Древнегреческая и древнеримская живопись.
Древнегреческая живопись.
Основным материалом для изучения древнегреческой живописи является вазопись. Также была широко распространена живопись в виде фресок и мозаик, которые украшали храмы и здания, однако они не сохранились до наших дней.
В вазописи отражались основные тенденции греческого искусства, характерные и для скульптуры (или же иногда происходило обратное влияние). Стили росписей можно разделить на несколько периодов, содержательность и способ написания которых различаются.
Чернофигурная роспись. (вт. пл. 7 — нач. 5 вв до Н.Э.) Основная тематика — изображение пиршеств, военных сражений. Плоскостный силуэт, элементы нарядности, изощренный контур. Период расцвета — вазописец Эксекий (сер. 6 века до Н.Э.)
Самоубийство Аякса. Первым делом стоит отметить, что автор совершенно по-новому трактует сюжет. Изображение героя до события, а не после него. Автору удается отразить чувства и решительность великого Аякса. Живое изображение, очень сложный контур, однако непропорциональность человеческого тела. Плоскостность изображения, сильный контраст между черной фигурой и красным фоном.
Краснофигурная роспись.
Кратер из Орвьето, сер 5 в. до Н.Э.
Реалистичное изображение объема и движения, способность к свободной моделировке человеческого тела. Цвет красной глины более реалистичный по сравнению с черным, что добавляет дополнительной реалистичности. Сложные сцены мифологического и бытового содержания. Оперируют в основном графическими приемами, не стремятся передавать светотеневые переходы. Сочетание формы вазы и изображения, их гармоническое существование, строгость и ясная гармония.
(сер 5 века — стремятся передать не только действие, но и душевное переживание героев => более сложные жесты, более цельная композиции, однако уходят от непосредственности и живости в восприятии изображения, однако пока нет внимания к индивидуальным чертам и переживаниям человека) Основная задача, как и в скульптуре — иллюзорное восприятие объемов человеческого тела. Монументальная строгость и ясность характерны для росписи знаменитого «Кратера из Орвьето» — хранящейся в Лувре вазы со сценой гибели Ниобидов на одной ее стороне и изображением Геракла, Афины и Аргонавтов на другой. Фигуры свободно и естественно расположены по поверхности вазы, хотя для сохранения целостности этой поверхности художник избегает перспективных уменьшений, фигур, по смыслу размещенных на втором плане. Мастерское владение ракурсами, живые, естественные позы фигур подчинены строгому, спокойному ритму, объединяющему изображение со столь же гармоничной формой вазы. Краснофигурная вазопись достигает одной из своих вершин.
Известно о работах художника Полигнота (сер 5 века), который выполнял монументальные произведения всего четырьмя красками (белый, черный, желтый, красный). Однако его работы сохранились только в описаниях («битва при Марафоне»), поэтому мы не можем описывать их в полной мере. Конец 5 — середина 4 веков — расцвет монументальной живописи, но не сохраняются подлинники. По описаниям можно говорить о том, что развитие происходит параллельно и очень похоже на скульптуру. Сохраняется роспись в Казанлыке, явно выполненная греческим мастером. Именно по ней можно судить об основных чертах греческой живописи.
Роспись купольной гробницы в Казанлыке (Болгария) 310-290 гг до Н.Э. Использование четырех цветов, грамотное расположение фигур в композиции. Нет объемной моделировки фигур, возможно сказывается то, что работал не самый лучший мастер.
Древнеримская живопись.
В отличии от Греции, в Риме развита монументальная живопись — фрески, которыми украшались жилые дома.
Так же выделяется несколько различных стилей, большинство из которых нужны для декоративного украшения стены, поэтому нельзя в полной мере считать живописью, в том числе «инкрустационный», архитектурно-перспективный и орнаментальный. Основные сюжеты: в первую очередь — мифологические сюжеты, куда меньше, чаще в отдельных выделенных частях орнамента - натюрморты, пейзажи.
Сцена посвящения, роспись виллы Мистерий близ Помпей, вт.пл. 1 в. до Н.Э.
На красной стене изображены реальные люди, которые принимают участие в ритуальных действиях (миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной). Изысканный декоративный вкус колорита: сочетание желтых и зеленых с красными и темно-лиловыми. Лишен отдельных мелких деталей, достаточно плоскостное изображение. Нет пространственной перспективы, фигуры поставлены очень тесно. Попытка передачи сложных поз, сохранение пропорциональности и соотношений различных частей тела. Однако изображение не изменяется в пространстве, сохраняется некоторая статичность. Основные темы росписей – мифологические сюжеты, часто могут содержать не подходящих по смыслу или времени персонажей.
Фаюмские портреты. Поскольку нельзя в полной мере проследить развитие живописного портрета на территории самого Рима, можно посмотреть, как его искусство влияет на завоеванные территории. Например, в оазисе Эль-Фаюм в Египте. Сохраняет здесь культовое назначение.
Портрет юноши в золотом венке. Начало 2 века. Выполнено в технике энкаустики на деревянной доске. Поразительно реалистичное изображение, крупные черты лица, однако почти нет светотеневой моделировки лица. Использование всего нескольких цветов — белый и красно-коричневые оттенки. Яркое, выделяющееся лицо на золотом фоне. Имеют очень большое значение для изучения живописи древнего Рима и древней Греции, поскольку единственное хорошо сохранившиеся портретные изображения.
К сожалению, большее количество живописных памятников этой эпохи не дошло до нашего времени, но даже по сохранившимся описаниям и отдельным памятникам можно судить о высокой развитости этого направления и большом мастерстве художника. Как и скульптура, живопись очень зависит от архитектурного пространства
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|