ОРЧ (собственной безопасности) ГУ МВД России по Волгоградской области
Как отмечено в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя и т.д. [1].
В той же «Стратегии» определены стратегические национальные приоритеты как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности [2].
Однако следует отметить, что одним из основных источников угрозы национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране [3].
Это связано с тем, что, во-первых, радикальные течения ислама, извращающие его мораль и проповедующие превосходство одних народов над другими, прежде всего по религиозному признаку (что противоречит идеологическим установкам ислама), нацелены, в частности, на административно-территориальные изменения в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Урала [4].
Во-вторых, отмечается активизация их деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», в 2010 г. пополнился ещё десятью организациями, две из которых – международные.
Таким образом, экстремизм приобретает признаки системной международной организованной преступности, привлекающей в свои ряды молодых представителей различных национальностей и использующей в качестве почвы для своей деятельности сложности социально-экономического развития регионов: численность жителей, их здоровье, благосостояние, уровень образования и т.д. Ведь, как известно, Россия ежегодно по разным причинам теряет до одного миллиона человек [5], что, в свою очередь, приводит к снижению трудового потенциала страны, а, значит, оказывает негативное воздействие на экономику.
Данные дестабилизирующие факторы учитываются при подготовке к насильственному изменению конституционного строя России участниками различных организаций экстремистского толка, таких как, к примеру, запрещенная политическая партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения») [6].
Заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор В. Меркурьев и заместитель редактора отдела журнала «Полиция России», слушатель 2-ого факультета Академии управления МВД России подполковник внутренней службы Т. Беляева в статье «Противоправная деятельность международных террористических и экстремистских организаций как угроза национальной безопасности России» обращают особое внимание на следующий характерный признак экстремистской деятельности членов данной организации на территории России: ею создавались условия для насильственного изменения конституционного строя путём нахождения, склонения и вовлечения новых участников, в т.ч. несовершеннолетних разных национальностей [7].
Стоит отметить, что 28 октября 2009 года приговором Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан 11 членов этой организации признаны виновными и осуждены.
На основе изложенного авторам представляется необходимым предложить примерные способы предупреждения и пресечения распространения экстремистской деятельности на территории Российской Федерации:
1. Одним из таких способов может быть активное применение ст. 20.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) – «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности».
2. В зависимости от конкретного дела представляется необходимым прибегать к использованию норм, предусмотренных ст.20.29 КоАП РФ – «Производство и распространение экстремистских материалов».
3. Ведение системной контрпропаганды с использованием современных информационно-технических средств.
Справедливости ради заметим, что перечисленные способы предложили упомянутые выше В. Меркурьев и Т. Беляева в статье «Противоправная деятельность международных террористических и экстремистских организаций как угроза национальной безопасности России».
4. Применение закреплённых в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий таких, как: наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и оперативное внедрение.
5. Более активное применение норм, предусмотренных ст. 3, ст. ст. 5-8, 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
6. Усиление контроля по противодействию экстремистской деятельности федеральными органами государственной власти различного уровня при повышении степени общественной опасности в процессе осуществления такой деятельности националистическими, религиозными, этническими и иными организациями.
Подводя итог, авторы хотели бы ещё раз заострить внимание на том, что реализация в полном объёме «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» позволит обеспечить не только эффективную защиту единства и целостности государства, но и предотвратить децентрализацию внутриполитической и социальной ситуации в нём, коих пытаются добиться различные экстремистские организации путём вовлечения в свою деятельность молодых представителей различных наций.
Список использованных источников и литературы
1. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утв. Указом Президента Российской Федерации N 537 от 12.05.2009. – Ст.1.
2. Там же. – Ст.6.
3. Там же. – Ст.37.
4. Меркурьев В., Беляева Т. Противоправная деятельность международных террористических и экстремистских организаций как угроза национальной безопасности России // Профессионал. – 2012. – № 2. – С.9-12.
5. Рыбак А.А. К вопросу о стратегических национальных приоритетах в целях обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности России// Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 4. – С.14-17.
6. Меркурьев В., Беляева Т. Противоправная деятельность международных террористических и экстремистских организаций как угроза национальной безопасности России // Профессионал. – 2012. – № 2. – С.9-12.
7. Там же.
8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации N 195-ФЗ от 30.12.2001 (с изм. и доп., вступающими в законную силу с 01.09.2012). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131969 (2012 – 23 сентября).
9. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12.08.1995 (в ред. от 10.07.2012). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132504 (2012 – 23 сентября).
10. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» N 114-ФЗ от 25.07.2002 (в ред. от 29.04.2008). [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://base.consultant.ru/ cons/ cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76617 (2012 – 23 сентября).
В. И. Аньшакова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|