Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутризаводские специализированные транспортные средства





 

Для перевозки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на мясокомбинатах применяют различные внутризаводские спе­циализированные транспортные средства — тележки, ковши, ванны, рамы и пр.

Эти транспортные средства служат для перемещения грузов внутри цехов от одного рабочего участка к другому, между раз­личными цехами как внутри одного здания, так и по территории предприятия, а также для перемещения грузов на холодильни­ках и в складских помещениях.

В зависимости от характера и способа перемещения транс­портные средства мясокомбинатов делят на две основные группы:

напольный колесный транспорт, перемещаемый с помощью ручной или механической тяги;

подвесной транспорт, перемещаемый по подвесным путям вручную или при помощи конвейеров.

К первой группе относят двухколесные ковшовые тележки, тележки-ванны, тележки с подъемной платформой, специализи­рованные тележки для перевозки бочек и ящиков, тележки для перевозки мясных туш, автокары и автопогрузчики, вагонетки.

Ко второй группе относят подвесные ковши, рамы и люстры, подвешиваемые на роликах или роликовых тележках и переме­щаемые по подвесным путям.



Конструкция транспортных средств зависит от рода грузов, для перемещения которых они предназначены (твердые, жидкие, тестообразные, сыпучие продукты).

Требования, предъявляемые к транспортным средствам мясо­комбинатов,— прочность и надежность конструкции, хорошая маневренность, низкий коэффициент тяги при передвижении груза, доступность и легкость санитарной очистки, безопасность для обслуживающего персонала. Транспортные средства состо­ят из грузонесущей части и ходового устройства.

Грузонесущая часть в зависимости от рода транспор­тируемого груза может быть выполнена в виде емкости — ковша, ванны или в виде открытой платформы, а также в виде рамы с полками или крючьями из нержавеющей стали или металла, по­крытого антикоррозийным слоем, по возможности легкого, но прочного. Грузонесущая часть служит для размещения и сохран­ности продукта во время перевозки.

Ходовые устройства представляют собой механизмы, служащие для непосредственного перемещения транспортных средств и состоящие из ведущих и поворотных колес, опорных роликов, подшипников и пр.



На рис. 5 представлены наиболее широко распространенные на мясокомбинатах виды напольного транспорта.

Тележка напольная ковшовая. Тележка (рис. 5, а) служит для транспортировки различных продуктов (субпродукты, киш­ки, жиросырье, технические фабрикаты и пр.). Состоит она из ковша емкостью от 50 до 250 л, сделанного из нержавеющей ста­ли, установленного на двух обрезиненных колесах большого диа­метра. В передней части ковша тележки приварены ручки для передвижения тележки и два упора, предотвращающие опроки­дывание тележки во время остановки.

Тележка грузовая четырехколесная. Эта тележка (рис. 5, б) предназначена для перевозки штучных грузов и мясных туш. Она состоит из рамы, сваренной из угловой стали; оси, на которую насажены два средних колеса, имеющих шарикоподшипники для облегчения передвижения тележки и обрезиновку по ободу. В передней и задней части рамы располагают по одному упор­ному колесу меньшего диаметра, которые могут свободно вра­щаться по оси, что позволяет легко менять направление движения тележки. По бокам рамы приварены две пары ручек, служа­щих для передвижения тележки вручную и одновременно упора­ми для перевозимых грузов. Грузоподъемность тележки 500 кг, вес 170 кг, высота от пола до края платформы 345 мм, габарит­ные размеры 1700 X 900 X 705 мм.

 

 

Рис. 5. Напольный транспорт мясокомбинатов:

а — тележка напольная ковшовая; б — тележка грузовая четырехколесная;

в - тележка с подъемной платформой; г — тележка специализированная



для перевозки бочек; д — тележка-ванна.

