Внутризаводские специализированные транспортные средства
Для перевозки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на мясокомбинатах применяют различные внутризаводские специализированные транспортные средства — тележки, ковши, ванны, рамы и пр.
Эти транспортные средства служат для перемещения грузов внутри цехов от одного рабочего участка к другому, между различными цехами как внутри одного здания, так и по территории предприятия, а также для перемещения грузов на холодильниках и в складских помещениях.
В зависимости от характера и способа перемещения транспортные средства мясокомбинатов делят на две основные группы:
напольный колесный транспорт, перемещаемый с помощью ручной или механической тяги;
подвесной транспорт, перемещаемый по подвесным путям вручную или при помощи конвейеров.
К первой группе относят двухколесные ковшовые тележки, тележки-ванны, тележки с подъемной платформой, специализированные тележки для перевозки бочек и ящиков, тележки для перевозки мясных туш, автокары и автопогрузчики, вагонетки.
Ко второй группе относят подвесные ковши, рамы и люстры, подвешиваемые на роликах или роликовых тележках и перемещаемые по подвесным путям.
Конструкция транспортных средств зависит от рода грузов, для перемещения которых они предназначены (твердые, жидкие, тестообразные, сыпучие продукты).
Требования, предъявляемые к транспортным средствам мясокомбинатов,— прочность и надежность конструкции, хорошая маневренность, низкий коэффициент тяги при передвижении груза, доступность и легкость санитарной очистки, безопасность для обслуживающего персонала. Транспортные средства состоят из грузонесущей части и ходового устройства.
Грузонесущая часть в зависимости от рода транспортируемого груза может быть выполнена в виде емкости — ковша, ванны или в виде открытой платформы, а также в виде рамы с полками или крючьями из нержавеющей стали или металла, покрытого антикоррозийным слоем, по возможности легкого, но прочного. Грузонесущая часть служит для размещения и сохранности продукта во время перевозки.
Ходовые устройства представляют собой механизмы, служащие для непосредственного перемещения транспортных средств и состоящие из ведущих и поворотных колес, опорных роликов, подшипников и пр.
На рис. 5 представлены наиболее широко распространенные на мясокомбинатах виды напольного транспорта.
Тележка напольная ковшовая. Тележка (рис. 5, а) служит для транспортировки различных продуктов (субпродукты, кишки, жиросырье, технические фабрикаты и пр.). Состоит она из ковша емкостью от 50 до 250 л, сделанного из нержавеющей стали, установленного на двух обрезиненных колесах большого диаметра. В передней части ковша тележки приварены ручки для передвижения тележки и два упора, предотвращающие опрокидывание тележки во время остановки.
Тележка грузовая четырехколесная. Эта тележка (рис. 5, б) предназначена для перевозки штучных грузов и мясных туш. Она состоит из рамы, сваренной из угловой стали; оси, на которую насажены два средних колеса, имеющих шарикоподшипники для облегчения передвижения тележки и обрезиновку по ободу. В передней и задней части рамы располагают по одному упорному колесу меньшего диаметра, которые могут свободно вращаться по оси, что позволяет легко менять направление движения тележки. По бокам рамы приварены две пары ручек, служащих для передвижения тележки вручную и одновременно упорами для перевозимых грузов. Грузоподъемность тележки 500 кг, вес 170 кг, высота от пола до края платформы 345 мм, габаритные размеры 1700 X 900 X 705 мм.
Рис. 5. Напольный транспорт мясокомбинатов:
а — тележка напольная ковшовая; б — тележка грузовая четырехколесная;
в - тележка с подъемной платформой; г — тележка специализированная
для перевозки бочек; д — тележка-ванна.
