба!», «гонка на лафетах» и т. п.
Во время визита Брежнева во Францию «Сюртэ женераль» устроила генсеку ловушку: в его резиденции туалет оборудовали устройством для сбора мочи. Экспресс-анализ показал: Леонид Ильич — «не жилец», и надо делать ставку на преемника. (Тоталитаризм—это когда надежды миллионов на либерализацию, на реформы зависят от уровня белка в моче главы государства.)
Брежневскому истеблишменту были не нужны голод и чистки. Его больше волнуют дачные участки, привилегии, автомобили, зарубежные командировки, дележ казны и контроль за нарождающимися потоками теневого икоррупционного бизнеса. Генсек это прекрасно понимает и непрепятствует: материя сильнее идеологии. Только следит: материя— для вершков, идеология — для корешков. Люди понимают правильно:«Народ ипартия едины. Раздельны только магазины».
Брежневне претендовал на роль теоретика, давал наказ составителям его речей:«Поскромнее, поскромнее, я не лидер, я не вождь... Пишитепроще, не делайте из меня теоретика... Ну, кто поверит,что Брежневчитал Маркса?» Его личность обрастала анекдотами, аотечественную историю в шутку стали делить на три периода— допетровский, петровский и днепропетровский. Брежневу приписывали фразу: «С людями надо мягше, а на вопросы смотреть ширше и глыбже». Для теоретических разработок у Брежнева был«серый кардинал» Суслов.
С 1947 идо самой смерти в 1982 г. Суслов занимал пост секретаря ЦК по идеологии. Главная задача — сформировать у советского человека правильное мировоззрение. В этой области у коммунистов инацистов была единая методика. «Вельтаншаунг» — «Мировоззрение» — популярный в Третьем рейхе термин для обозначения национал-социалистической концепции мира, нацистской философии жизни. Гитлер постоянно обращался к этому понятию в своих работах и выступлениях. В марте 1934 г. на встрече со старыми партийными товарищами он заявил, что его политическая победа была не более чем сменой правительства. Только победа мировоззрения была бы истинно революционной. Национал-социалистическая революция сумеет достигнуть окончательной победы только тогда, когда ее примут все немцы. Вот почему немецкий «вельтаншаунг» должен превратиться во всеобщее германское мировоззрение. Вслед за Гитлером этим понятием постоянно поль-
зовались многие нацистские руководители372. «Вельтаншаунг» органично сочетался с «Гляйхшалтунг» — нацистской политической концепцией подчинения всех сфер жизни Германии интересам на-ционал-социалистического режима0 .
... Перемещение Андропова из КГБ на место Суслова в Секретариате ЦК партии было для советских людей безошибочным знаком. Он передвинулся с шестого на второе место в партийной иерархии.
С чего началось андроповское восхождение во власти? С того, что именно он при Хрущеве помимо официальной должности возглавлял группу «К». То есть был глазами и ушами Никиты Сергеевича.
В советские времена при всех генеральных секретарях под разными названиями, но всегда существовала особая группа людей, которая осуществляла внутрипартийную контрразведку. Чаще всего такая группа шифровалась литерой «К». У Сталина эта группа информировала его честно, без малейшей общепринятой у большевиков трескучей лакировки, — о настроениях в народе, о возможных очагах недовольства, а также присматривала за чекистами в КГБ, чтобы те не зарывались и не ставили себя при их необъятной тайной власти над партией, над самим Сталиным.
Служба «К» (нередко ее расшифровывали как «Консультанты», чаще по главной сфере деятельности — как «Контрпропаганда») никогда не занималась конкретными «врагами народа» и тем более «зачистками». Эта грязная работа оставлялась для карающего «меча революции», т. е. для тогдашней Лубянки. В «К» должны были лишь вовремя подать сигнал о том, что не все спокойно в «Датском королевстве».
Когда Хрущев узнал о подготовке переворота, он вызвал к себе Андропова, а тот доложил, что все нормально, можно не беспокоиться. Именно за это предательство Никиты Сергеевича он и получил от Брежнева пост главы КГБ374.
Но Юрий Владимирович был смертельно болен, и «андроповщи-на» закончилась довольно быстро. В те месяцы была такая загадка: «Почему Брежнева показывали по «ящику» часто, а Андропова редко?» — «Потому что Брежнев работал на батарейках, а Андропов — от сети».
Вера в безграничное насилие выдохлась, ресурсов для него не осталось. Брежневщина проваливается в пустоту между сталинской концепцией государства и невозможностью применять сталинские методы. Когда чекист Андропов попытался примерить кепку
Вождя, получилась жалкая пародия. Как выражался Салтыков-Щедрин, «от него кровопролитиев ждали, а он — чижика съел».
Один за другим скончались три генеральных секретаря: в ноябре 1982 г.— Брежнев, в феврале 1984 г.— Андропов, в марте 1985 г.— Черненко. Председателем комиссии по организации похорон Андропова был назначен Черненко. Те, кто мыслил в советских понятиях власти, рассудил: ему и быть генсеком. А те, кто воспитывался в христианских традициях, вспоминали евангельские строки: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).
— Почему Черненко выступает перед тремя микрофонами?
— За один он держится, по другому ему подают кислород, а в третий ему шепчут, что говорить.
Незадолго перед смертью Черненко появился в двух мимолетных сценах. В одной — на избирательном участке, в другой — в своем рабочем кабинете. Неподвижный до такой степени, что казался несуществующим, онсделал неуверенно несколько шагов. И стало ясно, что советскаямедицина одержала важную победу: генсек был собран и временновозвращен к жизни — он растерянно и невнятно прошептал слово «хорошо» и судорожно бросил в урну избирательный бюллетень.
