Г. Михайловка Волгоградской области
О Великой Отечественной войне написаны сотни документальных и художественных книг, снято множество кинокартин, создано огромное количество обелисков и памятников. Но одним из самых правдивых источников, дающих не только представление о событиях тех далеких лет, но и об эмоциональном фоне того времени, являются военные песни.
Преимущества песенного жанра как материала для исследования очевидны. Песня – это одна из наиболее простых и распространенных форм вокальной музыки, которая объединяет поэтический текст и несложную, легко запоминающуюся мелодию. Следовательно, она, как вид синкретичного искусства, отображает и вызывает гораздо больше чувств, позиций, дает возможность почувствовать себя соучастником событий. Издавна песня помогала человеку в выполнении работы, в попытке преодолеть трудности или же наоборот поделиться радостью с окружающими.
Песни военных лет поражают своим разнообразием, становятся своеобразной летописью фронтовиков. Их можно классифицировать следующим образом:
· песни авторские и принадлежащие неизвестному солдату, ставшие народными;
· по роду музыки, на которую положены стихи: марши, вальсы и др.;
· по времени создания: довоенные, созданные в военные годы и песни, написанные после, для художественных кинокартин;
· по характеру: героико-патриотические, походные, песни-призывы, строевые, лирические (любовные).
У каждой из песен есть своя история создания, которая еще больше помогает окунуться в эпоху.
Говоря о значимости этих произведений, своеобразных памятников фронтовых лет, невольно задаешься вопросом, а насколько мы, современное поколение, знаем, помним и ценим не только тексты песен, но и учитываем авторство? Можем ли мы с уверенностью и доказательно утверждать, что являемся достойными наследниками мира, столь тяжело для нас воссозданного?
Чтобы найти ответ на поставленные вопросы, на базе филиала ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловка Волгоградской области было проведено небольшое исследование, цель которого заключалась в выявлении посредством анкетирования и тестирования знаний студентов о военных песнях и оценки их значимости самими представителями молодого поколения.
Опрос проводился со студентами академических групп различных специальностей, с первого по четвертый курс, в количестве 33 респондентов. Тестовые задания были посвящены авторству, времени создания, характеру музыкальной основы и содержанию пяти наиболее популярных песен: «Священная война» «Катюша», «Нам нужна одна победа», «На безымянной высоте» и «День Победы».
Результаты тестирования по десятибалльной шкале отображены на диаграмме №1.
Вопросы об авторстве вызвали у оппонентов наибольшее затруднение, именно в них было допущено значительное количество ошибок.
Ответы на вопросы анкеты позволяют нам сделать вывод о том, что из многочисленных песен самыми любимыми остаются «Журавли», «День Победы», «Катюша», «Смуглянка», а по популярности по мнению опрошенных лидирует «Катюша». (См. диаграмму №2)
В своих ответах респонденты отмечали, что для наших современников песни приобретают огромное значение:
· в воспитании патриотизма, гордости за своих соотечественников;
· в пробуждении сопереживания, эмоционального отклика на события военных лет;
· в воссоздании атмосферы того времени.
Таким образом, представители современной молодежи неоднократно подчеркнули, что в нравственном и патриотическом воспитании песни ВОВ занимают достойное место: они и по сей день заставляют человека обращать внимание на события тех тяжелых дней, дают возможность прочувствовать их эмоциональный фон. Однако, несмотря на очевидную значимость этих произведений, при исследовании была выявлена потребность углубленного ознакомления с авторством и исторической основой песен.
Очевидно, что форма обычных уроков, сухих докладов малоэффективна. Наибольший интерес у молодежи сегодня вызывают творческие задания, в ходе выполнения которых возможность проявить себя в какой-либо сфере возрастает. «Новая жизнь старых песен» - это программа конкурсных мероприятий, направленная на привлечение внимания к песням ВОВ, мотивированная потребностью познавать и созидать одновременно. Она включает разделы:
- поэтический (написание на основе известной песни нового сюжета);
- мультимедиа (монтирование тематических видеороликов и презентаций);
- графический дизайн (создание иллюстраций к песням).
Представление работ на первом этапе возможно в группе социальной сети (например ВК), очень популярной в молодежных кругах, таким образом оценка будет проходит в открытом режиме всеми участниками сообщества. Заключительным этапом станет литературно-музыкальный вечер, на котором авторские презентации лучших работ могут сочетаться с выступлением юных музыкальных и театральных дарований.
Подобное мероприятие позволит в интересной форме вернуть современников к первоисточникам – песням ВОВ.
Библиографический список
1. Сборник песен Великой Отечественной Войны (1941-1945гг) / Под ред. И.Г. Василько. – М.: Слово, 1989. – 154с.
2. http://muzruk.info
М. Х. Машекуашева
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|