|
Древнерусская архитектура.
Введение.
Переломным моментом для истории Древней Руси и для истории древнерусского искусства, безусловно, стоит считать 988г. И принятие христианства. Большое каменное строительство началось в Xв. Как строительство христианских церквей и, естественно, по византийскому образцу: была освоена техника каменного строительства и монументальная иконопись. Но, безусловно, в византийские каноны были заложены русские традиции, такие как, например, многоглавие и бойницеобразные окна. Первым каменным собором на Руси была Десятинная церковь или Храм Успения Богородицы(996), которая была разрушена в 1240 во время набегов Батыя.
Примеры.
1. Святая София Киевская, 1037-1045.
Древнейший из сохранившихся храмов Древней Руси, самый грандиозный и почитаемый. София была построена по образу и подобию Софии Константинопольской. Этот храм пятинефный, пятиапсидный 12-столпный и 13-купольный собор, поражающий своей величественностью. Он был построен во время правления Ярослава Мудрого и его первоначальный облик значительно отличался от того, что мы видим сейчас. Храм имел пирамидальный силуэт, который формировался с помощью многоглавия, его изначальным цветом был красно-розовый. При строительстве стен Софии использована совершенно уникальная техника кладки с «утопленными рядами», когда в широкую прослойку между тонкими пластами плинфы заливалась цемянка. Эта техника позволяла столь масштабному собору казаться легким и дематериализированным. С северной, восточной и южной стен собор окружала двухэтажная обходная галерея с аркадами, первый этаж которой был крытый, а второй – на открытом пространстве. Даже во внешнем облике храма во всем виделась праздничность богослужения и, безусловно, это ощущение усиливалось при попадении во внутреннее пространство Киевской Софии. Внутреннее убранство собора светится золотом и божественностью, практически каждый фрагмент стен Софии заполнен мозаичным или фресковым (роспись по сырой штукатурке) изображением. Все изображения расположены по строгой иерархической системе.
Мозаики.
· Зенит купола, Христос Пантократор.
· Своды купола, 4 архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.
· Барабан прорезан 12 окнами, между ними изображение 12 апостолов.
· Паруса, 4 апостола: Марк, Матфей, Лука, Иоанн
· Подпружные арки: 40 мучеников севастийских (по 10 на каждой арке)
· Западная поверхность восточных столпов: Благовещение (лево – Арх. Гавриил, право – Дева Мария)
· Конха апсиды, богоматерь Оранта, домохранительница или как ее называют «Нерушимая стена».
· Средний ярус апсиды: Евхаристия (причастие апостолов хлебом и вином)
· Нижний ярус: Святительский чин (12 фигур)
Фрески Софии Киевской, сохранились в гораздо более худшем состоянии
· Хоры, Ктиторский портрет (Христос, слева – Владимир Св., Яр. Мудрый с сыновьями; справа – Ольга, Ирина с дочерьми)
· «Встреча Марии и Елизаветы», «Жертвоприношение Авраама», «Дети Ярослава Мудрого», изображение апостола Павла, святого Григория Богослова и др.
· Также присутствовали фрески на светские сюжеты, располагаются в лестничных башнях (только они были выполнены русскими мастерами), “Ансамбль музыкантов”, “Битва ряженых”, “Охота” и др.
2. Святая София Новгородская, 1045-1050.
Новгородская София соперничала по величию и значимости с Киевской и была построена по ее образу и подобию. Это первый каменный храм в Новгороде, он не имеет выраженного пирамидального строения, у нег более пластически тонкий верх, венчающийся пятиглавием, над лестничной башней также присутствует купол. Новгородская София – пятинефный и трехапсидный храм крестово-купольной системы, поддерживающий свое пятиглавие на 12 столпах. Храм построен из крупных блоков известняка, а для выделки апсид, входов и барабанов использовалась плинфа, таким образом технику кладки Софии можно назвать «смешанной». Оконные прорезы узкие, бойницеобразные (это обусловлено северным климатом). Практически отсутствуют декоративные элементы: есть лишь арочные пояски на барабанах пятиглавия. Стена расчленена на прясла с помощью лопаток, каждое прясло соответствует нефу и завершается закомарой.