 

Тележка с подъемной платформой. Тележка (рис. 5, в) слу­жит для перевозки штучных грузов. Она состоит из сварной ра­мы, к которой при помощи четырех шарнирных рычагов прикреп­лена грузонесущая платформа. Платформу можно опускать и поднимать на небольшое расстояние при помощи рукоятки, фик­сируемой пружиной. При вертикальном положении рукоятки платформа занимает крайнее нижнее положение и в таком виде подводится под перевозимый груз, затем рукоятку опускают и платформа поднимается вместе с грузом, после чего тележка го­това к перевозке.

Грузоподъемность тележки до 300 кг. Тележка имеет три ко­леса: два основных обрезиненных большего диаметра и одно поворотное меньшего диаметра.

Тележка специализированная для перевозки бочек. Тележка (рис. 5, г) состоит из основной рамы, изготовленной из труб, оси с двумя колесами и упора в нижней части рамы, при помощи ко­торого бочка нагружается на раму и удерживается на ней во время перевозки.

На таких тележках перевозят бочки весом до 250 кг с жира­ми, кишечным сырьем, солью и другими грузами. Тележка при­годна также для перевозки ящиков.

Тележка-ванна. Тележка (рис. 5, д) предназначена для пе­ревозки тестообразных и жидких грузов (тесто для пельменей, мясной фарш, кровь, топленые жиры и пр.). Она состоит из ван­ны емкостью 300 л, изготовленной из нержавеющей стали или обычной стали с антикоррозийным покрытием, имеет четыре ко­леса: два —большего диаметра в средней части, воспринимаю­щие основную нагрузку, и два — меньшего диаметра, поворот­ные, по одному в передней и задней части тележки, обеспечиваю­щие упор и поворот ванны.

На мясокомбинатах применяют также четырехколесные ваго­нетки, перемещаемые по рельсам узкой колеи. Эти вагонетки ис­пользуют для перевозки угля и шлака в котельных, деталей в ремонтно-механических мастерских, строительных материалов и пр.

Все перечисленные транспортные средства перемещают вруч­ную, поэтому важно, чтобы конструкция тележек и состояние полов обеспечивали достаточно легкую транспортировку грузов.

Тяговое усилие, потребное для перемещения напольной те­лежки с грузом при ручной транспортировке, определяют по сле­дующей формуле:

 

, кг

 

где: S — сила тяги при перемещении тележки, кГ;

G — масса (вес) груза, кГ;

Р — масса (вес) тележки, кГ;

m — коэффициент трения на оси тележки;

d — диаметр цапфы оси тележки, см;

D — диаметр ходового колеса, см;

f — коэффициент трения качения, см;

а — угол наклона плоскости пола, град.

 

Если а = 0, то формула примет вид

 

,кг (I-2)

 

Выражение называют приведенным коэффициентом тяги и обозначают К.

 

Тогда

S = К(G+Р)кГ, или S = gK(G + P)H, (I-3)

 

где: g = 9,81 м/сек2.

 

На величину К большое влияние оказывает конструкция под­шипников, наличие смазки, возможно меньшее соотношение и состояние пола.

 

Обычно К принимают равным:

для подшипников скольжения 0,05—0,1;

для подшипников качения 0,025—0,05.

Пример.Определить силу тяги, потребную для перемещения напольной ковшовой тележки на подшипниках скольжения по горизонтальной плоскости с грузом 170 кг, если масса (вес) самой тележки составляет 85 кг и приведен­ный коэффициент тяги К = 0,08.

 

S = 0,08 (170+85) = 20 кг, или 196 н.

 

Цементные, плиточные или асфальтовые полы на мясокомбинатах, имею­щие значительные неровности, уклоны или выбоины, препятствуют передвиже­нию тележек. При хорошем состоянии полов один человек может перевозить груз до 500 кг.

 

Самоходные тележки. Эти тележки принадлежат также к группе напольного транспорта, но в отличие от описанных транс­портных средств имеют механический или электрический привод. Наибольшее распространение на мясокомбинатах получили те­лежки с приводом от электродвигателя, питаемого аккумулятор­ной батареей постоянного тока.

Эти тележки (электрокары) имеют полезную грузоподъем­ность от 750 до 1000 кг, скорость перемещения грузов 6—8 км/ч, размер грузовой платформы 900 X 1200 мм. Под платформой на­ходится аккумуляторная железоникелевая батарея из 26 эле­ментов на 250 а .ч. По мере необходимости батареи заряжают на специальных станциях.

