Конвейерные подвесные пути
В отличие от бесконвейерных подвесных путей, по которым грузы перемещают вручную, конвейерные подвесные пути, или конвейеры, имеют непрерывно двигающийся тяговый орган, приводимый в движение от двигателя. Этот тяговый орган в виде цепи, каната или троса перемещается по направляющим, которые крепятся на специальных приливах подвесок над рельсом или сбоку его.
По роду движения конвейеры делят на:
толкающие, у которых грузы подвешены на крюках или роликах и передвигаются по трубчатым или полосовым путям при помощи пальцев, прикрепленных к тяговому органу;
несущие, у которых грузы подвешены непосредственно к рабочим органам цепи конвейера;
смешанные, у которых тяговый орган имеет толкающие и несущие органы.
По расположению подвесные конвейеры могут быть горизонтальными, размещенными в одной плоскости; наклонными, служащими для передачи грузов с одного уровня на другой, и пространственными, работающими в разных направлениях и плоскостях.
На мясокомбинатах и птицеперерабатывающих предприятиях подвесные конвейеры используют для передачи грузов и осуществления технологических операций (конвейеры для обескровливания скота, разделки и туалета туш, инспекции голов, боенской обработки птицы и пр.).
Ту часть конвейера, на которой осуществляются транспортные или технологические операции, называют рабочей частью или участком, а ту, где тяговый орган возвращается обратно, — холостой частью конвейера.
Каждый конвейер, имеющий замкнутый тяговый орган, состоит из рабочего и холостого участков.
Направление движения тягового органа конвейера изменяют при помощи поворотных шкивов или звездочек, которые называют оборотными станциями, а натяжение тягового органа производят при помощи натяжных станций. Привод в движение тягового органа конвейера осуществляется, как правило, от электродвигателя через редуктор, приводной шкив или звездочку. Это устройство называют приводной станцией.
Следовательно, каждый конвейер состоит из приводной станции, оборотных станций, натяжной станции, тягового органа (цепи) и подвесного пути с рабочим и холостым участками.
На рис. 14, а представлена общая схема подвесного горизонтального конвейера с пальцем снизу, наиболее часто применяемого на мясокомбинатах
Приводная станция 1, состоящая из электродвигателя и двух редукторов, смонтирована на несущих деревянных путевых балках и имеет горизонтально расположенную приводную шести или восьмизубую звездочку с шагом t = 150 мм, на которую надета пластинчато-шарнирная цепь с пальцами снизу.
На другом конце конвейера установлена натяжная станция 8 винтового типа, при помощи которой производится натяжение цепи, для чего натяжная станция также имеет горизонтально расположенную звездочку в одной плоскости с приводной звездочкой.
На схеме (рис. 14) изображен конвейер Г-образного типа, поэтому для изменения направления движения цепи имеются оборотные станции —на холостом участке 3 и на рабочем 4. Оборотные станции, так же как и натяжная, не имеют принудительного движения, и звездочки свободно посажены на ось, бла-годаря чему вращаются при движении цепи.
Для крепления рельса подвесного пути служат подвески: примыкающего бесконвейерного участка 2, холостого участка конвейера 6 и рабочего участка конвейера 7. В качестве тягового органа служит бесконечная пластинчато-шарнирная цепь 5.
На рис. 14,6 показан рабочий участок подвесного горизонтального конвейера с пальцем снизу.
Рис. 14. Подвесной горизонтальный конвейер с пальцем снизу:
а — схема: 1— приводная станция; 2 — подвески бесконвейерные; 3 и 4 — оборотные станции; 5 — пластинчато-шарнирная цепь; 6 — подвески холостого участка; 7 — подвески рабочего участка; 8 — натяжная станция;
б — рабочий участок подвесного конвейера: 1 — путевые деревянные балки; 2 — подвески; 3 — рельс; 4 — пластинчато-шарнирная цепь; 5 — пальцы цепи; 6 — ролики-троллеи.
К путевым деревянным балкам 1 прикреплены подвески 2, несущие основной полосовой рельс 3 и направляющие из угловой стали с пластинчатой шарнирной цепью 4, имеющей пальцы снизу 5, толкающие ролики с грузом 6. Приводная, натяжная и оборотные звездочки располагаются горизонтально в плоскости цепи, крепятся на кронштейнах к путевым балкам. На холостом участке такого конвейера нет грузонесущего рельса. Применяются подвески укороченного типа только для направляющих цепи.
Расстояния между толкающими пальцами цепи кратны ее шагу и обычно составляют 600, 900, 1200, 1500 и 1800 мм.
Рассмотрим основные узлы подвесного конвейера.
