|
Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны – это отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Актуальность проблемы состоит в том, что с одной стороны, происходит бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращается доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов. Российская национальная автомобильная отрасль занимает неудовлетворительное положение на мировом рынке в связи с устаревшей производственной базой и отсталыми технологиями производства, экспорт продукции российской национальной автомобильной отрасли весьма незначителен. В этой связи актуальность темы обусловлена необходимостью интеграции автомобильной отрасли России в мировую экономику (рисунок).
Рисунок – Структура российского авторынка по происхождению автомобилей в 2011 году.
Перед российским автопромом в настоящее время стоят следующие цели:
-сохранение производства легковых автомобилей с использованием отечественных разработок. При этом необходимо сокращать импорт бывших в эксплуатации и новых автомобилей не за счет повышения таможенных пошлин, а за счет создания благоприятных экономических условий для производства автомобилей на территории России;
- развитие производства легковых автомобилей с использование зарубежных разработок, собираемых из компонентов как зарубежного, так и отечественного изготовления;
- сохранение и развитие производства грузовых автомобилей и автобусов на отечественных предприятиях;
- дДостижение конкурентоспособности продукции отечественной автомобильной отрасли и интеграции отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную отрасль за счет сотрудничества с крупнейшими мировыми автопроизводителями, применения последних достижений в области производства, менеджмента.
В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек.
В таблице 1 приведена оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России, составленная различными ведомствами.
Анализ развития автомобильной отрасли России с точки зрения развития её отдельных сегментов позволяет сделать следующие выводы.
Таблица 1 – Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России
П/п
| Параметры
|
| 2009 (оценка)
|
(прогноз)
| Источник данных
|
| ВВП (с учетом индекса дефляции), млрд. руб.
| 32 743
| 38 743
| 63 366
| Минэкономразвития России
|
| Численность населения, млн. чел
| 142,0
| 141,9
| 134,17
| Росстат
|
| Численность трудоспособного населения, млн. чел
| 68,5
| 66,4
| 67,9
| Минэкономразвития России
|
| Доля автомобильной промышленности в ВВП, %
| 0,98
| 0,57
| 2,38
| Минэкономразвития России
|
| Количество занятых в автомобильной промышленности от общего числа трудоспособного населения, %
| 0,7
| 0,6
| 0,6
| Минэкономразвития России
| Объем внутреннего рынка[1], тыс. шт.
|
| 1. В целом
| 3202,3
| 1557,4
| 4166,6
| Минпромторг России
|
| 2. ЛА (легковые автомобили)
|
|
|
| Минпромторг России
|
| 3. ЛКА (легковые коммерческие автомобили)
|
|
|
| Минпромторг России
|
| 4. Грузовые а/м
|
|
|
| Минпромторг России
|
| 5. Автобусы
| 20,3
| 11,4
| 26,6
| Минпромторг России
| Внутреннее производство, тыс.шт.
|
| 1. В целом
| 1793,6
| 723,6
|
|
|
| 2. ЛА
| 1469,4
| 596.9
|
| Минпромторг России, Росстат
|
| 3. ЛКА
| 196,5
| 75,0
|
| Минпромторг России
|
| 4. Грузовые а/м
| 103,7
| 40,1
|
| Минпромторг России
|
| 5. Автобусы
| 24,0
| 11,6
|
| Минпромторг России
| Автомобильный парк:
|
| Парк легковых автомобилей (млн.) на конец года
|
| 33.2
|
| Минэкономразвития России, Минпромторг России,
|
| Обеспеченность, автомобилей / тыс. населения
|
|
|
| Минэкономразвития России, Минпромторг России
|
| Коэффициент выбытия, % от парка
|
|
|
| Минэкономразвития России, Минпромторг России
|
| Плотность парка, автомобилей / км дорог
| 44,79
| 44,71
| 41,7
| Росстат, Минпромторг России
|
Развитие производства легковых автомобилей в России связано с дальнейшим увеличением предприятий с иностранным участием, увеличением выпуска легковых автомобилей на отечественных предприятиях за счет привлечения новых технологий, совместных проектов с крупнейшими мировыми автопроизводителями. Развитие сегмента грузовых автомобилей и автобусов связано с увеличением производства на отечественных предприятиях.Автомобильная отрасль является ведущей отраслью машиностроения. Развитие автомобилестроениянапрямую связано с выполнением стратегических задач развития отечественной экономики: увеличение ВВП на базе инновационного развития, обеспечением занятости населения, повышением национальной безопасности.
Библиографический список
1. Конахина H.A. Анализ инновационных технологий в мировой отрасли автомобилестроения // Инновации. - 2008. - №2(112). - С. 60-61.
2. www.zr.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа 13.09.2012
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|