Тележка с подъемной платформой. Тележка (рис. 5, в) служит для перевозки штучных грузов. Она состоит из сварной рамы, к которой при помощи четырех шарнирных рычагов прикреплена грузонесущая платформа. Платформу можно опускать и поднимать на небольшое расстояние при помощи рукоятки, фиксируемой пружиной. При вертикальном положении рукоятки платформа занимает крайнее нижнее положение и в таком виде подводится под перевозимый груз, затем рукоятку опускают и платформа поднимается вместе с грузом, после чего тележка готова к перевозке.
Грузоподъемность тележки до 300 кг. Тележка имеет три колеса: два основных обрезиненных большего диаметра и одно поворотное меньшего диаметра.
Тележка специализированная для перевозки бочек. Тележка (рис. 5, г) состоит из основной рамы, изготовленной из труб, оси с двумя колесами и упора в нижней части рамы, при помощи которого бочка нагружается на раму и удерживается на ней во время перевозки.
На таких тележках перевозят бочки весом до 250 кг с жирами, кишечным сырьем, солью и другими грузами. Тележка пригодна также для перевозки ящиков.
Тележка-ванна. Тележка (рис. 5, д) предназначена для перевозки тестообразных и жидких грузов (тесто для пельменей, мясной фарш, кровь, топленые жиры и пр.). Она состоит из ванны емкостью 300 л, изготовленной из нержавеющей стали или обычной стали с антикоррозийным покрытием, имеет четыре колеса: два —большего диаметра в средней части, воспринимающие основную нагрузку, и два — меньшего диаметра, поворотные, по одному в передней и задней части тележки, обеспечивающие упор и поворот ванны.
На мясокомбинатах применяют также четырехколесные вагонетки, перемещаемые по рельсам узкой колеи. Эти вагонетки используют для перевозки угля и шлака в котельных, деталей в ремонтно-механических мастерских, строительных материалов и пр.
Все перечисленные транспортные средства перемещают вручную, поэтому важно, чтобы конструкция тележек и состояние полов обеспечивали достаточно легкую транспортировку грузов.
Тяговое усилие, потребное для перемещения напольной тележки с грузом при ручной транспортировке, определяют по следующей формуле:
, кг
где: S — сила тяги при перемещении тележки, кГ;
G — масса (вес) груза, кГ;
Р — масса (вес) тележки, кГ;
m — коэффициент трения на оси тележки;
d — диаметр цапфы оси тележки, см;
D — диаметр ходового колеса, см;
f — коэффициент трения качения, см;
а — угол наклона плоскости пола, град.
Если а = 0, то формула примет вид
,кг (I-2)
Выражение называют приведенным коэффициентом тяги и обозначают К.
Тогда
S = К(G+Р)кГ, или S = gK(G + P)H, (I-3)
где: g = 9,81 м/сек2.
На величину К большое влияние оказывает конструкция подшипников, наличие смазки, возможно меньшее соотношение и состояние пола.
Обычно К принимают равным:
для подшипников скольжения 0,05—0,1;
для подшипников качения 0,025—0,05.
Пример.Определить силу тяги, потребную для перемещения напольной ковшовой тележки на подшипниках скольжения по горизонтальной плоскости с грузом 170 кг, если масса (вес) самой тележки составляет 85 кг и приведенный коэффициент тяги К = 0,08.
S = 0,08 (170+85) = 20 кг, или 196 н.
Цементные, плиточные или асфальтовые полы на мясокомбинатах, имеющие значительные неровности, уклоны или выбоины, препятствуют передвижению тележек. При хорошем состоянии полов один человек может перевозить груз до 500 кг.
Самоходные тележки. Эти тележки принадлежат также к группе напольного транспорта, но в отличие от описанных транспортных средств имеют механический или электрический привод. Наибольшее распространение на мясокомбинатах получили тележки с приводом от электродвигателя, питаемого аккумуляторной батареей постоянного тока.
Эти тележки (электрокары) имеют полезную грузоподъемность от 750 до 1000 кг, скорость перемещения грузов 6—8 км/ч, размер грузовой платформы 900 X 1200 мм. Под платформой находится аккумуляторная железоникелевая батарея из 26 элементов на 250 а .ч. По мере необходимости батареи заряжают на специальных станциях.