Приводная станция.Основное назначение станции — привод тягового органа подвесного конвейера. Приводные станции могут быть следующих типов:
несинхронизируемые с постоянной скоростью, состоящие из электродвигателя с неизменяемым числом оборотов, редуктора и приводной звездочки. Скорость движения тягового органа при этом постоянна;
несинхронизируемые с переменной скоростью, состоящие из I электродвигателя с несколькими ступенями скоростей или электродвигателя, соединенного с вариатором скоростей, и приводной звездочки. Применяются вариаторы скоростей с раздвижными конусными тарелками (шкивами) или фрикционного типа конструкции Светозарова. За последние годы Полтавский машиностроительный завод мясного оборудования освоил производство планетарно-интегральных редукторов ПИР-1, обладающих плавным ходом и большими передаточными числами от 132 до 495. Эти редукторы применяются для подвесных технологических конвейеров на мясокомбинатах. В данной приводной станции скорость движения цепи конвейера можно изменять, что очень удобно для эксплуатации;
синхронизируемые с переменной скоростью, позволяющие одновременно и синхронно изменять скорость ряда конвейеров, работающих в общем технологическом потоке. Это достигается тем, что электродвигатели конвейеров имеют специальные фазовые роторы типа АК. Один из приводов является ведущим и имеет дополнительный датчик-электродвигатель, соединенный электрической цепью с другими электродвигателями, что дает возможность одновременно изменять скорости всех конвейеров.
На рис. 15 представлена синхронизируемая приводная станция подвесного конвейера с вариатором скоростей. Станция состоит из ведущего электродвигателя типа АК 60-6 мощностью 4,5 квт и числом оборотов 925 в минуту 1 , соединенного с вариатором скоростей 2, имеющего два вала (ведущий и ведомый) с раздвижными тарелками (шкивами), на которые надет приводной ремень. Ведомый вал вариатора скоростей соединен одним концом через муфту с электродвигателем-датчиком 3 мощностью 7 кВт типа АК 60-4 и числом оборотов 1400 в минуту и другим концом с шестеренчатым редуктором 4. Последний в свою очередь соединен через муфту с горизонтальным редуктором 5, имеющим на конце вала червячного колеса приводную звездочку 6.
Такая конструкция позволяет регулировать скорость конвейера от 0,33 до 5,6 м/мин и соответственно изменять производительность конвейера (или группы конвейеров) при помощи электродвигателя-датчика, что очень удобно для эксплуатации. Вся конструкция монтируется на балках подвесных путей.
Рис. 15. Синхронизируемая приводная станция подвесного конвейера с вариатором скоростей:
1 — электродвигатель; 2 — вариатор скоростей; 3 — электродвигатель-датчик; 4 — шестеренчатый редуктор; 5 — горизонтальный червячный редуктор; 6 — приводная звездочка.
Рис. 16. Схема вариатора скоростей:
1 — ведущий вал вариатора; 2 — ведомый вал вариатора; 3 — рычаги; 4 — подшипники; 5 — регулирующий валик; 6 — ручка валика; 7 — ремень с планками.
Вариатор скоростей служит для плавного уменьшения или увеличения числа оборотов при помощи изменения передаточного соотношения между раздвижными тарельчатыми конусными шкивами с надетым на них ремнем. Принципиальная схема такого вариатора показана на рис. 16.
При вращении ручки 5 валика 5, имеющего по .концам червячные нарезки (правую и левую), рычаги 3, шарнирно закрепленные в подшипниках 4, могут сближаться или раздвигаться, благодаря чему тарельчатые конусные шкивы передвигаются по валу 1 или валу 2, причем когда одна пара шкивов сближается, то другая соответственно раздвигается. На шкивы надет бесконечный прорезиненный ремень 7 с прикрепленными к нему при помощи болтиков деревянными колодочками, обеспечивающими хорошее сцепление с конусными шкивами.
Описываемая конструкция очень проста и надежна в эксплуатации.
Натяжная станция.Эта станция состоит из зубчатой звездочки, надетой на ось, укрепленной в кронштейне, могущем передвигаться по направляющим, что позволяет осуществлять необходимое натяжение цепи или каната.
Натяжение производится при помощи винта пли троса с подвешенным к нему грузом, благодаря чему станции называют винтовыми или грузовыми.
На рис. 17, а показана наиболее часто применяемая натяжная станция винтового типа, которая крепится к путевым балкам 1 при помощи болтов 2, пропускаемых через балки.
Натяжная станция состоит из чугунной литой каретки (кронштейна) 4, надетой на направляющие 3, по которым каретка передвигается при помощи винта 5, закрепляемого гайкой и контргайкой.
Каретка имеет вертикально закрепленную ось со звездочкой 6, которая может свободно вращаться на оси.
