КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КАК ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
(филиал) Краснодарского университета
Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от профессиональной компетентности специалиста.
Профессиональной компетентностью является степень квалификации специалиста, позволяющая ему успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, осуществлять продуктивную профессиональную деятельность и актуализировать свои личностные ресурсы.
Структура профессиональной компетентности специалиста любого профиля, по мнению А.Г. Пашкова [3, стр. 34-35] включает:
- практическую (специальную) компетентность как высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;
- социальную компетентность, подразумевающую способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;
- психологическую компетентность как понимание того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;
- информационную компетентность - владение новыми инновационными педагогическими и информационными технологиями;
- коммуникативную компетентность, предполагающую знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;
- экологическую компетентность, основывающуюся на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;
- валеологическую компетентность, означающую наличие знаний и умений в области сохранения здоровья, в вопросах здорового образа жизни.
Рис. 1.Составляющие профессиональной компетентности специалиста (А.Г. Пашков).
Рассмотрение феномена компетентности в разных методологических проекциях, позволило сформировать синтетический концепт компетентности.
Базовыми для его построения основаниями, таким образом, выступили культурно-исторический подход в психологии, теории мотивации и концепты гуманистической психологии[2, стр. 216].
Переживание своего соответствия профессиональным требованиям, в частности и требованиям ситуации, вообще, при акцентировании внимания на значимости для субъекта внешних условий в гуманистической психологии интерпретируется как конгруэнтность и эго-идентичность.
Рассмотрение феномена компетентности в разных методологических проекциях, позволило сформировать синтетический концепт компетентности. Базовыми для его построения основаниями, таким образом, выступили культурно-исторический подход в психологии, теории мотивации и концепты гуманистической психологии.
С точки зрения формальных характеристик феномен компетентности рассматривается нами как переживание.
Понятие «переживание» имеет различные варианты интерпретации в отечественной психологии.
Вместе с тем, переживание в достаточной степени феноменологически согласуется с компетентностным аспектом отражения себя субъектом профессиональной деятельности, т.к., во-первых, компетентность как переживание обозначает личностный уровень эмоционального отражения действительности [1,стр. 48];
Интегральный характер переживания как формы психического релевантен компетентности как внутреннему концепту собственной успешности – неуспешности субъекта профессиональной деятельности, т.к. она (компетентность) имеет признаки идентификационного процесса и мотивационного состояния [5, стр. 89].
Подчеркнем неаддитивность феномена компетентности. Функциональные компоненты концепта компетентности могут выступать лишь планами анализа и интерпретации реалий пространства высшего образования и личностных проявлений его субъектов, т.е. средовых характеристик системы высшего образования.
Библиографический список
1. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолога): Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.08. – М., 1999. – 48 с.
2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М.: Московский психолого-социаьный институт, 2005. – 216 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / Ирина Алексеевна Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34–41.
4. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография / Департамент образования Администрация обл. ИУУ, Психологический инт-т РАО / Л.М. Митина, И.В. Вачков, И.Н. Грызлова и др.; под ред. Л.М. Митиной. – Кемерово, 1996. – 159 с.
5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. – №3. – С. 12–16.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|