Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова
Молодежная политика государства является не только одним из приоритетных направлений государства, но и определяющим фактором многих сторон социально-экономической и политической жизни в стране.
Молодёжь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Молодежь – молодые граждане, молодые семьи [1].
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи – 14-16 лет, высшая – 25-35 лет.
Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27 % от общей численности населения страны. Поэтому крайне актуальным является изучение процессов, происходящих в молодежной среде. От того, как разрешатся проблемы молодежи России, составляющей около трети населения, зависит нынешняя жизнеспособность и будущее страны [2].
Актуальность проблем формирования и реализации государственной молодежной политики связано и с определением приоритетных направлений и новых критериев ее эффективности, которые отвечали бы современным требованиям. Главной задачей государства должно стать создание благоприятной социально-экономической и духовно-нравственной базы для использования энергии молодежи в жизни страны и механизмов ее поддержки, социальных инициатив, помощь молодым людям в определении и реализации своих интересов, потребностей, жизненных перспектив путем продуманной, научно обоснованной молодежной политики.
С точки зрения перспективы, государственная молодежная политика должна быть ориентирована на восприимчивость новшествам и модернизациям общества, т.к. данная политика государства в России не имеет достаточных традиций и опыта эффективного функционирования.
Знакомство с современными исследованиями показывает, что проблема формирования и реализации молодежной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа возникших органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Проблематика развития районов и поселений, выстраивания особой молодежной политики на местном уровне пока еще не изучена.
Реализация молодежной политики на муниципальном уровне – системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.
Вся социальная политика в отношении молодежи на любом уровне – государственном, региональном, муниципальном – не сводится только к компенсациям, а содержит активный инновационный аспект, опирающийся на трудовой и творческий потенциал самой молодежи. Молодое поколение рассматривается не только и не столько как объект, но и как активный социально ответственный субъект молодежной политики.
Понимая, что потенциал молодежи может и должен быть реализован в качестве одного из важных ресурсов городского развития, в последние годы в городе Ярославле расширено понимание задач молодежной политики, которое выходит за рамки социально-профилактической работы. Поэтому идеология работы базируется на следующих положениях:
· Муниципальная молодежная политика должна пониматься как возвратное вложение средств в развитие человеческих ресурсов города, как «кадровая политика будущего»;
· Содержанием работы с молодежью всех субъектов молодежной политики должно быть создание объективных благоприятных условий цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения и инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах социальной жизни.
Стратегической задачей развития города Ярославля является формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения. Инвестиции в молодежную политику, в социальное развитие молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни города – это инвестиции в развитие производительных сил государства в целом и города Ярославля в частности.
Основными задачами Управления по молодежной политике мэрии города Ярославля являются:
· Содействие в формировании динамичной системы поддержки молодежи и вовлечения ее в социальную практику с учетом стратегии развития города Ярославля и приоритетных направлений государственной молодежной политики;
· Развитие системы муниципальных учреждений социального обслуживания подростков и молодежи и осуществление координации их деятельности;
· Обеспечение поддержки в реализации социально-значимых молодежных инициатив в городе Ярославле [3].
Реализация основных направлений молодёжной политики, определение перспектив развития отрасли, координация деятельности общественных организаций и объединений осуществляется на муниципальном уровне:
· Управлением по молодёжной политике мэрии г. Ярославля;
· Муниципальными учреждениями социального обслуживания подростков и молодежи, подведомственными управлению по молодёжной политике.
Молодежная политика на муниципальном уровне должна стать инвестиционной политикой вложения средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как основного экономического потенциала развития территорий муниципального образования.
Анализ практики деятельности органов молодежной политики показывает, что проводимые мероприятия в рамках реализации молодежной политики:
· лишь в 20 % соответствуют по целевым установкам современным экономическим условиям;
· в свою очередь, 80 % мероприятий молодежной политики дублируют функции других структурных подразделений органов исполнительной власти [4].
Анализируя сложившее состояние в реализации молодежной политики на муниципальном уровне, возникает необходимость перехода от отдельных не связанных друг с другом мероприятий, имеющих хаотичный характер подбора, дублирования функций смежных структур органов исполнительной власти, к политике включения молодежи в реальные процессы «строительства будущего» - процессы управления территориями муниципальных образований.
Муниципальному образованию необходима молодежная политика, которая позволила бы сформировать у местного молодежного сообщества: качества, свойства, потребности, обеспечивающие принятие молодежью исторической ответственности за развитие территорий муниципальных образований. Такими качествами и потребностями молодежи является высокий уровень ответственности, социального самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды (местного молодежного сообщества) как субъекта и объекта политической и экономической системы процесса развития территории муниципального образования.
Библиографический список
1. Закон Ярославской области N 65-з от 11.10.2006 «О молодежной политике».
2. Официальный сайт Российской Федеральной службы государственной статистики. (Электронный ресурс) режим доступа (Word Wide Web) http://www.gks.ru. (дата обращения: 20.09.12).
3. «Положение об Управлении по молодежной политике мэрии города Ярославля», утвержденное решением муниципалитета города Ярославля (в редакции от 16.10.2009 N 207, от 04.02.2011 N 425).
4. Сборник методических материалов в сфере государственной молодежной политики, - М.: 2009.- 235с.
РОЛЬ МОЛОДЕЖИ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
А. В. Филимонов
национальная безопасность и инновационное развитие России:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|