Оборотная станция. Станция (рис. 17, б) представляет собой звездочку, надетую на ось, укрепленную в чугунном кронштейне, и служит для изменения направления движения цепи.
Литой чугунный кронштейн 8 с осью 6 и звездочкой 7 крепится при помощи болтов и гаек 1, 2, 3 к 5 к путевым балкам. Под звездочкой прикрепляют сборник для масла 4 во избежание загрязнения маслом проходящих по конвейеру мясных туш.
Тяговый орган конвейера (цепь). Его назначение — непосредственное перемещение грузов по подвесным путям.
В зависимости от назначения конвейера тяговый орган может иметь равномерное или пульсирующее движение, совершаемое через определенные промежутки времени.
В качестве тягового органа конвейеров используют преимущественно пластинчатые шарнирные цепи. Сварные цепи или канаты применяют сравнительно редко, так как они менее удобны в эксплуатации, к ним довольно сложно крепить толкающие пальцы и, кроме того, в процессе работы канаты и сварные цепи быстро вытягиваются, в результате чего изменяется расстояние между пальцами цепи.
Наиболее широко применяются для конвейеров шарнирные безвтулочные стальные цепи, состоящие из штампованных звеньев с шагом 150 мм, соединяемых при помощи штырей (болтов). Такая конструкция допускает быструю сборку цепи, замену негодных звеньев, возможность крепления любых грузонесущих или толкающих органов к пластинам цепи. Втулочные цепи, хотя и долговечнее, но сложнее и дороже безвтулочных цепей и, как правило, не применяются.
На рис. 18 представлены цепи подвесных конвейеров.
Цепь с пальцем снизу (рис. 18,а) состоит из звеньев, к которым на определенных расстояниях одно от другого снизу прикреплены пластины с приливами для шарнирного крепления пальцев. Пальцы имеют выступы, которые позволяют им откидываться только в одну сторону. При движении цепи пальцы упираются выступами в пластины, сохраняют вертикальное положение и толкают ролики с висящими на них грузами.
Рис 17. Детали подвесного конвейера:
а – натяжная станция винтового типа: 1 – путевые балки; 3 – направляющие; 4 – каретка (кронштейн); 5 – винт; 6 – ось со звездочкой;
б – оборотная станция: 1 – 3, 5 – болты; 4 – сборник для масла; 6 – ось; 7 – звездочка; 8 – кронштейн.
При сборке цепи пальцы можно установить попарно таким образом, чтобы они могли откидываться в разные стороны, что позволяет осуществить растяжку задних ног животного на конвейере. Расстояния между пальцами кратны шагу цепи.
Цепь с пальцем сбоку (рис. 18, б) отличается тем, что палец из круглой стали закрепляется сбоку пластины и не откидывается. Эти цепи применяются главным образом для наклонных конвейеров при спуске или подъеме грузов.
Цепь с крючками для подвешивания грузов (рис. 18, в и 18, г) имеет шарнирно прикрепленные к пластинам цепи крючки из стали, на которые вешают грузы.
Рис. 18. Цепи подвесных конвейеров:
а — цепь с пальцем снизу; б — цепь с пальцем сбоку; s — цепь для подвешивания голов крупного рогатого скота; г — цепь для подвешивания туш мелкого рогатого скота.
Пластинчатые цепи собирают так, что попарно соединенные звенья чередуются — два вместе, два с промежутком, в который входят зубцы приводной звездочки.
Характеристика подвесных конвейеров, применяемых на мясокомбинатах для технологических и транспортных целей, с указанием конструкции цепей приведена в табл. 2.
Натяжение цепи на протяжении конвейера неодинаково. В одной из точек оно минимальное, затем под влиянием нагрузок от усилий для передвижения цепи и груза натяжение постепенно увеличивается до максимального.
В целях создания наилучших условий эксплуатации конвейера приводную станцию, как правило, располагают в месте наибольшего натяжения цепи, а натяжную станцию — в месте наименьшего натяжения цепи.
Угол обхвата звездочек желателен не менее 180°. Тяговый орган конвейера может быть выполнен в виде стального каната или троса, на котором на равных расстояниях одна от другой крепят при помощи зажимных болтов колодки с крючками для подвешивания груза.
Рис. 19. Пространственный конвейер для обработки птицы: 1— подвесной путь; 2 — цепь сварная; 3 — каретка; 4 — опорные ролики.
Такая конструкция тягового органа позволяет придавать конвейеру любое направление, вследствие чего он получил название пространственного.
В процессе эксплуатации канат или трос вытягивается, а зажимные колодки сдвигаются, поэтому расстояния между ними изменяются.