Электрокарой управляет рабочий, стоящий впереди тележки на платформе. Поворот ее осуществляется при помощи двух ложных педалей, соединенных с ходовым механизмом. Электродвигатель включают рукояткой механизма включателя.
Электрокары используют так же, как тягачи, с прицепленными к ним одной или несколькими тележками. Такие поезда могут перевозить одновременно значительное количество грузов.
На рис. 6 изображена электрокара ЭК-2 грузоподъемностью 2000 кг и скоростью передвижения с грузом 4—5 км/ч.
Электрокара снабжена электродвигателем МТ-4 (сериесный) мощностью 4 кет, питаемым от аккумуляторной батареи типа 28 ТЖН-250 из 28 элементов. Размер грузовой платформы 1140 2093 мм, расстояние платформы от земли 600 мм, ширина колеи 720 мм, диаметр колес 400 мм.
Как видно из рис. 6, а, электрокара состоит из стальной сварной рамы 5, опирающейся на передние колеса 1 и задние 2. В передней части расположен электродвигатель 9, вал которого имеет шлицевое соединение карданного вала 3, передающего движение на ось задних колес через коробку 11 с шестернями. В передней части расположен также и контроллер 6 с аккумуляторной батареей, рукоятками управления 4 и 8 и педалью включения 7.
Схема электроустройства показана на рис. 6, б. Здесь 1—9 — контакты контроллера, 10 — пусковое сопротивление. Для дачи предупредительного сигнала при движении имеется сигнал 11 (сирена). Аккумуляторная батарея 14 служит источником питания электродвигателя 19 и других устройств. Фара 15 включается при помощи кнопки 17.
Автопогрузчик. Автопогрузчик (рис. 7), или как его еще называют штабелеукладчик, широко 'Применяется на холодильниках в альбуминных цехах, заводах техфабрикатов и складских помещениях, где требуется не только перевозка, но подъем и укладка грузов в штабеля.
Автопогрузчик состоит из ходовой части — тележки 1, электродвигателя 2, питаемого от аккумуляторной батареи 3, вилочного захвата 4, приводимого в действие телескопическим подъемником 5 и рулевого устройства 6 с контроллером 7.
Грузоподъемность автопогрузчика 4004-А, выпускаемого Уральским заводом грузоподъемных машин, составляет 750 кг, высота подъема груза до 2,8 м, скорость передвижения с грузом 8,5 км/ч, без груза 10 км/ч, скорость подъема груза 10 м/мин.
При помощи этого погрузчика разгружают железнодорожные вагоны с мясом и другими грузами, производят укладку мясных туш в камерах холодильника, перевозят штучные грузы и осуществляют другие операции. Колеса автопогрузчика обрезинены, что обеспечивает сохранность полов, мягкий и плавный ход погрузчика, его маневренность.
Рис. 6. Электрокара ЭК – 2;
а – общий вид: 1 – передние колеса; 2 – задние колеса; 3 – шлицевое соединение карданного вала; 4 – шаровые соединения рулевого управления; 5 – рама электрокары; 6 – контролер; 7 – педаль включения; 8 – рукоятка управления; 9 – электродвигатель; 10 – подшипники задней оси; 11 – коробка с шестернями; 12 – сливная пробка;
б – схема электроустройства электрокары ЭК-2: 1 – 9 – контакты контролера; 10 – пусковое сопротивление; 11 – сигнал (сирена), 12 – электромагнит; 13 – блокировка; 14 – аккумуляторная батарея; 15 – фара; 16 – кнопка включения сигнала; 17 – выключатель фары; 18 – электромагнитный выключатель; 19 – электродвигатель; 20 – выключатель.