Внутреннее убранство Новгородской Софии.
Мозаика присутствует только в алтарной апсиде – это небольшие геометрические узоры и арочные декоративные композиции, увенчанные крестами. Для создания мозаек в Новгороде не стали создавать отдельную мастерскую, а просто перевезли оставшуюся смальту из Киева, поэтому Новгородская София не так богата Мозаиками. Почти все внутреннее пространство собора покрыто фресками, но, к сожалению, они сохранились в очень плохом состоянии. Можно выделить лишь сцену Вознесения в куполе, изображение пророков и праотцов в барабане, а также фрагменты деисуса и ктиторского портрета.
3. Церковь Спаса на Нередице, 1198
Является последним княжеским храмом, но по своей типологии ничем не отличается от посадской церкви. Храм одноглавый, кубического типа, четырёх-столпный, трёхапсидный, боковые апсиды понижены до середины восточной стены. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России., но после Великой Отечественной войны фресковые росписи не сохранились (сейчас часть из них удалось восстановить и законсервировать). Прослеживается тенденция дальнейшего упрощения храмов, экономия материалов. Крупные членения и лаконичность силуэта – это как нельзя лучше передает дух северной суровой природы. Весь храм словно «руколепен», его стены не совсем ровные, они просты и прочны. Пирамидальное выстроение оконных проемов, скос стен и мощная глава подчеркивают центричность всей композиции.
4. Успенский собор Московского Кремля, 1475-1479
Возведен под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. В Успенском соборе получили дальнейшее развитие лучшие традиции русского храмового зодчества. Он включил в оформление фасадов московского храма ряд характерных деталей владимиро-суздальского зодчества — перспективные порталы, аркатурный фриз и др. Однако новые строительные приемы обусловили и значительное отличие Успенского собора от его прототипа, владимирского Успенского собора: геометрическую правильность плана и всех архитектурных деталей, а также принципиально новое решение внутреннего пространства Новизна не только в том, что в соборе нет хоров. Главным является зальный характер помещения, его единство и нерасчлененность. Огромные круглые столбы не производят впечатления мощных опор, сдерживающих колоссальную тяжесть куполов, а лишь подчеркивают свободный рост всего сооружения, создавая необыкновенную обширность и легкость внутреннего пространства. Собор отличается монументальностью своих форм и величавой торжественностью. Компактность его строгого силуэта достигнута прежде всего близко поставленными мощными куполами, среди которых выделяется центральный купол. Впечатлению силы немало способствует и скупой декор (акратурно-колоннчатый поясок, членящий стену на две части) лишь подчеркивающий суровую неприступность белокаменных стен. Кристальная четкость внешнего облика собора выражается и в делении фасадов на равные части, которые отделены друг от друга пилястрами. Последние увенчаны капителями и плавными дугами закомар. Простую отделку храма в виде аркатурного фриза, идущего по всем фасадам, оживляет с севера крыльцо с висячей гирькой двойной арки, а с южной стороны — богато декорированный скульптурой и живописью портал.
5. Церковь Покрова в Филях, 1690-1693
Одна из последних церквей, относящихся к Древнерусской архитектуре, перед нами пример Нарышкинского барокко. В плане церковь представляет квадрат с наложенными на него в четырех сторон экседрами, северный, южный и западный – это притворы, к которым примыкают лестницы, над каждой из них находится ложная глава; восточный – это апсида, включающая в себя и алтарь, и жертвенник, и дьяконник. Конструкция церкви – это так называемый «восьмерик на четверике», они соединены друг с другом во внутреннем пространстве и перекрыты восьмилотковым сводом. Также тип этой церкви можно определить, как «иже под колоколы», так как между основным объемом храма и барабаном купола (который, кстати, не соединяется с самим пространством церкви) расположен ярус звона, то есть церковь одновременно является еще и колокольней. Церковь пирамидальная, ярусная, стремящаяся вверх, центрическая. Нижний ярус усложнен аркадой с находящейся под ней зимней церковью. Каждый ярус завершается резными «петушиными гребнями», выполненными из цельных кусков белого мрамора. Внутреннее убранство храма относится к 18в.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|