Более совершенным по сравнению с горизонтальным является пространственный конвейер, у которого в виде тягового органа применена сварная цепь, подвешенная через определенные расстояния к двухроликовым кареткам, катящимся по направляющим из угловой стали (рис. 19).
Таблица 2
Конвейер
| Назначение
| Направление движения
| Род движения
| Конструкция цепи
| Крупный рогатый скот
| Обескровливания
| Технологический
| Горизонтальный
| Толкающий
| С пальцем
снизу
| Забеловки
| То же
| То же
| »
| То же
| Разделки
| »
| »
| »
| »
| Туалета туш
| »
| »
| »
| »
| Инспекции голой
| »
| »
| Несущий
| С несущими
крючками
| Транспортировки туш
в холодильник ил на колбасный завод
| Транспортный-
| Горизонтальный или наклонный
| Толкающий
| С пальцем
снизу или сбоку
| Свиньи и мелкий рогатый скот
| Обескровливания
| Техноло-
гический
| Горизон-
тальный
| »
| С пальцем сбоку
| Забеловки, разделки и
туалета
| То же
| То же
| »
| С пальцем снизу
или сбоку
| Универсальный для 2 или 3 видов скота
| »
| »
| Смешанный
| С пальцем снизу
и несущими
крючками
| Обескровливания и пе-
реработки птицы
| »
| Горизонталь-
ный прост-
ранственный
| Несущий
| С несущими -
крючками
| Транспортировки ковшей и рам с продукцией
| Транспортный
| Горизонтальный
| Толкающий
| С пальцем
снизу или сбоку
|
Эти конвейеры применяют для боенской обработки птицы и транспортировки различных грузов в любых направлениях и на любых уровнях.
Пространственные конвейеры также состоят из приводной и натяжной станций, оборотных шкивов или блоков, тяговой цепи с каретками и направляющими.
Конвейеры на мясо- и птицекомбинатах позволяют создавать определенный ритм производства, обеспечивают технологическую поточность производства, повышают производительность труда и улучшают качество обрабатываемой продукции.
Недостатком их являются относительная сложность устройства, необходимость значительной высоты и прочности здания и большая трудоемкость обслуживания по сравнению с бесконвейерными подвесными путями.
Поэтому конвейеры применяют главным образом на мясо- и птицекомбинатах большой и средней мощности.
Универсальный конвейер
Универсальный конвейер применяется на мясокомбинатах малой и средней мощности и конструктивно выполнен так, что на нем можно поочередно перерабатывать скот всех видов — крупный рогатый, мелкий рогатый и свиней на одной конвейерной системе, состоящей из конвейера обескровливания и конвейера разделки и туалета туш.
Гипромясом разработан универсальный конвейер УК-3 для переработки всех видов скота. Конвейер обескровливания имеет два подвесных пути — полосовой для крупного рогатого скота я трубчатый — для свиней и баранов.
Над обоими путями движется общая шарнирно-пластинчатая тяговая цепь, на которой чередуются пальцы снизу с расстоянием между ними 1800 мм для перемещения туш крупного рогатого скота я пальцы сбоку с шагом 900 мм для передвижения путовых крюков с тушами свиней и баранов.
Конвейер разделки и туалета туш имеет конвейерную цепь, имеющую комбинированные тяговые органы с шагом 900 мм.
На рис. 20 показано размещение туш всех видов скота на универсальном конвейере. На конвейерной цепи размещены толкающие и растягивающие пальцы для туш крупного рогатого скота и свиней, а также шарнирно укреплены крючки (или цепочки) для подвешивания туш Мелкого рогатого скота.
При переработке крупного рогатого скота или свиней крючки (цепочки) поднимаются и не мешают выполнению технологических операции. Производительность такого конвейера за смену составляет от 75 до 300 голов крупного рогатого скота, 150—750 свиней или 800—2000 баранов. Скорость движения конвейерной цепи 0,33—4,3 м/мин.
Применение универсального конвейера УК-3 увеличивает мощность убойных цехов почти в два раза на тех же производственных площадях, экономит рабочую силу и исключает пересечение грузопотоков, что особенно важно для одноэтажных мясокомбинатов.
Отечественными машиностроительными заводами освоено производство универсальных конвейерных линий для переработки двух видов скота — свиней и баранов, при этом свиней можно перерабатывать как с полной съемкой шкуры, так и со съемкой шкуры только со спинной части (крупонирование туши).
Производительность такой линии 100 свиней в час со снятием крупона, или 200 свиней в час с полной съемкой шкуры, пли 200 голов мелкого рогатого скота. Универсальные конвейеры дают возможность использовать однотипное оборудование для обработки разных видов скота.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|