Потом Черненко еще раз на несколько минут вынули из кислородной палатки и поставили на ноги принимать поздравления в связи с его избранием в Верховный Совет. Декорации в обоих актах с участием Черненко — а между ними прошло несколько дней — оставались неизменными: серо-розовые стены больничной палаты, ковер с ярким персидским рисунком, те же белые шторы, легко рассеивающие свет. И застывшее лицо генсека, покрытое, как маской, тяжелым слоем грима375.
Невозможно придумать более красноречивого свидетельства глубочайшего кризиса, переживавшегося системой. Когда скончался очередной генсек, то в вечернем выпуске новостей одесский телеведущий якобы сказал: «Вы будете смеяться, но Черненко тоже умер!».
Выборы Генеральным секретарем и очень скоро потом Председателем Президиума Верховного Совета СССР немощного, распадавшегося на глазах Черненко — вдруг открыли глаза. Оказалось, что вот уже почти десять лет всесильную КПСС возглавляют больные дряхлые старики. Долгие годы советское телевидение, демонстрируя очередного Вождя, иллюстрировало, не подозревая этого, первую часть ленинской формулы: верхи не могут. В Москве родил-
ся анекдот: «Ты опять был на Красной площади на похоронах? — Да, у меня абонемент». Звонок в Кремль.
— Вам нужен новый генеральный секретарь?
— Вы что, больной?
— Да, и очень старый!
У Политбюро ЦК, словно Горыныча-перестарка, одна за другой отваливались головы. А когда генсеком стал Горбачев, то многие спрашивали: а на кого он опирается? Кто его поддерживает? — Никто. Он сам ходит.
Потом стало популярным горбачевское выражение «новое мышление». Но это позднее. А пока —новый девиз: Гласность, Перестройка, Ускорение. В народе заметили, что первые буквы триады складываются в еще незабытое сокращение — ГПУ, преемника ЧК, предшественника НКВД и КГБ.
Подлог и миф — что перестройка началась в марте 1985 года. Не началась ни по сути, ни по форме — даже слово такое тогда произнесено не было. Напротив, 23 апреля 1985 г. на пленуме Горбачев говорил, что история подтвердила «великую правду ленинского учения». До январского пленума 1987 г. ни о какой широкомасштабной общественной перестройке речь не шла.
Если сдвиги и начались, то лишь в политике; о церковной сфере речи пока еще не было. Трудно было ждать чего-то другого после речи Чебрикова на XXVII съезде КПСС. Глава тогдашнего КГБ, по сути, повторил репрессивную доктрину Брежнева о том, что капитализм, потерпев поражение на всех фронтах, решил-де наверстать упущенное, одержав победу в религии и культуре. В КГБ всерьез считали, что религиозные убеждения забрасываются к нам из-за рубежа. Да чего там 1986-й, когда даже в 1987-м с гордостью транслировали по телевидению, как доблестно охраняет наши границы идеологическая таможня. Огромная овчарка, натасканная на контрабанду, яростно кидалась под вагон, и оттуда вытаскивали... Библию! Чуяла ищейка запах вредной литературы!
И вот в 1986 г. один из влиятельнейших членов Священного синода Русской православной Церкви (МП) высказал «несвоевременные мысли». Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий написал письмо, суть которого заключалась в том, чтобы государство наконец-то разрешило Церкви выполнить не только обрядовые функции, но и социальные: благотворительность и все то, что связано с этим направлением. Письмо за своей подписью митрополит
Алексий направил в ЦК. Реакция аппаратчиков была незамедлительной. Вот цитата «Из записки отдела пропаганды ЦК КПСС о письме митрополита Алексия»: «Поскольку в письме прослеживается стремление повысить престиж и фактические права Церкви путем обеспечения ей некоего партнерства в отношении с государством в решении социальных, экономических и культурных задач, руководству Совета по делам религий при Совмине СССР следует в беседе с автором подчеркнуть, что, соблюдая конституционную гарантию свободы совести и в традициях отделения Церкви от государства, Церковь должна заниматься удовлетворением религиозных потребностей без вмешательства в вопросы, относящиеся к политической системе советского общества». После этой отповеди митрополит Алексий был освобожден от должности управляющего делами Московской патриархии376.
А тем временем приближалось знаменательное событие: празднование 1000-летия Крещения Руси (988-1988). Такую дату игнорировать и замалчивать было невозможно, — партийцы чувствовали это на уровне спинного мозга. Что такое их жалкие 70 лет диктатуры в сравнении с тысячелетием христианского государства! И, скрипя сердцем, Старая площадь в лице Александра Яковлева дала «добро» на проведение юбилейных торжеств.
Важнейшая особенность «революции» Горбачева в том, что ее совершали партийные деятели, верно служившие предшествующим генеральным секретарям. Пришло новое время, они стали проповедовать новые взгляды. Большую популярность среди них приобрела евангельская история превращения Савла в апостола Павла. Легионы Савлов, бодро маршировавших в коммунизм, сделали поворот «все вдруг» и пошли в нужном направлении колоннами Павлов.
Если сравнить то, что писал Александр Яковлев до чудодейственного преображения с тем, что он утверждал после него, возникает иногда впечатление самокарикатуры. В 1972 г. он заявлял, что «самая демократическая религия» в конечном счете реакционна и представляет собой идеологию духовного рабства377. В апреле 1987 г. Александр Яковлев еще твердо стоит на позициях 1972 г., решительно отвергая любые попытки изобразить христианство как «матерь» русской культуры378.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|