Электрокарой управляет рабочий, стоящий впереди тележки на платформе. Поворот ее осуществляется при помощи двух ложных педалей, соединенных с ходовым механизмом. Электро­двигатель включают рукояткой механизма включателя.

Электрокары используют так же, как тягачи, с прицепленны­ми к ним одной или несколькими тележками. Такие поезда мо­гут перевозить одновременно значительное количество грузов.

На рис. 6 изображена электрокара ЭК-2 грузоподъемностью 2000 кг и скоростью передвижения с грузом 4—5 км/ч.

Электрокара снабжена электродвигателем МТ-4 (сериесный) мощностью 4 кет, питаемым от аккумуляторной батареи типа 28 ТЖН-250 из 28 элементов. Размер грузовой платформы 1140 2093 мм, расстояние платформы от земли 600 мм, шири­на колеи 720 мм, диаметр колес 400 мм.

Как видно из рис. 6, а, электрокара состоит из стальной свар­ной рамы 5, опирающейся на передние колеса 1 и задние 2. В передней части расположен электродвигатель 9, вал которого имеет шлицевое соединение карданного вала 3, передающего движение на ось задних колес через коробку 11 с шестернями. В передней части расположен также и контроллер 6 с аккумуля­торной батареей, рукоятками управления 4 и 8 и педалью вклю­чения 7.

Схема электроустройства показана на рис. 6, б. Здесь 1—9 — контакты контроллера, 10 — пусковое сопротивление. Для дачи предупредительного сигнала при движении имеется сигнал 11 (сирена). Аккумуляторная батарея 14 служит источником пита­ния электродвигателя 19 и других устройств. Фара 15 включает­ся при помощи кнопки 17.

Автопогрузчик. Автопогрузчик (рис. 7), или как его еще на­зывают штабелеукладчик, широко 'Применяется на холодильни­ках в альбуминных цехах, заводах техфабрикатов и складских помещениях, где требуется не только перевозка, но подъем и ук­ладка грузов в штабеля.

Автопогрузчик состоит из ходовой части — тележки 1, элек­тродвигателя 2, питаемого от аккумуляторной батареи 3, вилоч­ного захвата 4, приводимого в действие телескопическим подъ­емником 5 и рулевого устройства 6 с контроллером 7.

Грузоподъемность автопогрузчика 4004-А, выпускаемого Уральским заводом грузоподъемных машин, составляет 750 кг, высота подъема груза до 2,8 м, скорость передвижения с грузом 8,5 км/ч, без груза 10 км/ч, скорость подъема груза 10 м/мин.

При помощи этого погрузчика разгружают железнодорожные вагоны с мясом и другими грузами, производят укладку мясных туш в камерах холодильника, перевозят штучные грузы и осу­ществляют другие операции. Колеса автопогрузчика обрезинены, что обеспечивает сохранность полов, мягкий и плавный ход погрузчика, его маневренность.

 

 

 
 

 

 


 

 

Рис. 6. Электрокара ЭК – 2;

а – общий вид: 1 – передние колеса; 2 – задние колеса; 3 – шлицевое соединение карданного вала; 4 – шаровые соединения рулевого управления; 5 – рама электрокары; 6 – контролер; 7 – педаль включения; 8 – рукоятка управления; 9 – электродвигатель; 10 – подшипники задней оси; 11 – коробка с шестернями; 12 – сливная пробка;

б – схема электроустройства электрокары ЭК-2: 1 – 9 – контакты контролера; 10 – пусковое сопротивление; 11 – сигнал (сирена), 12 – электромагнит; 13 – блокировка; 14 – аккумуляторная батарея; 15 – фара; 16 – кнопка включения сигнала; 17 – выключатель фары; 18 – электромагнитный выключатель; 19 – электродвигатель; 20 – выключатель.