Мощность, потребную для передвижения автопогрузчика с грузом в условиях установившегося движения, определяют по формуле
квт,
где G — масса (вес) груза, кг;
Р — масса (вес) автопогрузчика, кг;
К — приведенный коэффициент тяги (К. = 0,015);
а — угол наклона пути, град;
v — скорость передвижения автопогрузчика, м/сек
h — к. п. д. привода (h = 0,7 0,8).
Рис. 7. Автопогрузчик 4004-А грузоподъемностью 750 кг:
1 — ходовая тележка; 2 — электродвигатель: 3 — аккумуляторная батарея; 4 — вилочный захват; 5 — телескопический подъемник; 6 — рулевое устройство; 7 — контроллер.
На рис. 8 показаны наиболее часто встречающиеся на мясокомбинатах виды подвесного транспорта.
Ковш подвесной. Ковш (рис. 8, а) применяют для перевозки субпродуктов, жирового и кишечного сырья, а также технических фабрикатов. Грузонесущая часть ковша емкостью 150 л сделана из стали с антикоррозийным покрытием. Ковш подвешивается на коромысле и может поворачиваться на двух пальцах, приваренных к стенкам для облегчения выгрузки продукции. Чтобы ковш не опрокидывался во время движения, по краям приваривают две стопорные вилки, удерживающие ковш за коромысло. Коромысло шарнирно подвешивают к ходовому устройству, состоящему из двух роликов, соединенных в роликовую тележку при помощи скоб и планки. На нижней соединительной планке имеется крюк для подвешивания коромысла.
Рис. 8. Подвесной транспорт мясокомбинатов: а — ковш подвесной емкостью 150 л; б — ковш для перевозки фарша с открывающимся дном; в — рама подвесная для перевозки колбасных изделий;г — рама с крючьями для перевозки субпродуктов; а — рама-люстра для перевозки бараньих туш.
Роликовая тележка свободно перемещается по подвесному пути из полосовой стали вручную или при помощи конвейерной тяги. Ролики имеют реборды, препятствующие соскакиванию их с подвесного пути.
Ковш для перевозки фарша или теста. У этого ковша (рис. 8,б) для удобства разгрузки перевозимого продукта дно сделано открывающимся. Он также подвешен на коромысле к ходовому устройству. По форме он квадратный, усеченный в нижней части. Днище состоит из двух Половинок, шарнирно укрепленных и открывающихся при помощи боковых рукояток. В этих ковшах перевозят вязкие и тестообразные продукты, разгружая их через днище.
Рама подвесная. Рамы (рис. 8, в) применяются для транспортировки колбасных изделий, навешиваемых на палки. Их изготавливают из угловой и полосовой стали и подвешивают на шарнире к роликовой тележке, что обеспечивает их свободное продвижение по подвесному пути и поворот вокруг оси.
Рама для перевозки субпродуктов. Эта рама (рис. 8, г) несколько иного вида. Для навешивания транспортируемых субпродуктов она снабжена крючьями, расположенными в два яруса. Раму подвешивают на одном ролике.
Рама-люстра для перевозки бараньих туш. Эта рама (рис. 8, д) состоит из двух колец ярусов, изготовленных из полосовой стали с приваренными к ним крючьями, укрепленных на вертикальной трубе. На такую раму навешивают до 20 туш баранов, общим весом до 150—200 кг. Раму крепят на шарнире к роликовой тележке.
При передвижении описанных видов подвесного транспорта по рельсовым подвесным путям вся нагрузка воспринимается ходовым устройством — роликовой тележкой, для передвижения которой требуется преодолеть силу сопротивления качения ролика по рельсу, трение скольжения на оси ролика и сопротивление реборд ролика при их трении о рельс.
Рассмотрим схему действия этих сил, приведенную на рис. 9. Для определения силы сопротивления качения ролика по наклонному рельсу составим уравнение моментов сил относительно точки А соприкосновения ролика с рельсом:
.
