Специализированный транспорт для перевозки скота, мяса и мясопродуктов
Скот на мясокомбинаты доставляют железнодорожным, автомобильным или водным транспортом.
Железнодорожным транспортом скот перевозят в специализированных вагонах, оборудованных привязями для животных, кормушками и баками для воды, соединенными между собой гибкими шлангами по всей длине поезда.
Кормушки располагают вдоль продольных стенок вагона; под кормушками помещают выдвижные корыта для поения скота, в которые подают воду из оцинкованных баков, установленных над кормушками, под крышей вагона. На противоположной стороне от кормушек располагают подвесные полки для хранения запасов сена на весь путь следования поезда со скотом.
Такое оборудование вагонов позволяет кормить и поить скот в пути, не выгружая его на станциях.
Оборудование вагонов металлическое, разборное, легко моется и заменяется, что позволяет поддерживать необходимое санитарное состояние вагонов и перевозить скот всех видов.
В зависимости от возраста животных и их веса в один двухосный вагон помещают в среднем 8—14 голов крупного рогатого скота или 18—40 голов свиней, или 40—50 овец и коз. В четырехосный вагон загружают крупного рогатого скота в 2,5 раза, свиней и мелкого рогатого скота — в 2 раза больше, чем в двухосный.
Вагоны хорошо вентилируют при помощи 4 вентиляторов, установленных на потолке, а при отсутствии их через боковые окна на продольных стенках вагона.
При загрузке в вагоны скота сверх установленных норм возможны случаи травматизма и увечий животных, а также потерь живого веса.
Скот в вагоны загружают и выгружают из них через боковые двери с платформ или специальных площадок, расположенных на уровне пола вагона. При отсутствии таких площадок скот загружают по наклонным трапам с перилами, устанавливаемым на земле и закрепляемым крючками к полу вагона.
Водным транспортом скот перевозят в специализированных грузовых баржах, имеющих отсеки для размещения разных видов животных, причем норма площади на голову крупного рогатого скота составляет 2.5 м2, мелкого рогатого скота 1м2 и свиней 1—2 м2.
Оборудование для перевозок скота водным транспортом — металлические кормушки, приспособления для привязи скота, трапы, решетки, корыта для поения скота, баки для хранения запасов воды, трубопроводы с арматурой — должно быть легким, прочным, быстро устанавливаемым и разбираемым.
При перевозке водным транспортом скот находится в благоприятных условиях стойлового содержания. Его регулярно поят и кормят, поэтому даже при перевозках на большие расстояния качество скота сохраняется.
Однако водные пути есть далеко не во всех скотосырьевых районах страны. Кроме того, водные перевозки не получили широкого распространения вследствие сравнительно медленного продвижения барж со скотом.
Автомобильный транспорт в последние годы широко применяют для перевозки скота. Более 30% всего перевозимого скота доставляется автомобильным транспортом. Этот способ перевозки наиболее экономичен при коротких расстояниях (до 150 км) и позволяет быстро доставлять животных к месту переработки. Автомобильные перевозки скота имеют громадное значение для районов, не имеющих железных дорог. Особенно удобна перевозка автотранспортом свиней и птицы. В целях увеличения грузоподъемности автомашин свиней и птицу загружают в два яруса.
Для перевозок скота и птицы применяют машины различной грузоподъемности, у которых наращивают борта при помощи деревянных решеток, а в отдельных случаях устраивают брезентовый верх для предохранения животных от дождя и солнца. На рис. 1 показана такая машина-скотовоз на шасси автомобиля ГАЗ-63. Грузоподъемность ее 3 т. На этой машине можно перевозить 10—12 голов крупного скота, 50—60 голов мелкого рогатого скота или 30 свиней. Средняя скорость движения 50 км/ч.
Однако при перевозке скота в таких необорудованных машинах грузоподъемность их используется недостаточно, кроме того, возможны повреждения кожного покрова животных. Поэтому за последние годы отечественной машиностроительной промышленностью освоено производство специализированных автомашин для перевозки животных.
К ним относятся полупрнцепы-скотовозы Мытищенского и Одесского машиностроительных заводов типа ММЗ-776, MM3-77GA и Од-АЗ-822 и разработанный в 1961 г. на Одесском автосборочном заводе полуприцеп Од-АЗ-857 (рис. 2). грузоподъемностью 6т, полезной площадью кузова 17 ж2, длиной 8л и шириной 2,5 м.
Рис. 1. Машина для перевозки скота грузоподъемностью 3 т производства Горьковского автомобильного завода.
В таких машинах размещают до 17 голов крупного рогатого скота или 40—45 голов свиней. При перевозках скот привязывают, что устраняет травматизм.
Рис.2. Специализированный полуприцеп-скотовоз грузоподъемностью 6 т производства Одесского автосборочного завода.
Скот в полуприцепы загружают со специальных площадок-эстакад или при помощи наклонных трапов через дверцу в боковой или в задней стенке кузова.
Перевозки мяса, так же как и перевозки скота, осуществляются железнодорожным, водным и автомобильным транспортом.
По железной дороге мясо перевозят в специальных вагонах-рефрижераторах, состоящих из изолированного кузова, охлаждаемого внутри.
Наиболее простым типом такою нагона является вагон-ледник, который охлаждается за счет постепенного таяния льда, находящегося в боковых карманах. Для достижения более низких температур лед измельчают и посыпают солью. По мере таяния льда запасы его пополняют, добавляя свежий лед с солью в пути следования поезда с мясом.
Такие вагоны-ледники изолируют слоем минеральной пробки или каким-либо другим видом тепловой изоляции, что позволяет сохранять в течение 1—2 суток необходимую температуру внутри вагона без добавления льда.