 

Мощность, потребную для передвижения автопогрузчика с грузом в условиях установившегося движения, определяют по формуле

 

квт,

 

где G — масса (вес) груза, кг;

Р — масса (вес) автопогрузчика, кг;

К — приведенный коэффициент тяги (К. = 0,015);

а — угол наклона пути, град;

v — скорость передвижения автопогрузчика, м/сек

h — к. п. д. привода (h = 0,7 0,8).

 

 

Рис. 7. Автопогрузчик 4004-А грузоподъемностью 750 кг:

1 — ходовая тележка; 2 — электродвигатель: 3 — ак­кумуляторная батарея; 4 — вилочный захват; 5 — теле­скопический подъемник; 6 — рулевое устройство; 7 — контроллер.

 

На рис. 8 показаны наиболее часто встречающиеся на мясо­комбинатах виды подвесного транспорта.

Ковш подвесной. Ковш (рис. 8, а) применяют для перевозки субпродуктов, жирового и кишечного сырья, а также технических фабрикатов. Грузонесущая часть ковша емкостью 150 л сделана из стали с антикоррозийным покрытием. Ковш подвеши­вается на коромысле и может поворачиваться на двух пальцах, приваренных к стенкам для облегчения выгрузки продукции. Чтобы ковш не опрокидывался во время движения, по краям приваривают две стопорные вилки, удерживающие ковш за ко­ромысло. Коромысло шарнирно подвешивают к ходовому уст­ройству, состоящему из двух роликов, соединенных в роликовую тележку при помощи скоб и планки. На нижней соедини­тельной планке имеется крюк для подвешивания коромысла.

Рис. 8. Подвесной транспорт мясокомбинатов: а — ковш подвесной емкостью 150 л; б — ковш для перевозки фарша с открывающимся дном; в — рама подвесная для перевозки колбас­ных изделий;г — рама с крючьями для перевозки субпродуктов; а — рама-люстра для перевозки бараньих туш.

 

Роликовая тележка свободно перемещается по подвесному пути из полосовой стали вручную или при помощи конвейерной тяги. Ролики имеют реборды, препятствующие соскакиванию их с подвесного пути.

Ковш для перевозки фарша или теста. У этого ковша (рис. 8,б) для удобства разгрузки перевозимого продукта дно сделано открывающимся. Он также подвешен на коромысле к ходовому устройству. По форме он квадратный, усеченный в ниж­ней части. Днище состоит из двух Половинок, шарнирно укреп­ленных и открывающихся при помощи боковых рукояток. В этих ковшах перевозят вязкие и тестообразные продукты, разгружая их через днище.

Рама подвесная. Рамы (рис. 8, в) применяются для транспор­тировки колбасных изделий, навешиваемых на палки. Их изго­тавливают из угловой и полосовой стали и подвешивают на шар­нире к роликовой тележке, что обеспечивает их свободное про­движение по подвесному пути и поворот вокруг оси.

Рама для перевозки субпродуктов. Эта рама (рис. 8, г) не­сколько иного вида. Для навешивания транспортируемых суб­продуктов она снабжена крючьями, расположенными в два яру­са. Раму подвешивают на одном ролике.

Рама-люстра для перевозки бараньих туш. Эта рама (рис. 8, д) состоит из двух колец ярусов, изготовленных из по­лосовой стали с приваренными к ним крючьями, укрепленных на вертикальной трубе. На такую раму навешивают до 20 туш ба­ранов, общим весом до 150—200 кг. Раму крепят на шарнире к роликовой тележке.

При передвижении описанных видов подвесного транспорта по рельсовым подвесным путям вся нагрузка воспринимается хо­довым устройством — роликовой тележкой, для передвижения которой требуется преодолеть силу сопротивления качения ролика по рельсу, трение скольжения на оси ролика и сопротивление реборд ролика при их трении о рельс.

Рассмотрим схему действия этих сил, приведенную на рис. 9. Для определения силы сопротивления качения ролика по на­клонному рельсу составим уравнение моментов сил относительно точки А соприкосновения ролика с рельсом:

.