Здесь
N = Qcosa
где a — угол наклона рельса к горизонту;
f — коэффициент трения качения ролика по рельсу (f = 0,07 ч-0,09);
D – лиаметр ролика, см.
Из этого уравнения находим
кГ, или н.
Силу, потребную для преодоления трения скольжения на оси ролика, также определяют из уравнения моментов сил относительно оси ролика:
,
но ,
тогда
кГ,
или н,
где: m - коэффициент трения на оси ролика (m = 0,15 0,18);
d – диаметр оси ролика, см.
Рис. 9. Схема действия сил на наклонной плоскости.
Кроме этих двух сил, для передвижения ролика вверх по наклонному рельсу надо преодолеть силу, действующую параллельно подвесному пути, — S3.
Из схемы видно, что
S3 = Qsin a кГ, или S3 = gQ sin a. (I-8)
Полное тяговое усилие
S = S1 + S2 + S3 кГ.
или
,
а после преобразования
кг.
Практически подвесной путь делают горизонтальным и a = 0, тогда
кГ,
или
н
Чтобы учесть сопротивление реборд ролика, принимают еще коэффициент К, который обычно равен 1,2—1,3.
Тогда
кГ,
но
Q = G + Р кГ,
где G — масса (вес) груза, кГ;
Р — масса (вес) подвесного транспортного устройства, кГ.
Следовательно, окончательно
кГ. (1 – 12)
Из этой формулы видно, что сила, потребная для передвижения груза с помощью подвесного транспорта, будет тем меньше, чем больше диаметр ролика и чем меньше коэффициенты трения качения и скольжения, а также диаметр оси ролика.
При установке ролика на шарикоподшипниках трение скольжения на оси ролика будет заменено трением качения в шарикоподшипнике, величина которого значительно меньше.
Диаметр ролика принимают = 100 120 мм.
Пример. Определить силу, потребную для передвижения по горизонтальным подвесным путям рамы с колбасными изделиями, если дано:
G — масса (вес) колбасных батонов, равная 200 кг;
Р — масса (вес) рамы и роликовой тележки, равная 90 кг;
d — диаметр оси ролика, равный 12 мм;
D — диаметр ролика, равный 100 мм;
К—коэффициент сопротивления реборд ролика, равный 1,25;
f — коэффициент трения качения ролика по рельсу, равный 0,08;
m — коэффициент трения скольжения по оси ролика, равный 0,16. Подставляя эти данные в формулу (I—12), получаем:
кг,
или
S=9,81 • 12,7 = 125 н.
Подобным образом определяют силу, потребную для передвижения и других транспортных подвесных средств. При этом следует иметь в виду, что точка приложения силы находится по оси ролика. Если в зависимости от конструкции тягового органа силу прикладывают не по оси ролика, а к его обойме, то в результате потерь за счет эксцентричности приложения тягового усилия потребную силу несколько увеличивают (на 20—25%).
Напольный и подвесной транспорт мясокомбинатов следует содержать в хорошем техническом и санитарном состоянии, регулярно осматривать, очищать, промывать, смазывать, красить или покрывать слоем защитного металла, а в случае необходимости ремонтировать.
Ролики подвергают горячему парафинированию, для чего после тщательной очистки металлическими щетками их погружают в расплавленный парафин, а крюки лудят оловом.
Для последующей промывки ролики опускают в горячую воду. При этом парафин расплавляется и уносит загрязнения с поверхности ролика.
Подшипники или оси роликовых тележек смазывают консистентными смазками с высокой температурой плавления, чтобы при движении транспорта смазка не капала на мясо и мясопродукты.
Внутризаводской транспорт должен быть безопасным для обслуживающего персонала. При ручном продвижении напольных тележек и подвесных ковшей следует становиться не спереди, а сзади движения и не находиться под ковшами и рамами с грузом во избежание несчастного случая. Загрузка транспортных средств сверх установленной емкости не допускается.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|