Внутри стенки вагона обивают оцинкованным железом, чтобы обеспечить быструю и легкую санитарную обработку. Вагон-ледник оборудуют различного рода крючками или вешалами, для подвешивания мяса на металлических балочках, деревянными решетками и стеллажами для укладывания мяса. В этих вагонах перевозят охлажденное мясо в виде туш, полутуш и четвертин, подвешенных на крючках или разногах, или мороженое, сложенное штабелями на решетках и стеллажах.
При перевозке мороженого мяса полезная емкость вагона примерно в 2,5 раза больше, чем при перевозке охлажденного мяса.
Кроме мяса, в вагонах-ледниках перевозят копчености, колбасные изделия, мясные консервы, пищевые жиры и пр.
При перевозках мяса и мясопродуктов в вагонах-ледниках важна регулярная вентиляция, которая осуществляется естественным путем через специальные люки в верхней части вагона.
За последнее время в СССР и за рубежом (США, Англия, ФРГ, Франция) получили широкое распространение вагоны-рефрижераторы с машинным (искусственным) охлаждением.
В этих вагонах устанавливают небольшой холодильный агрегат, состоящий из фреонового компрессора, двигателя, приводящего его в движение, конденсатора, испарителя и вентилятора, который засасывает нагревшийся воздух из вагона, подает его через секции испарителя, где воздух охлаждается, в верхнюю часть вагона, осуществляя таким образом необходимую циркуляцию.
Схема размещения охлажденного мяса в вагоне-рефрижераторе показана на рис. 3, при этом в четырехосный вагон загружают 10—12 т охлажденного мяса.
Вагоны-рефрижераторы изолируют полиуретаном, полистиролом или стеклянным волокном. Толщина слоя изоляции составляет 120—200 мм.
Изнутри вагоны облицовывают металлическими листами, что дает возможность поддерживать их в хорошем санитарном состоянии.
Рефрижераторные железнодорожные поезда представляют собой систему вагонов-рефрижераторов. В одном из вагонов размещают мощную холодильную установку с двигателем внутреннего сгорания, приводящим ее в действие, и другой необходимой холодильной аппаратурой.
Хладагент передается по гибким шлангам из вагона в вагон. Таким образом, вместо отдельных холодильных установок в каждом вагоне имеется одна централизованная установка, обеспечивающая холодом весь поезд. Этот поезд может одновременно перевозить до 400 т мяса, причем температуру в вагонах по мере необходимости можно регулировать.
При нормальной загрузке и бесперебойной работе холодильной установки в течение 6—7 суток температура в вагонах с охлажденным мясом поддерживается около —1°С при наружной' температуре до 25° С.
Холодильные поезда имеют большое значение для сохранения качества при перевозках мяса из сырьевых в потребительские районы на сравнительно
Рис. 3. Схема размещения охлажденного мяса в вагоне-рефрижераторе.
большие расстояния, при наличии сети железных дорог и подъездных путей к мясокомбинатам. При отсутствии железных дорог и коротких расстояниях перевозки (до 150—200 км) применяют автомобили-рефрижераторы.
Авторефрижераторы разных типов выпускает Одесский автосборочный завод. Наиболее распространены авторефрижераторы, состоящие из седельного тягача ЗИЛ-ММЗ-164Н и одноосного полуприцепа марки ОАЗ-826.
Охлажденное мясо в них перевозят в подвешенном состоянии, для чего в кузове полуприцепа имеется съемное устройство из десяти закрепленных поперечных труб для подвешивания туш и полутуш на крючках. Мороженое мясо перевозят в штабелях на деревянных решетках, уложенных на полу.
Грузоподъемность прицепа 5 г. Кузов представляет собой цельнометаллический клепаный фургон с двойным каркасом, обшитый снаружи дюралевыми листами, имеющий изоляцию из мипоры или пенопласта и внутреннюю деревянную обшивку.
Охлаждение его осуществляется фреоновой холодильной установкой АР-3 холодопроизводительностью до 2400 ккал/ч, при помощи которой в кузове может поддерживаться температура от 4° С до —15°С. Холодильная установка размещается в передней части кузова.
Изотермические кузовы грузоподъемностью от 2 до 3 г со встроенной автоматически действующей холодильной установкой АР-1 мощностью до 2200 ккал/ч выпускает Липецкий машиностроительный завод. Кузов устанавливают на шасси двухосного прицепа или на автомобиле ЗИЛ-157 или ЗИЛ-164. Боковые стенки и крышу кузова обивают снаружи листовой сталью, изнутри— оцинкованной или нержавеющей сталью. В таких авторефрижераторах можно не только перевозить мясо и мясопродукты, но и хранить 2—3 суток без снижения качества
продукции. Холодильная установка обеспечивает автоматическое поддержание в них температуры от 4° С до —3°С.
На рис. 4 показан авторефрижератор МАЗ-500Г производства Черкасского машиностроительного завода холодильного оборудования. Грузоподъемность его при перевозке грузов в подвешенном состоянии 3 г, а при перевозке замороженных грузов 5,5 г. Авторефрижератор оборудован фресковой холодильной установкой мощностью 3000 ккал/ч, расположенной над кабиной водителя. Температура внутри кузова достигает —15° С.
Рис. 4. Авторефрижератор МАЗ 500-Г для перевозки охлажденного и замороженного мяса грузоподъемностью 5,5 т.
Небольшие автофургоны модели ГЗТМ-953, предназначенные для перевозки мяса и мясопродуктов в торговую сеть или в сельскую местность, выпускает Горьковский завод торгового машиностроения. Эти автофургоны не имеют холодильных установок, а лишь изолированный кузов, устанавливаемый на шасси автомобиля ГАЗ-51А с удлиненной рамой. В качестве термоизоляции этого кузова использованы пакеты из альфоля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|