Здесь

N = Qcosa

 

где a — угол наклона рельса к горизонту;

f — коэффициент трения качения ролика по рельсу (f = 0,07 ч-0,09);

D – лиаметр ролика, см.

 

Из этого уравнения находим

кГ, или н.

 

Силу, потребную для преодоления трения скольжения на оси ролика, также определяют из уравнения моментов сил относи­тельно оси ролика:

 

,

 

но ,

тогда

кГ,

 

 

или н,

 

где: m - коэффициент трения на оси ролика (m = 0,15 0,18);

d – диаметр оси ролика, см.

 

 

Рис. 9. Схема действия сил на наклонной плоскости.

 

Кроме этих двух сил, для передвижения ролика вверх по наклонному рельсу надо преодолеть силу, действующую парал­лельно подвесному пути, — S3.

Из схемы видно, что

S3 = Qsin a кГ, или S3 = gQ sin a. (I-8)

 

Полное тяговое усилие

S = S1 + S2 + S3 кГ.

 

или

,

 

а после преобразования

кг.

 

Практически подвесной путь делают горизонтальным и a = 0, тогда

кГ,

или

н

Чтобы учесть сопротивление реборд ролика, принимают еще коэффициент К, который обычно равен 1,2—1,3.

 

Тогда

кГ,

но

Q = G + Р кГ,

где G — масса (вес) груза, кГ;

Р — масса (вес) подвесного транспортного устройства, кГ.

 

Следовательно, окончательно

кГ. (1 – 12)

 

Из этой формулы видно, что сила, потребная для передвиже­ния груза с помощью подвесного транспорта, будет тем меньше, чем больше диаметр ролика и чем меньше коэффициенты трения качения и скольжения, а также диаметр оси ролика.

При установке ролика на шарикоподшипниках трение сколь­жения на оси ролика будет заменено трением качения в шарико­подшипнике, величина которого значительно меньше.

Диаметр ролика принимают = 100 120 мм.

Пример. Определить силу, потребную для передвижения по горизонталь­ным подвесным путям рамы с колбасными изделиями, если дано:

G — масса (вес) колбасных батонов, равная 200 кг;

Р — масса (вес) рамы и роликовой тележки, равная 90 кг;

d — диаметр оси ролика, равный 12 мм;

D — диаметр ролика, равный 100 мм;

К—коэффициент сопротивления реборд ролика, равный 1,25;

f — коэффициент трения качения ролика по рельсу, равный 0,08;

m — коэффициент трения скольжения по оси ролика, равный 0,16. Подставляя эти данные в формулу (I—12), получаем:

 

кг,

или

S=9,81 • 12,7 = 125 н.

 

Подобным образом определяют силу, потребную для пере­движения и других транспортных подвесных средств. При этом следует иметь в виду, что точка приложения силы находится по оси ролика. Если в зависимости от конструкции тягового органа силу прикладывают не по оси ролика, а к его обойме, то в ре­зультате потерь за счет эксцентричности приложения тягового усилия потребную силу несколько увеличивают (на 20—25%).

Напольный и подвесной транспорт мясокомбинатов следует содержать в хорошем техническом и санитарном состоянии, регулярно осматривать, очищать, промывать, смазывать, красить или покрывать слоем защитного металла, а в случае необходи­мости ремонтировать.

Ролики подвергают горячему парафинированию, для чего пос­ле тщательной очистки металлическими щетками их погружают в расплавленный парафин, а крюки лудят оловом.

Для последующей промывки ролики опускают в горячую во­ду. При этом парафин расплавляется и уносит загрязнения с по­верхности ролика.

Подшипники или оси роликовых тележек смазывают конси­стентными смазками с высокой температурой плавления, чтобы при движении транспорта смазка не капала на мясо и мясопро­дукты.

Внутризаводской транспорт должен быть безопасным для об­служивающего персонала. При ручном продвижении напольных тележек и подвесных ковшей следует становиться не спереди, а сзади движения и не находиться под ковшами и рамами с гру­зом во избежание несчастного случая. Загрузка транспортных средств сверх установленной емкости не допускается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.